Тема 13. Гарантии и защита прав местного самоуправления




Гарантии местного самоуправления: понятие и система. Гарантии местного самоуправления: конституционно-правовые, финансово-экономические, социальные, юридические.

Гарантии и защита прав местного самоуправления в отношениях с вышестоящими государственными органами. Разрешение споров.

Гарантии и защита прав местного самоуправления в отношениях с учреждениями, предприятиями и организациями, находящимися на территории местного сообщества.

Защита интересов граждан, а также предприятий, учреждений и организаций в отношениях с органами местного самоуправления.

Реализация права на судебную защиту.

4.2. Тематическое планирование

4.2.1. Тематический план курса для студентов заочной формы обучения специальности «Государственное и муниципальное управление», обучающихся по основной образовательной программе на базе среднего (полного) общего образования (срок обучения 5 лет)

№ пп Наименование тем, разделов Все-го Аудиторные занятия  
Лек-ции Практические занятия Самос-тояте-льная работа
1. РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. Тема 1. Понятие и признаки местного самоуправления          
2. Тема 2. Понятие муниципального права          
3. РАЗДЕЛ II. КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА. Тема 3. Местное самоуправление в зарубежных странах          
4. Тема 4. Местное самоуправление в дореволюционной России          
5. Тема 5. Опыт местного самоуправления в Советской России до 1991 года          
6. РАЗДЕЛ III. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. Тема 6. Система местного самоуправления. Территориальные основы          
7. Тема 7. Участие населения в осуществлении местного самоуправления          
8. Тема 8. Организационно-правовые основы местного самоуправления. Муниципальная служба          
9. Тема 9. Нормотворчество органов местного самоуправления. Разработка и принятие устава муниципального образования          
10. Тема 10. Финансово-экономические основы местного самоуправления          
11. Тема 11. Полномочия местного самоуправления          
12. РАЗДЕЛ IV. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. ГАРАНТИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. Тема 12. Ответственность местного самоуправления        
13. Тема 13. Гарантии и защита прав местного самоуправления          
  Зачет        
  ИТОГО        

4.2.2. Тематический план курса для студентов заочной формы обучения специальности «Государственное и муниципальное управление», обучающихся по ускоренной программе на среднего профессионального и базе высшего профессионального образования (срок обучения 3,5 года)

№ пп Наименование тем, разделов Аудиторные занятия Самос-тояте-льная работа Всего
Лек-ции Практические занятия
1. МОДУЛЬ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. Тема 1. Понятие и признаки местного самоуправления          
2. Тема 2. Понятие муниципального права          
3. РАЗДЕЛ II. КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА. Тема 3. Местное самоуправление в зарубежных странах          
4. Тема 4. Местное самоуправление в дореволюционной России          
5. Тема 5. Опыт местного самоуправления в Советской России до 1991 года          
6. РАЗДЕЛ III. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. Тема 6. Система местного самоуправления. Территориальные основы          
7. Тема 7. Участие населения в осуществлении местного самоуправления          
8. Тема 8. Организационно-правовые основы местного самоуправления. Муниципальная служба          
9. Тема 9. Нормотворчество органов местного самоуправления. Разработка и принятие устава муниципального образования          
10. Тема 10. Финансово-экономические основы местного самоуправления          
11. Тема 11. Полномочия местного самоуправления          
12. РАЗДЕЛ IV. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. ГАРАНТИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. Тема 12. Ответственность местного самоуправления        
13. Тема 13. Гарантии и защита прав местного самоуправления          
  Зачет        
  ИТОГО        

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Для освоения студентами учебной дисциплины «Муниципальное право», получения знаний и формирования профессиональных компетенций используются следующие образовательные технологии:

- традиционная лекция с элементами визуализации, в том числе с использованием электронной презентации;

- лекция дискуссия;

- семинар в традиционной форме (урок) с выставлением оценок;

-семинар в форме дискуссии;

- выполнение эссе или реферата;

- подготовка докладов и их комментирование;

- практические и творческие задания;

- ролевые игры.

Разработки по всем технологиям – в Фонде оценочных средств учебной дисциплины «Муниципальное право» (далее – ФОС).

 

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫСТУДЕНТОВ, ВОПРОСЫДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМНУ

Для определения степени освоения студентами учебной дисциплины «Муниципальное право», получения знаний и формирования профессиональных компетентностей, а также для оценки успехов обучаемых на промежуточных аттестациях используются следующие оценочные средства:

- оценка за ответ на вопрос преподавателя на семинаре, проводимом в традиционной форме (урок), (оценивается правильность, полнота ответа);

- оценка за активное участие в обсуждении проблемы на семинаре, проводимом в форме дискуссии (оценивается степень активности);

- оценка за эссе (перечень в ФОС);

- оценка за доклад (перечень в ФОС);

- оценка за комментирование доклада;

- оценка за выполнение практического задания (задачи в ФОС);

- оценка за выполнение творческого задания (перечень в ФОС);

- оценка за ролевую игру (описание игры и правила ее оценки в ФОС);

- оценка за контрольную работу;

- оценка за курсовую работу;

- тестирование.

Оценка производится по стандартной 5-бальной системе. Текущие оценки учитываются при выставлении итоговой оценки.

 

Итоговая оценка будет выставляться по двум уровням: базовому и продвинутому (превосходному), на основании сдачи экзамена.

Базовый (оценка «удовлетворительно) уровень предполагает результат обучения, при котором студент воспроизводит основные понятия учебной дисциплины «Муниципальное право», перечисляет источники муниципального права как отрасли права, характеризует особенности законодательства в сфере организации и деятельности местного самоуправления, имеет представление об особенностях конституционно-правового регулирования и правоприменения в данной сфере, описывает порядок формирования и структуру органов местной власти; выявляет предмет правового регулирования, выделяет метод правового воздействия на общественные отношения; объясняет необходимость принятия нормативных правовых актов, описывает порядок принятия муниципального правового акта и его применения в предлагаемой ситуации.

Продвинутый (превосходный) уровень предполагает результат обучения, при котором студент (знание) характеризует систему отрасли муниципального права, анализирует проблемы муниципально-правовой науки, предлагает способы разрешения муниципально-правовых проблем; осуществляет анализ причин и предпосылок принятия нормативных правовых актов, предлагает варианты способов правового регулирования общественных отношений, оценивает последствия реализации нормативных правовых актов и соответствует оценкам «хорошо» и «отлично».

 

ВОПРОСЫДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

1. Понятие и признаки местного самоуправления.

2. Принципы местного самоуправления.

3. Функции местного самоуправления.

4. Понятие муниципального права как отрасли права. Предмет и метод муниципального права.

5. Место муниципального права в системе российского права.

6. Муниципально-правовые отношения и их субъекты.

7. Понятие и система муниципального права как науки.

8. Источники муниципального права как отрасли права и как науки.

9. Основные теории местного самоуправления.

10.Конституционная модель местного самоуправления.

11.Общая характеристика Европейской Хартии местного самоуправления от 15.10.1885 г.

12.Общая характеристика ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года.

13.Общая характеристика местного самоуправления зарубежных стран.

14.Земские и городские реформы в России второй половины 19 века.

15.Реформы местного самоуправления в России в конце 20 века.

16.Правовая основа местного самоуправления.

17.Территориальная основа местного самоуправления.

18.Финансово-экономическая основа местного самоуправления.

19.Право граждан на осуществление местного самоуправления.

20.Система муниципальных правовых актов. Устав муниципального образования.

21.Предметы ведения местного самоуправления.

22.Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

23.Пределы полномочий федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления.

24.Полномочия органов государственной власти субъекта РФ в области местного самоуправления.

25.Понятие и виды непосредственных форм осуществления местного самоуправления.

26.Местный референдум: понятие, правовая основа, порядок проведения и подведения итогов.

27.Муниципальные выборы

28.Особенности проведения муниципальных выборов.

29.Территориальное общественное самоуправление.

30.Публичные слушания

31.Голосование по отзыву депутата, выборного должностного лица

32.Правотворческая инициатива граждан

33.Сход граждан

34.Голосование по вопросу об изменении границ муниципального образования

35.Обращения граждан в органы местного самоуправления

36.Понятие и структура органов и должностных лиц местного самоуправления.

37.Способы формирования органов местного самоуправления.

38.Представительный орган муниципального образования: понятие, порядок формирования, численный состав и основания прекращения полномочий.

39.Полномочия представительного органа местного самоуправления.

40.Организация работы представительного органа местного самоуправления. Правовые акты представительного органа местного самоуправления.

41.Основы правового статуса депутата представительного органа местного самоуправления.

42.Формы депутатской деятельности.

43.Основания и порядок прекращения депутатских полномочий.

44.Гарантии депутатской деятельности.

45.Общий правовой статус главы муниципального образования.

46.Полномочия главы муниципального образования.

47.Исполнительный орган местного самоуправления (порядок формирования, структура, компетенция).

48.Правовые акты главы муниципального образования и исполнительного органа местного самоуправления.

49. Контрольный орган муниципального образования: общая характеристика.

50.Понятие и система гарантий прав местного самоуправления.

51.Защита прав местного самоуправления.

52.Организационно-правовые формы межмуниципального сотрудничества.

53.Юридическая ответственность органов местного самоуправления перед государством.

54.Юридическая ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением.

55.Муниципальная служба: понятие и принципы.

56.Права и обязанности муниципального служащего, ограничения по службе и гарантии деятельности.

57.Порядок прохождения муниципальной службы.

58.Муниципальная собственность и управление ею.

59.Местный бюджет.

60.Местное самоуправление и государственная власть.

61.Особенности организации местного самоуправления в городском округе Иваново.

 


РЕФЕРАТ, ЭССЕ

Реферат – в переводе с латинского – refero - означает «пусть он доложит». Реферат представляет собой обобщенное изложение идей, концепций, точек зрения, выявленных и изученных автором в ходе самостоятельного анализа рекомендованных и дополнительных научных источников, законодательных и иных нормативных правовых актов о предмете исследования, а также предложение на этой основе собственных (оригинальных) суждений, выводов и рекомендаций по совершенствованию понятийного аппарата муниципального права, правового регулирования муниципальных отношений, практики функционирования институтов местного самоуправления.

Письменная аналитическая работа в форме реферата по муниципальному праву подготавливается по одному из рекомендуемых кафедрой к изучению актуальных вопросов теории и истории развития муниципального права и практики становления местного самоуправления в Российской Федерации, механизма правового регулирования организации местного самоуправления в городских и сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах, порядка формирования и компетенции органов местного самоуправления, функционирования институтов прямой демократии в системе местного самоуправления, правового регулирования вопросов материально-финансового обеспечения полномочий муниципальных органов, гарантий и ответственности в местном самоуправлении и др.

Студент вправе избрать для реферата и иную тему в пределах программы учебной дисциплины «Муниципальное право». Важно при этом учитывать ее актуальность, научную разработанность, возможность нахождения необходимых источников для изучения темы реферата, имеющиеся у студента начальные знания и личный интерес к выбору данной темы.

После выбора темы реферата составляется перечень источников (монографий, научных статей, законодательных и иных нормативных правовых актов, справочной литературы, содержащей комментарии, статистические данные, результаты социологических исследований и т.п.). Особое внимание следует обратить на использование законов, иных нормативно-правовых актов, действующих в последней редакции.

Подготовка реферата предполагает хорошее знание студентом материала по избранной теме, а если проблема носит комплексный характер, то и по смежным темам, наличие определенного опыта умелой передачи его содержания в письменной форме, умение делать обобщения и логичные выводы. При этом в одних случаях для подготовки реферата достаточно нескольких источников, в других – требуется изучение значительного числа монографий, научных статей, справочной литературы.

В реферате желательно раскрыть содержание основных концепций, наиболее распространенных позиций ученых, а также высказать свое аргументированное мнение по важнейшим проблемам данной темы. Реферат должен носить творческий, поисковый характер, содержать элементы научного исследования.

Такой направленности письменной работы способствует план реферата. Его должны отличать внутреннее единство глав и параграфов, последовательность и логика изложения материала, смысловая завершенность рассматриваемых вопросов. Свидетельством высокой культуры письменной работы является правильное и грамотное оформление ее текста, непременное указание источников ссылок, авторов научных позиций и цитат, последовательное изложение списка использованной литературы. Обычно реферат состоит из небольшого по объему введения, основной части (один – два параграфа), заключения и списка использованной литературы и нормативных правовых актов.

Введение (1-1,5 стр.) предваряет основное исследование избранной темы реферата и служит раскрытию актуальности темы, показу цели и задач, поставленных автором при раскрытии темы реферата.

В основной части автор освещает основные понятия и положения, которые позволяют раскрыть сущность вопросов темы и вытекают из анализа теоретических источников (научной литературы, статей, концепций, точек зрения), документальных источников, материалов практической деятельности органов местного самоуправления.

В заключении (1 – 2 стр.) автор подводит итоги проведенного исследования вопросов темы в соответствии с поставленной целью и заявленными задачами реферата, обобщает выводы и предложения по совершенствованию механизмов правового регулирования, по разрешению выявленных проблем.

Список использованной литературы начинается с изложения перечня использованных при подготовке реферата законодательных и иных нормативных правовых актов (международно-правовые акты, Конституция РФ, федеральные законы, постановления палат Федерального Собрания РФ, Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты Конституционного Суда РФ и других высших федеральных судов, законы субъектов Федерации, акты глав исполнительной власти субъектов Федерации, уставы муниципальных образований, нормативные правовые акты органов местного самоуправления), монографий (фамилии авторов излагаются в алфавитном порядке), научных статей в журналах (фамилии авторов также излагаются в алфавитном порядке), авторефератов диссертаций, статей в газетах, иных средствах массовой информации.

Рекомендуемый объем реферата 10 - 12 страниц компьютерного (машинописного) текста. Титульный лист должен содержать в верхней части полное название вуза (Государственный университет – Высшая школа экономики), немного ниже - название факультета (Факультет права) и кафедры (конституционного и административного права), затем указывается вид письменной работы (реферат) и полное название темы реферата. Название реферата размещается в центральной части или немного выше центральной горизонтальной линии титульного листа. Сведения о фамилии, имени, отчестве автора реферата, его принадлежности к определенному курсу, группе (указывается ее номер), отделению (дневное) размещаются с правой стороны титульного листа ниже названия темы реферата. Завершается оформление титульного листа указанием в центре нижней строки места и года подготовки реферата (Москва – 2006). После титульного листа (вторая страница) размещается план реферата. Каждый раздел (глава) реферата начинается с названия. Реферат должен быть подписан студентом (подпись и дата выполнения работы ставятся на последней странице списка использованной литературы).

Студент вправе подготовить вместо реферата письменную творческую работу (эссе).

Реферат представляется на кафедру в срок, установленный учебным графиком, но не позднее чем за 15 дней до экзамена. Реферат считается принятым при его положительной оценке преподавателем либо рецензентом, назначенным кафедрой. Непредставление реферата или заменяющей его письменной творческой работы (эссе) свидетельствует о невыполнении студентом учебного плана по муниципальному праву и может служить основанием для не допуска его к экзамену по этой учебной дисциплине.

Эссе – в переводе с французского - essai - очерк, проба, попытка. Эссе по проблематике муниципального права представляет собой небольшую, свободного изложения творческую работу, выражающую мнение автора о сущности проблемы, института муниципального права или конкретного вопроса, связанного с функционированием местного самоуправления в Российской Федерации или в зарубежных странах. Подготовка эссе по вопросам местного самоуправления имеет много общих черт с аналогичными работами по другим учебным дисциплинам, в частности по теории государства и права. Так, авторы учебно-методического комплекса по теории государства и права (автор-составитель Б.В.Исаков) справедливо выделяют наиболее важные характеристики и свойства эссе: наличие нового, свежего, субъективно окрашенного слова о чем-либо; свободная форма изложения материала (работа может иметь научный, философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический или чисто беллетристический характер); образность, афористичность, разговорная интонация работы; отсутствие задачи на исчерпывающую трактовку предмета изложения.

Эссе может быть подготовлено в устной или письменной форме. В устной форме подготовленный материал излагается на семинарском занятии. Оцениваются как содержание и глубина анализа проблемы, так и стиль изложения материала: знание и свободное владение научными и нормативными источниками; умение выделить актуальные проблемы и общие закономерности; показ навыков сопоставления и логической увязки государственных решений, законодательных установлений и конкретных практических проблем их реализации; профессионально-юридический характер изложения материала и его аргументированность; яркость, образность, грамотность подачи материала.

В письменном виде объем эссе, как правило, не превышает 5-6 страниц текста и представляется для проверки и оценки преподавателю, который в данной группе проводит семинарские занятия. Тема эссе может быть выбрана студентом как из предлагаемого и рекомендованного кафедрой перечня вопросов для рефератов и эссе, так и самостоятельно может быть предложена автором эссе, исходя из его желания и научного интереса. Новая тема либо освещение новых аспектов одной из предлагаемых кафедрой тем может быть выбрана студентом также и по согласованию с преподавателем.

Домашнее задание – форма самостоятельной работы студента по подготовке письменной работы либо по теме, предлагаемой преподавателем, либо по одной из тем, предлагаемых кафедрой конституционного и муниципального права. Выполнение этой работы предполагает обстоятельное изложение теории вопроса домашнего задания, сравнительный анализ законодательных положений, регулирующих данный вопрос в развитии, предложения и рекомендации автора по проблемам дальнейшего совершенствования законодательства. По своему объему, форме подготовки и по содержанию домашнее задание приближается к требованиям, предъявляемым к реферату.

Если в установленный учебным планом срок студент не подготовил устного выступления и не представил творческую работу в письменном виде, то он признается не выполнившим учебный план по муниципальному праву и может быть не допущен к экзамену по данной учебной дисциплине.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: