Опорой на аппарат профессиональных чиновников (бюрократию).




Объективно бюрократия выполняет социально полезную управленческую функцию, однако, не менее объективно обладает и рядом социально опасных качеств. Одно из них – тенденция к постоянному увеличению своей численности. Эта тенденция характерна для всех государств мира, а не только для СССР или постсоветских республик. Так, если в 1821 г. в США чиновников было лишь 0,7 % от общего числа граждан, то спустя 150 лет (в 1971 г.) эта цифра составила уже 14% т.е. общая численность бюрократии возросла в 20 раз. Подобная картина наблюдается и в других экономически высокоразвитых государствах Запада. Проблема заключается в том, что увеличение численности профессиональных управленцев и, соответственно, расходов на их содержание, не приводит к более высокому уровню государственного менеджмента и, кроме того, функциональный административный характер деятельности бюрократии при определенных условиях превращается в политический, а сама бюрократия – в самостоятельную весомую политическую силу. В США популярно высказывание: “Государственный служащий – государственный для простых людей, а служащий дьявола”.

Завершая изложение вопроса, нужно констатировать, что в научной и учебной литературе до сих пор продолжаются споры о соотношении политической и государственной власти. Мы исходим из того, что эти понятия не тождественны. Политическая власть охватывает более широкий круг властных отношений; государственная власть является основным, но не единственным ее видом. Основным, потому, что в ординарных условиях именно государственные органы осуществляют основную работу по политическому управлению обществом. Однако в экстраординарных условиях другие типы власти могут на некоторое время трансформироваться в политическую. Приведем несколько примеров.

Духовная власть может выступать в качестве политической. Именно такова бывает власть Римского папы вне стен Ватикана.

Известно, что Ватикан – самое маленькое на Земле суверенное государство с длиной границ 2,6 км. Ватикан является абсолютной теократической монархией, где законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат папе, пожизненно избираемому коллегией кардиналов. Но Ватикан – это лишь верхушка айсберга католической церкви, насчитывавшей в 80-е гг. ХХ в. свыше 400 тыс. священников и более 1 млн. членов монашеских и полумонашеских орденов. По статистике в 1989 г. в мире насчитывалось 877 723 000 католиков или 17,2% населения земного шара.

Вне стен Ватикана папа формально не занимает никаких постов, однако, в десятках католических стран глава Римской церкви имеет значительное политическое влияние и если принимается решение прямо вмешаться в национальную политику (поддержать какого-либо конкретного кандидата на выборах, либо четко определиться по актуальной социально-политической проблеме), его духовная власть легко трансформируется в политическую.

Партийная власть лидера организации над входящими в нее людьми, ставящая перед собой макроуправленческие задачи и обладающая соответствующими ресурсами, выступает в качестве политической.

Наиболее ярким явлением подобного ряда последних лет выступала власть лидера мусульманских фундаменталистов Палестины (движение ХАМАС) престарелого и парализованного шейха Ахмеда Ясина (убит израильтянами в 2004 году). Формально Ясин был простым гражданином Палестинской автономии, однако очень часто он выступал чуть ли не субъектом международных отношений, ибо ведомые им фанатики, совершив или не совершив по его приказу самоубийственные террористические акты, могли сорвать или не сорвать весь процесс Ближневосточного политического урегулирования.

2.8 Легитимность и легитимация власти

Термин "легитимность" возник в начале XIX века и выражал стремление восстановить во Франции власть короля как единственно законную, в отличие от власти узурпатора – Наполеона Бонапарта. Тогда же это слово приобрело и другой смысл – признание данной государственной власти и территории государства на международном уровне. Требование легитимности власти возникло как реакция против насильственной смены власти и перекройки государственных границ, против произвола и охлократии.

Легитимность означает признание населением государственной власти, ее права управлять. Легитимная власть принимается массами, а не просто навязывается им. Maccы согласны подчиняться такой власти, считая ее справедливой, авторитетной, а существующий порядок наилучшим для страны. Конечно, в обществе всегда есть граждане, нарушающие законы, не согласные с данным политическим курсом, не поддерживающие власть. Легитимность власти означает, что ее поддерживает большинство, что законы исполняются основной, частью общества.

В политологии используется также термин "легальность" власти. Легальность и легитимность — не одно и то же. Легальность власти – юридическое обоснование, юридическое бытие власти, ее законность, cooтветствие юридическим нормам. Легитимность не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом. Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, – легальна. В то же время она может быть нелегитимна, не приниматься народом. В обществе может существовать и нелегальная власть, например, мафии.

Легитимность - это доверие и оправдание власти, потому она тесно связана с моральной оценкой власти. Граждане одобряют власть, исходя из моральных критериев добра, справедливости, порядочности, совести. Легитимность призвана обеспечить повиновение и согласие без принуждения, а если оно не достигается, оправдать принуждение, использование силы. Легитимная власть и политика авторитетны и эффективны.

Очевидно, что легитимность может быть, как завоевана, так и потеряна. Сроки завоевания элитой легитимности различны в зависимости от обстоятельств, а потеря вызывается различными причинами. Демократическая власть уделяет легитимности своих действий большое внимание, ибо она вынуждена править с согласия народа, а не потому, что такова ее добрая воля.

Принципы легитимности могут иметь истоки в древних традициях, революционной харизме или в действующем законодательстве. Типология легитимности, пользующаяся широким признанием, введена Максом Вебером, который выделил три основные принципа: традиция, харизма, легальность. Речь идет об идеальных типах, не существующих в "чистом виде". В конкретных политических системах эти три типа переплетаются при преобладании одного из них.

Теория Макса Вебера подробно описана практически в каждом учебном пособии по политологии, поэтому здесь мы ограничимся ее систематизацией в таблице.

Таблица 4 - Типы легитимного господства по Максу Веберу

  Легальное господство Традиционное господство Харизматическое господство
Какие правила (нормы) положены в основу Рационально разработанные правила Патриархальные или сословные нормы  
Глава системы (тип "господина") Избранное должностное лицо или коллегиальный орган Монарх или религиозный советник Пророк, военачальник, демагог, лидер
Источник авторитета главы системы Делегирование на основе принципа большинства Традиция или передача по наследству Эмоциональное доверие "свиты" к харизматическому лидеру
Форма легитимности системы Целерациональная вера в корректность предписанной системы норм Вера в установленный порядок вещей Аффективная или эмоциональная вера в экстраординарные качества харизматического лидера и в выдвигаемые им ценности
Доминирующий тип социального поведения Инструментальное или целерациональное социальное поведение Традиционное социальное поведение Эмоциональное социальное поведение

Легитимация – процедура общественного признания какого-либо действия, события или факта, действующего лица. Она призвана обеспечить повиновение, согласие, политическое участие без принуждения, а если оно не достигается – оправдание такого принуждения, использование силы.

В литературе выделяются следующие средства легитимации власти: политические, идеологические, правовые, этические, психологические. Речь идет о научном и техническом обеспечении политического курса в законах, налоговой системе, пропаганде ценностей данной политики, формировании убеждений, влиянии на средства массовой информации. Сильной аргументацией является деление участников политических отношений на друзей и врагов, апелляция к истории, воле народа, национальным традициям, к экономической, технической целесообразности. Этическое обоснование политики подчеркивает ее гражданские, культурные достоинства, ее справедливость, человечность, направленность на достижение общего блага.

Идеологическая легитимация состоит в оправдании власти с помощью идеологии, которая обосновывает соответствие власти интересам народа, нации или класса. Успешная экономическая политика, укрепление общественного порядка и повышение благосостояния населения также является эффективным средством легитимации власти, роста доверия к ней со стороны населения.

Показателями легитимности власти выступают:

– уровень принуждения, применяемый для проведения политики в жизнь;

– наличие попыток свержения правительства или лидера;

– сила проявления гражданского неповиновения;

– результаты выборов, референдумов;

– массовость демонстраций в поддержку власти (оппозиции) и др.

Легитимность сочетается с противоположным ей процессом делегитимации – утраты доверия, лишения политики и власти общественного кредита. Основными причинами делегитимации являются:

– противоречие между универсальными ценностями, господствующими в обществе, и эгоистическими интересами властвующей элиты;

– противоречие между идеей демократии и социально-политической практикой. Это проявляется в попытках решить проблемы силовым путем, нажимом на средства массовой информации;

– отсутствие в политической системе механизмов по защите интересов народных масс;

– нарастание бюрократизации и коррумпированности;

– национализм, этнический сепаратизм в многонациональных государствах, проявляющиеся в отвержении федеральной власти;

– потеря правящей элитой веры в правомерность своей власти, возникновение внутри нее острых социальных противоречий, столкновение разных ветвей власти.

В наше время многие государства переживают кризис легитимности, что проявляется в политической нестабильности, государственных переворотах, глубоком социально-экономическом кризисе. Это сопровождается утратой доверия к власти, разочарованием в целях, методах политики и в самих политиках. Конечно, предупредить потерю легитимности можно. Если политики умеют считаться с интересами и запросами масс, то утраченная легитимность восстанавливается. Это зависит от субъектов политики, интеллектуальных качеств политической элиты.

Очень важно, чтобы новая украинская власть, сформированная по итогам президентских выборов 2004 г. и "оранжевой революции", была не только легальна, но и в максимально возможной степени легитимна. В противном случае новые политические и социально-экономические потрясения, увы, неизбежны.

 

Контрольные вопросы

1 Почему властные отношения древнее Homo Sapiens Sapiens?

2 Возможны ли стабильные и долговременные властные отношения, если объект власти не боится субъекта. Аргументировать свой ответ.

3 Чем можно объяснить существование кумулятивного эффекта власти?

4 Какими властными ресурсами располагали участники "помаранчевой революции", свергнувшие режим Кучмы-Януковича?

5 Определить тип власти декана факультета?

6 Определить тип власти преподавателя вуза?

7 Чем содержание понятия "политика" в узком смысле отличается от содержания этого понятия в широком смысле?

8 Дать толкование прилагательного "политический". Объяснить значение словосочетаний "политическая игра", "политический деятель", "политическое решение"? В чем заключается отличие понятий "политика", "стратегия", "тактика", "политическая система"?

9 Кто является первичными субъектами политики в современной Украине?

10 Есть ли у государственной власти негативные свойства и как их можно нейтрализовать?

3 ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: