Бинарные оппозиции модерна и постмодерна (составлено по материалам В.М. Розина)1.




Модерн (современная постклассическая культура)   Постмодерн (постсовременная культура)  
определенность   неопределенность  
глубина   поверхностность  
серьезность   ирония  
камерность   театральность  
субъективность/объективность   коммуникативость/ ситуативность  
чтение   письмо  
парадигма   синтагма  
семантика   риторика  
жанр/границы   текст/интертекст  
цель   игра  
замысел   случай  
истоки/причины   различие/след  
иерархия   анархия  
закрытость   открытость  

 

Предыдущие исследовательские модели, как под­черкивает Э. А. Орлова, были «ориентированными на описание и объяснение устойчивых, структурирован­ных, сформировавшихся объектов культуры»2. В свою очередь, постмодерн определяется повышенным инте­ресом к изменчивым, пограничным, неопределенным, слабо структурированным культурным феноменам. Поэтому и прежняя методология предполагала четкое разведение изучаемого объекта и инструмента иссле­дования. В постмодернизме она сменяется принципом дополнительности, где исследователь сам должен при­знать и осознать себя как один из действующих фак­торов в изучаемой ситуации. В практику входит работа не только с реально существующими, но и с вообража­емыми объектами, порядками, категориями, сходства­ми и различиями между ними. При изучении культур­ных феноменов допускается обращение к интуиции, эмоциональным реакциям, что раньше считалось не­допустимым.

Теоретические концепции постмодерна для харак­теристики общей культурной парадигмы современнос­ти вводят целый ряд новых понятий и категорий. Среди них: ризома, нарратив, симулякр и иные. Вместе с тем и «старые» понятия приобретают новый смысл. В по­стмодерне принципиально изменяется понимание фун­даментальных культурологических категорий:

• языка (в связи с невозможностью установить чет­кие значения его понятий),

• сознания (ему не на что опереться в плане суще­ствования и отражения некоторой реальности),

• человека и окружающего его мира (они лишаются привычных границ и центров).

Хрестоматийным постмодернистским текстом ча­сто считают работу американского литературоведа Лесли Фидлера «Пересекайте рвы, засыпайте границы» (1969)1. В ней автор ставит проблему снятия гра­ниц между элитарной и массовой культурами, между реальным и ирреальным. Писатель в его концепции назван «двойным агентом», поскольку обязан отвечать в равной мере и элитарному, и популярному вкусам. Поэтому и произведение искусства должно стать как бы многоязычным, приобрести двойную структуру и в социологическом, и в языково-символическом смыслах.

Конкретные разновидности этой идеи получают развитие у многих теоретиков постмодернизма. Так, американский архитектор и архитектурный критик Чарльз Дженкс вводит понятие «двойного кодирова­ния». Этот термин подразумевает возможность одно­временно двойной апелляции автора: и к массе, и к профессионалам2. Аналогичные идеи о многоадресности художественного произведения находим у италь­янского писателя Умберто Эко. Его роман «Имя розы» стал классическим примером постмодернистского романа. Многие критики сравнивают этот роман со слоеным пирогом, адресованным различным соци­альным слоям читателей (впрочем, подобная характе­ристика применима и к произведениям Б. Акунина, Юзефовича и ряда других современных российских авторов).

Таким образом, одна из основных постмодернистс­ких идей — демократизация культуры, снижение вер­ховных ценностей, отказ от высших идеалов, которые в свое время были привлекательными для творцов модер­нистского искусства. Постмодернизм выдвигает в каче­стве главного творческого принципа принципиальный плюрализм стилей и художественных программ, миро­воззренческих моделей и языков культуры.

Все элементы культурного пространства, с этой точки зрения, абсолютно самоценны и равнозначны (сравните с основными идеями культурного релятивизма, в частности, с идеями Херсковица). Поэтому любое деление на «высокое» в «низкое», «элитарное» и «мас­совое» идеологи постмодернизма рассматривают как изначально абсурдное. Художественная практика по­стмодернизма предполагает, прежде всего, искусство цитирования, авторского монтажа фрагментов налич­ных культурных текстов в свободной технике коллажа1. Личность автора проявляется при этом преимуще­ственно в особой манере языковой игры, яркой импро­визации по поводу ключевых сюжетов и образов уже завершенной культуры Запада.

Характерно, что постмодернизм отторгает ценнос­ти модернизма. Что же касается классической культу­ры прошлого, то постмодернизм переосмысливает, заимствует, эксплуатирует ранее выработанные фор­мы. В результате формируются такие новые приемы в художественном творчестве, как «интертекстуаль­ность», «цитации», «нонселекция» и пр., которые сло­жились в постмодернистский период. Именно благо­даря этой способности современного художественно­го творчества использовать различные стили, жанры, сосуществование разных форм В. Белый назвал пост­модернистское искусство школой плюрализма, по­скольку главная черта постмодернизма, согласно мно­гим исследователям, — плюрализм.

Многие черты, присущие постмодернистскому искусству, выражают также общую культурную пара­дигму современности. Поэтому именно как характери­стику культурной парадигмы современности можно рассматривать классификацию основных характерис­тик постмодернистского искусства, предложенную американским литературоведом Ихабом Хассаном:

1) неопределенность, открытость, незавершенность;

2) фрагментарность, тяготение к деконструкции, к коллажам, к цитациям;

3) отказ от канонов, от авторитетов, ироничность как форма разрушения;

4) утрата «Я» и глубины,поверхностность, многова­риантное толкование;

5) стремление представить непредставимое, инте­рес к эзотерическому2, к пограничным ситуа­циям;

6) обращение к игре, аллегории, диалогу, полилогу;

7) репродуцирование под пародию, травести, по­скольку все это обогащает область репрезента­ции;

8) карнавализация, маргинальность, проникновение искусства в жизнь3;

9) перформанс4, обращение к телесности, материаль­ности;

10) конструктивизм, в котором используются иноска­зание, фигуральный язык;

11) имманентность1 (в отличие от модернизма, кото­рый стремился к прорыву в трансцендентное2, постмодернистские искания направлены на чело­века, на обнаружение трансцендентного в имма­нентном)3.

Другую (но в известной мере совпадающую с уже приведенной) классификацию черт постмодерна как состояния общества приводит Н.Н. Козлова:

• полицентричность как отказ от европоцентризма;

• релятивизация доминантных сил европейской куль­туры модерна: разума, естествознания, техники, индустрии и др.;

• отказ от веры в Прогресс, осознание возможности нового варварства;

• культурный и социальный плюрализм;

• отказ от понятия личность в пользу понятия «пер­сона» и «маска»3.

Далеко не все современные теоретики проявляют благодушное отношение к постмодернистским новаци­ям в культуре.

Резкую критику современной культуры дает Жан Бодрийяр (р. 1929). В книге «Откровенность зла: эссе об экстремальных феноменах» (1990) он оценивает совре­менное состояние культуры, как состояние симуляции, в котором «мы обречены переигрывать все сценарии именно потому, что они уже были однажды разыгра­ны — все равно, реально или потенциально». «Мы живем среди бесчисленных репродукций идеалов, фан­тазий, образов и мечтаний, оригиналы которых остались позади нас»4. Например, Например, пишет Ж. Бодрийяр, исчезла идея прогресса, — но прогресс продолжается; пропала идея богатства, когда-то оправдывавшая производство, а само производство продолжается, и с еще большей активностью, нежели прежде. В политической сфере исчезла идея политики, но продолжается политическая игра.

Ж. Бодрийяр считает, что современная культура оказалась перенасыщенной, поэтому человечество не в состоянии расчистить скопившиеся завалы. В ре­зультате многие культурные явления находятся в за­стывшем, нежизненном состоянии — состоянии транса. Именно поэтому он называет соответствую­щие разделы своей книги: «Трансэстетика», «Транссексуальность», «Трансэкономика». Французский мыслитель считает, что современная культура немощ­на, а само человечество не способно найти хоть ка­кой-нибудь положительный импульс для своего раз­вития. По его мнению, триумфальное шествие модер­низма не привело к позитивному преобразованию человеческих ценностей. Наоборот, произошло рассе­ивание ценностей, и следствием этого оказалась «то­тальная конфузия». Современное искусство, утверж­дает он, уже вступило в стадию симуляции, поскольку больше не пытается адекватно объяснить реальность, а искажает ее; художественные формы не создаются заново, а лишь варьируются различным образом, по­вторяются.

Согласно Ж. Бодрийяру, бессилие в создании но­вых форм — симптом гибели искусства. Современное искусство находится в состоянии стазиса, т. е. застоя, неподвижности, бесконечные комбинации давно изве­стных форм искусства приводят к болезненным порож­дениям, которые у него ассоциируются с метастаза­ми — болезненными, злокачественными» образования­ми: «Как и все исчезающие формы, искусство стремится дублировать себя посредством симуляции; но оно все равно вскоре уйдет, оставив после себя колоссальный музей фальшивого искусства и полностью уступив ме­сто рекламе»1.

Другие важные идеи постмодернизма — деконструкция, децентрация, детерриторизация. Принцип деконструкции (и децентрации) наиболее обстоятель­но разработан в исследованиях Ж. Деррида.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: