III. Логопедическое обследование




II. Анамнез

1. Наличие речевых, нервно-психических и хронических заболеваний у

родителей и родственников до рождения ребенка

_________________________________________________________________

2. Протекание беременности

- от которой по счету беременности ребенок ____________________________

- характер беременности (токсикозы (1-ой, 2-ой половины беременности);

- хронические заболевания матери (заболевания печени, почек, сердечно-

сосудистой и эндокринной системы и др.) ______________________________

_________________________________________________________________

- простудные и инфекционные заболевания, перенесенные матерью во

время беременности (в 1-й, 2-й половине) ______________________________

__________________________________________________________________

- применение медикаментозных средств (жаропонижающие, противосудорожные, антикоагулянтные, антипаразитические, сензитивные средства, антибиотики, гормональные препараты и их синтетические аналоги)

________________________________________________________________

- влияние химических веществ, широко применяющихся в промышленности и быту (бензин, формальдегид, ядохимикаты, кислоты, фенолы и т.д.)

_________________________________________________________________

- повышенный фон радиационного излучения ____________________________

- экологические вредности ____________________________________________

- употребление алкоголя, никотина, наркотиков _________________________

- психические и физические травмы матери во время беременности (1-ая, 2-ая половина беременности) _________________________________________

- резус-фактор (совместимость, отрицательный) __________________________

3. Протекание родов

- роды в срок, досрочные ____________________________________________

- характер протекания родов (нормальные; стремительные, затяжные, воженные);

- слабость родовой деятельности матери, применение средств родовспоможения (стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция); _______________

- наложение щипцов; кесарево сечение; наличие асфиксии (синей, белой);

- травмы во время родов (переломы, черепно-мозговые травмы, кровоизлияния, родовая опухоль у ребенка) ___________________________________________

вес и рост ребенка при рождении _____________________________________

4. Раннее постнатальное развитие ребенка

- вскармливание (когда принесли кормить) ребенка ______________________

_________________________________________________________________

- характер грудного вскармливания (активное сосание, отказ от груди, трудность удержания соска, засыпание во время кормления, быстро наступающая утомляемость, частые поперхивания, обильные срыгивания при кормлении, до какого времени осуществлялось грудное вскармливание, последующее вскармливание (смешанное, искусственное) _____________________________

- характер «жизненнего ритма младенца» (без особенностей, чрезмерное двигательное беспокойство, постоянный и ничем не объяснимый плач, стойкое нарушение сна) ___________________________________________________

- раннее психомоторное развитие (удерживает голову с ___________, сидит

___________________, стоит _______________, ходит__________________

5. Перенесенные заболевания:

- до года _________________________________________________________

- после года _______________________________________________________

- ушибы, травмы головы ____________________________________________

- судороги при высокой температуре __________________________________

- наличие или отсутствие оперативного вмешательства (закрытие нёбной расщелины, удаление аденоидов, полипов носовой полости и т.д.) __________

__________________________________________________________________

6. Речевое развитие ребенка

время появления и характер:

гуления __________________________________________________________

первых слов ______________________________________________________

фразовой речи ____________________________________________________

речевая среда _____________________________________________________

 

Вывод: ___________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

III. Логопедическое обследование

1. Психологические особенности ребенка

- контактность _____________________________________________________

- особенности поведения _____________________________________________

_________________________________________________________________

2. Состояние слуховой функции

а) слуховое внимание и восприятие:

- узнавание и различение звучания музыкальных инструментов, звучащих игрушек _________________________________________________________

- определение направления источника звука ____________________________

б) восприятие речи:

- беседа __________________________________________________________

- выполнение специальных заданий, содержащих несколько последовательно данных инструкций: «Подойди к шкафу, возьми с нижней полки

красный кубик, положи его на стол рядом с карандашами» ________________

__________________________________________________________________

 

Вывод: ____________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Состояние зрительного восприятия, пространственного праксиса:

- называние и дифференциация основных цветов и их оттенков ______________

___________________________________________________________________

- соотнесение картинки с цветовым фоном _______________________________

- показ правой, левой руки __________________________________________

- показ предметов впереди, позади, вверху, внизу ________________________

__________________________________________________________________

- складывание разрезных картинок из 2, 4, 6 частей ______________________

__________________________________________________________________

- складывание фигурки из палочек (по образцу, по памяти) ________________

__________________________________________________________________

 

Вывод: ___________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Состояние двигательной сферы

а) общая моторика:

- естественные движения _____________________________________________

- прыжки на обеих ногах _____________________________________________

- прыжки на правой (левой) ноге ______________________________________

- поймать брошенный мяч ___________________________________________

- подбросить мяч над головой, поймать __________________________________

 

Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________

объем выполняемых движений (полный, неполный);

темп (нормальный, быстрый, медленный);

активность (нормальная, заторможенность, двигательное беспокойство); координация движений (нормальная, некоординированность);

способность удерживать равновесие (удерживает, не удерживает)

 

б) ручная моторика:

· кинестетическая основа движения

- одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой (левой)

руки, обеих рук ___________________________________________________

- одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой (левой)

руки, обеих рук ___________________________________________________

- положить кисть правой (левой) руки с вытянутыми пальцами перед

собой, поместить указательный палец на средний (и наоборот)

_________________________________________________________________

- соединить в кольцо большой палец с указательным (средним, безымянным, мизинцем) правой (левой) руки, обеих рук, кинетическая основа движения

_________________________________________________________________

- поочередное сгибание (разгибание) пальцев правой (левой) руки, начиная

с большого (мизинца) _______________________________________________

- «пальчики здороваются» ___________________________________________

- «игра на рояле» __________________________________________________

- одновременное изменение положений кистей рук ________________________

- «кулак – ребро - ладонь» ____________________________________________

 

Вывод: ___________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________

объем движений (полный, неполный);

темп выполнения (нормальный, быстрый, медленный);

активность (нормальная, заторможенность, двигательное беспокойство); способность к нахождению и удержанию позы (находит, длительный поиск, трудность удержания);

способность к переключению движений (переключается, пропуски, перестановки, лишние движения);

координация движений (нормальное, некоодинированность);

наличие синкинезий в общескелетной, мимической, артикуляционной мускулатуре (отсутствуют, отмечаются)

 

в) артикуляционная моторика:

· движения нижней челюсти

- открыть рот ______________________________________________________

- закрыть рот ______________________________________________________

- попеременно открыть, закрыть рот ___________________________________

- подвигать нижней челюстью из стороны в сторону ______________________

движения губ

- «улыбка» с оскалом резцов _________________________________________

- «хоботок» _______________________________________________________

- попеременно «улыбка» - «хоботок» ____________________________________

· движения языка

- высунуть язык, удержать по средней линии ____________________________

- широкий язык («лопатка») __________________________________________

- узкий язык («иголочка») ___________________________________________

- попеременно «лопатка» - «иголочка» __________________________________

- поднять кончик язык за верхние резцы _________________________________

- опустить кончик языка за нижние резцы _______________________________

- попеременно поместить кончик языка за верхние – за нижние резцы ________

- узким кончиком языка коснуться правого, затем левого углов рта

движения мягкого нёба ______________________________________________

- покашлять с открытым ртом (язык на нижней губе) _____________________

- произнести звук <а> с широко открытым ртом __________________________

· работа мышц лицевой мускулатуры

- надуть щеки ______________________________________________________

- поднять брови ____________________________________________________

- нахмурить брови __________________________________________________

- поочередно зажмурить глаза _______________________________________

- наморщить нос ___________________________________________________

- поднять верхнюю губу _______________________________________________

 

Вывод:_______________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

наличие или отсутствие движения;

объем движений (полный, неполный);

активность (нормальная, заторможенность, двигательное беспокойство);

темп выполнения (нормальный, быстрый, медленный);

способность нахождения и удержания позы (находит, удерживает, заменяет одно

движение другим, длительный поиск и трудность удержания позы);

мышечный тонус (нормальный, повышенный, пониженный, изменчивый);

наличие синкинезий (отсутствуют, отличаются);

способность к переключению движений (переключается, пропуски, перестановки, лишние движения);

тремор кончика языка при повторных движениях и удержании позы;

отклонение кончика языка при высовании;

увеличение гиперкинезов или замедление темпа при повторных движениях; слюнотечение;

отклонение маленького язычка в сторону;

тип смыкания мягкого нёба с задней стенкой глотки (активный, рефлекторный, пассивный, функциональный);

гипокинез мягкого нёба;

сглаженность носогубных складок

 

5. Анатомические строение периферического отдела артикуляционного аппарата.

- губы (тонкие; толстые; укороченная верхняя губа; расщелина верхней губы: частичная, полная; односторонняя, двухсторонняя)

- зубы (отсутствие зубов; зубы редкие, мелкие, неправильной формы, расположенные вне челюстной дуги; диастема; сверхкомплектность

- прикус (прямой; глубокий; переднеоткрытый; боковой открытый односторонний или двухсторонний; перекрестный; прогнатия; прогения)

- язык (макроглоссия; микроглоссия; короткая или укороченная, толстая

или утолщенная подъязычная связка; наличие после операционного узла)

- твердое и мягкое нёбо

(высокое, готическое нёбо; низкий уплощенный свод нёба;

расщелина: сквозная односторонняя или двухсторонняя; несквозная полная или неполная; субмукозная; укорочение мягкого нёба;

отсутствие, укорочение или раздвоение маленького язычка;

рубцовые изменения нёба и боковых стенок глотки;

наличие послеоперационных щелей;

носовые полипы;

аденоиды;

опухоли носовой полости;

искривление носовой перегородки;

срастание мягкого нёба с дужками, миндалинами или задней стенкой глотки; увеличение глоточной непарной миндалины)

 

Вывод: ___________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

6. Состояние звукопроизношения

- гласные звуки ____________________________________________________

- губные звуки _____________________________________________________

- переднеязычные звуки _____________________________________________

- среднеязычные звуки _______________________________________________

- заднеязычные звуки ________________________________________________

 

Вывод: ___________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

объем нарушений звукопроизношения (мономорфное, полиморфное); характер нарушения произношения (отсутствие; замена на другие звуки; искаженное произношение и его вид; назализованность гласных и ротовых согласных звуков; неназализованность носовых звуков)

 

7. Состояние звукослоговой структуры слов

- повторение слов:

ваза, каша, снег, шарф, хлеб, крыша, кошка, капуста, вдвоем, блюдце, аквариум, стрекоза, сквозняк, скворечник, хитрая, сахарница, прилетели, выкрасилась, притворилась, земляника, сковорода, температура, милиционер, водопроводчик, парикмахерская, художественный

 

- повторение предложений:

Картошку жарят в сковороде.

В аквариуме плавают рыбки.

У мальчика поднялась температура.

Милиционер ездит на мотоцикле.

 

8. Состояние дыхательной и голосовой функций

- тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, смешанное) _______________________________________________________

- объем, продолжительность, плавность речевого выдоха (достаточный,

недостаточный; продолжительный, непродолжительный; плавный, неплавный или прерывистый) _________________________________________________

- голос (по силе: нормальный, чрезмерно громкий, чрезмерно низкий;

по высоте: модулированный, недостаточно модулированный;

по тембру: гнусавый, глухой) ________________________________________

- направление голосовыдыхательной струи при речи (через рот и нос; только через нос; только через рот) ___________________________________

 

Вывод: ___________________________________________________________

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________

 

9. Состояние просодических компонентов речи

- темп речи (нормальный, ускоренный, замедленный)

- ритм (нормальный, дисритмия)

- паузация (правильная или неправильная расстановка пауз в речевом потоке)

- интонация (повествовательная, вопросительная, восклицательная, побудительная)

 

Вывод: ____________________________________________________________

_________________________________________________________________

___________________________________________________________________

 

10. Состояние фонематических функций

а) дифференциация звуков:

- слуховая дифференциация звуков, не смешиваемых в произношении

(почка – бочка; мошка – ножка; банка – банька; мышка – мишка; корка -

горка; дом – ком)

- слуховая дифференциация звуков, смешиваемых в произношении

(рак -лак; гроза – глаза; угорь – уголь; суп – зуб; коса – коза; свет – цвет;

Луша – лужа; кочка – кошка; миска – мишка; речка – редька; лес – лещ)

- определение правильности слов

(магазин, нилиционер, мога, сопака, бочка, барикмахерская, стрекоса, сова, шанки, шук, колубь, груша, агвариум, щасы, чайник, ландыш, девочка, зорока, чипр, кровачь, щенок, чука, плаш, козмонавт, семляника, шаба, ежи, жуба, жаяц, цковорода, щапка, яшик, человек)

- слухо-произносительная дифференциация та – да; ба – ма; да – га; ва –

та; ня – на; ка – га; фа – фя; ма – ка; ба – на – ба; ка – ка – га; на – ня – на;

са - та – са; за – за – жа; ца – са – ца; ча – тя - ча

 

Вывод: ___________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

б) способность к фонематическому анализу и синтезу:

- выделение ударного гласного в начале слова: Аня, аист, Оля, осы, утро,

умный, Ира, иней

- выделение звука из слова:

- звук <C>: сом, мак, нос, коса, утка, миска, дерево, автобус, лопата, санки

- звук <Ш>: дым, шар, нога, душ, киша, кошка, картина, подушка, камыш

- звук <Р>: рак, дом, перо, стакан, пирамида, машина, топор, сказка, роза

- звук <Л>: сад, лом, шум, лапа, бумага, весло, самокат, булавка, стол

- определение первого, последнего звука в слове: мак, дом, рука, ландыш, палец, колесо, самолет

- определение местоположения звука в слове: сумка, капуста, нос; рак, пароход, топор

- определение последовательности и количества звуков в слове: дым, ваза, кошка, волк

- составление слова из последовательно названных звуков: <C>, <О>, <К>;

<Л>, <У>, <Ж>, <А>; <П>, <О>, <Л>, <К>, <А>

 

в) фонематические представления

· отобрать картинки с названным звуком:

- звук <С>: носок, сумка, кошка, гусь, ваза, весы, цыпленок, пижама, роза,

лодка, мышь, стакан

- звук <Р>: моряк, ракета, ландыш, жаба, лейка, топор, пароход, рыба, кар-

тина, лапа

- подобрать слова с названным звуком

 

Вывод: ____________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

 

11. Состояние лексики

а) словарь существительных:

- называние предметных картинок по лексическим темам

- обобщение названий картинок одним словом

- называние целого предмета и его частей: стул – ножки, сиденье, спинка;

машина – кабина, фары, колеса, кузов; рубашка – рукав, воротник, пуговицы; рука – плечо, локоть, кисть, пальцы; лицо – брови, ресницы, подбородок, лоб

б) глагольный словарь:

- называние действий по предъявленному предмету

расческа - лейка -

игла - карандаш -

лопата - удочка -

- называние глаголов движения

улитка - корабль -

рыба - заяц -

самолет - птица -

- называние профессиональных действий

врач - маляр -

учитель - повар -

художник - шофер -

- называние действий

(щенок идет, лакает, сидит, лежит, грызет, играет, лает, спит, кусает)

в) словарь прилагательных

- называние цвета:

красный, синий, желтый, зеленый, коричневый, серый, голубой, розовый, оранжевый

- подбор определений к слову:

еж - бабочка -

роза - дерево -

друг - цветок -

г) подбор антонимов (с 6-ти лет)

делать добро - поднимать гирю -

большой мяч - широкий пояс -

старый друг - покупать фрукты -

 

Вывод: _______________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

12. Состояние грамматического строя речи

· Состояние словоизменения:

- изменение имен существительных по числам:

петух - дерево -

улитка - перо -

стол - колесо -

стул - рот -

лист - лев -

кукла - пень -

- изменение имен существительных по падежам

У меня есть кукла. Я нарисую …

У меня нет … Я любуюсь …

Я завяжу бант … Я говорю о …

- употребление формы родительного падежа множественного числа

дом - … кофта - …

ключ - … ручка - …

стакан - … платье - …

день - … блюдце - …

книга - … дерево - …

вилка - … окно - …

- употребление предлогов (на материале картинок или демонстрации

действия): на, из, в, к, от, с, под, из-за, из-под, около

- согласование имен прилагательных с существительными (называние

цвета)

шар – голубой небо - …

кофта - … рукавицы - …

- согласование имен существительных с числительными «два» и «пять»

гриб - … два - … пять - …

заяц - … два - … пять - …

белка - … две - … пять - …

яблоко - … два - … пять - …

ночь - … две - … пять - …

- изменение глаголов в форме настоящего времени по числам

мальчик стоит - мальчики …

мальчик бежит - мальчики …

девочка поет - девочки …

девочка пьет - девочки …

- изменение глаголов в форме прошедшего времени по родам

мальчик упал – девочка … - дерево - …

кот ушел – собака … - стадо - …

фонарь светил – лампа … - солнце - …

 

Вывод: ______________________________________________________________

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________

 

· Состояние словообразования

а) суффиксальный способ образования:

 

- уменьшительно-ласкательные суффиксы

миска - … цветок - …

машина - … дом - …

пуговица - … платье - …

солнце - … скамейка – …

кукла - … ухо - …

 

- суффиксы увеличительности

дом - … волк - …

нос - … глаза - …

 

- суффиксы вместилища

сахар - … чернила - …

салат - … масло - …

хлеб - … конфеты - …

б) префиксальный способ образования

ходит - …

летает - …

наливает - …

в) образование качественных прилагательных

- Лису за хитрость называют…

- Зайца за трусость называют …

- Зиму за снег называют …

- Осень за дождь называют …

г) образование относительных прилагательных

стакан из стекла - … варенье из яблок - …

шапка из меха - … коробка из картона - …

кофта из шерсти - … рыба из моря - …

д) образование притяжательных прилагательных (с 6-ти лет)

книга дедушки - … уши зайца - …

платок мамы - … рога оленя - …

хвост лисы - … берлога медведя - …

 

Вывод:____________________________________________________________

__________________________________________________________________

___________________________________________________________________

 

13. Состояние связной речи (пересказ рассказа, составление рассказа по

серии сюжетных картинок)

 

Вывод: ___________________________________________________________

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

IV. Логопедическое заключение

1. Группа нарушения речи по симптомологической (психолого-педагогической) классификации (фонетическое, фонетико-фонематическое, общее недоразвитие речи)_________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Вид и форма нарушения речи по клинико-педагогической классификации (дислалия: механическая, функциональная моторная, функциональная сенсорная, смешанная; дизартрия: псевдобульбарная, экстрапирамидная, корковая, мозжечковая; ринолалия: открытая (органическая или функциональная), закрытая (органическая или функциональная) ______________________________________________________________________________________________________________________________________



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: