История социальной (культурной) антропологии




ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ (КУЛЬТУРНОЙ) АНТРОПОЛОГИИ

 

Москва Москва

Гаудеамус Академический Проект

2003 2003


УДК572 ББК 28.71 080


Федеральная целевая программа «Культура России» ' * (Подпрограмма «Поддержка полиграфии и книгоиздания России»)

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

доктор философских наук, профессор Шахов М.Н„ кандидат философских наук, доцент Елисеев ОЛ., '. кандидат социологических наук, профессор ТояотовоД.К., кафедра социальной антропологии Академии социологии и социальной информатики Московского государственного социального университета

Издание осуществляется в рамках программы научно-методи­ческого обеспечения специальности «Государственный и му­ниципальный менеджмент». Руководитель — доктор истори­ческих наук, профессор В.И. Жуков

Печатается по постановлению Редакционно-

издательского совета Московского государственного социального университета '?: '

Отюцкий Г.П.

История социальной (культурной) антрополо­гии: Учебное пособие для вузов. — М.: Академи­ческий Проект: Гаудеамус, 2003. — 400 с. —

 

(«Саийеатия»).

15ВМ 5-8291-0233-1 (Академический Проект)»

I8ВN 5-98426-001-8 (Гаудеамус)

Курс лекций по учебной дисциплине «История со­циальной (культурной) антропологии» разработан на основе Государственного образовательного стандарта второго поколения и предназначен для студентов, обу­чающихся по специальности «Социальная антрополо­гия». В учебном пособии в кратком изложении рассмот­рены основные теоретические концепции, составляющие предметное поле культурологического, антропологичес­кого, этнологического знания.


15ВМ5-В29у)233-1 15ВН 5-98426-001-8

УДК 572 ББК 28.71 © Отюцкий Г.П., 2003 в Академический Проект, оригинал" макет, оформление,2003 © Гаудеамус, 2003

 


ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемый курс лекций по социальной (культур­ной) антропологии призван оказать помощь студентам в изучении основных теоретических концепций и подхо­дов, развивавшихся в русле этого научного направления за прошедшие полтора века со времени его формирова­ния. Учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями государственного образовательного стан­дарта второго поколения (2000 г.) и призвано, в извест­ной мере, восполнить существующий до сих пор недо­статок в учебной литературе по этой дисциплине.

Учебная дисциплина «История социальной (куль­турной) антропологии» исследует вопросы становления основной проблематики социальной антропологии, формируя активную жизненную и гражданскую пози­цию студенчества, ценностные профессиональные ориентации, помогает студентам осмыслить процесс становления социально-антропологического знания, понять окружающие их социальные и культурные яв­ления и процессы, происходящие в России и в мире.

Учебная дисциплина исходит из представления ис­тории социальной (культурной) антропологии как меж­дисциплинарной науки, в которой синтезированы осно­вы знаний целого ряда социальных и гуманитарных дис­циплин. История социальной (культурной) антропологии как система научных знаний о становлении и развитии особой сферы знания об обществе и специфических методах его изучения опирается на существенное содер­жание исторического знания, использует методологию и теорию исторической науки, ее методы и источники.

Общая антропология, исследующая проблематику становления человека и развития его как биосоциаль­ного существа, выступает в известной мере как мета-наука в отношении социальной антропологии. С этой точки зрения история общей антропологии оказывает­ся тесно связанной с историей социальной (культурной) антропологии. Социальная философия в истории социальной антропологии рассматривается как выс­ший уровень теоретического обобщения социальных явлений и процессов, выявляющий особенности ста­новления и развития человека как родового существа, раскрывающий особенности философского взгляда на человека, общество и культуру, формирующий основы измерения общественной жизни через социальные факты. Особо важную роль играет та часть социально-философской проблематики, которая обособилась в сферу философской антропологии.

Культурология имеет существенное значение для истории социальной (культурной) антропологии с точ­ки зрения раскрытия основных понятий культуры, культурных ценностей, традиций и норм, типологизации культур, социальных институтов культуры, анали­за места и роли России в мировой культуре, а также культурологического взгляда на человека. При этом учитывается, что предметное поле культурологии и социальной антропологии в значительной мере совпа­дает. Наконец, социальная антропология выступает в качестве непосредственного предмета исследования изучаемой учебной дисциплины. История социальной (культурной) антропологии теснейшим образом связа­на и с другими общественными науками, изучающими отдельные сферы общественной жизни.

Предлагаемый читателю курс лекций раскрывает содержание основных дидактических единиц Государ­ственного образовательного стандарта по дисциплине «История социальной (культурной) антропологии». Для более глубокого изучения каждой темы в помощь сту­денту предлагается список литературы и источников.

• Выписка из Государственного образовательного стандарта

История социальной (культурной) антропологии

· Донаучный период развития социально-антрополо­гической мысли;

· становление социальной антропологии как науки;

· связь с историей общей антропологии;

· формирование понятийно-терминологической си­стемы и стандартов полевой работы;

· основные теоретические направления: классичес­кий эволюционизм, «историческая школа», «социо­логизм», «экспериментальная революция», этнопсихологическая школа, релятивизм, символическая антропология, когнитивная антропология, интерпретативная антропология и др.;

· антропология (этнография) в России.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: