ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ




«Дифференциация» – форма организации учебной деятельности, учитывающая склонности, интересы, способности учащихся.

Главная цель средней общеобразовательной школы – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать её творческие возможности, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребёнка с учётом его возрастных особенностей – это личностно- ориентированное образование. Всякое обучение по своей сущности есть создание условий для развития личности. Личность – это психическая, духовная сущность человека, выступающая в разнообразных обобщённых системах качеств. Личностно- ориентированное образование ориентированно на ученика, на его личностные особенности, на культуру, на творчество как способ самоопределения человека в культуре и жизни. И принцип дифференцированного образовательного процесса как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития учащихся и подтверждает сущность и цели общего среднего образования.

 

Дифференцированный процесс обучения – это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся. Использование этих форм и методов, одним из которых является уровневая дифференциация, основываясь на индивидуальных особенностях обучаемых, создают благоприятные условия для развития личности в личностно-ориентированном образовательном процессе.

 

Отсюда следует:

- построение дифференцированного процесса обучения невозможно без индивидуальности каждого ученика как личности и присущим только ему личностным особенностям;

- обучение, основанное на уровневой дифференциации, не является целью, это средство развития личностных особенностей как индивидуальности;

- только раскрывая индивидуальные особенности каждого ученика в развитии, т.е.в дифференцированном процессе обучения, можно обеспечить осуществление личностно-ориентированного процесса обучения.

 

 

Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности- раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию задатков и способностей каждого учащегося.

Развитие личности школьника в условиях дифференцированного обучения в личностно-ориентированном образовании ставит своей целью обеспечить учащимся свободный выбор обучения на вариативной основе дифференцированного подхода индивидуальных особенностей личности на основе государственного образовательного стандарта образования, выведенного на смысловой уровень.

Применение дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определённым программным минимумом знаний, умений и навыков.

Дифференциация обучения и воспитания основана на различии особенностей личности ученика, его способностей, интересов, склонностей, готовности к образованию

Дифференцированная организация учебной деятельности с одной стороны учитывает уровень умственного развития, психологические особенности учащихся, абстрактно-логический тип мышления. С другой стороны, во внимание принимается индивидуальные запросы личности, её возможности и интересы в конкретной образовательной области. При дифференцированной организации учебной деятельности эти две стороны пересекаются.

 

Каждый учащийся как носитель собственного (субъективного) опыта уникален. Поэтому с самого начала обучения необходимо создать для каждого не изолированную. А более разностороннюю школьную среду, дающую возможность проявить себя. И только тогда когда эта возможность будет профессионально выявлена педагогом, можно рекомендовать наиболее благоприятные для развития учащихся дифференцированные формы обучения.

 

Принимая это во внимание, необходимо отчётливо представлять, в чём состоит развитие личности в условиях дифференцированного обучения, какие движущие силы определяют качественные изменения учащихся, в структуре их личности, когда эти изменения происходят наиболее интенсивно и, разумеется, под влиянием каких внешних, социальных, педагогических и внутренних факторов. Понимание этих вопросов позволяет выявить как общие, так и индивидуальные тенденции в формировании личности, нарастания возрастных внутренних противоречий и избрать наиболее эффективные способы помощи учащимся.

Дифференциация в обучении предполагает разделение учащихся на группы по каким-либо признакам, которое осуществляется для последующего группирования, т.е. в дифференциации обязательно присутствует интеграция, выражающаяся в объединении

Учащихся. Другим не менее важным аспектом является различное построение процесса обучения в группах. Таким образом, при дифференциации обучения осуществляется учёт индивидуально типологических особенностей личности в форме группировки учащихся и различное построение процесса обучения в выделенных группах. В группы детей формируют по способу обученности, а также на основании индивидуальных особенностей, способностей, интересов.

Первая группа комплектуется из учащихся с высоким уровнем учебных возможностей и высокими показателями успеваемости, а также сюда входят учащиеся со средними учебными возможностями и высоким уровнем развития познавательного интереса. Для этой группы главным является организация обучения в соответствующем темпе, не тормозящая естественный ускоренный процесс развёртывания психологических функций. Существенным моментом является ориентация на самостоятельность учащихся. Для наиболее одарённых детей разрабатываю индивидуальные задания и упражнения.

Вторую группу комплектуют из учащихся со средними показателями успеваемости по предмету. Для этой группы наиболее важным для учителя будет деятельность по формированию произвольной внутренней мотивации учащихся, стабилизации школьных интересов и личностной направленности на интеллектуальный труд.

Третью группу составляют учащиеся с низкими познавательными способностями, низким уровнем сформированности познавательного интереса, низкими показателями успеваемости по предметам.

Наибольших усилий требует работа со школьниками третьей группы. Неоднородность индивидуальных особенностей учащихся этой группы предполагает осуществление дифференциации и индивидуального подхода в обучении внутри самой группы.

Осуществляя групповую дифференциацию, руководствуются следующими требованиями: создают атмосферу, благоприятную для учащихся, ибо для того, чтобы учебный процесс был мотивирован и ребёнок учился согласно своим индивидуальным возможностям и особенностям, он должен чётко представлять себе и понимать, чего от него ждут.

Труднее всего перевоспитывать школьников, относящихся к третьему типу неуспевающих, в котором сочетается низкая обучаемость с отрицательным отношением к учению.

Неуспеваемость – острейшая проблема современной школы, вызываемая многими причинами, в том числе и социальными. На протяжении многих лет силы работников школ были сосредоточены на преодолении уже возникшей, ставшей фактом неуспеваемости. В центре внимания была не профилактика зла, а борьба с ним, когда оно уже состоялось.

Исследования последних лет подтверждают, что у неуспевающих не обязательно вообще отсутствует интерес к учению. Иными словами, неверно считать, что неуспевающие ученики в отношении к учению всегда равнодушны, инертны. Показано наличие доминирующего интереса неуспевающих подростков к гуманитарным предметам, что объясняется их содержанием. Неуспевающих привлекает физкультура и труд, как предметы, не требующие большого умственного напряжения и дающие возможность подросткам быстрее утвердить себя. Выделяются 4 группы неуспевающих в зависимости от характера их интереса к учению (по В.С. Цетлину).

В первой группе ученики отличаются низким развитием мышления, предпочтение заданий репродуктивного плана, занимательных заданий, практических вопросов. Интересы этих детей не имеют выраженной направленности, эмоциональные реакции слабо проявляются. Главной задачей учителя здесь является формирование познавательных умений и на этой основе интереса к учению.

У учеников второй группы намечается интерес к отдельным предметам, но ещё мало интенсивен, слабо дифференцирован, имеет аморфный характер. Эмоциональные реакции возникают в отдельных случаях выполнения интересного задания. Здесь также преобладает выбор репродуктивной деятельности. Школьники обнаруживают неорганизованность, неусидчивость, не доводят дело до конца, при затруднениях оставляют задание и берутся за другое. Учителю важно опереться на имеющиеся у этих детей познавательные интересы, хотя бы и аморфные, вооружить их познавательными умениями, ликвидировать пробелы в знаниях.

У неуспевающих третьей группы познавательные интересы достигают значительной силы и устойчивости. Они характеризуются достаточной мотивированностью, осознанностью, желанием находить новые пути их реализации. Умственная деятельность этих школьников находится на более высоком уровне. Эмоциональные проявления устойчивы, обнаруживается стремление к трудным заданиям. Но все эти качества проявляются только в работе с любимым предметом. Учителю надо на основе имеющихся интересов формировать положительное отношение к другим предметам, используя перенос приемов на другие виды деятельности, а также опираясь на межпредметные связи.

Четвертая группа неуспевающих характеризуется увлечением внеучебной деятельностью, что мешает их учебной работе.

В любом конкретном случае стойкой неуспеваемости необходимо изучить весь комплекс отрицательных явлений, вызывающих отставание школьника, установить, что связано с внутренними условиями (зависит от самого ученика), а что с внешними условиями обучения, включая сюда и особенности быта учащегося.

Поэтому дифференцированный подход к различным типам неуспевающих не исключает индивидуальной работы с ними, а напротив, обязывает к всестороннему изучению и учёту психологических особенностей каждого такого ученика.

Дифференцированный подход в обучении – это не только различение учащихся по характерным чертам их обучаемости или типам неуспеваемости. Это и различение школьников по направленности их познавательных интересов, склонностей и способностей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: