ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ И КОНТРОЛЯ




ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫПОМОЩИ РЕБЕНКУ

В ВЫПОЛНЕНИИ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ

(рекомендации психолога родителям детей с особыми образовательными потребностями по подготовке домашнего задания)

Выполнение ребенком домашних заданий является проблемной сферой для многих семей. Часто дети не справляются с подготовкой уроков самостоятельно (отвлекаются, делают уроки не на должном уровне или тем или иным способом избегают этого), нуждаются в помощи и контроле со стороны родителей.

Урок начинается с домашнего задания, с того, когда, как и, главное, зачем его дают учащимся. Продуманное, взвешенное, интересное домашнее задание способно творить чудеса. А чтобы оно было таким, надо сделать все возможное, чтобы, выполняя работу, ученик пусть хоть на секунду почувствовал бы вкус хотя и крошечного, но лично им сделанного для себя открытия, а значит, понял бы, что эта работа может приносить радость и пользу. А для этого ребят надо увлечь предметом. И диалектика здесь простая: интересно на уроке и домашнее задание не в тягость, а интересное, с душой выполненное дома задание неоценимо помогает уроку. В.А. Сухомлинский, например, в своей книге так писал об этом: «Нельзя забывать, что ребенок, не испытавший радости от ученья, не познавший чувства гордости после преодоления трудности – несчастный человек. Дать ребенку ощутить радость труда, … наполнить его сердце гордостью и чувством собственного достоинства – первостепенная задача педагогики».

ПОМОЩЬ И КОНТРОЛЬ

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ

Есть две типичные ошибки, которые родители совершают, помогая ребенку в чем-то или контролируя его действия.

· Стараются помочь ребенку, когда он об этом не просил. Руководствуются при этом лучшими побуждениями: чтобы ребенок достиг более хорошего результата, быстрее научился, почувствовал поддержку и т.д.

· Не помогают, когда, наоборот, ребенок просит в чем-то помочь. Происходит это обычно либо в силу того, что родитель не замечает непрямых сигналов ребенка о том, что требуется помощь (таких, например, как хныканье, резкое захлопывание книжки или тетрадки, жалобы «Не получается!» и проч.) либо из-за чрезмерного стремления родителей научить ребенка самостоятельности, стойкости, волевым качествам.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ И КОНТРОЛЯ

Чем меньше помощи и контроля, тем лучше. С тем, с чем ребенок может справиться сам, пусть он справляется сам.

Помогать и контролировать можно по-разному. Иногда достаточно просто обратить внимание ребенка на что-то («Посмотри, всё ли у тебя правильно», «Что тебе еще нужно сделать?», «Напоминаю, что после обеда нужно садиться за уроки»), но бывают и ситуации, когда взрослому приходится фактически делать уроки вместе с ребенком. Важно, чтобы помощь и контроль были дозированными и оказывались по минимуму. К более «массированной» помощи следует прибегать только после того, как не помогла помощь в меньшем объеме.

Важно, от кого исходит инициатива. Лучше принимается та помощь, о которой человек (любого возраста, не только ребенок) попросил сам. Помощь, которую нам оказывают без нашей просьбы, воспринимается как давление. Аналогичная ситуация и с контролем: он приносит пользу в том случае, если ребенок столкнулся с тем, что ему самому сложно проконтролировать себя, что он не справляется с этой задачей самостоятельно и просит помочь (например, «Мама, проверь этот пример!»). В этом случае внешний контроль будет восприниматься как помощь, а не как вторжение и давление. Следовательно, нужно создавать такую ситуацию, чтобы ребенок сам попросил помочь ему в чем-то и проверить, напомнить и т.д. Если ребенок не просит помочь, а, напротив, с увлечением самостоятельно выполняет какое-то задание, то не следует вмешиваться, даже если у него не очень хорошо и быстро получается, «почерк корявый», «очевидная глупая ошибка» и т.п. Вспомните себя: Вы ведь тоже не сразу научились всему, что умеете сейчас, не сразу все делали без ошибок.

Если ребенок просит помочь ему, то надо обязательно помочь (руководствуясь правилами, описанными выше). Есть такой психологический термин «зона ближайшего развития» - это действия, которые на сегодняшний день ребенок не способен выполнить самостоятельно, но способен выполнить с помощью взрослого. То, что сегодня входит в «зону ближайшего развития», в скором времени станет областью самостоятельности ребенка (при условии, что взрослый сможет мягко и своевременно ослабить и свести к нулю свой контроль). А в «зону ближайшего развития» войдут другие действия, задачи, навыки. Фактически именно таким образом происходит расширение сферы самостоятельности и компетентности ребенка.

Совместные действия должны осуществляться в спокойной обстановке, тон родителя должен быть доброжелательным. Если просьба ребенка о помощи оборачивается нервотрепкой, скандалом, то в следующий раз он приложит максимум усилий, чтобы обойтись без Вас, даже если понимает, что сам не справляется. Лучше избегать также иронии, которую многие дети воспринимают как издевку или высмеивание, а также не допускать того, чтобы совместные занятия излишне затягивались. Если ребенка заставлять «доделать, что надо», когда он очевидно устал, то такое выполнение задания сопровождается сильным эмоциональным дискомфортом, вырабатывается своего рода «рефлекс избегания».

Существенным является отношение к ошибкам. Часто ошибки ребенка вызывают раздражение у родителя и ссоры. У ребенка в таком случае формируется страх ошибок, который не помогает, а напротив, мешает их исправлять или не допускать. Ошибку лучше воспринимать как своего помощника, сигнализирующего о том, что вот над этим и этим еще нужно поработать.

Если ребенок раз за разом совершает похожие ошибки, и объяснения ему не помогают, рекомендуется действовать по следующему алгоритму:

1. Задать вопрос «Как ты это делаешь? Что ты делаешь, чтобы…?».

2. Записать дословно, что отвечает ребенок. Не перебивать, не корректировать раньше времени.

3. Найти ошибку в способе (вместе с ребенком, насколько позволяют возможности).

4. Скорректировать ошибку в способе.

5. Новый правильный способ оформить в виде наглядного материала (лучше, чтобы ребенок это сделал по максимуму сам; если не получается, то нужно, чтобы он хотя бы участвовал) и разместить на рабочем месте (чтобы можно было смотреть).

6. Включить первым или последним пунктом в новый способ обращение к этому наглядному материалу.

Важно:

· Не сравнивать его умения с умениями других детей.

· Не кричать, лучше определить причину отсутствия у ребенка умения выполнить заданное упражнение.

· Создать условия для успешного выполнения ребенком домашнего задания.

· Не пытаться выполнять за своего сына или дочь домашнее задание, это сослужит им плохую службу.

· Поощрять упорство и проявление характера достижении цели.

· Требовать от своего ребенка внимательного прочтения инструкций по выполнению учебных заданий, формулировки вопросов.

· Учить его детальному изучению содержания материалов учебника, его справочных материалов, правил и инструкций.

· Развивать его внимание и внимательность при выполнении домашних заданий.

· Хвалить ребенка за своевременно и качественно выполненное домашнее задание.

· Демонстрировать его достижения перед другими членами семьи, братьями и сестрами.

· Для того, чтобы облегчить своему ребенку выполнение домашних заданий, покупайте ему энциклопедии, словари и справочные пособия по различным предметам, справочники на информационных носителях.

· Формировать привычку доводить начатое дело до конца, даже если придется чем-то жертвовать.

· Если вы считаете, что ваш ребенок испытывает перегрузку по какому-либо из учебных предметов, обратитесь за разъяснением и помощью к педогогу.

· Покупайте своему ребенку логические игры, способствующие формированию усидчивости, терпения и ответственности.

· Не отмахивайтесь от вопросов ребенка. Этим вы усугубляете проблемы, связанные с подготовкой домашнего задания.

Список использованной литературы.

Киселев А.Ф. О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы // Начальная школа. 1999. № 9.

2. Корнсева Е.Н. Ох уж эти первоклашки. Ярославль, 1999.

3. Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника. М., 1986.

4. Поговорим о наших детях / Под ред. А.Е. Соловьевой. М.. 1967.

5. Популярная психология для родителей / Под ред. А.А. Бода-лева. М., 1989.

6. Пунский В. О. Азбука учебного труда. М., 1988.

7. Шклярова Г В. Справочник для начальных классов. М., 1994.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: