Теории девиантного поведения




Еще с середины XIX века в социологию вошла био­логическая теория девиации, связанная с именем извест­ного итальянского врача ЧезареЛомброзо. Его книги «Ге­ниальность и помешательство», «Женщина- преступница и проститутка» широко известны не только специалистам по психиатрии. Девиантное поведение Ломброзо рассматри­вается как «антиэволюционный выброс», исходя из того простого предположения, что лица, склонные к девиант­ному поведению, имеют специфические анатомо-физиоло­гические признаки или отклонения. Они и представляют вид девиации, к которому склонна личность. Этими чер­тами могут быть конституция, сплющенный нос, массив­ная челюсть и т.д. А атавистические черты личности как бы наделяют ее заведомо преступными чертами.

В рамках биологизма и психологизма строится и тео­рия Э. Шелдона, который выделяет три антропологических типа, склонных к девиации: мезоморфный (тяжелый, мус­кулистый атлет), эктоморфный (высокий и худой), эндо­морфный (мягкий, круглый тип телосложения). Многочис­ленные антропологические исследования не подтверждают этой теории. Хорошо известны в этом отношении исследо­вания Чарльза Горинга, изучившего телосложение трех тысяч человек, среди которых были и преступники, и сту­денты Оксфорда, и представители самых разных социаль­ных слоев. Горинг пришел к выводу, что статистического и социологического подтверждения теория Шелдона не на­ходит. Ряд других исследователей, например, Эрнст Хутон, биологическим фактором девиации считают более низкий интеллектуальный уровень или болезнь.

Психологические и психиатрические теории отлича­ются от биологических и антропологических тем, что ос­новной акцент в девиации делают на личностных факторах девиации, душевном дискомфорте, комплексах, конфлик­тах личности и общества. В качестве примера можно при­вести теорию австрийского психиатра Зигмунда Фрейда, который в основе всех отклонений видел подавленное ли­бидо.

Остановимся на собственно психологических тео­риях. Э. Дюркгейм, например, считал, что девиация в об­ществе возникает вследствие непонимания и нарушения людьми социальных норм. Она является следствием деза­даптации, дезинтеграции общества, разрушения солидар­ности личности и общества.

Роберт Мертон дальше развивает теорию Дюркгейма, показывая, как именно происходит этот разрыв между це­лями и социально допустимыми способами их достижения.

Как видно из таблицы (табл. №2), единственным ти­пом недеви­антного поведения, является, по Мертону, кон­формизм. Инновация предполагает согласие с целями об­щества, но отрицает социально одобряемые средства их достижения. Ритуализм, наоборот, предполагает отрицание целей дан­ной культуры, но не связан с незаконными сред­ствами достижения каких-либо целей. Ретритизм – это от­рицание не только целей общества, но и любых социально нор­мальных средств их достижения. Американский социо­лог Н. Смелзер достоинством этой схемы считает, что де­виа­ция рассматривается не как всецело негативное отно­шение к общепринятым нормам, тем не менее, схема не свободна от определенных ограничений. Так, весь процесс девиации сводится, по существу, к противоречию между желаемым и действительным.

К социологическим теориям относится теория стиг­матизации (стигма – ярлык, клеймо). Сторонники этой теории Г. Беккер, А. Босков и другие рассматривают де­виацию как клеймо, которое группа ставит на поведение других групп, личностей. Сигма ассоциируется с пороком, свойственным человеку («гомосексуалист», «калека», «псих»). Социальная среда обычно жестко обращается с личностью «клейменных», не давая им шанса избавиться от своего порока. Затем начинается процесс «вживания» человека в образ девианта, которое заканчивается ролевым поглощением – конечным этапом развития девиантного поведения.

Культурологические теории девиации сводят ее к конфликту между нормами субкультуры и господствую­щей культуры. Таким образом, если сторонники теории аномии считают, что девиация чаще встречается в усло­виях социальной дезадаптации, когда ослабевает норма­тивный контроль, возникают стрессы, конфликты, то со­гласно теории стигматизации отклонение является следст­вием заведомо негативной оценки индивида, акцентуацией на его негативных качествах. Принципиально важным яв­ляется то, что сторонники теории аномии считают, что в обществе социально одобряемые средства для достижения целей доступны не каждому. Многим социальным группам они вообще не доступны. Другой принципиально важный довод сводится к тому, что девиация особенно распростра­нена именно в тех обществах, группах, где антисоциальное поведение стало нормой, где распространены насилие, аг­рессия, аморализм, коррупция.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: