II. Рекомендации к проведению логопедического обследования




ПРИЛОЖЕНИЕ

К схеме обследования ребенка

С фонетико-фонематическим нарушением

I. Методические рекомендации к сбору анамнестических данных

1. При изучении характера протекания беременности отметить:

- токсикоз (1-й, 2-й половины беременности);

- хронические заболевания матери (заболевания печени, почек сердечно-сосудистые, эндокринные);

- простудные и инфекционные заболевания (1-я, 2-я половина беременности);

- применение медикаментозных средств (жаропонижающие, противосудорожные, антикоагулянтные, антипаразитарные, седативные средства, антибиотики, гормональные препараты и их синтетические аналоги);

- влияние химических веществ, широко применяющихся в промышленности и быту (бензин, формальдегид, ядохимикаты, кислоты, фенолы и т.д.);

- повышенный фон радиационного излучения;

- употребление алкоголя, никотина, наркотиков;

- психические и физические травмы матери (1-я, 2-я половина беременности).

2. При изучении характера протекания родов отметить:

- нормальные, стремительные, затяжные (обезвоженные);

- слабость родовой деятельности матери;

- применение средств родовспоможения (стимуляция): механическая, химическая, электростимуляция, наложение щипцов, кесарево сечение;

- наличие асфиксии (синей, белой);

- травмы во время родов (переломы, черепно-мозговые травмы, кровоизлияния, родовая опухоль у ребенка);

- резус-фактор (совместимость, отрицательный);

- вес и рост ребенка при рождении.

3. При изучении раннего постнатального развития отметить:

- характер грудного вскармливания (активное сосание, отказ от груди, трудное удержание соска, засыпание во время кормления, быстро наступающая утомляемость, частые поперхивания, обильные срыгивания, до какого времени осуществлялось грудное вскармливание, последующее вскармливание (смешанное, искусственное);

- характер «жизненного ритма» ребенка (без особенностей, чрезмерное двигательное беспокойство, постоянный и ничем не объяснимый плач, стойкое нарушение сна);

- раннее психомоторное развитие (с какого времени ребенок удерживает голову, сидит, стоит, ходит; время появления первых зубов и их количество к году).

4. При изучении характера речевого развития отметить время появления и характер изменения лепета, первых слов, фразовой речи; речевая среда.

 

II. Рекомендации к проведению логопедического обследования

1. Исследование слухового внимания и восприятия производится в процессе узнавания и различения звучания музыкальных инструментов, звучащих игрушек, при определении направления источника звука.

2. Исследование состояния восприятия речи проводится в процессе беседы и выполнения специальных заданий (содержащих несколько последовательно данных инструкций, например: «Подойди к шкафу, возьми с нижней полки красный кубик, положи его на стол рядом с карандашами»)

3. Исследование зрительного восприятия, пространственного праксиса может проводится при выполнении следующих заданий:

- название и дифференциация основных цветов и их оттенков;

- соотношение картинки с цветовым фоном;

- показ правой, левой руки;

- показ предметов впереди, позади, вверху, внизу;

- складывание разрезных картинок из 2, 4, 6 частей;

- складывание фигурки из палочек (по образцу, по памяти).

4. Исследование состояния моторики.

- Исследование состояния общей моторики проводится в процессе выполнения прыжков на обеих ногах; прыжков (попеременно) на правой, левой ноге; действия с мячом (поймать брошенный мяч, подбросить мяч над головой, поймать).

В выводах отмечается: объем выполняемых движений (полный, неполный); темп (нормальный, быстрый, медленный); активность (нормальная, заторможенность, двигательное беспокойство); координация движений (нормальная, некоординированность).

- Исследование состояния ручной моторики проводится в процессе выполнения заданий на определение:

а) кинестетической основы движений (одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой, левой руки, обеих рук; одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой, левой руки, обеих рук; положить кисть правой, левой руки с вытянутыми пальцами перед собой, поместить указательный палец на средний (и наоборот); соединить в кольцо большой правой, левой пуки, обеих рук с указательным (средним, безымянным, мизинцем);

б) кинетической основы движений (поочередное сгибание и разгибание пальце правой, левой руки, начиная с большого, с мизинца; «пальчики здороваются», «игра на рояле», одновременное изменение положения кистей рук: одна сжата в кулак, другая – с выпрямленными пальцами; «кулак – ребро – ладонь».

В выводах отмечается: объем движений (полный, не полный), темп выполнения (нормальный, быстрый, медленный); активность (нормальная, заторможенность, двигательное беспокойство); координация движений (нормальная, некоординированность); наличие синкинезии в общескелетной, мимической, артикуляционной мускулатуре, способность к переключению движений.

- Исследование состояния артикуляционной моторики проводится при выполнении следующих движений:

а) для нижней челюсти: открыт рот; закрыт рот; попеременно открыть – закрыть рот; подвигать нижней челюстью из стороны в сторону;

б) для губ: «улыбка» с оскалом резцов; попеременно «улыбка» - «хоботок»;

в) для языка: высунуть язык, удержать по средней линии; сделать язык широким («лопаткой»), узким («иголочкой»), попеременно широким – узким; поднять кончик языка за верхние резцы, опустить за нижние резцы; узким кончиком языка коснуться правого, затем левого углов рта;

г) для мягкого неба: покашлять с открытым ртом (язык на нижней губе); произнести звук [а] с широко открытым ртом.

- Исследование работы мышц лицевой мускулатуры производится при выполнении различных мимических движений: надувание щек. Поднимание бровей, нахмуривание бровей, поднимание бровей, поочередное зажмуривание глаз, наморщивание носа, поднимание верхней губы.

В выводах указывается: наличие или отсутствие движения; объем движений (полный, неполный); точность выполнения (точно, неточно); активность (нормальная, заторможенность, двигательное беспокойство); мышечный тонус (нормальный, повышенный, пониженный); темп выполнения (нормальный, быстрый, медленный) замена одного движения другими; наличие синкенезий, двигательность удержания органов в заданном положении; способность к переключению одного движения на другое; тремор кончика языка при повторных движениях и удержании позы; увеличение гиперкинезов или замедление темпа движений при повторных движениях, отклонение кончика языка при высовывании; слюнотечение; отклонение маленького язычка в сторону; тип смыкания мягкого неба с задней стенкой глотки (активный, рефлекторный, пассивный, функциональный); сглаженность носогубных складок; замедленность движений глазных яблок, односторонний птоз.

5. При исследовании анатомического строения органов артикуляции отмечается наличие аномалий в строении:

- губ (тонкие, толстые, укороченная верхняя губа, расщелина верхней губы: частичная, полная, односторонняя, двухсторонняя);

- зубов (отсутствие зубов, зубы редкие, мелкие, неправильной формы, диастема, вне челюстной дуги, сверхкомплектность);

- прикуса (прямой, глубокий, переднеоткрытый, боковой открытый односторонний или двухсторонний, перекрестный, прогнатия, прогения);

- язык (макроглоссия, микроглоссия, короткая укороченная, толстая утолщенная подъязычная связка, наличие послеоперационного узла);

- твердого и мягкого неба (высокое или готическое; низкое; расщелина сквозная односторонняя или двухсторонняя, несквозная полная или неполная, субмукозная); укорочение мягкого неба; отсутствие, укорочение, раздвоение маленького язычка; рубцовые изменения неба и боковых стенок глотки; наличие послеоперационных щелей; носовые полипы; аденоиды; опухоли носовой полости; искривление носовой перегородки; срастание мягкого неба с дужками, миндалинами или задней стенкой глотки; увеличение глоточной непарной миндалины).

6. При исследовании состояния звукопроизношения определяется характер нарушения произношения гласных и согласных звуков (отсутствие, замена на другие звуки; искаженное, дефективное произношение, назалированность ротовых и неназалированность носовых звуков) в различных условиях произношения (изолированно; в слогах открытых, закрытых, со стечением согласных; в словах – в начале, в конце, в середине; во фразах).

7. при исследовании дыхательной и голосовой функции отмечается тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное), дается характеристика речевого дыхания (по результатам произнесения фразы, состоящей из 3-4 слов (для детей 5 лет), 4-6 слов (для детей 6-7 лет) и голоса (нормальный, чрезмерно громкий, чрезмерно тихий, с носовым оттенком – гнусавый, - глухой, монотонный).

8. При исследовании состояния просодических компонентов речи отмечаются характеристики темпа речи (нормальный, ускоренный, замедленный); ритма (нормальный, дисритмия); паузации (правильность расстановки пауз в речевом потоке); интонирования (способность употребления основных видов интонации).

9. При исследовании фонематических функций отмечается:

а) способность к фонематическому анализу и синтезу:

- при выделении ударного гласного в начале слова: Аня, аист, Оля, осы, утро, умный, Ира, иней;

- при выделении звука из слова:

звук [с]: сом, мак, нос, коса, утка, миска, дерево, автобус, лопата;

звук [ш]: дым, шар, нога, душ, книга, кошка, картина, подушка, камыш;

звук [р]: р ак, дом, перо, стакан, пирамида, машина, листья, топор, помидор;

звук [л]: сад, лом, шум, лапа, бумага, весло, самокат, булавка, стол;

- при определении первого, последнего звука в слове: мак, дом, топор, ландыш, самолет, палец;

- при определении последовательности и количества звуков в слове: дым, ваза, кошка, волк;

- при составлении слова из последовательно данных звуков: н, о, с; л, у, ж, а; т, а, п, к, а;

б) слухо-произносительная дифференциация звуков:

- не смешиваемых в произношении: почка-бочка, мошка-ножка, банка-банька, мышка-мишка, корка-горка, (на материале слов-квазиомонимов);

- смешиваемых в произношении: рак-лак; гроза-глаза; угорь-уголь; суп-зуб; коса-коза; лиса-лица; Луша-лужа; кочка-кошка; миска-мишка; речка-редька; (на материале картинок слов квазиомонимов);

- при повторении серий слогов: та-да, ба-ма, да-га, ва-та, ня-на, ка-га, фа-фя, ма-ка, ба-на-ба, ка-ка-га, на-ня-на, са-та-са, за-за-жа, ца-са-ца.

В выводах отмечаются возможности слухо-произносительной дифференциации звуков, способность к осуществлению простых и сложных форм фонематического анализа и синтеза, уровень развития фонематических представлений.

10. При исследовании состояния лексики:

а) для изучения состояния словаря существительных предлагается:

- называние предметных картинок по лексическим темам (в соответствии с программными требованиями обучения и воспитания ребенка);

- обобщение картинок одним словом;

- называние целого предмета и его частей:

стул – ножки, сиденье, спинка;

машина – кабина, фары, колеса, кузов;

рубашка – рукав, воротник, пуговица;

рука – плечо, локоть, кисть, пальцы;

лицо – брови, ресницы, подбородок, лоб;

б) для изучения состояния глагольного словаря предлагается:

- название действий по картинкам или по демонстрации:

птица – летает; рыба – плавает; змея – ползает; заяц – прыгает; самолет – летает; лодка – плывет; собака – лает, кусает, спит, ест, пьет, играет, грызет;

- название профессиональных действий (с использование названий профессий):

врач – лечит; учитель – учит; строитель – строит; повар – варит; художник – рисует; музыкант – играет; балерина – рисует; маляр – красит;

в) для изучения состояния словаря прилагательных предлагается:

- название цвета: красный, синий, желтый, зеленый, коричневый, серый, голубой, розовый, оранжевый;

- подбор к определению к слову:

еж – колючий, роза - …;

- подбор антонимов (с 6 лет):

большой - … открывать - …

широкий - … опускать - …

длинный - … добро - …

грязный - … далеко - …

молодой - … радость - …

В выводах отмечается: объем словаря, его соответствие возрасту, замены слов по различным признакам.

11. При исследовании состояния грамматического строя речи и связной речи предлагаются следующие задания.

- Изменения имен существительных по числам:

 

стол – столы, книга - …

жук - … табуретка - …

рот - … ухо - …

пень - … окно - …

стул - … колесо - …

рука - … дерево - …

кукла - … перо - …

лента - …

- Изменение имен существительных по падежам:

У меня есть ручка (карандаш) Я пишу (рисую) …

У меня нет … Я говорю о …

- Употребление формы родительного падежа множественного числа:

Много чего?

дом – домов кофта - …

ключ - … ручка - …

стакан - … платье - …

день - … блюдце - …

книга - … дерево - …

вилка - … окно -…

- Употребление предлогов (простых и сложных) на материале картинок или демонстрации действия.

- Согласование имен прилагательных с существительными (название цвета):

шар – красный, кофта – красная, небо – красное.

-Согласование имен существительных с числительными два и пять:

гриб – два гриба – пять грибов

ночь - … - …

окно - … - …

- Образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами:

ключ – ключик ведро - …

тетрадь - … лист - …

кукла - … ухо - …

дом - … ложка - …

- Образование относительных прилагательных от существительных

стакан из стекла – стеклянный коробка из картона - …

мяч из резины - … сумка из кожи - …

варенье из яблок - … одеяло из шерсти - …

- Образование притяжательных прилагательных (с 6 лет):

книга дедушки – дедушкина уши лисы - …

хвост зайца - … рог оленя - …

платок мамы - … зубы волка - …

- Образование приставочных глаголов:

летает – улетает, пролетает и т.д.

ходит - …

- Пересказ рассказа, составление рассказа по серии сюжетных картинок.

 

В выводах отмечается наличие и характер аграмматизмов, дается характеристика уровня развития связной речи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: