Сравнительный анализ определений «внеклассная работа» и «внеурочная деятельность»




Название словаря/автор Внеклассная работа Внеурочная деятельность
1. А.Каирова, 1960 г. Ф.Н.Петрова, 1964 г. Н.М.Верзилин, 1983 г. Ш.А. Амонашвили, 1990 г. Внеклассная работа – расширение знаний, умений и навыков во внеурочное время. Самостоятельное понятие. 1960-1990 гг. Использовалось только понятие «внеклассная работа». В 90-е годы появляется термин «внеурочная работа», не имеющий принципиального отличия от определений «внеклассной»
2. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие для студентов вузов / Душина И.В., Пятунин В.Б., Летягин А.А. и др.; под ред. И.В. Душиной. – М.: Дрофа, 2007. Внеклассная работа - составная часть учебно-воспитательного процесса и определяет деятельность школьников во внеурочное время при организующей и направляющей роли учителя. (О.А. Бахчиева) Внеурочная деятельность – является часть учебно-воспитательной работы. Суть её определяется деятельностью школьников во внеурочное время под руководством учителя. (И.Б. Шилина)
3. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт: голоссарий. https://standart.edu.ru/   Внеурочная (внеучебная) деятельность учащихся - деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. В ФГОС появляется понятие «внеучебная работа», сопряженное с содержанием термина «внеурочная работа». Существенным отличием является построение работы на принципах целостности, системности, систематичности
4. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 1997. Внеклассная работа организуется школой и чаще всего в стенах школы, а внешкольная - учреждениями дополнительного образования, как правило, на их базе. Внеучебная (внеурочная) работа может рассматриваться как внеклассная и внешкольная. Внеклассная организуется школой и чаще всего в стенах школы, а внешкольная - учреждениями дополнительного образования, как правило, на их базе.
5. Педагогический словарь. / под ред. И. А. Каирова.– М., 1960. Внеклассная работа - это организованные и целенаправленные занятия с учащимися, проводимые школой для расширения и углубления знаний, умений, навыков развития индивидуальных способностей учащихся, а также как организация их разумного отдыха.  
6. Проблемы методики преподавания. / Верзилин Н.М. – М.: Просвещение, 1983. Большинство авторов считают, что внеклассная работа - учебно-воспитательный процесс, реализуемый во внеурочное время сверх учебного плана и обязательной программы коллективом учителей и учеников или работников и учащихся учреждений дополнительного образования на добровольных началах, обязательно с учетом интересов всех ее участников, являясь неотъемлемой составной частью воспитательного процесса.  
7. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 36 Внеурочная работа, внеклассная работа, составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. Направления, формы и методы В.р. практически совпадают с дополнительным образованием детей. В школе предпочтение отдаётся образовательному направлению, организации предметных кружков, научных обществ учащихся, а также развитию художественного творчества, технического творчества, спорта и др.
8. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. - М., 2002. С. 311 Внеклассная работа — составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся.  

 

Вывод: В ходе работы над данной таблицей были использованы следующие источники:

· Методические разработки;

· Энциклопедические словари;

· ФГОС;

· Пособие для педагогических учебных заведений.

 

Анализ понятий «внеклассная работа» и «внеурочная деятельность» дает возможность сделать следующие выводы:

До 1990-х гг. использовалось только понятие «внеклассная работа». В 90-е годы появляется термин «внеурочная работа», не имеющий принципиального отличия от определений «внеклассной». В ФГОС появляется понятие «внеучебная деятельность», сопряженное с содержанием термина «внеурочная работа». Существенным отличием является построение работы на принципах целостности, системности, систематичности.

Таким образом, данные таблицы подтверждают отсутствие единства в определении понятий «внеклассная работа», «внеучебная деятельность», «внеурочная работа».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: