Философия бытия (онтология).
Мы уже говорили, что с древних времен люди задумывались: почему существует мир? Как он устроен? Каким законам подчиняется? Какое место занимает в нем человек? и т. п. Все эти вопросы составляют в своем единстве одну из фундаментальных проблем философии проблему существования. Ее анализом и решением издавна занимается особый раздел философского знания - онтология (от греч. on (ontos) – cyщee, logos - yчeниe), т. е. учение о бытии (существований) как таковом и о всеобщих принципах и законах его организации. Эта проблематика всегда составляла важнейший компонент философии - начиная с античности и до наших дней.
Основные понятия онтологии.
Бытие - философская категория, которая фиксирует все то, что существует независимо от того, каково это сущее по своей природе: материальное или духовное, действительное или возможное, единичное или общее и т. д. Таким образом, понятие бытия означает в философии всеобщее свойство (атрибут) вещей и явлений существовать, присутствовать, т. е. быть.
Небытие - философская категория, которая обозначает свойство вещей и явлений не существовать, отсутствовать, быть нереальными. Это свойство присуще, во-первых, в виде возможности любому конкретному сущему, поскольку оно не вечно - за всяким присутствием всегда стоит тень отсутствия. Во-вторых, оно характерно для таких явлений, которые не существуют (и вряд ли будут существовать) в действительности - например, появление вечного двигателя и многих других явлений, составляющих сферу небытия. В-третьих, и в повседневной жизни мы имеем дело с явлениями относительного небытия - отверстиями, дырами, ямами и другими пустотами: для них характерно отсутствие вещественной субстанции в определенных пространственных границах.
Таким образом, эти две категории (бытие и небытие) отражают онтологическую судьбу всех индивидуальных вещей и явлений. Любое из них сначала как бы таится в небытии, его нет в реальности (как поначалу в мире нет каждого из нас до нашего рождения). Затем оно приходит в реальность (в результате действия природных или человеческих сил), существует в ней в течение определенного времени и рано или поздно исчезает, уходя в небытие. «Все возникает на время, а погибает навечно», - пишет российский философ А. Н. Чанышев1. Поэтому всякое явление в мире выступает как неразрывное единство бытия и небытия, оно лишь относительно и в своем бытии, и в своем небытии.
Для обозначения объективно-реального бытия в философии традиционно используется категория материи (от лат. materia - вещество).
1.2. Виды бытия. Выделяют два основных вида всего сущего: материальное и духовное бытие. К м а териальному бытию относят те явления, которые как бы противостоят человеческому сознанию, существуют вне и независимо от него и представляют собой объективную реальность. Сюда могут быть включены все природные объекты и множество явлений жизни человека и общества. К идеальному (духовному) бытию относятся многообразные явления духовной жизни человека и социума, существующие в сфере их сознания - чувства, настроения, мысли, идеи, теории и т.д.
1.3. Атрибуты (или свойства) бытия: структурность, движение, развитие, связи, пространственные и временные параметры. Рассмотрим подробнее движение и развитие. Если движение есть всякие изменения сущего, то категория развития обозначает особый их вид - лишь закономерные необратимые качественные изменения [1] . Таким образом, всякое развитие есть движение, но не всякое движение есть развитие - например, изменение пространственного положения тела, т. е. механическое движение. И все-таки реальный мир устроен так, что подавляющее большинство изменений сущего связано с его развитием.
Взгляд на реальность сквозь призму идеи ее движения и развития, целостности и системности лежит в основе диалектики (от греч. dialektike - искусство вести беседу, спор), или диалектического метода мышления. Усилиями мыслителей (от Сократа до Ленина) диалектика превратилась в философское учение о развивающемся бытии и метод его познания, основанный на принципах развития и взаимосвязи.
Основными законами диалектики, раскрывающими главные черты процессов развития, традиционно считаются:
1) закон взаимного перехода количественных и качественных изменений: изменения любого сущего рано или поздно нарушают его меру (т. е. устойчивое единство количественных и качественных характеристик) и вызывают переход в новое качественное состояние;
2) закон единства и взаимодействия противоположностей: основным источником развития сущего служат его внутренние противоречия (т. е. взаимодействия противоположных элементов, свойств, связей и т. д.);
3) закон отрицания отрицания: любое развитие есть, с одной стороны, движение сущего вперед, к новым качествам, а с другой - повторение на новой основе отдельных свойств старых качеств. Обычно эти черты развития обозначаются понятиями «преемственность», «возврату якобы к старому», «развитие но спирали» и т.д.
1.4. Бытие человека в мире
Общеизвестной и понятной всем истиной является существование человека в огромном и сложном мире, в который он вписан всю свою жизнь. Человек выступает в качестве субъекта, носителя целой системы бытийных отношений, которые связывают его с другими вещами, явлениями, людьми. Поэтому человек есть «существо, зависящее от тысячи условий», и понять его можно только «исходя из его встроенности в целостность реального мира». В этом смысле человека можно рассматривать в качестве элемента трех важнейших сфер мировой реальности –
· Вселенной (гражданин Космоса, огромной звездной системы, которая называется Млечным путем (или нашей Галактикой);
· общества (см. социологию);
· природы. Как менялись отношения человека с природой в разные исторические времена? От господства природы над человеком в древности, до господства человека над природой в средневековье, до равенства человека и природы в ХХ1 в. В итоге должно быть найдено такое отношение человека к природе, которое учитывало бы интересы и тенденции развития обоих. Начало этому положила концепция ноосферы (от греч. noos – разум, sphaira - шар), т. е. сферы разума, предложенная в начале XX в. русским ученым В. И. Вернадским (1863-1945). Он рассматривал ноосферу как новое состояние биосферы, возникающее под воздействием научной мысли и человеческого труда на всю нашу планету. Вместе с тем ноосфера - это не столько настоящее, сколько будущее 3емли. Она станет реальностью, когда человек сумеет разумно организовать взаимодействие природы и общества, их гармоническую взаимосвязь. В современной науке для обозначения этой цели используется также понятие «коэволюция» (со - приставка, обозначающая совместность, согласованность; от лат. evolutio - развертывание, развитие), т. е. процесса совместного развития биосферы и человеческого общества.
Для реализации на практике принципа коэволюции человечество должно следовать как минимум двум императивам - экологическому и нравственному. Первое требование обозначает совокупность запретов на те виды человеческой деятельности (особенно производственной), которые чреваты необратимыми изменениями в биосфере, несовместимыми с самим существованием человечества. Второе требует изменения мировоззрения людей, его поворота к общечеловеческим ценностям (например, к уважению любой жизни), к умению ставить превыше всего общие, а не частные интересы, к переоценке традиционных потребительских идеалов и др.
Философия познания (гносеология).
Великий немецкий философ Кант, перечисляя главные темы философского размышления, поставил на первое место вопрос: что я могу знать? В самом деле, решение человеком для себя других философских и жизненных проблем - в чем смысл жизни, как надо жить и действовать в мире, на что можно рассчитывать и надеяться и др. - во многом зависит от того, что именно человек знает о мире, о себе, о других людях, об обществе. Поэтому проблема познавательных возможностей человека столь же древняя, как и сама философия. Когда, например, античный мудрец Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю», он, по сути, отвечал (хотя и своеобразно) именно на этот упомянутый выше вопрос.
Проблема возможности, способов и путей познания мира составляет содержание особого раздела философского знания - гносеологии (от греч. gnosis - познание и logos - учение), или философской теории познания. Она стремится выявить общие и необходимые свойства и закономерности любого познавательного процесса, составить целостные представления о нем.
2.1. Современная модель познавательного процесса Начиная с середины XIX в. в марксизме и других философских школах развивается современная модель познавательного процесса - деятельностная. Ее сущность можно свести к следующим основным положениям:
1. Познание - это активная деятельность субъекта, направленная на объект познания с целью раскрытия его основных свойств и связей. Познаваемый объект «задан» человеку не в форме созерцания, а в формах деятельности. Иными словами, мы узнаем предметы такими, какими их раскрывают наши действия с ними и особенно - практика, задающая субъекту угол зрения на объект познания.
2. Субъект познания - всегда социальное явление. Любой человек, познающий мир, выступает частью какой-то общности людей: коллектива, социальной группы, всего общества. В познании реализуются не только субъект-объектные, но и субъект-субъектные отношения. Субъект познания в своей познавательной деятельности связан - непосредственно или опосредованно - с другими людьми, использует не только свой личный, но и общечеловеческий опыт и разум. Конкретный человек является, таким образом, «полномочным представителем» человечества.
3. Процесс познания направляется и организуется той или иной социокультурной программой. Она формируется под влиянием личных и общественных потребностей субъекта, его целей, знаний, мировоззрения и других компонентов культуры, в сфере которой он живет и действует. Именно уровень и содержание индивидуальной культуры задают субъекту определенное видение изучаемых объектов и интерпретацию полученных знаний.
4. Все компоненты познавательного отношения - субъект, его деятельность, объект познания - конкретно-историчны и динамичны, они изменяются по мере развития общества. Растет духовный багаж субъекта, качественно меняются способы познания мира, расширяется мир объектов, познаваемых человеком.
Итак, сущность процесса познания состоит в двустороннем взаимодействии, диалоге субъекта и объекта познания. С одной стороны, объект воздействует на человека, сам кое-что говорит о себе, и это влияние есть необходимое (но не достаточное!) условие познания. Легко представить, что если бы наше познание сводилось только к этому воздействию, то знания о вещах и явлениях были бы весьма поверхностными и случайными. С другой стороны, субъект активно воздействует на познаваемый объект, спрашивает его о том, о чем сам объект умалчивает (например, о законах своего бытия), и заставляет так или иначе отвечать. Получить от объекта «ответы» на свои вопросы и есть важнейший смысл познания и его цель.