1. Укажите определение, лучше подходящее к философии как к
дисциплине:
а) философия – это особая область знания, содержащая общие выводы из
всех других сфер знания, наук и т.д.;
б) это точная наука, релевантная нарративам естествознания;
в) это трансконгруэнтная историческая дисциплина;
г) это смысловой концепт биологии.
2. К числу философских проблем непосредственно относится:
а) проблема смерти и смысла жизни;
б) проблема транспарентности планов благоустройства жилья;
в) проблема квинтэссенций мультипликационных эффектов в хозяйстве;
г) проблема хорошего заработка.
3. К числу философских проблем непосредственно не относится:
а) проблема смысла жизни;
б) проблема выбора оптимального интерьера комнаты, сочетающего
практичность, вкус и уют;
в) проблема смерти;
г) проблема понимания бытия.
4. К числу целей и задач философии как науки непосредственно
относится:
а) оптимизация транспарентности агропромышленных технологий;
б) обобщение и систематизация выводов всех наук и сфер знания,
формирование обобщенной картины мира;
в) поиск новых видов полимеров;
г) анализ траекторий далеких звезд.
5. К числу целей и задач философии как науки непосредственно не
относится:
а) выработка новых подходов к оцениванию науки;
б) выработка новых подходов к оцениванию культуры;
в) выработка новых методов своевременной диагностики онкологических
заболеваний, позволяющих выбрать оптимальные пути лечения;
г) выработка новых трактовок проблематики смысла жизни.
6. К древнегреческой философии относятся:
а) «7 мудрецов», элеаты, Сократ, Платон и Аристотель;
б) Н. Коперник, Н. Кузанский, Н. Макиавелли;
в) Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Паскаль;
г) Ж.-Ж. Руссо, Д.Дидро, И.Ньютон.
7. К числу общих идей древневосточной философии относится:
а) восхваление деловой практичности;
б) пренебрежение к земной жизни человека и к самому человеку,
осуждение земной активности и восхваление духовного
самосовершенствования;
в) оправдание эгоизма;
г) восхваление успеха в бизнесе.
8. К числу общих идей древневосточной философии не относится:
а) пренебрежение к земной жизни;
б) пренебрежение к земной активности;
в) восхваление новаторства, смелых идей в области моды, музыки,
способов самовыражения личности;
г) восхваление духовного самосозерцания.
9. К числу ключевых идей и принципов древнегреческой философии
относится:
а) слепая вера в единого Бога;
б) стремление логически объяснить устройство и назначение мира и
человека, выработать базовые принципы жизни и отношения к ней;
в) отрицание любой логики;
г) слепая вера в кибернетику.
10. К средневековой философии относятся:
а) В. Вернадский, А.Ф.Лосев;
б) А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше;
в) Фома Аквинский, номиналисты и реалисты, схоласты – богословы;
г) В.В.Розанов, М.Фуко.
11. К целям средневековой философии относится:
а) защита, обоснование и оправдание догм, идей и постулатов религии;
б) опровержение догм религии на основе открытий физики;
в) опровержение догм религии на основе открытий биологии;
г) опровержение догм религии на основе открытий анатомии.
12. К числу ключевых постулатов средневековой философии относится:
а) убеждение, что философская логика должна защищать и
обосновывать догмы и утверждения религии;
б) убеждение, что религия вредна;
в) убеждение, что наука - это главное;
г) убеждение, что свобода личности - это главное.
13. К числу ключевых постулатов средневековой философии не
относится:
а) убеждение в справедливости идей религии;
б) убеждение, что никакого Бога нет, а любые истины, включая
моральные, даются лишь наукой на основе опытных данных;
в) убеждение в существовании Бога;
г) убеждение, что философия должна служить религии.
14. К числу ключевых постулатов философии эпохи Возрождения
относится:
а) убеждение, что наука бессмысленна;
б) убеждение, что наука вредна;
в) убеждение, что человек - смысл всего, главная ценность, а наука должна
объяснять мир и служить людям;
г) убеждение, что человек ничтожен.
15. К числу ключевых постулатов философии эпохи Возрождения не
относится:
а) убеждение, что наука должна служить людям;
б) убеждение, что человек - слишком ничтожен, чтобы думать о каких-либо
высоких идеях, сомневаться в них;
в) убеждение, что человек - хозяин своей судьбы;
г) убеждение, что разум лучше слепой веры.
16. К немецкой классической философии относятся:
а) Гаутама Будда, Конфуций, Лао-Цзы;
б) И. Кант, Г.Гегель, Л.Фейербах;
в) С. Л.Франк, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев;
г) П.А.Сорокин, В.В. Радаев.
17. К русской философии относятся:
а) Гаутама Будда, Лао-Цзы;
б) Ф.Бэкон, Р.Декарт;
в) К.Н.Леонтьев, Н.Я. Данилевский, Л.Н.Толстой;
г) Д.Локк, Г.Лейбниц.
18. К русской философии не относятся:
а) В.С.Соловьев, Д.С.Мережковский;
б) Конфуций, Лао-Цзы, Махавира, школы ньяя и вайшешика;
в) С.Л.Франк, Н.О.Лосский;
г) Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский.
19. Позитивизм - это философия, считающая источником любых истин:
а) откровение, данное Богом;
б) откровение, данное «мировым духом»;
в) вещие сны;
г) научное познание на основе эмпирического опыта и научной логики.
20. Экзистенциализм - это философия, считающая главнейшей для философии
проблему:
а) устройства мира;
б) возможности познания мира;
в) смысла абсурдной человеческой жизни в абсурдном мире;
г) развития математики.
21. Основная причина разногласий западников и славянофилов:
а) проблема выбора исторических путей развития России - относительно
развития западной цивилизации;
б) проблема трансцендентальности биоантропосоциотеоэстезиса;
в) проблема зарождения и развития галактик;
г) проблема жизни на Марсе.
22. Славянофилы - это сторонники:
а) подражания России Западу;
б) выбора Россией самостоятельного пути развития с опорой на
собственные православные традиции;
в) подчинения России Западу;
г) ликвидации России.
23. Западники - это сторонники:
а) заимствования Россией таких ценностей Запада, как демократия,
законность, прогресс;
б) подражания России Востоку;
в) подчинения России Китаю;
г) насаждения в России ислама.
24. По основному вопросу философии (о первичности либо материи, либо
сознания) позиция марксизма состоит в следующем:
а) первично сознание;
б) первичны «вечные идеи»;
в) первична материя, частью которой является и сознание;
г) первичен Бог.
25. По мнению марксистов, сознание - это:
а) особенная, высокоразвитая часть материи;
б) особое проявление Бога;
в) особое проявление «мирового духа»;
г) особое проявление «вечных идей».
26. С точки зрения объективного идеализма, в основе всего лежит:
а) высшая, вечная идея или идеи, не зависящие от сознания людей;
б) мертвая материя;
в) особая материя;
г) любая материя.
27. С точки зрения субъективного идеализма (Д.Беркли, Э.Мах), в основе всего
лежит:
а) сознание каждого конкретного человека, т.к. каждый живет в своей
отдельной Вселенной;
б) высшая объективная идея;
в) мертвая материя;
г) особая материя.
28. Сходство между объективным и субъективным идеализмом:
а) оба направления считают, что все - из материи;
б) оба направления не признают материю основой всего, полагая, что она
вторична по отношению к сознанию или идеям;
в) оба направления считают, что материя - первична;
г) оба направления считают сознание частью материи.
29. Основное отличие объективного идеализма от субъективного:
а) объективный идеализм считает основой всего объективную идею,
независимую от сознания людей, а субъективный идеализм - сознание
конкретного человека;
б) объективный идеализм считает основой всего материю, а субъективный -
нет;
в) субъективный идеализм считает основой всего материю, а объективный
- нет;
г) оба направления по-разному трактуют материю как основу всего.
30. Наиболее адекватное объяснение изречения Ф.Ницше: «Я - не человек, я -
динамит»:
а) философия Ф.Ницше, восхваляя жестокого «сверхчеловека», отрицала
все нормы морали, религии и т.д.;
б) философия Ф.Ницше восхваляла успехи горного дела;
в) философия Ф.Ницше восхваляла новые изобретения;
г) философия Ф.Ницше восхваляла только А.Нобеля.
31. Ответ идеализма на основной вопрос философии:
а) первичны сознание и идеи;
б) первична материя;
в) первична «природная сила жизни»;
г) первично движение.
32. К понятию «материя» можно отнести:
а) суждения и умозаключения;
б) душу, духовность, веру;
в) камень, песок, воду, плазму, вакуум;
г) честь и совесть.
33. К понятию «материальное» нельзя отнести:
а) камень и песок;
б) воду и воздух;
в) идеи, образы, сны и фантазии;
г) огонь и дым.
34. Духовно-нравственные заветы религии относятся к сфере:
а) идеального;
б) материального;
в) мертвого;
г) животного.
35. Гуманистические принципы и идеалы не относятся к сфере:
а) идеального;
б) материального;
в) духовного;
г) нравственного.
36. К «идеальному» однозначно нельзя отнести:
а) духовные заповеди;
б) домашнюю мебель;
в) нравственные идеалы;
г) поэтические образы.
37. Камень и песок являются частью:
а) материи;
б) разума;
в) сознания;
г) подсознания.
38. Гранитная скала не относится:
а) к идеалам;
б) к материи;
в) к природе;
г) к вещам.
39. Пример медицинской проблемы, требующей философского анализа:
а) проблема чистоты палат;
б) проблема допустимости эвтаназии (помощи врача больному в
добровольном безболезненном самоубийстве);
в) проблема личной гигиены больных;
г) проблема доступности лекарств.
40. Пример медицинской проблемы, однозначно не требующей философского
анализа:
а) проблема допустимости эвтаназии;
б) проблема своевременного предупреждения пролежней у тяжелобольных;
в) проблема выработки оптимальных форм общения с больными;
г) проблема психологической поддержки умирающих.
41. К понятию «идеальное» можно отнести:
а) смысл жизни, идею Бога, идеалы добра и справедливости;
б) атомы, молекулы, кварки;
в) метагалактику, космос, Вселенную;
г) нейтрино, плазму, вакуум.
42. Важность навыков философского мышления применительно к медицине
выражается:
а) в формировании у медработников многогранного мышления,
позволяющего вырабатывать оптимальные подходы в вопросах
медицинской этики, психологии и т.д.;
б) в формировании у медработников умения следить за чистотой больных;
в) в формировании у медработников умения ставить уколы;
г) в формировании у медработников умения делать перевязки.
43. Важность навыков философского анализа применительно к медицине
однозначно не выражается:
а) в формировании у медработников аккуратности и внимательности в
целях обеспечения выполнения ими требований санитарно-
гигиенических норм;
б) в формировании у медработников многогранного мышления,
позволяющего адекватно анализировать проблему эвтаназии;
в) в формировании у медработников многогранного мышления,
позволяющего адекватно анализировать проблему абортов;
г) в формировании у медработников многогранного мышления,
позволяющего адекватно анализировать проблемы клонирования.
44. Пример мировоззрения, необходимого для формирования у медработников
собственного оптимального отношения к проблеме смерти:
а) философско-рефлексивное (самооценивающее) мировоззрение, связанное
с многоаспектным видением проблем;
б) особое мировоззрение, обеспечивающее аккуратность в работе;
в) особое мировоззрение, обеспечивающее точность в работе;
г) особое мировоззрение, обеспечивающее скорость работы.
45. Пример мировоззрения, однозначно не позволяющего медработникам
формировать собственное оптимальное отношение к проблеме смерти:
а) философски-рефлексивное (самооценивающее) мировоззрение;
б) нравственно-философское гуманистическое мировоззрение;
в) духовно-религиозное, богословское мировоззрение;
г) обыденно-бытовое, обывательско-потребительское мировоззрение (при
слабой воле, боязливости и неустойчивой психике).
46. Укажите определение для понятия «мировоззрение»:
а) это совокупность всех взглядов, идей и т.д. относительно мира и себя
в нем;
б) это общемировой взгляд на философские проблемы;
в) это особое видение конфликтов с точки зрения их мирного решения;
г) это план укрепления мира во всем мире.
47. С каким типом мировоззрения имманентно связано выражение
«простофиля»:
а) с религиозным;
б) с обыденным;
в) с научным;
г) с философским.
48. С каким типом мировоззрения связано выражение «причинно-
следственная связь явлений»:
а) с научным;
б) с обыденным;
в) с религиозным;
г) с несерьезным.
49. С каким типом мировоззрения связано понятие «грех»:
а) с религиозным;
б) с обыденным;
в) с научным;
г) с несолидным.
50. Понятие, которое предпочтительнее соотнести с обыденным
мировоззрением:
а) «квинтэссенция»;
б) «исповедь»;
в) «неряха»;
г) «телеология».
51. Выражение, которое предпочтительнее соотнести с научным
мировоззрением:
а) «взаимообусловленность составляющих»;
б) «смертный грех»;
в) «финтифлюшка»;
г) «лежебока».
52. Выражение, которое предпочтительнее соотнести с религиозным
мировоззрением:
а) «святое причастие»;
б) «имманентное»;
в) «экспликация»;
г) «релевантное».
53. Понятие, которое нельзя соотнести с научным мировоззрением:
а) «недотепа»;
б) «конъюнкция»;
в) «импликация»;
г) «эквиваленция».
54. Понятие, которое нельзя соотнести с обыденным мировоззрением:
а) «обормот»;
б) «биоантропосоциокосмотеоэстезис»;
в) «ротозей»;
г) «олух».
55. Выражение, которое нельзя соотнести с религиозным мировоззрением:
а) «грех»;
б) «панихида»;
в) «богоявление»;
г) «деепричастный оборот».
56. К формам логического познания можно отнести:
а) ощущение и восприятие;
б) понятие, суждение, умозаключение, объяснение;
в) честь и совесть;
г) смех и задор.
57. К формам логического познания нельзя отнести:
а) чувство;
б) понятие;
в) суждение;
г) умозаключение.
58. К формам чувственного познания можно отнести:
а) ощущение;
б) понятие;
в) суждение;
г) объяснение.
59. К формам чувственного познания нельзя отнести:
а) сложное объяснение;
б) ощущение;
в) восприятие;
г) чувство.
60. Уравнение «2 х 2 = 4» относится к числу истин:
а) научных;
б) религиозных;
в) моральных;
г) духовных.
61. Уравнение «2 х 2 = 4» однозначно не относится к числу истин:
а) моральных;
б) научных;
в) математических;
г) арифметических.
62. Выражение «будь милосерден» относится к числу истин:
а) моральных;
б) биологических;
в) математических;
г) анатомических.
63. Разумного человека, самостоятельно ставящего перед собой цели и
умеющего их достигать, осознающего свою ответственность перед собой,
обществом и другими людьми, целесообразнее назвать:
а) личностью;
б) особью;
в) организмом;
г) животным.
64. Критерий определения личности:
а) белые волосы и голубые глаза;
б) большой рост и вес;
в) самостоятельная постановка целей и разумная деятельность,
сознательность и ответственность;
г) крепкие мышцы.
65. К числу характеристик человека как личности нельзя отнести:
а) упитанность;
б) самостоятельность;
в) разумность;
г) сознательность.
66. В человеке относится к «социальному»:
а) разум, совесть, интеллект;
б) мышцы;
в) рефлексы;
г) скелет.
67. В человеке относится к «биологическому»:
а) мышцы;
б) разум;
в) совесть;
г) интеллект.
68. В человеке нельзя отнести к «биологическому»:
а) мышцы;
б) совесть, самосознание;
в) кости;
г) рефлексы.
69. В человеке нельзя отнести к «социальному»:
а) скелет;
б) разум;
в) самооценку;
г) совесть.
70. Способность человека к самопознанию - это проявление в нем начала:
а) социального;
б) биологического;
в) животного;
г) зверского.
71. К духовной культуре можно отнести:
а) турбину;
б) воздухоплавание;
в) литературное произведение;
г) насос.
72. К материальной культуре можно отнести:
а) песню;
б) жилой комплекс;
в) стихотворение;
г) пьесу.
73. К духовной культуре нельзя отнести:
а) поэму;
б) песню;
в) железнодорожный мост;
г) комедию.
74. К материальной культуре нельзя отнести:
а) частушки;
б) теплоход;
в) электровоз;
г) самолет.
75. Пример влияния технической цивилизации на культуру:
а) создания условий жизнеобеспечения, позволяющих культуре
развиваться;
б) написание новых стихов;
в) написание новых пьес;
г) написание новой музыки.
76. Пример влияния культуры на цивилизацию:
а) предоставление новых природных ресурсов;
б) предоставление новых духовных идеалов, целей и принципов развития;
в) предоставление новых видов энергии;
г) предоставление новых видов сырья.
77. К массовой культуре можно отнести:
а) симфонию;
б) шлягер – «однодневку»;
в) реквием;
г) сонату.
78. К элитарной (сложной, неоднозначной) культуре можно отнести:
а) частушки;
б) симфонии Бетховена и Шостаковича;
в) поп-музыку;
г) колыбельные песни.
79. К массовой культуре однозначно нельзя отнести:
а) комиксы для детей;
б) романы Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского;
в) поп-музыку;
г) молодежные телесериалы.
80. К элитарной (сложной, неоднозначной) культуре однозначно нельзя отнести:
а) романы Ф.М.Достоевского;
б) детские комиксы, служащие только для развлечения;
в) стихи М.Ю.Лермонтова;
г) симфонии Бетховена.
81. К культуре (как таковой) можно отнести:
а) горы;
б) картины;
в) закат;
г) радугу.
82. К культуре (как таковой) нельзя отнести:
а) горы;
б) картины;
в) стихи;
г) пьесы.
83. К функциям культуры можно отнести:
а) формирование духовных идеалов для человека и общества, содействие
самовыражению людей;
б) расширение территории страны;
в) добыча новых природных ресурсов;
г) поиск новых месторождений угля.
84. К функциям культуры нельзя отнести:
а) духовное развитие человека;
б) духовное развитие общества;
в) удобрение почвы;
г) духовное развитие цивилизации.
85. «Ядром» культуры называется:
а) совокупность основных идей и принципов культуры;
б) ядерная физика;
в) органическая химия;
г) все, что противостоит культуре.
86. Наука о будущем:
а) футурология;
б) антропология;
в) биология;
г) зоология.
87. Адекватная характеристика отдаленного (свыше 500 лет) будущего:
а) оно близкое и понятное;
б) оно туманное, труднопрогнозируемое, многовариантное;
в) оно точное и конкретное;
г) оно простое.
88. Осторожное, предположительное предсказание возможных сценариев
будущего на основе реальных фактов и научной логики называется:
а) научным прогнозом;
б) слепой верой;
в) безумной мечтой;
г) бездумной шуткой.
89. Слепая вера в неизбежность прекрасного будущего, где все будут всем
обеспечены, счастливы, умны и высоконравственны, называется:
а) утопией;
б) наукой;
в) расчетом;
г) логикой.
90. К научным прогнозам можно отнести:
а) веру в Божий промысел;
б) слепую веру в прогресс;
в) предположение, что продолжение неразумной политики стран Запада
усилит международную напряженность;
г) слепую веру в судьбу.
91. К научным прогнозам однозначно нельзя отнести:
а) веру в судьбу, предопределенную Богом для всех и навсегда;
б) признание возможности перенаселения Земли;
в) признание возможности глобального потепления;
г) признание возможности исламизации Европы.
92. К числу утопий однозначно нельзя отнести:
а) веру в то, что технический прогресс обеспечит всем счастье;
б) слепую убежденность, что Россия сделает мир совершенным;
в) предположение, что быстрое развитие Китая способно разрушить
мировое господство США;
г) веру в то, что мир станет прекрасным.
93. Какое из данных утверждений характерно для утопического сознания:
а) «Кибернетика несет не только блага, но и проблемы»;
б) «Экологический кризис опасен для всех»;
в) «Россия, обладающая особой, космической духовностью, неизбежно
породит новую суперцивилизацию»;
г) «Демографический кризис - важная проблема».
94. К числу глобальных тенденций развития мира можно отнести:
а) объединение всех культур благодаря сети Интернет;
б) рост безработицы в Индонезии;
в) обнищание российских пенсионеров;
г) экологический кризис в США.
95. К числу глобальных тенденций развития мира нельзя отнести:
а) объединение экономик всех стран;
б) укрепление единства народов России благодаря политике В.В.Путина;
в) укрепление сотрудничества всех стран;
г) объединение культур всех стран.
96. Что можно отнести к числу глобальных проблем современности:
а) экологический кризис с присущим ему «парниковым эффектом»;
б) чеченский кризис;
в) сибирскую язву;
г) тропическую язву.
97. Какое из данных утверждений можно отнести к числу научных
прогнозов:
а) «Если Америка не изменит свою политику, ненависть к ней будет
расти»;
б) «Аллах покарает неверных»;
в) «Бог уничтожит все зло»;
г) «Правда восторжествует».
98. Угроза ядерной катастрофы относится к числу:
а) глобальных проблем современности;
б) местных проблем;
в) столичных проблем;
г) сельских проблем.
99. К числу глобальных проблем однозначно нельзя отнести:
а) проблему перенаселения Земли;
б) проблему распространения ядерного оружия;
в) проблему переселения лиц трудоспособного возраста с Дальнего
Востока в западные регионы России;
г) проблему загрязнения атмосферы Земли.
100. Безработица на Алтае относится к числу:
а) местных проблем;
б) глобальных проблем;
в) всемирных проблем;
г) общечеловеческих проблем.
Эталон ответа.
Основы философии:
1-а. 2-а. 3-б. 4-б. 5-в. 6-а. 7-б. 8-в. 9-б. 10-в. 11-а. 12-а. 13-б. 14-в. 15-б. 16-б. 17-в. 18-б. 19-г. 20-в. 21-а. 22-б. 23-а. 24-в. 25-а. 26-а. 27-а. 28-б. 29-а. 30-а. 31-а. 32-в. 33-в. 34-а. 35-б. 36-б. 37-а. 38-а. 39-б. 40-б. 41-а. 42-а. 43-а. 44-а. 45-г. 46-а. 47-б. 48-а. 49-а. 50-в. 51-а. 52-а. 53-а. 54-б. 55-г. 56-б. 57-а. 58-а. 59-а. 60-а. 61-а. 62-а. 63-а. 64-в. 65-а. 66-а. 67-а. 68-б. 69-а. 70-а. 71-в. 72-б. 73-в. 74-а. 75-а. 76-б. 77-б. 78-б. 79-б. 80-б. 81-б. 82-а. 83-а. 84-в. 85-а. 86-а. 87-б. 88-а. 89-а. 90-в. 91-а. 92-в. 93-в. 94-а. 95-б. 96-а. 97-а. 98-а. 99-в. 100-а.