Мотивы и причины употребления ПАВ подростками и молодежью




Факторы риска употребления ПАВ

 

№ п/п Группы факторов Факторы риска
  Психотравмирующие ситуации относительно кратковременного действия, но психологически очень значимые   1. Утрата или болезнь одного из родителей. 2. Ссора со сверстниками и др.
  Хронически действующие психотравмирующие ситуации   1. Семейные конфликты. 2. Школьная неуспеваемость и др.
  Эмоциональная депривация 1. Недостаток внимания, ухода со стороны родителей, заботы, ласки. 2. Разлука с семьей и др.
  Индивидуально-личностные факторы 1. Личностные проблемы (отключиться от реальных проблем, одиночество, обретение уверенности в себе, улучшение настроения). 2. Возрастные проблемы (кризовые периоды подросткового и раннего юношеского возраста). 3. Групповая идентификация (желание вести себя как все, средство подружиться). 4. Предрасположенность к риску, склонность к саморазрушению. 5. Трудности реализации интеллектуального потенциала 6. Низкая толерантность к стрессу. 7. Желание быть в центре внимания. 8. Любопытство 9. Психическое здоровье. 10. Скептицизм к профилактическим мерам. 11. Биологическая или генетическая предрасположенность.
  Факторы социальной среды 1. Социально-экономический статус семьи. 2. Семейная депривация, социальное сиротство. 3. Высокая степень доступности (низкие цены, множество точек продажи наркотиков). 4. Снижение моральных устоев в обществе. 5. Возможность получения быстрого дохода. 6. Школьная дезадаптация. 7. Излишняя или недостаточная родительская опека. 8. Потребление ПАВ родителями, братьями и сестрами. 9. Семейное попустительство на прием наркотиков (разрешение родителей). 10. Низкий уровень информированности подростков и молодежи по вопросам злоупотребления ПАВ. 11. Групповое давление со стороны сверстников на потребление ПАВ. 12. Отсутствие скоординированной районной профилактической программы злоупотребления ПАВ в образовательной среде. 13. Слабая информированность этой проблемы среди родителей или лиц их заменяющих (опекунов, приемных родителей). 14. Неприятие обществом. 15. Недостаточность информации о медико-социальной и психологической помощи подросткам и молодежи, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях. 16. Отсутствие межведомственного взаимодействия различных социальных институтов, занимающихся проблемами профилактики злоупотребления ПАВ. 17. Отсутствие систематических образовательных курсов по расширению психологической и педагогической компетенции участников образовательного процесса и окружающего социума.  

Мотивы и причины употребления ПАВ подростками и молодежью

1. Протест против норм взрослого поведения. 2. Протест против родительского отношения (ощущение иллюзорной свободы). 3. Групповое самоопределение (пропуск в компанию, в группу, стремление найти место в группе). 4. Групповое давление и подчинение ему. 5. Самоутверждение в среде сверстников. 6. Символ взрослости, мужества. 7. Подражание лидерам. 8. Любопытство и экспериментирование. 9. Отсутствие учебной занятости. 10. Мода. 11. Расслабление нервной системы (нервного напряжения). 12. Погружение в мир фантазий и иллюзий (уход от трудностей реального мира). 13. Снятие или снижение душевной и физической боли. 14. Избавление от стресса. 15. Улучшение настроения. 16. Голод 17. Нормализация сна.

Факторы защиты

Не всегда нарушается равновесие психологических процессов у подростка под воздействием неблагоприятных факторов, им противостоят личностные и средовые механизмы адаптации (факторы защиты).

1. Усиление активных действий региональной общественности. 2. Поощрение формирования здорового образа жизни среди учащихся, родителей и педагогов. 3. Развитие системы дополнительного образования (кружков, секций). 4. Развитие сети игровых и спортивных площадок. 5. Планирование и реализация мероприятий которые помогут подросткам и молодежи раскрыть наиболее полно свои физические, психологические и социальные возможности, а также будут способствовать повышению их самооценки. 6. Создание широкой сети клубов общения для взрослых и детей, которые будут содействовать формированию хороших взаимоотношений в семье. 7. Проведение в образовательных учреждениях тренингов по воспитанию толерантности, которые будут содействовать формированию доверительных и партнерских отношений между преподавателями и учениками, между самими учениками, а также между школой, семьей и местной общественностью; дадут ученикам знания и навыки, необходимые для принятия разумных решений, касающихся их психологического и физического здоровья. 8. Разработка и реализация программ на местном уровне по повышению квалификации педагогов, социальных работников, общественности по вопросам первичной профилактики злоупотребления ПАВ. 9. Выпуск печатной продукции о мотивах, причинах и последствиях злоупотребления ПАВ. 10. Развитие волонтерского движения в подростковой и молодежной среде.  

КРИЗИСНЫЕ СИТУАЦИИ

В течение своего незначительного жизненного опыта подросток попадает в ситуации повышенного риска, которые приводят к возникновению реакций дезадаптации, это так называемые “кризисные ситуации”:

1. Отсутствие или утрата чувства безопасности (враждебная, жестокая семья, эмоционально отвергающая семья, негармоничная семья (распавшаяся или распадающаяся) и др.

2. Беззащитность из-за отрыва от семьи (помещение в другую семью, направление в детское учреждение интернатного типа и др.).

3. Школьные ситуации (невозможность соответствовать ожиданиям семьи - быть отличником, неприятие детским коллективом или педагогами, неспособность справиться с учебной нагрузкой и др.).

КРИЗИСНЫЕ СОСТОЯНИЯ

Неразрешенные кризисные ситуации затянувшиеся во времени повергают ребенка в “кризисные состояния” которые проявляются в виде клинических реакций дезадаптации:

Аффективная взрывчатость,страхи, уходы из дома, органически не отягощенное бродяжничество, агрессивность,аутоагрессивность, нарушение дисциплины и поведения,расстройства сна, психосоматические расстройства и др.), дающие мнимый выход в разрешении проблем личности подростка через прием ПАВ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: