Нравственно-философские итоги романа.




Подготовка к восприятию.

- Из 10-й (сожжённой) главы романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» сохранились лишь фрагменты. В одном из них говорится:

Гроза Двенадцатого года

Настала. Кто тут нам помог?

Остервенение народа,

Барклай, зима иль русский Бог?

Для Л.Н.Толстого ответ на этот вопрос был очевиден: только небывалый патриотический подъем и единение народа в борьбе с врагом спасли Отечество от неминуемой гибели. «Остервенение народа», а под словом «народ» Толстой понимал всё патриотически настроенное население России, включаю-щее в себя и крестьянство, и городскую бедноту, и дворянство, и торговое сословие, привело к на-родной войне, идеология которой была сформулирована писателем в словах князя Андрея Болкон-ского: «...французы разорили мой дом... Они враги мои, они преступники все по моим понятиям. И так же думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить».

- Как изображает Толстой народную, партизанскую войну на страницах романа «Война и мир»? Об этом и пойдёт речь сегодня на уроке.

Работа по теме урока.

Партизанская война, как пишет Толстой, началась со вступления неприятеля в Смоленск: «со

времени пожара Смоленска началась война, не подходящая ни под какие прежние предания войны.

Сожжение городов и деревень, отступление после сражений, удар Бородина и опять отступление, оставление и пожар Москвы, ловля мародеров, переимка транспортов, партизанская война — все это были отступления от правил». Впервые столкнувшись с народной войной, Наполеон не раз жаловался Кутузову и императору Александру на то, что война велась «противно всем правилам», «как будто существуют какие-то правила для того, чтобы убивать людей», добавляет Толстой. Писатель славит «дубину народной войны», которая «поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие».

- Какова была, по мнению Толстого, историческая роль партизан?

«Партизаны уничтожали великую армию по частям. Они подбирали те отпадавшие листья, которые сами собою сыпались из иссохшего дерева — французского войска, и иногда трясли это дерево». Толстой рассказывает о дерзости русских партизан, особенно мужиков, «лазивших между францу-зами» и считавших, «что теперь уже все было возможно».

— Когда был учрежден первый партизанский отряд? Кому принадлежит «слава первого шага для узаконения этого приёма войны»?

24 августа был учрежден первый партизанский отряд Дениса Давыдова.

— О каких партизанских отрядах рассказывает писатель?

«Были партии... мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещичьи, никому не известные. Был дьячок начальником партии, взявший в месяц несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотни французов». Более крупным планом автор рисует партизанские отряды Денисова и Долохова.

- Кто особенно выделяется в партизанском отряде Денисова? Расскажите о Тихоне Щербатом.

А) «Тихон Щербатый был один из самых нужных людей в партии. Он был мужик из Покровского под Гжатью.» Когда Денисов пришел в Покровское, он сказал старосте, «что его цель бить

французов», и узнал от него, «что у них в деревне только один Тишка Щербатый занимался этими делами». Денисов позвал Тихона и похвалил его, а «на другой день... ему доложили, что Тихон пристал к партии и просился, чтобы его при ней оставили». Тихон сначала выполнял «черную работу раскладки костров, доставления воды, обдирания лошадей», но «скоро оказал большую охоту и способность к партизанской войне. Он по ночам уходил на добычу и всякий раз приносил с собой платье и оружие французское, а когда ему приказывали, то приводил и пленных. Денисов отставил Тихона от работ, стал брать его с собою в разъезды и зачислил в казаки.

Тихон не любил ездить верхом и всегда ходил пешком, никогда не отставая от кавалерии. Оружие его составляли мушкетон, который он носил больше для смеха, пика и топор, которым он владел, как волк владеет зубами… Тихон одинаково верно... раскалывал топором бревна и… выстрагивал им тонкие колышки и вырезывал ложки. В партии Денисова Тихон занимал свое особенное, исключительное место. Когда надо было сделать что-нибудь особенно трудное и гадкое — выворотить плечом из грязи повозки, за хвост вытащить из болота лошадь, ободрать ее, залезть в самую середину французов, пройти в день по пятьдесят верст, — все указывали… на Тихона.<…> Один раз француз, которого брал Тихон, выстрелил в него из пистолета и попал ему в мякоть спины», но от этой раны «Тихон лечился только водкой». «Случай этот имел на Тихона только то влияние, что после своей раны он редко приводил пленных. Тихон был самый полезный и храбрый человек в партии. Никто больше его не открыл случаев нападения, никто больше его не побрал и не побил французов; и вследствие этого он был шут всех казаков, гусаров и сам охотно поддавался этому чину».

В Тихоне Щербатом воплощены лучшие типические черты характера крестьянина-мстителя, сильного, смелого, энергичного и смекалистого. Французы для него – враги, которых надо уничтожать. И он выслеживает их днём и ночью. Своим поведением Тихон вступает даже в противоречие с тактическими планами Денисова, которому был нужен «язык», а Тихон не довел его до своих и «казнил». Даже сердящийся на него Денисов должен признать справедливость главной мысли, чувства Тихона и действовать именно так, как тот хочет: «Ахните, говорит, хорошенько, всех заберете».

Однако тот же Тихон, который «пленных не брал», говорит: «мы французам худого не делаем... Мародёров только десятка два побили, а то мы худого не делали...». Особенно ярко эти мысли выражены в истории с французским мальчиком Венсаном Боссом.

- Для чего автору нужен эпизод с Венсаном Боссом?

Этот эпизод показывает, как ненависть к врагам, чувство мести уходят, сменяясь жалостью, состраданием. Пленного французского барабанщика, такого же мальчишку, как Петя Ростов, кормят и солдаты, и сам Петя, даже его имя переделывают на русский манер: Весенний или Висеня.

Б) — Как оказался в партизанском отряде Денисова Петя Ростов?

Вместо того чтобы поступать в университет, 15-летний Петя идёт на войну. Он служит

ординарцем у генерала-немца, которого и просит отправить с поручением в отряд Денисова именно его. Выполнив поручение, Петя, однако, не возвращается назад, а остаётся в отряде.

- Почему так необходимы в описании партизанского отряда страницы о Пете?

Петя Ростов - мальчик с удивительной непосредственностью, желанием во всех людях видеть доброе, любить их и находить в них отклик: «Петя находился в восторженном детском состоянии нежной любви ко всем людям и вследствие того уверенности в такой же любви к себе других

людей». Петя поэтически воспринимает мир: ночью ему снится, что он в волшебном царстве, над ним волшебное небо, он слышит волшебные звуки музыки

- Расскажите о пребывании Пети Ростова в отряде Денисова.

Выполнив поручение генерала, Петя не возвращается назад, а остаётся в отряде и ночью вместе с Долоховым отправляется на разведку в лагерь французов, а потом участвует в атаке. Стремясь оказаться в самой гуще событий, боясь опоздать, Петя скачет именно туда, откуда раздаются выстрелы и где гуще пороховой дым, и погибает

После гибели Пети Ростова еще раз свою оправданность получает жестокий закон войны,

касающийся пленных: «Готов, — повторил Долохов... и быстро пошел к пленным... — брать не будем!» — крикнул он Денисову». И Денисов, который до этого под расписку отсылал пленных, даже зная, что они умрут по дороге, «не отвечал» Долохову; «он подъехал к Пете, слез с лошади и дрожащими руками повернул к себе запачканное кровью и грязью уже побледневшее лицо Пети».

Описание войны Толстой заканчивает изгнанием французов с русской земли. Почему, как вы думаете, автор не изображает фактический конец войны на территории Западной Европы, не описывает вступление русских в Париж?

Такое композиционное решение ярче оттеняет идею книги: справедлива и нужна только

освободительная война, а все то, что по воле Александра происходило в Западной Европе, делалось для славы.

Французская армия почти перестала существовать. Толстой показывает ее разложение. Он пишет, что французская армия не могла нигде поправиться. Она с Бородинского сражения и грабежа Москвы несла в себе уже как бы химические условия разложения. Люди этой бывшей армии бежали со своими предводителями сами не зная куда, желая только одного: выпутаться... из безвыходного положения... (т. IV, ч. II, гл. 18). Более того, они еще думали каждый о своей добыче. У императора, королей, герцогов было особенно много награбленного добра, показывает Толстой.

Поэтому русская армия изменила тактику. «Русская армия должна была действовать, как кнут на бегущих животных... (т. IV, ч. III, гл. 19). Это значило, что Кутузов всеми силами удерживал армию от сражений, давая их лишь тогда, когда уйти от них было невозможно. «Ожидая врага сзади, а не спереди, французы бежали (с.128) —...кто не мог — сдался или умер».

Чувство мести русского народа было удовлетворено. Французы теперь стали уже не врагами, а просто жалкими людьми. И если к врагам у русских была ненависть, то к побежденным —

милосердие. Толстой показывает, как относятся солдаты к пленным Рамбалю и Морелю. «Тоже люди», — говорит, как и Кутузов, старый солдат. И пленный итальянец сказал Пьеру: «...воевать с таким народом, как вы, преступление. Вы, пострадавшие столько от французов, вы даже злобы не имеете против них».

Создавая образ народа-мстителя, Толстой показывает не только его ненависть к врагу, реши­мость, энергию, сме­лость, но и великий гуманизм. Недаром после всего того, что Пьер видел на Боро­динском поле, солдаты и ополченцы представля­ются ему «с своими простыми, добрыми, твердыми лицами». «Простота, добро и правда» — это те высокие качества, которыми отлича­ются и отдельные герои «Войны и мира», и собирательный образ народа.

В) «Олицетворением духа простоты и правды» кажется Пьеру пленный солдат Платон Каратаев. Этот человек — пол­ная проти­воположность Тихону Щербатому. Если тот беспощаден к врагу, то Пла­тон любит всех людей, в том числе и французов. Если Ти­хон грубоват и юмор его сочетается с жесто­костью, то Каратаев во всем хочет видеть «торжественное благообразие». И внешний облик Кара­таева (все у него было «круглое»), и голос его, и ма­нера говорить с «нежно-певучею лаской», и са­мый характер его речей — не динамичных и кратких, а полных раздумий о жизни, о людях — все резко отличает его от Щербатого. Тихон о боге не поминает, надеется только на себя, на свою силу и ловкость. А «круглый» солдатик Апшеронского полка мыслит такими афо­ризмами: «Не нашим умом, а божьим судом», «Рок головы ищет», «Час терпеть, а век жить». В этих пословицах — веками слагав­шаяся философия терпения и покорности судьбе. Правда, есть у Каратаева в запасе и другие посло­вицы: «Где суд, там и неправда», «От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся»... В них слышатся отголоски крестьянского протеста против не­справедливого устройства жизни. Но сам Платон не из тех, кто активно вмешивается в жизнь. Он скорее готов «безвинно на­прасно пострадать».

Но в душе Каратаева накопилась та же боль за отчизну, что и у всех русских людей («Как не скучать, соколик! Мо­сква, она го­родам мать! Как не скучать на это смотреть»). Живет в нем и ве­ра в гибель нашествия («Червь капусту гложет, а сам прежде того пропадает»).

Платон — частица собира­тельного образа народа, как и Тихон.

Но Платон – это та часть, которую Толстой называл рабочей пчелой, которая только тогда и имеет значение, когда состоит в рое, живет роевой жизнью. Поэтому вообще отдельная человече­ская личность, и его собствен­ная в том числе, лишена для Платона значения: «...жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдель­ная жизнь. Она имела смысл только как частица це­лого, которое он постоянно чувствовал». Он и на вопрос: «Ты кто же, солдат?» — отвечает во множе­ственном чис­ле: «Солдаты Апшеронского полка», и фамилию свою называет так: «Каратаевы про­звище...»

Именно это «роевое начало» в Платоне, похожее на инстинкт «муравья в кочке», отсутствие личных интересов, склонно­стей, даже привязанностей и привлекло более всего Пьера. Встреча о Платоном помогла ему выйти из душевного кризиса. Картина страшного убийства «поджигателей», убийства, совершенного людьми, «не хотевшими этого делать», разрушила в сознании Пьера веру в жизнь, «и в благоустройство мира, и в человечес­кую, и в свою душу, и в Бога ».

Можно понять, что Пьеру, которому мир вдруг показался «кучей бессмысленного сора», Пла­тон, проникнутый чувст­вом всеобщего любовного единения людей (чувством, которое скво­зит во всех его речах), представляется воплоще­нием «всего рус­ского, доброго и круглого». Пьер и сам на­чинает себя чувство­вать каплей в человеческом море, ощущает свое единение со всей природой, всем миром — лесами, полями, бесконечной далью и звездами в небе. «И все это мое, и все это во мне, и все это я! — думал Пьер ».

Толстой не выдумал Платона Каратаева, а обобщил черты множества Каратаевых, которых он, как и другие рус­ские писа­тели, видел в жизни. И отношение Толстого к Платону Каратаеву не одно­значно. Характерно, что в эпилоге, когда Пьер дости­гает верши­ны духовного развития, став членом тайного общества, Толстой подчеркивает несоответствие стремлений сво­его героя и филосо­фии Ка­ратаева. На вопрос Наташи, одобрил бы Платон новую деятельность ее мужа или нет, Пьер отвечает отрицательно.

Рисуя борющийся народ, художник, верный жизненной прав­де, не мог изобразить его как на­род Каратаевых. Вспом­ним зна­менитые слова писателя о «дубине народной войны», которая «под­нималась, опускалась и гвоздила францу­зов до тех пор, пока не погибло все нашествие». Эта дубина больше напоминает то­пор Тихона Щербатого, чем иглу Кара­таева, которой тот шьет рубаху для француза. Писатель прославляет не пассивный, а бо­рющийся народ: «... благо тому народу, который в минуту испы­тания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чув­ство оскорбле­ния и мести не заменится презрением и жало­стью».

Внимание автора особенно привлечено к внутреннему, душевному состоянию Платона Кара­таева, как бы независимому от внешних условий жизни; «он любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком — не с известным каким-нибудь человеком, а с теми людьми, которые были перед его глазами»...

Этому неизменному любовному отношению Каратаева к людям автор придавал особенный смысл и значение как известной этической норме. Образ Платона Каратаева, наиболее развернутый из народных образов, занимает особое место в художественной структуре романа. Он возник не сразу и появляется в поздних редакциях «Войны и мира».

Введение Платона Каратаева в действие эпопеи связано с тем, что Толстому важно было показать духовное возрождение Пьера под влиянием нравственных душевных качеств человека из народа.

Возлагая на Каратаева особую нравственную задачу — внесения в мир человеческих страданий ясности и душевного успокоения, Толстой создает идеализированный образ Каратаева, построив его как олицетворение добра, любви, кротости и самоотречения. Эти душевные качества Каратаева в полной мере воспринимаются Пьером Безуховым, озаряя его духовный мир новой истиной, открывшейся ему во всепрощении, любви и человечности.

Для всех же остальных пленных Каратаев «был самым обыкновенным солдатом», над которым они слегка «добродушно трунили, посылали его за посылками» и звали Соколик или Платоша; он был для них простачком.

Таким образом, Каратаев не есть центральный образ русского мужика в «Войне и мире», а одна из многих эпизодических фигур наряду с Данилой и Балагой, Карпом и Дроном, Тихоном и Маврой Кузьминичной, Ферапонтовым и Щербатым и прочими, ничуть не более яркая, не более облюбованная автором, чем многие из них. Центральным образом русского народа в «Войне и мире» является коллективный образ, воплощенный во множестве персонажей, раскрывающих величественный и глубокий характер простого русского человека - крестьянина и солдата.

Каратаев появляется в романе не сам по себе, а именно как контраст после сцены расстрела, которая окончательно лишила Пьера моральной точки опоры, и Каратаев оказался необходим в качестве антитезы, дающей ориентир, противоположный миру порока и злодеяния и ведущий героя в крестьянскую среду в поисках моральной нормы.

Образ Платона сложнее и противоречивее, он чрезвычайно много значит для всей историко-философской концепции книги. Не больше, впрочем, чем Тихон Щербатый. Просто это — другая сторона «мысли народной». Но «для Пьера каким он представился в первую ночь, непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды, таким он и остался навсегда».

Нравственно-философские итоги романа.

Для Толстого главный вопрос в истории: «Какая сила движет народами?» В историческом

развитии он стремится найти «понятие силы, равной всему движению народов».

Философия войны у Толстого, при всей отвлеченности некоторых его сентенций на эту тему, сильна оттого, что острием своим направлена против либерально-буржуазных военных писателей, для которых весь интерес сводился к рассказу о прекрасных чувствах и словах разных генералов, а «вопрос о тех 50000, которые остались по госпиталям и могилам», вовсе не подлежал изучению. Его философия истории, при всей противоречивости, сильна тем, что большие исторические события он рассматривает как результат движения масс, а не деяния различных царей, полководцев и министров, т. е. правящих верхов. И в таком подходе к общим вопросам исторического бытия видна все та же мысль народная.

В общей концепции романа мир отрицает войну, потому что содержание и потребность мира - труд и счастье, свободное, естественное и потому радостное проявление личности, а содержание и потребность войны— разобщение людей, разрушение, смерть и горе.

Толстой неоднократно заявлял в «Войне и мире» свою позицию открыто, полемически. Он пытался показать присутствие высшей духовной силы и в судьбе человека, и в судьбе народа - в полном соответствии с традиционными религиозными взглядами. Однако реальная, жизненная мотивировка фактов в его произведении настолько полна, причинно-следственная обусловленность событий раскрыта столь исчерпывающим образом, что ни одна деталь в изображаемых явлениях не обусловлена субъективной идеей автора. Вот почему, анализируя характеры и эпизоды «Войны и мира» как отражение действительности, к субъективным идеям автора прибегать не приходится. Личные взгляды и настроения Толстого никогда не искажали в «Войне и мире» художественного изображения. В преследовании истины он был равно беспощаден и к своим противникам и к себе самому. И необходимость исторических событий, осложненная в его представлении мыслями о «промысле», и характер Каратаева с его патриархально-религиозным акцентом, и предсмертные размышления князя Андрея, в которых религиозная идеология торжествует над скептицизмом, мотивированы объективно, независимо от личных взглядов и симпатий автора.

В необходимости событий 1812 года Толстой раскрывает не идею фатума, а строгую закономерность исторического процесса, еще не известную людям, но подлежащую изучению. В характере Каратаева Толстой раскрывает тип «большей части крестьянства», которая «плакала и молилась, резонерствовала и мечтала»; в размышлениях князя Андрея - взгляды, которые были действительно свойственны людям первой четверти XIX века - Жуковскому и Батюшкову, Кюхельбекеру и Рылееву, Федору Глинке и Батенькову.

В Толстом-писателе шло постоянное единоборство человека и художника. Острый конфликт между этими двумя планами сознания - личным и творческим - конфликт, отмеченный еще Пушкиным, у Толстого сказывался не в остром разрыве между обыденным, житейским и сферой искусства, как у поэтов предшествующего поколения, а проникал в сферу самого творчества. В самую писательскую работу Толстой уходил с тяжелым грузом личных настроений и взглядов и в длительном процессе творческой работы сбрасывал с себя путы обыденных мыслей, вычеркивал целые эпизоды, полемические отступления, в которых субъективно-житейское не поставлено на место и образ не прокален, где осталось случайное, где изображение не подчиняется художественной правде, не обусловлено самой действительностью.

«Война и мир» — это итог нравственных и философских исканий Толстого, его стремлений найти правду и смысл жизни. В этом произведении заключается частица его бессмертной души.

Законы мира снова торжествуют над войной. Однако это не христианское всепрощение. Герои помнят все, что было. «А и то сказать, кто же их к нам звал? Поделом им... — говорит Кутузов, — Благодарю всех за трудную и верную службу, победа совершенная, и Россия не забудет вас. Вам слава вовеки!»

Так Толстой передал качества, свойственные русскому народу: с одной стороны, миролюбие, гуманизм, отходчивость, с другой стороны — силу гнева против тех, кто нарушает его мирную жизнь, и неизгладимую память о своих героях и защитниках.

Дома: Прочитать эпилог романа. Как меняются судьбы героев.

Сдать до 12 мая.

 

   

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: