А) В состав центрального округа включены 18 субъектов федерации, ЦФО — самый большой по количеству входящих в него субъектов Российской Федерации, а по размеру площади он занимает предпоследнее место среди федеральных округов России. ЦФО расположен в центральной части Восточно-Европейской равнины, его административным центром является г. Москва. С севера округ граничит с Северо-Западным федеральным округом, с востока — с Приволжским федеральным округом, с юга — с Украиной и Южным федеральным округом России, с запада — с Республикой Беларусь.
Экономико-географическое положение ЦФО можно оценить как выгодное для развития хозяйства, особенно для отраслей обрабатывающей промышленности и непроизводственной сферы. Это связано со следующими обстоятельствами:
• на территории округа проживает значительное количество населения, имеются высококвалифицированные трудовые ресурсы;
• здесь расположена столица Российской Федерации;
• округ обладает большим промышленным потенциалом;
• на его территории сходятся главные транспортные магистрали страны;
• в ЦФО сконцентрировано большое количество центров науки и высшего образования.
Есть и недостатки географического положения, затрудняющие социально-экономическое развитие округа. Это прежде всего отсутствие выхода к побережью Мирового океана, бедность природными ресурсами, значительное число предприятий с устаревшим оборудованием.
Б) ЦФО беден природными ресурсами, особенно в соотношении с большими потребностями экономики и многочисленным населением
Исключением служат запасы железных руд, по которым округ занимает первое место среди всех регионов России (около 60% общероссийских разведанных запасов железных руд по категориям А+В+С1). Месторождения — Курская магнитная аномалия — находятся преимущественно в Белгородской области (Лебединское, Стойленское, Яковлевское и др.), а также в Курской области (Михайловское). Из других полезных ископаемых имеются месторождения бурого угля (преимущественно в Тульской области — Подмосковный бассейн), торфа (больше всего — на заболоченных территориях в Тверской, Ярославской, Ивановской, Владимирской областях), фосфоритов (Егорьевское месторождение в Московской области, Полпинское — в Брянской области), известняка (больше всего — в Белгородской и Воронежской областях) и других строительных материалов. Но большую часть потребляемых в округе минеральных ресурсов приходится завозить из других регионов России.
ЦФО неплохо обеспечен водными ресурсами: Волга и ее притоки — на севере округа, Дон — на юге, Днепр — на западе. Но во многих регионах ощущается нехватка водных ресурсов или из-за их большого потребления (Москва и Московская область), или из-за незначительных абсолютных запасов (южные области округа). Имеются лесные ресурсы (больше всего — в Костромской и Тверской областях), но из-за длительной интенсивной эксплуатации большинства лесов они вторичны, с преобладанием малоценных пород деревьев (береза, осина). В южных областях округа лесов практически нет.
Население
По численности населения ЦФО занимает первое место среди регионов России — более 37 млн человек на начало 2007 г. При этом различия между отдельными регионами внутри округа очень значительны. Население города Москвы — самого многонаселенного субъекта Российской Федерации — превышает 10 млн жителей (около 7% населения страны). В Костромской, Орловской и Смоленской областях проживает менее чем по 1 млн человек, причем Смоленская область перешла этот рубеж лишь в последние годы.
Рост населения в округе происходил в основном за счет положительной динамики в Москве (рост на 17,6% но сравнению с 1990 г.), а также в Белгородской области (рост на 9,1%). В остальных областях округа население стабильно сокращалось — особенно сильно в Тверской, Тульской и Ивановской областях — на 15—17% по сравнению с 1990 г.
Главная причина сокращения количества жителей в регионах цфО _ отрицательный естественный прирост. Смертность превышала рождаемость почти во всех регионах уже в 1990 г. В начале XXI в. уровень рождаемости стал увеличиваться, но в некоторых регионах смертность растет более быстрыми темпами. В итоге некоторые области округа (Тульская, Тверская и др.) выделяются показателями естественной убыли населения — одними из самых высоких среди всех субъектов Российской Федерации за счет высокой смертности и очень низкой рождаемости (Тульская область — минимум среди всех регионов страны). Особенно высокой смертностью и значительной естественной убылью выделяется сельское население некоторых регионов округа. В Москве при низкой рождаемости наблюдается уровень смертности ниже среднего по округу и России. В итоге естественная убыль населения в этом регионе сравнительно невелика, но этот показатель достигается за счет данных ожидаемой продолжительности жизни, которые намного выше среднего по округу и России в целом: в 2005 г. — 71,3 года (66,7 — для мужчин и 76,0 — для женщин). Суммарный коэффициент рождаемости в Москве один из самых низких в России — 1,1 в 2005 г. В итоге чистый коэффициент воспроизводства населения в 2005 г. составил в Москве 0,54, т.е. в следующем поколении людей здесь будет на 46% меньше, чем в современном.
Самая сложная демографическая ситуация среди регионов ЦФО" сохраняется в Тульской области (коэффициент воспроизводства в 2005 г. — 0,52), так как низкая рождаемость (суммарный коэффициент в 2005 г. 1,1) сочетается здесь с низкой ожидаемой продолжительностью жизни - 62,9 года в 2005 г. (55,8 - для мужчин, 71,0 - для женщин). Минимальной среди регионов округа естественная убыль в перспективе будет в Костромской области — коэффициент воспроизводства в 2005 г. 0,62 (это выше, чем по России в целом).
Среди округов России ЦФО выделяется многочисленными трудовыми ресурсами. При общем сокращении населения в ЦФО численность его экономически активного населения растет, как и численность занятых в экономике, а численность и уровень безработицы постепенно сокращаются. Центростремительные миграционные потоки со всей страны в ЦФО, прежде всего в его основные города во главе с Москвой, определяют относительно высокую обеспеченность округа трудовыми ресурсами.
Значительный вклад в динамику населения и численность трудовых ресурсов ЦФО вносит миграция. Именно за счет большого положительного сальдо миграций, перекрывающего естественную убыль, растет население в Москве и Белгородской области.
В начале XXI в. из многих периферийных областей а(БрЯНСКОЙ, Курской, Тамбовской и др.) вновь, как и до начала 1990-х гг., стало больше уезжать людей, чем приезжать. Но направлены, потоки преимущественно в центр округа — в Москву и Московскую область.
ЦФО имеет положительное сальдо при миграционном обмене со всеми остальными федеральными округами России, особенно большое _ с Приволжским и Южным округами. Значителен прирост населения и за счет миграций из бывших советских союзных республик, особенно из Украины, Узбекистана и Казахстана. Большое количество мигрантов из бывших республик СССР проживает в округе (преимущественно в Москве и Московской области) без регистрации, нелегально. Но при миграционном обмене с такими зарубежными государствами, как Германия и США, ЦФО имеет заметное отрицательное сальдо.
В). Основными отраслями рыночной специализации ЦФО являются в промышленности — многопрофильное машиностроение, химическая, легкая (текстильная) промышленность, в сельском хозяйстве — выращивание сахарной свеклы, подсолнечника, зерновых, овощных культур и молочно-мясное скотоводство.
Отраслями промышленности, в больших объемах поставляющими продукцию в другие регионы России (отраслями специализации), в ЦФО являются: 1) машиностроение; 2) черная металлургия; 3) химическая промышленность; 4) легкая промышленность; 5) пищевая промышленность. Кроме этого для деятельности хозяйственного комплекса округа большое значение имеют электроэнергетика и промышленность строительных материалов.
Ведущая отрасль промышленности в округе — машиностроение. Его развитию способствовали выгодное экономико-географическое положение, наличие квалифицированных трудовых ресурсов, близость научных центров, крупное производство черных металлов. Многие машиностроительные производства продолжают сохранять всероссийское и экспортное значение. В значительных масштабах производятся автобусы (Ликино-Дулево и Голицыно в Московской области), железнодорожные локомотивы (Коломна, Муром) и вагоны (Тверь, Мытищи, Орехово-Зуево, Брянск), энергетическое оборудование (Подольск, Белгород), тракторы (Липецк, Владимир), авиационно-космическая техника (Москва, Королев, Воронеж). В последние годы вновь стало налаживаться производство некоторых потребительских товаров — уже с участием ведущих мировых компаний — легковых автомобилей в Москве и Калуге, телевизоров в Александрове, вычислительной техники в Москве и др.
Вторая по значению отрасль промышленности в ЦФО — металлургия. Она получила большое развитие благодаря наличию богатой сырьевой базы — месторождений железной руды Курской магнитной аномалии. Третья по значению отрасль промышленности в Центральном федеральном округе — химическая промышленность. Она получила здесь развитие благодаря наличию многочисленных потребителей продукции, развитому научно-техническому потенциалу, присутствию некоторых видов сырья. Из минеральных удобрений в округе производятся преимущественно азотные — на основе природного газа из Сибири. Центры производства — Новомосковск и Щекино в Тульской области, Россошь — в Воронежской области, Верхнеднепровский — в Смоленской области, а также Липецк, где первоначально удобрения производили из отходов черной металлургии. Фосфорные удобрения около месторождений сырья производят в Воскресенске и Брянске. Производство шин развито в Ярославле, Воронеже и Москве. Крупными центрами бытовой химии являются Москва, Ярославль, Тамбов, Новомосковск.
Еще одна отрасль, имеющая в ЦФО большие объемы производства и поставляющая некоторые виды продукции в другие регионы России, — пищевая промышленность. Ее развитие связано с многочисленностью населения (потребителей) и значительным количеством некоторых видов сырья. Но в настоящее время заметная доля сырья для отрасли завозится из других округов страны или из рубежных государств. Центральная Россия резко выделяется среди всех федеральных округов страны объемами производства легкой промышленности. Эта отрасль получила большое развитие еще в конце XIX в. из-за наличия на территории округа большого количества дешевой рабочей силы.
ЦФО — один из ведущих сельскохозяйственных районов страны. Но сельское хозяйство этого округа не обеспечивает потребности своего многочисленного населения в основных видах продуктов питания. Значительная часть продовольствия в ЦФО — это продукция из других регионов России или импортная. Главными сельскохозяйственными подотраслями являются выращивание зерновых, сахарной свеклы, картофеля и овощей, а также молочно-мясное скотоводство, свиноводство и птицеводство.
Максимальную долю посевных площадей в ЦФО занимают зерновые культуры, по сборам которых округ занимает третье место в России (после Южного и Приволжского). Главные культуры — пшеница и ячмень, которые выращиваются преимущественно в степных и лесостепных районах на юге округа. Поэтому именно южные области округа выделяются самыми большими объемами производства. В более северных регионах выращиваются в основном рожь и овес, но в значительно меньших количествах.
Транспорт ЦФО также является наиболее развитым в стране. Широко представлены все виды транспорта, кроме морского. Через территорию Центральной России были проложены также железные дороги из восточных районов страны к портам Балтийского моря (Саратов—Рига, Вятка—Санкт-Петербург п др.) Уже в начале XX в. сформировалась густая сеть железных дорог, практически совпадающая с современной и по уровню развития значительно превосходящая железнодорожные сети других частей страны.
Во второй половине XX в. в Центральной России продолжилось интенсивное развитие автомобильного, трубопроводного и авиационного транспорта. Вокруг Москвы сформировалась система аэропортов (Шереметьево, Домодедово, Внуково п др.), благодаря которой на Московский авиационный узел и в настоящее время приходится более половины всех авиационных перевозок в России. Системы нефте-и газопроводов связали Центральную Россию с крупнейшими поволжскими и сибирскими месторождениями нефти и газа, обеспечив массовую поставку топлива местным потребителям и его транспортировку на экспорт. Началось массовое строительство не только магистральных, но и внутрирегиональных автомобильных дорог с твердым покрытием, что обеспечило ЦФО первое место по густоте автодорог среди других регионов России.
Интенсивное строительство автодорог продолжается и в последние годы, так как в современных условиях без стабильно функционирующего автотранспорта невозможно социально-экономическое развитие территории в целом. При этом наиболее развитой сеть автодорог является в Московской области (без учета Москвы), но и здесь их в соотношении с имеющимися потребностями не хватает, особенно современных автомагистралей. Низким уровнем развития сети автодорог в округе выделяется Костромская область, в восточной части которой современных автодорог практически нет. В 2006 г. в Москве вступила в строй первая линия монорельсовой дороги.
Г)По обороту внешней торговли (146,2 млрд дол. США в 2005 г. по данным таможенной статистики) ЦФО занимает в России первое место. На округ приходится около 45% внешнеторгового оборота страны
При этом экспорт превосходит импорт примерно в 1,7 раза. На один регион — город Москву — приходится около 40% экспорта и 37% импорта всей страны. Такая картина создается в связи с тем, что в Москве расположены штаб-квартиры основных российских газо- и нефтедобывающих, металлургических, химических компаний, а также самые крупные организации, специализирующиеся на экспортно-импортных операциях. Через Москву оформляется экспорт российских нефти, газа, металлов и других товаров. Большая часть импорта (продовольствие и потребительские товары) затем распределяется по всей территории страны, но его значительная часть остается в Москве: многочисленное население столицы является крупнейшим в России потребителем импортных товаров. В ЦФО можно выделить три части, существенно различающиеся между собой в социально-экономическом отношении: 1) Московский столичный регион — город Москва и Московская область; 2) южная часть округа — области Брянская, Калужская, Орловская, Тульская, Рязанская, Курская, Белгородская, Воронежская, Липецкая и Тамбовская; 3) северная часть округа — области Смоленская, Тверская, Ярославская, Ивановская, Владимирская и Костромская.
Московский столичный регион является самым социально-экономически развитым не только в округе, но и во всей Российской Федерации.
Северо-Западный ФО
А) Округ расположен на Европейском Севере (республики Карелия и Коми, Мурманская, Вологодская, Архангельская области и Ненецкий автономный округ), а также компактно в прибалтийской части России (г. Санкт-Петербург, Ленинградская, Новгородская и Псковская области) и на положении эксклава — Калининградская область: Округ занимает площадь, равную почти 10% территории Российской Федерации, на которой в настоящее время проживает 13,6 млн человек, или 9,5% численности населения страны.
Экономико-географическое положение округа имеет ряд достоинств. Выходы к морям — Балтийскому, Баренцеву и Белому — обеспечивают судоходные пути на запад — в сторону Западной Европы и восточного побережья Северной Америки, а также на восток — по Северному морскому пути в российское Заполярье и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Большое значение имеют общие границы со странами Европейского Союза — Норвегией, Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой и Польшей, а также граница с экономически развитыми Центральным и Уральским федеральными округами, с которыми растет и обоюдовыгодный рыночный товарообмен на кратчайших расстояниях для перевозок товаров и предоставления услуг. К недостаткам экономико-географического положения следует отнести относительно суровые климатические условия северных регионов, снижающие комфортность проживания и значительно удорожающие технико-экономические показатели всех отраслей хозяйства.
Б) Природно-ресурсный потенциал СЗФО, в целом очень значительный, распределен по его территории неравномерно, за исключением почти повсеместной обеспеченности водными и лесными ресурсами, которые составляют почти половину всех ресурсов европейской территории страны. Относительно малая обеспеченность лесными ресурсами наблюдается только в Мурманской и Калининградской областях и особенно в Ненецком автономном округе.
• Минерально-сырьевые ресурсы сосредоточены в пределах Европейского Севера. Это крупнейшие (до 40%) разведанные запасы топливно-энергетических ресурсов на западе Российской Федерации, крупные запасы руд черных и цветных металлов, а также неметаллических полезных ископаемых — алмазов, апатитов, слюды, плавикового шпата, строительных материалов и др. Выделяют две зоны концентрации полезных ископаемых.
В Карело-Мурманскойме сконцентрированы запасы железных, титано- и алюминий содержащих, медно-никелевых руд, а также руд редких металлов, нерудных ископаемых и строительных материалов. К этой же зоне прилегает нефтегазоносный шельф западного сектора Арктики, где проведена предварительная разведка крупнейших запасов природного газа и газового копдепсата па базе Шток.мановского месторождения (около 4 трли М'*), расположенного в 200 км севернее г. Мурманска.
Балансовые запасы железной руды (Ковдорское п Оленегорское месторождения в Мурманской области и Костомукшское — в Республике Карелия) составляют около 5% общероссийских, однако удельный вес добычи руды здесь приближается кдобычи в стране.
В Двино-Печорскойоне па северо-востоке округа находится Тимано-Печорская нефтегазоносная провинция (на севере Республики Коми и в Ненецком автономном округе), продолжающаяся на шельфе Печорского моря (разведано гигантское Приразломное месторождение нефти у юго-западного побережья Новой Земли). Здесь же — на северо-востоке Республики Коми — расположен Печорский угольный бассейн, где шахтным способом добывается около 5% энергетических и коксующихся углей. В различных частях этой же республики и в Архангельской области имеются месторождения бокситов, марганцевых, титановых, хромовых руд, золота и алмазов.
Бокситовые руды добываются на Тимане (северо-запад Республики Коми) па базе Средне-Тиманского бокситового рудника.
Прибалтийская часть округа (в пределах Лепппградской, Новгородской и Псковской областей) относительно бедна полезными ископаемыми, за исключением широко распространенных залежей торфа и строительного камня.
Самая западная Калининградская область также небогата минеральными ресурсами, за исключением крупнейших в мире запасов янтаря. Из других полезных ископаемых можно выделить запасы бурого угля (не разрабатываются) и небольшие ресурсы нефти и газа на суше и шельфе Балтийского моря.
Население СЗФО, составлявшее на 1 января 2006 г. 13,6 млн человек, отличается высоким удельным весом городских жителей — свыше 82%. Урбанизация нарастает в направлении северных регионов (максимальная в Мурманской области — 90%) и имеет абсолютное значение для Санкт-Петербургского мегаполиса. Плотность населения на территории округа неравномерна в прибалтийских регионах, включая Калининградскую область, проживает Уз всех жителей, свыше половины из них — в Санкт-Петербурге. На другом полюсе — Ненец-. кий автономный округ, где все население едва превышает 40 тыс. человек, при плотности — 0,3 человек на 1 КМ^.
Естественный прирост населения в 2005 г. был кризисным (-8,4 человек на 1000 жителей). Наиболее критических величин естественная убыль населения достигала в Псковской и Новгородской областях — соответственно -15,7 и -13,2 человек на 1000 жителей, — что свидетельствовало о наличии в этих регионах социально-экономического кризиса, индикаторами которого являются недостаточные инвестиции (в первую очередь в обрабатывающие производства), безработица и недоразвитость социальной структуры.
В) Богатство природными ресурсами, суровый климат на большой части территории обусловили особенности исторического развития и освоения СЗФО. Здесь основными отраслями рыночной специализации в индустриальной сфере являются топливная промышленность (нефтяная, газовая, угольная), черная и цветная металлургия, много-
69 профильное машиностроение, лесная и деревообрабатывающая, химическая, пищевая, рыбная промышлеппость, а в сельском хозяйстве — льноводство, молочно-мясное скотоводство, оленеводство, рыболовство.
Промышленный комплекс СЗФО в последние годы отличался более высокими темпами роста добывающих производств относительно обрабатывающих, в основном за счет освоения минерально-сырьевой, в том числе топливной, базы Европейского Севера, тогда как для прибалтийских регионов более характерен рост обрабатывающей промышленности.
Ведущие позиции в промышленном развитии регионов Европейского Севера к настоящему времени сохраняли черная и цветная металлургия (около 34% объемов производства), деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность (около 17%) и топливная промышлеппость (15%). Местный металлургический комплекс осуществляет прокат и выплавку стали (около 'Двсего производства в России). Черная металлургия представлена тремя горно-обогатительными железорудными иредирнятнями: Ковдорским и Оленегорским ГОК в Мурманской области и Костомукшским ГОК в Карелии, а также металлургическим комбинатом полного цикла АО «Северсталь» в г. Череповце Вологодской области и передельным сталеплавильным и метизным заводом в г. Вяртсиля в Карелии. В 2005 г. АО «Северсталь» произвело около 7 млн т стали. Примерно четверть продукции была отправлена на экспорт, в основном в США и страны Западной Европы. Однако экспорт черных металлов сдерживается антидемпинговой политикой стран-импортеров, что препятствует росту объемов производства.
Цветная металлургия представлена добычей бокситов и нефелинов. Выплавка алюминия осуществляется на заводах в г. Кандалакша (Мурманская область) и пос. Надвоицы (Карелия). Медь, никель и кобальт выплавляют на комбинатах «Североникель» и «Печенганикель» в Мурманской области, получающих сырье как с местных месторождений, в значительной мере истощенных, так и с севера Красноярского края, откуда медно-никелевые руды и концентраты доставляются Северным морским путем.
Лесопромышленный комплекс развивается в северных регионах на базе многочисленных центров лесопиления, а также крупных центров глубокой химической переработки древесины — целлюлозно-бумажных комбинатов в городах Архангельск, Новодвинск и Коряжма (Архангельская область), Сокол (Вологодская область), Сыктывкар (Республика Коми), Кондопога, Сегежа, Питкяранта (Республика Карелия). В настоящее время комплекс находится в стадии технического перевооружения, направленного на глубокую переработку сырья, что позволит сократить все еще сохраняющийся невыгодный для страны вывоз круглого леса. В лесные производства приходят реальные отечественные и зарубежные прямые инвестиции (из скандинавских стран и США), которые должны обеспечить рост эффективности лесного комплекса уже в ближайшие годы.
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) обеспечивает на Европейском Севере добычу угля, нефти и природного газа, переработку и транспортировку нефти и газа, а также производство электроэнергии. Добыча угля в Печорском бассейне в настоящее время несколько сократилась относительно прошлых лет и составляет около 13 млн т, или менее 70% производственных возможностей находящихся здесь шахт. Добываемые угли на Узкоксующиеся. Они направляются на Череповецкий металлургический комбинат (70%), а также на предприя-тпя Урала. Продолжается реструктуризация шахт, паправлеппая па по
вышение экономической эффективности сохраняющихся производственных мощностей. Одновременно решаются социальные проблемы.
Нефтегазовый комплекс обеспечивает добычу порядка 24 млн т нефти и 4 млрд природного газа на месторождениях Республики Коми и Ненецкого АО. Происходит постепенный сдвиг нефтегазодобычи в сторону морского побережья, с перспективами ее выхода на шельф уже в ближайшие годы.
Ведущие позиции в промышленном развитии прибалтийских регионов округа (за исключением Калининградской области) сохраняли машиностроительный комплекс, пищевая промышленность, а также электроэнергетика и производство лесопродукции.
Машиностроительный комплекс представляет собой энергетическое и транспортное машиностроение, а также наукоемкие отрасли точного машиностроения — почти все предприятия в составе ВПК. Большинство крупных машиностроительных предприятий сконцентрировано в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Отечественное судостроение представлено здесь Адмиралтейским, Канонерским и Выборгским заводами, а также входящими в судостроительные активы «Объединенной промышленной корпорации» Балтийским заводом, ЦКБ «Айсберг» и Северной верфью. В настоящее время на этих предприятиях выпускаются атомные ледоколы, современные танкеры и сухогрузы, рыболовные, исследовательские, а также военные суда.
Сельское хозяйство СЗФО производит менее 6% продукций аграрного комплекса страны, У)Которой приходятся па Лепииградскую, Вологодскую и Калининградскую области, где природно-климатические и экономические условия сельскохозяйственного производства благоприятны относительно северных регионов.
В северных регионах округа доминирует животноводство молоч-о-мясного направления. Оно развито в Вологодской и на юге Ар-ангельской области. На Крайнем Севере развито оленеводство (до 0% поголовья оленей в РФ).
В прибалтийских регионах сельское хозяйство имеет пригородное, молочно-животноводческое, а также льноводческое направления. Основная его роль — обеспечение местного рынка, прежде всего Санкт-Петербурга, картофелем, овощами и мясо-молочной продукцией.
В Калининградской области развиты молочно-мясное животноводство, свиноводство и птицеводство, а из отраслей растениеводства — зерновое (озимая пшеница, рожь, ячмень) и кормовое производство (многолетние травы и корнеплоды). Урожайность зерна, картофеля и овощей в области выше, чем в среднем по России. Тем не менее здесь существует дефицит продовольствия и отсутствует полноценная база по переработке сельскохозяйственной продукции.
Транспортный комплекс СЗФО различается по плотности инфраструктуры в северных, прибалтийских регионах и Калининградской области. Наиболее высокая плотность железных и автомобильных дорог в Калининградской области — около 40 км и 300 км на 1000 КМ^ территории. Недостатком местных дорог общего пользования является их оторванность от общей сети дорог Российской Федерации, что удорожает транзитные перевозки, осуществляемые через территории Литвы и Белоруссии.
Калининградский морской порт увеличивает грузооборот (к настоящему времени более 5 млн т) в условиях перераспределения российских грузоперевозок из стран Балтии в отечественные порты и налаживания морского паромного сообщения с Санкт-Петербургом.
Плотность автомобильных и железных дорог основных прибалтийских регионов Северо-Запада вчетверо и вдвое выше аналогичной транспортной инфраструктуры регионов Европейского Севера и составляет соответственно 150 и 26 км на 1000 км^ территории.
Санкт-Петербург является вторым по значимости в России (после Москвы) железнодорожным узлом. Значение его возрастет еще больше после завершения строительства скоростной магистрали Москва-Санкт-Петербург—Хельсинки.
Развитие сети автомобильных дорог намечается за счет строительства новых современных автомагистралей как вокруг Санкт-Петербурга
так и в сторону Финляндии, а также Польши — через российские регионы и Белоруссию (так называемого Балтийского пути).
Г) По объемам внешнеторгового оборота (около 40 млрд дол. США в 2005 г.) СЗФО находится в России на третьем месте после Центрального и Уральского федеральных округов. При этом экспорт и импорт почти уравновешивают друг друга (примерно по 20 млрд дол. США), тогда как по России в целом экспорт превосходит импорт в 2,5 раза. Можно сказать, что СЗФО специализируется на импорте продукции зарубежных государств в Россию. Такая ситуация связана прежде всего с географическим положением округа относительно западноевропейских зарубежных государств (главных внешнеторговых партнеров совремеппой России) и впутреппих районов страны.
Главными внешнеторговыми партнерами регионов СЗФО являются государства Зарубежной Европы (Германия, Великобритания, Франция, Швеция и др.), но значительны также связи с США, Японией, Китаем, Кореей. Из государств СНГ самые тесные связи регионы округа имеют с Белоруссией и Украиной.
Южный ФО.
А)
Б)
В)
Г)
Приволжский ФО
А) В состав Приволжского федерального округа входят следующие субъекты Российской Федерации: Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Пермский край. Кировская область, Нижегородская область, Оренбургская область, Пензенская область, Самарская область, Саратовская область, Ульяновская область
Административным центром округа является г. Нижний Новгород.
Территория округа составляет 1037 тыс.кв.км, численность населения-30241 тыс. чел.
Приволжский федеральный округ имеет внешние границы на юго-востоке с Казахстаном, его внутренние границы проходят на севере и северо-• западе с Северо-Западным федеральным округом, на западе - с Центральным федеральным округом, на юго-западе и юге - с Южным федеральным округом и на востоке - с Уральским федеральным округом.
Выгодное географическое положение Приволжского федерального округа и наличие мощных железнодорожных и внутренних водных коммуникаций благоприятствует развитию его связей с основными сырьевыми и топливными базами страны и является основным фактором формирования здесь многоотраслевого экономического комплекса.
Б) Ведущими отраслями специализаци округа являются многоотраслевое машиностроение, нефтяная и газов промышленность, электроэнергетика, чёрная и цветная металлургия, химическая промышленность, лесная и лесоперерабатывающая промышленность, сельское хозяйство, пищевая и лёгкая промышленность. Экономика Приволжского федерального округа основана на добыче и I рсработке крупных источников минерального сырья, топлива, освоении ИДроэнергетических и лесных ресурсов, а также удобном географическом ■Сложении округа, территория которого располагается невдалеке от крупных иишивно-сырьевых запасов Урала, Сибири и крупнейшего торгового мир Iпера России - Казахстана.
Немалое значение имеет исторически сложившийся высокий образовательный потенциал, сочетающийся с высококвалифицированными Ьнженерно-техническими кадрами.
Здесь сосредоточено 96 % всех разведанных в России запасов Илийных солей, крупные ресурсы фосфоритов (20%), цинка (19%), меди (If) %), цементного сырья (15 %), серебра (14 %), нефти (13 %), производится IУ % пиломатериалов от общероссийского объёма.
Благоприятные природно-климатические условия создают хорошие Предпосылки для осуществления разнообразной хозяйственной деятельности, I гакже для ведения многоотраслевого сельского хозяйства - производства Нриа, картофеля, овощей, мяса, продуктов пчеловодства, ряда технических ьу ni.iyp (сахарной свёклы, льна-долгунца, конопли, хмеля).
Топливные ресурсы округа представлены нефтью, природным газом, тр'ючими сланцами, торфом. Месторождения нефти сосредоточены в Татарстане, в Самарской области, в Башкортостане, в Пермском крае, Оренбургской области, в Республике Удмуртия и в Пензенской области.
Ресурсы газа Приволжского федерального округа характеризуются преобладанием газоконденсатных месторождений, содержащих кроме метана конденсат, пропан, бутан и другие примеси.
Поволжье богато горючими сланцами. Сланцы залегают в районе Сызрани и в Кировской области, однако в последнем регионе они пока не разрабаты ваются.
В Кировской и Нижегородской областях и Республике Марий Эл есть залежи торфа, геологические запасы которого составляют около 2 млрд т, значительная часть торфа обладает высокой теплотворной способностью.
Угольными ресурсами район не богат. В Пермском крае и Кировской области - каменный уголь, бурый уголь - в Башкортостане и Оренбургской области.
В округе имеются достаточно мощные гидроэнергетические ресурсы, прежде всего реки Волга и Кама.
Округ богат месторождениями калийных солей в районе Соликамска и Березников, их балансовые запасы по всем категориям составляют свыше 173 млрд т, на них приходится более четверти мировых запасов калия.
Вместе с калийными солями в месторождении сосредоточены запасы каменной соли (около половины российских запасов). Имеются также месторождения поваренной соли в Оренбургской и Самарской областях.
В северной части Кировской области располагается месторождение фосфоритов, балансовые запасы которых превышают 2 млрд т (20 % общероссийских). Их пласты залегают на глубине от 3 до 30 м, что делает возможным их открытую добычу. Это существенно снижает себестоимость добываемого сырья.
В округе имеются также запасы руд цветных и чёрных металлов (цинка, свинца, меди, серебра, золота, хрома, никеля, железной руды).
Существенны запасы строительного сырья: гипса, глины, цементного сырья, доломитов, стекольных песков и пр. Крупное месторождение высококачественных цементных мергелей - Вольское в Саратовской области. Ташлинское месторождение стекольных песков в Ульяновской области является крупной сырьевой базой всей стекольной промышленности СНГ. В Оренбургской области - Киембаевское месторождение асбеста.
Леса сконцентрированы в Кировской области, Пермском крае и на севере Нижегородской области. Преобладают леса хвойных пород, однако вследствие длительной эксплуатации лесосырьевая база здесь значительно истощена.
Население.
Население Приволжского федерального округа на 01.01.2008 г. составляет 30,2 млн чел. Население округа по территории размещено крайне неравномерно. Наибольшая плотность приходится на Республику Чувашия (69,9 чел. на 1 кв. км), Самарскую область (59,2 чел. на 1 кв. км), Республику Татарстан (55,5 чел. на 1 кв. км), Нижегородскую область (43,8 чел. на 1 кв. км). Низкая плотность населения наблюдается в Кировской области (11,7 чел. на 1 кв. км), Пермском крае (17,0 чел. на 1 кв. км), Оренбургской области (17,1 чел. на 1 кв. км). Численность экономически активного населения округа составляет 15,9 млн чел. (52,6 % от общей численности). Наивысшая доля экономически активного населения наблюдается в Самарской области (56,4 %), Кировской области (55,3 %), Удмуртской Республике (54,5 %), относительно низкая доля активного населения в Пензенской области (49,4 %) и Республике Башкортостан (50,0 %).
В округе во всех субъектах Российской Федерации быстро снижается численность населения, за последние 6 лет население сократилось на 1,1 млн чел. (3,4%). Наибольшее снижение численности населения произошло в Кировской области (7 %), Ульяновской области (6 %), Республике Мордовия (6,4 %), Нижегородской области (5,5 %), Пензенской области (5,4 46). Наименьший показатель наблюдается в Республиках Татарстан (0,5 %), Башкортостан (1,4 %).
В) Приволжский федеральный округ является одним из ведущих по уровню промышленного развития рег<