ЗПР при отставании в развитии отдельных видов




Психической деятельности.

В этой группе интеллектуальная недостаточность неразрывно связана с парциальным нарушением темпа созревания отдельных нейрофизиологических систем: мозговых механизмов речи, психомоторики, механизмов, определяющих выработку так называемых школьных навыков (чтение, письмо, счет). Запаздывают в своем созревании чаще всего функции или их компоненты, которые в процессе онтогенеза возникают в более позднем периоде и формирование которых находится в тесной зависимости от воспитания и обучения. При этом в структуре психического дефекта основное место занимает недостаточность тех сторон познавательной деятельности, которые тесно связаны с задержанными в своем созревании функциями.

Одним из этапов дизонтогенеза является развитие моторики, играющей большое значение в развитии психики ребенка.

Недоразвитие моторики влечет за собой снижение возможностей ребенка овладения окружающим миром, и, в частности, таким важными для интеллектуального развития ребенка навыками, как письмо, чтение, счет и т. д. Так, некоторые нарушения письма и чтения могут иметь своей причиной отставание в формировании ведущей руки либо различную доминантность по руке и глазу. А недоразвитие функции внимания может быть вызвано как неспособностью к длительному поддержанию рабочей позы, так и, наоборот блокированием в одной позе, невозможностью ее свободного целесообразного изменения. Далее для овладения различными навыками необходим определенный уровень координации движений, обеспечивающий их точность, пластичность, переключаемость. Недоразвитие переключаемости ведет к тому, что техническая сторона движения (например, в письме) оказывается в центре внимания ребенка. В связи с этим снижается контроль над смыслом действия, что нередко приводит к различным нарушениям письма (персеверации, замена букв и т. д.)

При парциальных задержках речевого развития не сформированными в нормальные возрастные сроки оказываются отдельные компоненты речевой функции, такие, например, как фонематический синтез и анализ (способность воспринимать и четко дифференцировать звуки слышимой речи и использовать ее в собственной речи, а также при письме и чтении). Даже при легком недоразвитии этой функции могут возникать серьезные затруднения при овладении грамотой. У таких детей нарушения различения близких фонем, звонких и глухих согласных, свистящих и шипящих, ошибки при сочетании нескольких согласных. При этих нарушениях возникают затруднения в понимании речи окружающих, невозможность чтения и письма или ошибки при чтении и письме под диктовку. В то же время успеваемость по другим предметам удовлетворительная, достаточен уровень обобщения, часто сохранена работоспособность. Вместе с тем у детей обнаруживаются снижение или отсутствие интереса к изучению родного языка, нежелание читать, пересказывать.

В других случаях может быть задержка формирования звукопроизносительной стороны речи при сохранности физического и фонематического слуха, а также при отсутствии артикуляторных расстройств. В устной речи у таких детей наблюдается нечеткость произношения, смешение звуков, близких по способу произнесения, но разных по месту артикуляции. При формировании письма и чтения у таких детей резко выражено проговаривание вслух, которое позволяет им как бы улучшить кинестетический компонент, который у них является дефектным. У некоторых детей могут наблюдаться парциальные расстройства навыков письма, чтения и счета при отсутствии признаков нарушенного речевого развития.

 

ЗПР при общем недоразвитии речи.

Одной из распространенных форм речевой патологии является «недоразвитие речи». Этим термином обозначают отсутствие или врожденное недоразвитие всех сторон речи в связи с поражением мозговых механизмов в период, предшествующий ее появлению. В раннем детском возрасте наблюдается отсутствие лепета, запаздывание речевых реакций. Первые слова возникают лишь с 2-3 лет, а иногда позднее. Фразовая речь появляется к 5-6 годам и состоит из упрощенных предложений. Обнаруживаются грубые расстройства всех сторон речи: фонематические, фонетические, лексические и грамматические. В дошкольном возрасте обнаруживается определенная интеллектуальная продуктивность, которая диссоциируется с почти полным отсутствием речи. В младшем школьном возрасте продолжают превалировать речевые расстройства. С началом обучения выявляются специфические расстройства чтения и письма, отражающие нарушения устной речи: дети медленно усваивают написание букв, плохо запоминают сходные по звучанию фонемы, затрудняются при написании окончаний, безударных гласных, написании предлогов.

Дальнейшая возрастная динамика характеризуется постепенным сглаживанием речевых расстройств, но у учащихся старших классов специализированной школы еще остаются дефекты в произношении, грамматическом строе устной и письменной речи, в понимании и написании сложных логико-грамматических конструкций.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: