Решение данной задачи осуществляется при условии сотрудничества медицинских и коррекционных учреждений, обслуживающих раннее детство, при условии сочетания мер профилактической помощи беременным женщинам и детям группы «высокого риска».
Содержанием работы по решению данной задачи является систематическая просветительская работа, охватывающая медицинские учреждения, проводимая для специалистов медицинских и педагогических учреждений, семей, беременных женщин группы «высокого риска», матерей, имеющих новорожденных детей группы «высокого риска», и наблюдение за развитием детей группы «высокого риска», осуществление контроля за состоянием здоровья детей данной группы.
Просветительская работа специалистов Центра обеспечивает свободный доступ к информации о факторах риска, влияющих на возникновение отклонений в развитии у детей младенческого возраста, о мерах профилактической помощи матерям и детям группы «высокого риска», что в целом повышает уровень компетентности, осведомленности лиц, нуждающихся в такой информации.
Профилактической работой в Центре занимаются специалисты-дефектологи, педиатры, детские неврологи и врачи-отоларингологи, офтальмологи, психиатры. Следующей задачей Центр ставит перед собой выявление нарушений развития у детей группы «высокого риска». Решение этой задачи осуществляется при условии создания на базе Центра регистрационного отдела, в котором происходит накапливание информации о беременных женщинах и новорожденных детях группы «высокого риска», поступающей из женских консультаций и родильных домов.
Наиболее продуктивным методом работы в данном периоде является метод анкетирования, позволяющий собрать наиболее полный информационный материал и наблюдения за развитием ориентировочных реакций младенца (А. А. Венгер, Г. Л. Выгодская, Е. В. Кожевникова, Э. И. Леонгард, Т. В. Пелымская, Л. А. Чистович, Н. Д. Шматко).
Таким образом, в условиях объединенной работы в Центре семейной абилитации специалистов медицинских и коррекционных учреждений, в процессе длительного наблюдения и комплексного обследования детей раннего возраста проводится выявление отклонений в развитии у детей первого года жизни группы «высокого риска» и изучение особенностей развития детей данной группы.
Второй этап: задачей Центра является создание службы семейной абилитационной помощи детям первого года жизни, имеющим отклонения в развитии. Направления работы:
– с детьми;
– с родителями.
Решение данной задачи осуществляется в процессе:
– изучения особенностей развития детей первого года жизни, имеющих отклонения в развитии;
– внедрения комплекса коррекционных мероприятий, направленных на всестороннее развитие младенца, имеющего отклонения в развитии;
– проведения комплексной коррекционный работы с использованием специальных упражнений, стимулирующих всестороннее развитие младенца, имеющего нарушения развития;
– осуществления комплексного медико-психолого-педагогического обследования детей раннего возраста с нарушенным слухом до начала коррекционной работы и по окончании ее.
Значимым принципом, осуществляющим решение поставленных Центром задач, является принцип последовательного изменения форм и приемов работы с учетом индивидуальных особенностей развития ребенка, возрастных изменений развития, индивидуальных особенностей семьи. Это означает создание специалистами индивидуальных коррекционных программ для каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей семьи, воспитывающей младенца с отклонениями в развитии.
Решение данной задачи обеспечивается в процессе:
– объединения специалистов медицинских и коррекционных учреждений (психологов, сурдопедагогов, воспитателей) для проведения мероприятий профилактического, консультационного и коррекционного направлений;
– создания специальных коррекционных кабинетов, в которых проводятся специальные мероприятия для детей раннего возраста, имеющих нарушения (коррекционные кабинеты имеют специальное оборудование, обеспечивающее проведение занятий);
– организации службы помощи семье, имеющей ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии.
Третий этап организации коррекционной помощи семьям. Основной задачей данного этапа является работа с родителями младенца, имеющего отклонения в развитии, направленная на установление близкого контакта ребенка и взрослых в семье с целью создания атмосферы взаимопонимания младенца и взрослого.
Решение задач, поставленных Центром на данном периоде работы, осуществляется в процессе создания консультативных кабинетов для семей детей с отклонениями в развитии на базе детских медицинских и коррекционных учреждений. Консультации проводят специалисты разного профиля. Психологи, педиатры, психиатры и детские неврологи ведут просветительскую работу, знакомят родителей со спецификой и характером поражения, имеющегося у ребенка.
Консультирование по вопросам специфики и характера нарушения развития у ребенка помогает выбрать правильное направление коррекционной помощи младенцу. Родители объединяются в группы, посещают различных специалистов, выбирают направление коррекционной работы, активно участвуют в деятельности Центра. Служба помощи при Центре помогает получить информацию, необходимую для воспитания и обучения ребенка.
Кроме того, специалистами внедряется система «стиль сближения», обеспечивающая взаимопонимание младенца и родителей. Авторами системы являются английские медики Уильям и Марта Серз. Система «стиль сближения» подразумевает обучение родителей системе общения, позволяющей понимать ребенка, что обеспечивает взаимопонимание, близкий контакт, общение родителей и младенца на невербальном уровне.
Комплексы упражнений проводятся с матерью в семье в свободное от режимных моментов время под руководством специалистов. Занятия с родителями проводятся по двум направлениям:
– обучение родителей пониманию сигналов ребенка и умению отвечать на сигнал воздействием;
– обучение родителей проведению различных мероприятий коррекционного направления, обеспечивающих развитие ребенка.
В условиях совместной работы службы помощи Центра и семьи обеспечивается близкий контакт и взаимопонимание родителей и младенца, возникает возможность планирования распорядка дня, обеспечивается спокойствие ребенка и взрослых, улучшается моральный климат в семье.
С целью внедрения системы «стиль сближения» проводится комплекс упражнений по дифференциации воздействия и воспитанию реакции на воздействие.
Обеспечение стабильного проведения упражнений по внедрению системы «стиль общения» взрослых и ребенка первого года с отклонениями в развитии возможно при выполнении семьей следующих условий:
– иccледование поведения ребенка с целью сближения его со взрослыми, установления близкого контакта и взаимопонимания;
– установление связи ребенка и матери на основе цепочки «сигнал – ответ, сигнал – реакция», которая обеспечивает ранний контакт, взаимопонимание матери и ребенка, подразумевает постоянную близость матери, в том числе ночью (кормление на руках, общение с ребеноком, находящимся на руках, в течение всего дня, разговор «лицо в лицо»);
– создание комфортной среды, способствующей развитию и контакту;
– выбор кодовой системы, удобной для младенца, с учетом его индивидуальных особенностей;
– реализация всех условий всеми членами семьи.
Замечено, что ребенок плачет по-разному в зависимости от того, какую потребность он ощущает. В случае проявления систематических реакций взрослого на сигналы ребенка (определенное действие на определенный сигнал) у ребенка формируется стойкий образ действия, следующего за подаваемым им сигналом. Ребенок дифференцирует реакцию (ответ), употребляя при различных желаниях различные сигналы, сознательно оповещая взрослого о своих потребностях.
Родителям, участвующим в процессе по формированию у матери умений считывать информацию младенца, рекомендуется подстраиваться под настроение и желание ребенка. В этом случае обеспечивается возможность для полноценного общения матери с ребенком на невербальном уровне.
Для упражнений рекомендуется использовать специально подобранный речевой материал соответственно возрасту и возможностям ребенка. Употребление речевого материала считается возможным, если:
– мать и ребенок смотрят друг на друга;
– ребенок переживает приятные ощущения;
– мать сопровождает речь естественными жестами и мимикой;
– говорит просто и без лишних звуков;
– говорит медленно, нараспев;
– повторяет несколько раз одно и то же слово через значительную паузу;
– дает возможность ребенку ответить, поощряя мимикой и тактильно каждый его звук, показывая, что его поняли;
– употребляет главное слово в конце фразы, давая ребенку возможность угадывать смысл сказанного;
– избегает местоимений, называя себя «мама», всех окружающих – по именам, давая ребенку возможность дифференцировать названное;
– в любой момент общения с ребенком необходим близкий тактильный физический контакт – мать привлекает внимание ребенка, нежно дотрагиваясь до него.
Четвертый этап. Главной задачей организации абилитационной работы с детьми раннего возраста с отклонениями в развитии является создание комплекса развивающих коррекционных мероприятий для детей раннего возраста.
Коррекционные мероприятия включают в себя системы упражнений, используемых в разном сочетании и направленных на психомоторное развитие и развитие общения младенцев, имеющих нарушения развития.
Коррекционные мероприятия рекомендуется направлять на развитие, воспитание и обучение младенцев в процессе совместной со взрослыми деятельности различного характера, обеспечивающей взаимодействие ребенка и взрослых в семье.
Организация семейной абилитационной помощи осуществляется по следующим направлениям:
– ориентация и перемещение в пространстве;
– формирование схватывания;
– развитие общения.
Учет основных направлений развития младенцев позволяет осуществлять коррекционную помощь по всем направлениям в разных сочетаниях. Коррекционная работа на обучающем этапе проводится по всем направлениям психомоторного развития и развития общения младенца, имеющего нарушения развития.
Е. В. Кожевникова, Е. М. Мастюкова, Т. В. Пелымская, У. и М. Серз, Н. Д. Шматко и другие предлагают следующее содержание работы психомоторного развития:
– обучение перемещению в пространстве;
– развитие движения глаз;
– развитие ползания;
– развитие прямостояния;
– обучение схватыванию;
– развитие манипулирования;
– обучение общению;
– развитие эмоционального общения;
– развитие потребности в общении;
– развитие восприятия и мышления;
– развитие памяти и внимания.
Основным направлением работы является развитие общения с окружающими взрослыми ребенка раннего возраста, имеющего нарушения развития.
На начальных этапах работы преимущество отдается мероприятиям, в процессе проведения которых развивается ориентация и перемещение в пространстве, слухо-зрительные ориентации, развитие движений и координации, ползание и прямостояние, формируется схватывание, а позднее развивается предметная деятельность. Параллельно осуществляется работа по развитию общения на вербальном и невербальном уровне. В работе с ребенком первых трех месяцев отдается предпочтение общению на невербальном уровне, с помощью неречевых средств. В работе с ребенком в возрасте от трех месяцев больше времени отдается речевому общению, в котором употребляются неречевые средства, как сопровождающие и поясняющие речевые высказывания.
В упражнения по формированию зрительной ориентации рекомендуется включать обучение матери приемам, способствующим развитию зрительного внимания ребенка. Для этой работы:
– необходимо привлекать внимание ребенка к своему лицу, стараясь поймать его взгляд, при этом ласкать ребенка, доставляя ему приятные ощущения; мимика лица взрослого должна быть выразительной и разнообразной;
– в любой момент общения с ребенком необходим близкий тактильный физический контакт; мать привлекает внимание ребенка, нежно дотрагиваясь до него;
– все предметы, предлагаемые ребенку к действию, должны быть яркими и звучащими; матери необходимо держать предметы на уровне своего лица.
Известно, что ребенок в возрасте нескольких дней умеет связывать появление матери с приемом пищи. Можно предположить, что при правильно организованной деятельности ребенок сможет связывать появление матери с другими разнообразными явлениями. Для ребенка мать является объектом пристального внимания, поэтому мы рекомендуем родителям:
– размещать в комнате, в которой находится ребенок, в поле зрения ребенка бытовые предметы, необходимые матери для деятельности;
– выдерживать стабильный ритм в режиме дня и постоянное месторасположение предметов, осуществление деятельности с которыми происходит в поле зрения ребенка.
Упражнения по воспитанию слуховой ориентации. Работа над планомерным развитием слухового восприятия по методике, разработанной Е. П. Кузьмичевой и А. Леве, проводится на специально организованных занятиях. Сопутствующее развитие осуществляется повседневно, в любой момент жизнедеятельности ребенка.
Развитие слухового восприятия подразумевает:
– создание благоприятной звуковой среды в условиях семьи;
– постоянное речевое общение с ребенком всех взрослых в семье.
Все перечисленные условия являются значимыми и обеспечивают проведение комплекса упражнений по развитию слухового восприятия, куда входят следующие упражнения:
– соотнесение звука с предметом во время деятельности;
– озвучивание всех действий:
– слушание через наушники музыки, радио, телевизора;
– игра музыкальными игрушками;
– определение источника звука;
– извлечение звука из предмета.
В процесс упражнений включен комплекс коррекционных мероприятий, обеспечивающий обучение перемещению в пространстве ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии.
Проводятся специально организованные упражнения, с учетом возраста и индивидуальных особенностей ребенка, включающие в себя развитие:
– ползания;
– схватывания;
– манипулирования;
– прямостояния.
До трехмесячного возраста ребенка рекомендуется проведение щадящей гимнастики и массажа под контролем специалистов. Кроме того, родители помогают ребенку овладеть пространственной ориентацией, перемещая его на руках и в коляске, переворачивая его с боку на бок, со спины на живот. Внимание родителей обращается на значимость перемещения ребенка снизу вверх и сверху вниз, так как это помогает регулировать позу и равновесие, тренирует вестибулярный аппарат.