Философия познания (гносеология).




Философия бытия (онтология).

Мы уже говорили, что с древ­них времен люди задумыва­лись: почему существует мир? Как он устроен? Каким законам подчиняется? Какое место занимает в нем человек? и т. п. Все эти вопросы составляют в своем единстве одну из фундаментальных проблем философии проблему существования. Ее ана­лизом и решением издавна занимается особый раздел философского знания - онтология (от греч. on (ontos) – cyщee, logos - yчeниe), т. е. учение о бытии (су­ществований) как таковом и о всеобщих принципах и за­конах его организации. Эта проблематика всегда состав­ляла важнейший компонент философии - начиная с ан­тичности и до наших дней.

Основные понятия онтологии.

Бытие - философская категория, которая фиксирует все то, что существует независимо от того, каково это сущее по своей природе: материальное или духовное, действительное или возможное, единичное или общее и т. д. Таким образом, понятие бытия означа­ет в философии всеобщее свойство (атрибут) вещей и явлений существовать, присутствовать, т. е. быть.

Небытие - философская категория, кото­рая обозначает свойство вещей и явлений не существо­вать, отсутствовать, быть нереальными. Это свойство при­суще, во-первых, в виде возможности любому конкретно­му сущему, поскольку оно не вечно - за всяким присут­ствием всегда стоит тень отсутствия. Во-вторых, оно ха­рактерно для таких явлений, которые не существуют (и вряд ли будут существовать) в действительности - напри­мер, появление вечного двигателя и многих других явле­ний, составляющих сферу небытия. В-третьих, и в повсе­дневной жизни мы имеем дело с явлениями относитель­ного небытия - отверстиями, дырами, ямами и другими пустотами: для них характерно отсутствие вещественной субстанции в определенных пространственных границах.

Таким образом, эти две категории (бытие и небы­тие) отражают онтологическую судьбу всех индивидуальных вещей и явлений. Любое из них сначала как бы таится в небытии, его нет в реальности (как поначалу в мире нет каждого из нас до нашего рождения). Затем оно приходит в реальность (в результате действия природ­ных или человеческих сил), существует в ней в течение определенного времени и рано или поздно исчезает, ухо­дя в небытие. «Все возникает на время, а погибает навеч­но», - пишет российский философ А. Н. Чанышев1. По­этому всякое явление в мире выступает как неразрывное единство бытия и небытия, оно лишь относительно и в своем бытии, и в своем небытии.

Для обозначения объективно-реального бытия в фи­лософии традиционно используется категория материи (от лат. materia - вещество).

 

1.2. Виды бытия. Выделяют два основных вида всего сущего: материальное и духовное бытие. К м а териальному бытию относят те явления, которые как бы проти­востоят человеческому сознанию, существуют вне и не­зависимо от него и представляют собой объективную реальность. Сюда могут быть включены все природ­ные объекты и множество явлений жизни человека и об­щества. К идеальному (духовному) бытию относятся многообразные явления духовной жизни человека и социума, существующие в сфере их сознания - чувства, настроения, мысли, идеи, теории и т.д.

 

1.3. Атрибуты (или свойства) бытия: структурность, движение, развитие, связи, пространственные и временные параметры. Рассмотрим подробнее движение и развитие. Если движение есть всякие из­менения сущего, то категория развития обозначает осо­бый их вид - лишь закономерные необратимые качест­венные изменения [1] . Таким образом, всякое развитие есть движение, но не всякое движение есть развитие - например, изменение пространственного положения те­ла, т. е. механическое движение. И все-таки реальный мир устроен так, что подавляющее большинство измене­ний сущего связано с его развитием.

Взгляд на реальность сквозь призму идеи ее движе­ния и развития, целостности и системности лежит в основе диалектики (от греч. dialektike - искусство вести беседу, спор), или диалектического метода мышления. Усилиями мыслителей (от Сократа до Ленина) диалектика превратилась в философское учение о развива­ющемся бытии и метод его познания, основанный на принципах развития и взаимосвязи.

Основными законами диалектики, раскрывающи­ми главные черты процессов развития, традиционно считаются:

1) закон взаимного перехода количественных и каче­ственных изменений: изменения любого сущего рано или поздно нарушают его меру (т. е. устойчивое един­ство количественных и качественных характеристик) и вызывают переход в новое качественное состояние;

2) закон единства и взаимодействия противополож­ностей: основным источником развития сущего служат его внутренние противоречия (т. е. взаимодействия про­тивоположных элементов, свойств, связей и т. д.);

3) закон отрицания отрицания: любое развитие есть, с одной стороны, движение сущего вперед, к новым ка­чествам, а с другой - повторение на новой основе отдель­ных свойств старых качеств. Обычно эти черты развития обозначаются понятиями «преемственность», «возврату якобы к старому», «развитие но спирали» и т.д.

 

1.4. Бытие человека в мире

Общеизвестной и понятной всем истиной является су­ществование человека в огромном и сложном мире, в ко­торый он вписан всю свою жизнь. Человек выступает в качестве субъекта, носителя целой системы бытийных отношений, которые связывают его с другими вещами, явлениями, людьми. Поэтому человек есть «существо, зависящее от тысячи условий», и понять его можно только «исходя из его встроенности в целостность реаль­ного мира». В этом смысле человека можно рассматри­вать в качестве элемента трех важнейших сфер мировой реальности –

· Вселенной (гражда­нин Космоса, огромной звездной системы, которая назы­вается Млечным путем (или нашей Галактикой);

· общества (см. социологию);

· природы. Как менялись отношения человека с природой в разные исторические времена? От господства природы над человеком в древности, до господства человека над природой в средневековье, до равенства человека и природы в ХХ1 в. В итоге должно быть найдено такое от­ношение человека к природе, которое учитывало бы ин­тересы и тенденции развития обоих. Начало этому положила концепция ноосферы (от греч. noos – разум, sphaira - шар), т. е. сферы разума, предложенная в на­чале XX в. русским ученым В. И. Вернадским (1863-1945). Он рассматривал ноосферу как новое сос­тояние биосферы, возникающее под воздействием науч­ной мысли и человеческого труда на всю нашу планету. Вместе с тем ноосфера - это не столько настоящее, сколько будущее 3емли. Она станет реальностью, когда человек сумеет разумно организовать взаимодействие природы и общества, их гармоническую взаимосвязь. В современной науке для обозначения этой цели используется также понятие «коэволюция» (со - при­ставка, обозначающая совместность, согласованность; от лат. evolutio - развертывание, развитие), т. е. процес­са совместного развития биосферы и человеческого об­щества.

Для реализации на практике принципа коэволюции человечество должно следовать как минимум двум императивам - экологическому и нравственному. Первое требование обозначает совокупность запретов на те виды человеческой деятельности (особенно производствен­ной), которые чреваты необратимыми изменениями в биосфере, несовместимыми с самим существованием че­ловечества. Второе требует изменения мировоззрения людей, его поворота к общечеловеческим ценностям (например, к уважению любой жизни), к умению ста­вить превыше всего общие, а не частные интересы, к пе­реоценке традиционных потребительских идеалов и др.

 

Философия познания (гносеология).

Великий немецкий философ Кант, перечисляя глав­ные темы философского размышления, поставил на пер­вое место вопрос: что я могу знать? В самом деле, реше­ние человеком для себя других философских и жизнен­ных проблем - в чем смысл жизни, как надо жить и действовать в мире, на что можно рассчитывать и наде­яться и др. - во многом зависит от того, что именно чело­век знает о мире, о себе, о других людях, об обществе. Поэтому проблема познавательных возможностей чело­века столь же древняя, как и сама философия. Когда, например, античный мудрец Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю», он, по сути, отвечал (хотя и своеоб­разно) именно на этот упомянутый выше вопрос.

Проблема возможности, способов и путей познания мира составляет содержание особого раздела философ­ского знания - гносеологии (от греч. gnosis - познание и logos - учение), или философской теории познания. Она стремится выявить общие и необходимые свойства и за­кономерности любого познавательного процесса, со­ставить целостные представления о нем.

2.1. Современная модель по­знавательного процесса Начиная с середины XIX в. в марксизме и других фи­лософских школах развивается современная модель по­знавательного процесса - деятельностная. Ее сущность можно свести к следующим основным положениям:

1. Познание - это активная деятельность субъекта, направленная на объект познания с целью раскрытия его основных свойств и связей. Познаваемый объект «за­дан» человеку не в форме созерцания, а в формах дея­тельности. Иными словами, мы узнаем предметы таки­ми, какими их раскрывают наши действия с ними и осо­бенно - практика, задающая субъекту угол зрения на объект познания.

2. Субъект познания - всегда социальное явление. Любой человек, познающий мир, выступает частью ка­кой-то общности людей: коллектива, социальной груп­пы, всего общества. В познании реализуются не только субъект-объектные, но и субъект-субъектные отноше­ния. Субъект познания в своей познавательной деятель­ности связан - непосредственно или опосредованно - с другими людьми, использует не только свой личный, но и общечеловеческий опыт и разум. Конкретный человек является, таким образом, «полномочным представи­телем» человечества.

3. Процесс познания направляется и организуется той или иной социокультурной программой. Она форми­руется под влиянием личных и общественных потреб­ностей субъекта, его целей, знаний, мировоззрения и других компонентов культуры, в сфере которой он живет и действует. Именно уровень и содержание индиви­дуальной культуры задают субъекту определенное видение изучаемых объектов и интерпретацию полученных знаний.

4. Все компоненты познавательного отношения - субъект, его деятельность, объект познания - конкретно-историчны и динамичны, они изменяются по мере развития общества. Растет духовный багаж субъекта, качественно меняются способы познания мира, расши­ряется мир объектов, познаваемых человеком.

Итак, сущность процесса познания состоит в двусто­роннем взаимодействии, диалоге субъекта и объекта познания. С одной стороны, объект воздействует на че­ловека, сам кое-что говорит о себе, и это влияние есть не­обходимое (но не достаточное!) условие познания. Легко представить, что если бы наше познание сводилось толь­ко к этому воздействию, то знания о вещах и явлениях были бы весьма поверхностными и случайными. С дру­гой стороны, субъект активно воздействует на познавае­мый объект, спрашивает его о том, о чем сам объект умалчивает (например, о законах своего бытия), и за­ставляет так или иначе отвечать. Получить от объекта «ответы» на свои вопросы и есть важнейший смысл по­знания и его цель.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: