На подступах к комментарию...




Заветные 5 баллов...

Или

Как писать комментарий к сформулированной проблеме

Исходного текста?

1. Критерии получения заветных 5 баллов…

К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного Кол-во баллов
ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ, чтобы получить 5 баллов  
1. Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. 2. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. 3. Дано пояснение к 2 приведённым примерам. 4. Выявлена смысловая связь между ними. 5 баллов

2. Ответы на вопросы

На подступах к комментарию...

Вопрос Ответ
Вопрос 1: С чего начинать работу над сочинением? Совет от А.Г.Нарушевича: ü внимательно прочитайте текст; ü определите основную мысль, то есть позицию автора (ЗАЧЕМ написан текст? Писатель хочет донести до читателя мысль о том, что…); ü запишите свой ответ в виде законченного предложения(например, … человек долженбережно относиться к природе) ü определите, на какой вопрос отвечает это предложение (например, каким должно быть отношение человека к природе?); ü запишите этот вопрос, который и будет проблемой текста. Не забывайте: проблема – это вопрос, позиция автора – это ответ
Вопрос 2:что такое проблема? Проблема – это вопрос, над которым рассуждает автор.  
Вопрос 3: Как не ошибиться в определении проблемы? Совет от А.Г.Нарушевича (выявление проблемы в художественном тексте): ü проанализируйте поступки героев, их отношения; ü определите, какие положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в этих поступках, отношениях; ü подберите абстрактные существительные, которые называют соответствующие качества (например, долг, честь, благородство – равнодушие, чёрствость, эгоизм…); ü сформулируйте проблему, используя выявленные ключевые слова.
Вопрос 4: Чем отличается комментарий от пересказа? Ответ Цыбулько И.П.: Если " автор показал, как Селиван привёз шкатулку " - это иллюстрация. А если " однажды Селиван привёз шкатулку " - это пересказ

Размышления вместе за автором…

Вопрос 1: что такое комментарий? Комментарий – это пояснительные замечания, рассуждения по поводу сформулированной проблемы текста, – это последовательный, логичный анализ текста с обязательным указанием на конкретные ситуации из текста или на конкретные размышления автора, – это оценка прочитанного путём соотнесения содержания текста с личной точкой зрения читателя, его знаниями, собственным жизненным опытом; – преобразование «текста в себе» в «текст для себя». Совет от А.Г.Нарушевича: проверьте себя, правильно ли написан комментарий: «комментарий плох, если вы в комментарии начнёте подчеркивать материал, взятый из текста, и увидите, что весь абзац подчёркнут, значит, своих мыслей нет, значит, нет пояснения к примерам, значит, именно здесь и будут потеряны баллы ».
Вопрос 2: что такое пример-иллюстрация? Пример-иллюстрация – это значимая для раскрытия поставленной проблемы информация текста, сопровождаемая пояснениями, интерпретациями учащегося.
Вопрос 3: какова композиция комментария? Комментарий состоит из 5 элементов 1. Пример-иллюстрация (исходный текст). 2. Пояснение (мысли самого ученика по поводу примера-иллюстрации). 3. Второй пример-иллюстрация (исходный текст). 4. Пояснение (мысли самого ученика по поводу примера-иллюстрации). 5. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями.
Вопрос 4: какой материалможно использовать в качестве комментария? В качестве комментария можно использовать: ü примеры, которые приводит автор в своём тексте; ü размышления автора, связанные с проблемой; ü цитаты; ü описания; ü истории; ü точки зрения, которые приводит автор; ü средства выразительности, ü слова, выражения, важные для понимания проблемы. Запомните: ü В основе комментария - поднятая автором проблема. ü Пересказа быть не должно!!! Пересказ комментарий   что делают герои что делает автор ü Сохраните логику комментирования: из проблемы и комментария к данной проблеме вытекает позиция автора (всё должно быть взаимосвязано!) ПРОБЛЕМА ТЕКСТ ПОЗИЦИЯ ОВТОРА: ВОПРОС МАТЕРИАЛ, ОТВЕТ который позволяет дать ответ (движение через текст)
Вопрос 5: Что такое пояснение примера-иллюстрации? ü интерпретация слов автора и сюжетной линии текста – это и есть пояснение к примерам иллюстрациям: ü объяснение слов автора, раскрытие их смысла, ü рассказ о том, почему, по вашему мнению, герои поступают так, а не иначе, ü анализ лексических оценочных средств выразительности с добавлением эмоциональной составляющей. ü При написании комментария недостаточно просто показать две ситуации, привести два примера, важно их проанализировать, дать свою оценку происходящему.
Вопрос 6: Зависит ли комментарий от стиля текста? Как строить комментарий в зависимости от стиля текста? Комментарий зависит от стиля текста, поэтому комментировать тексты того или иного стиля надо по-разному. Сначала задайте вопросы:
Художественный текст Публицистический стиль
ü На каких примерах автор раскрывает проблему? ü Какие факты, события, поступки героев заслуживают особого внимания? Почему? ü Есть ли в тексте значимые художественные детали? В чём их значимость? ü Какие средства выразительности помогают автору донести свои мысли до читателя? ü Каков эмоциональный отклик автора на изображаемые события?   ü Как автор строит рассуждение? ü Какие использует аргументы? Какие приводит примеры? В чём их значимость? ü Кого цитирует автор? Зачем? В чём значимость этих цитат? ü Какие мысли автора заслуживают особого внимания? Почему? ü Какие средства выразительности помогают автору донести свои мысли до читателя? ü Каков эмоциональный отклик автора на изображаемые события?
Позиция автора: Ø Каково отношение автора к изображаемому? Позиция автора: ü Каково отношение автора к изображаемому?  

 

Затем начните работать на черновиках, погружаясь в текст, учитывая его стиль.

 

Художественный текст Публицистический стиль
Автор = герой, рассказчик, повествователь Автор = писатель = создатель текста
ü В художественном тексте авторская позиция не выражена прямо, она дана опосредованно, через поступки героев, их мысли, через средства выразительности, через ключевые слова. Она «спрятана» в контексте. ü Поэтому выберите два примера–иллюстрации, которые раскрывают проблему. 1. Для этого можно проанализировать: ü поведение героев, ситуации, описанные в исходном тексте; ü лексические средства, которые использует автор: они позволяют писателю раскрыть поднятую им проблему; ü ключевые слова текста, позволяющие увидеть позицию автора по поднятой им проблеме; ü диалог между героями (по поднятой проблеме). 2. Не забудьте написать пояснение к тем примерам, которые вы использовали для комментария; 3. Найдите смысловую связь между теми примерами, которые вы анализировали (объясните, почему вы взяли именно эти примеры и как они взаимосвязаны между собой). Запомните: все те примеры, ситуации, лексические средства, ключевые слова, которые вы используете в своем комментарии, должны вывести вас на позицию автора. Это и станет вашим комментарием. ü В публицистическом тексте авторская позиция выражена прямо. Поэтому: ü найдите предложение (-ия), в котором (-ых) автор прямо высказывает свою позицию (она, скорее всего, выражена в последнем абзаце – это основная мысль текста); ü найдите два примера, которые позволяют автору прийти к выводу и высказать свою позицию по поднятой им проблеме (эти примеры расположены выше того предложения, в котором заложена позиция автора); ü проследите за тем, как развивается мысль автора до того, как он сам приходит к какому-либо выводу (вывод автора в вашем сочинении станет авторской позицией). 1. Для этого проанализируйте: ü мнение известных людей по исходной проблеме, данное в тексте; ответьте на вопрос, зачем автор приводит именно эти высказывания, какова их роль в раскрытии проблемы; ü факты или явления, которые предлагает автор, подумайте, зачем он обращается именно к этим фактам или явлениям и какова их роль в раскрытии проблемы; 2. Не забудьте написать пояснение к тем примерам, которые вы использовали для комментария; 3. Найдите смысловую связь между теми примерами, которые вы анализировали (объясните, почему вы взяли именно эти примеры и как они взаимосвязаны между собой)

 

Вопрос 7: Есть ли алгоритм действий при работе над комментарием? Советуем использовать следующий алгоритм действий при работе над комментарием: ü прочитать внимательно текст; ü определить, какие виды смысловой связи есть между предложениями: Виды смысловой связи между предложениями — причинно-следственные отношения (поэтому, отсюда следует, в результате этого, значит, следовательно, вследствие этого, в связи с этим, потому что, из-за того что…) — противительная связь (антитеза, контраст: «было – стало»; но, однако, зато) — сопоставительные отношения: так же, как, таким же образом, аналогично, — дополнение и уточнение информации (информация + дополнение = полная информация: также, кроме того, более того) — иллюстрация, выделение частного случая (информация 1 поясняется другой информацией: например, так, именно, другими словами, иначе говоря) — обобщение предыдущей информации (таким образом, итак, следовательно) — прием перечисления (используется для усиления, выделения логических отношений в тексте); — прием, называемый конкретизацией (суть его – в использовании примеров и доказательств для подтверждения мысли); — другая связь. ü подобрать примеры, иллюстрирующие этот вид связи; ü продумать место расположения смысловой связи; ü обязательно заполнить на черновике таблицу:
5 обязательных элементов Комментарий ученика
пример-иллюстрация 1  
пояснение  
пример-иллюстрация 2  
пояснение  
смысловая связь  

 

Вопрос 8: Какие способы цитирования можно использовать: НЕЛЬЗЯпереписывать целые куски из текста или пересказывать весь текст или фрагмент. Если в качестве иллюстраций вы цитируете текст, то лучше использовать «частичное цитирование». Это значит, что не нужно переписывать целые отрывки и предложения, достаточно слов, словосочетаний. Способы отсылки к тексту Способ 1 – ссылка на номера предложений(самый простой) Автор стремится достучаться до читателей, трижды повторяя слово «одумайтесь» (предложения 11-13). Этот призыв должен заставить каждого из нас изменить отношение к природе. Способ 2 – цитирование «Духовная жизнь мне представляется в тысячу раз богаче, чем жизнь внешняя, проявленная», – пишет Ш.А.Амонашвили. Действительно, внутри себя мы порой проживаем десятки и сотни жизней, принимаем решения, которые определяют наши поступки. Способ 3 – косвенное цитирование Автор подчеркивает, что, поддаваясь своим низменным потребностям, человек способствует саморазрушению. Конечно же, очень важно найти тот внутренний стержень, который позволит противостоять злу и направить всю свою деятельность на совершенствование себя и мира вокруг нас. Способ 4 - размышление над фактами, событиями, упоминаемыми в тексте Раскрывая проблему, писатель изображает мальчишек, которые спасают гусей, попавших в ледяной плен. В этом поступке не на словах, а на деле проявляется забота о наших братьях меньших. Действительно, далеко не каждый способен рисковать собой ради животных.
Вопрос 9: Можно ли пользоваться речевыми клише?


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: