Гвоздицкий Виктор Васильевич – Народный артист Российской Федерации, лауреат премии И.М.Смоктуновского, награжден медалью А.С.Пушкина




 

Биографическая справка

 

Виктор Гвоздицкий родился 30 сентября 1952 года в городе Кропоткин Краснодарского края в семье машиниста и учительницы математики. Он сам уговорил маму отдать его в 1967 году в театральное училище. В Ярославском театральном училище он поступил на курс режиссера и педагога Фирса Шишигина и был далеко не любимым учеником провинциального мэтра. Гвоздицкий едва не был выгнан из училища, тем удивительнее для него было спустя годы узнать от дочери Шишигина, что тот гордился его успехами.

Он дебютировал в Рижском ТЮЗе, и сразу попал в напряженное поле режиссерского эксперимента. В спектаклях Адольфа Шапиро и Николая Шейко он получил первый опыт серьезной работы и первую известность. Здесь развился его артистический вкус, и продолжилось театральное образование: своим первым наставником в театральной науке он всегда считал Николая Шейко, режиссера-эрудита, влюбленного в эпохи чистой театральности, страстного почитателя и исследователя творчества Мейерхольда. «Зеленая птичка» Гоцци в постановке Шейко – дебютный спектакль начинающего актера.

Очень скоро Гвоздицкого пригласили в Ленинградский театр Комедии, где в то время работали Вадим Голиков и Петр Фоменко. Пластичность и чувство стиля молодого артиста вписывались в гротескно-метафорический метод режиссуры театра. Он примерял разные амплуа – от обаятельного юного влюбленного в «Романтиках» Ростана до «злокачественного мужчины» Буланова в «Лесе» Островского. Он играл на этой сцене Альцеста в «Мизантропе» Мольера, и Тень в возобновленном знаменитом спектакле театра Комедии.

Индивидуальность актера привлекала режиссеров разных поколений и направлений. Гвоздицкий играл в спектаклях Петра Фоменко «Родственники», «Муза», «В этом милом старом доме», «Мизантроп», «Лес»; в спектаклях Голикова «Одна ночь», «Ремонт»; в спектаклях Романа Виктюка «Незнакомец» и «Льстец».

Гвоздицкий был актером со специфическими данными: не поддающаяся гриму характерная внешность, изощренная пластика, переменчивые модуляции голоса и притягательная зыбкость психических состояний – все это было интересно новой режиссуре и театральным гурманам. Гвоздицкий работал почти со всеми крупными режиссерами-экспериментаторами 1980-х и 1990–х годов. Его уникальность содержала романтическую загадку и при этом безусловную притягательность. Годы его расцвета совпали с эпохой утверждения программного разнообразия театральных стилей и приемов сценической игры.

Любовь к форме, чувство стиля и яркая индивидуальная манера сценического существования определили в 1980-е годы востребованность Гвоздицкого в спектаклях очень разных направлений.

Его пригласили в БДТ на главную роль, которую ему так и не пришлось репетировать. Вместо этого Гвоздицкий сыграл здесь несколько незначительных эпизодов и, не дожидаясь счастливого стечения обстоятельств, как было принято в труппе Товстоногова, вернулся в Театр Комедии.

Он играл и на других площадках как приглашенный артист. Одна из лучших, если не лучшая ленинградская роль Гвоздицкого - Том в «Стеклянном зверинце» Теннесси Уильямса - сыграна в спектакле Генриетты Яновской на сцене МДТ, областного театра, еще не ставшего театром Европы.

С 1985 года Гвоздицкий работал в Москве в Театре миниатюр, играл в спектаклях «Соломенная шляпка», «Нищий, или Смерть Занда», «Здравствуйте, господин де Мопассан!» по произведениям Мопассана, «Скверный анекдот» по Достоевскому, «Вечер в сумасшедшем доме», «Дон Жуан», «Женитьба», «Сонечка и Казанова», «Епифанские шлюзы» по Платонову. Гинкас приглашает Гвоздицкого для участия в спектаклях «Записки из подполья» по Достоевскому и «Играем «Преступление» Гинкаса по Достоевскому. В Московском драматическом театре им. Пушкина Гвоздицкий сыграл Эрика в «Эрике IV», Подколесина в «Женитьбе» и Хлестакова в «Ревизоре».

Важнейший этап жизни Гвоздицкого – годы, проведенные во МХАТе. Его пригласил Олег Ефремов, которого он считал своим учителем и спасителем. Оставаясь актером формальной техники, Гвоздицкий полюбил психологическую нюансировку роли и детальную разработку характера. Сыграв Тузенбаха в ефремовской постановке «Трех сестер», он доказал, что может быть центром мхатовского ансамбля.

Гвоздицкий сыграл в Художественном театре роли Арбенина в «Маскараде» Лермонтова, Людовика XIV в «Кабале святош» Булгакова. В 1997 году актер сыграл Подколесина в «Женитьбе» Гоголя, Основу в «Сне в летнюю ночь» Шекспира, Параклета в «Самом главном» Евреинова и Сирано. В 2002 году Виктор Гвоздицкий сыграл роль Антонена Арто в спектакле Валерия Фокина «Арто и его двойник».

С июля 2004 года Гвоздицкий стал артистом Александринского театра. Его дебютом на Александринской сцене стала роль Якова Петровича Голядкина в спектакле «Двойник» по Достоевскому, который поставил Валерий Фокин в 2005 году. «Мне очень больно говорить, я нахожусь в каком-то внутреннем разобранном состоянии», – говорил в интервью Валерий Фокин. «Судьба наносит сокрушительные удары: совсем недавно мы похоронили Михаила Ульянова, потом Кирилла Лаврова, какой-то страшной чередой уходят от нас великие мастера», – сказал режиссер. По его мнению, Виктор Гвоздицкий принадлежал к лучшим представителям русского сценического искусства, истинным носителям духовной культуры.

«Безупречный вкус, талант, интеллигентность отличали Виктора Гвоздицкого, который был очень разноплановым актером и потрясающим человек. Он избегал шумной популярности, не снимался в сериалах, а предано, как рыцарь, служил настоящему русскому театру», – так же сказал Фокин. «Я испытывал гордость от того, что последнее время мне довелось работать с Виктором Гвоздицким, который великолепно сыграл в «Двойнике» на сцене Александринки», – заметил Фокин. Он рассказал, что готовил к премьере гоголевскую «Женитьбу», где Гвоздицкий блистательно репетировал Подколесина.

У Виктора Гвоздицкого было не очень много ролей в кино: у Александра Зельдовича в «Закате» и «Москве», у Сергея Урсуляка в «Дачниках», у Михаила Козакова в «Медной бабушке».

Способность актера к контрастным краскам использована в фильме «Закат». Александр Зельдович снял Гвоздицкого в роли Бени Крика – короля одесских бандитов. Это был дебют Гвоздицкого в кино. Его долго не снимали. Он навсегда запомнил резюме ассистентки с «Ленфильма» во времена его первых кинопроб: «Вам надо сниматься, но нос длинноват – вы должны это понимать…». То ли с тех пор изменились параметры, то ли длина носа вполне соответствовала типажу Бабеля, но теперь его пригласили на роль, а не на пробы. Гвоздицкий играл денди: костюмы с подплечниками, шляпа с элегантным заломом, щегольские ботинки, и главное - надменный эгоцентризм. Но для Гвоздицкого важно было показать, что Беня жалок и уязвим. Он выпросил у режиссера сцену, в которой Беня, сняв шикарный костюм, благоговейно вешал его на плечики, покрывал марлей, оставаясь в линялом исподнем. Именно в стыдном затрапезе он и поднимал руку на отца, а потом по-детски каялся.

Виктор Гвоздицкий скончался 20 мая 2007 года в московской больнице от тромба и был похоронен на Митинском кладбище.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: