НА МАГИСТЕРСКУЮ ДИССЕРТАЦИЮ




МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ

на тему:

«Правовое положение субъектов естественных монополий

В газовой отрасли России»

по направлению подготовки 40.04.01 «Юриспруденция» _________________________________

код, наименование направления подготовки

Программа магистратуры «Правовое обеспечение строительства и энергетики» _____________

наименование программы магистратуры

 

Автор _______________________________ _______ П.Н.Гриднев ________ Группа МЮР- 33 з

подпись, дата инициалы, фамилия

 

Обозначение магистерской диссертации__ ТГТУ.40.04.01.041 МД ДЭ ______________________

Обозначение документа________________ ТГТУ.40.04.01.03.041 МД ТЭ-ТЛ ________________

 

Руководитель магистерской диссертации ______________________________ С.А.Фролов ____

подпись, дата инициалы, фамилия

Нормоконтролер ____________________________ С.В.Мещерякова __

подпись, дата инициалы, фамилия

 

Тамбов 2017
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Тамбовский государственный технический университет»

 

Кафедра «Трудовое и предпринимательское право»

 

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

В.Г.Баев

подпись инициалы, фамилия

«_______»__________________20______г

 

ЗАДАНИЕ

НА МАГИСТЕРСКУЮ ДИССЕРТАЦИЮ

по направлению подготовки 40.04.01 «Юриспруденция» _________________________________

код, наименование направления подготовки

Программа магистратуры «Правовое обеспечение строительства и энергетики» _____________

наименование программы магистратуры

Тема «Правовое положение субъектов естественных монополий в газовой отрасли России»___

формулировка темы диссертации по приказу

утверждена приказом № 948-08 от «08 » сентября 20 17 г.

 

Автор диссертации _____________ __ П.Н.Гриднев ______________Группа ____ МЮР- 33 з ____

инициалы, фамилия

Обозначение диссертации________ ТГТУ.40.04.01.041 МД ДЭ ____________________________

Обозначение документа_________ ТГТУ.40.04.01.03.041 МД ТЭ-ЗД _______________________

Срок представления диссертации к защите «16 »ноября 20 17 г.

Исходные данные для проектирования (исследования) предмет и особенности определения правового положения субъектов естественных монополий в газовой отрасли _______________

Перечень подлежащих разработке вопросов:

1 Теоретические подходы к изучению понятия «естественная монополия», экономические и правовые условия ее существования __________________________________________________

2 Правовой статус магистральных газопроводов. Правовое положение ПАО «Газпром» как субъекта естественной монополии ____________________________________________________

3 Правовое положение газораспределительных организаций ______________________________

4 Правовое обеспечение договорных отношений по транспортировке и поставке газа ________

5 Государственное регулирование субъектов естественных монополий в газовой отрасли России ______________________________________________________________________________

 

Руководитель диссертации ___________________________________ С.А.Фролов ____

подпись, дата инициалы, фамилия

Задание принял к исполнению ___________________________________ П.Н.Гриднев ___

подпись, дата инициалы, фамилия


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….  
1 Предмет и особенности определения правового положения субъектов естественных монополий в газовой отрасли……………………………………………………  
1.1 Теоретические подходы к изучению понятия «естественная монополия», экономические и правовые условия ее существования………………………………………………………...  
1.2 Правовой статус магистральных газопроводов. Правовое положение АО «Газпром» как субъекта естественной монополии….........................................................................................  
1.3 Правовое положение газораспределительных организаций……….  
2 Правовое обеспечение договорных отношений по транспортировке и поставке газа…………………………...  
2.1 Проблемы правового обеспечения договора поставки газа….........  
2.2 Договорные отношения об оказании услуг по транспортировке газа по газопроводам…………………………………………………  
3 Государственное регулирование субъектов естественных монополий в газовой отрасли России…………………………………………………………………...  
3.1 Государственное регулирование в сфере ценообразования и тарифообразования…………………………………………………...  
3.2 Антимонопольное регулирование газоснабжения………………….  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………......  
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..  

 


 

ВВЕДЕНИЕ

Российская Федерация располагает значительными запасами энергетических ресурсов и мощным топливно-энергетическим комплексом, который является фундаментом развития национальной экономики.

Среди объектов энергетики наиболее перспективное значение сегодня отводится природному газу. Существенная часть имеющихся прогнозов долгосрочного развития мировой энергетики сводится к тому, что добыча и использование газа будет только нарастать. Россия является ведущей газовой страной мира. Особенность формирования газовой промышленности в нашей стране заключается в том, что отрасль изначально развивалась как единый технологический и организационно-экономический механизм[1].

При этом мировой опыт функционирования энергетического комплекса, подтверждает активную роль государства в создании необходимых условий для его слаженной работы. Основой реализации энергетической политики государства должна быть постоянно развивающаяся нормативно-правовая база. Ее совершенствование, должно идти по пути дальнейшего создания качественного законодательства, обеспечивающего стабильность, полноту и непротиворечивость нормативно-правовой базы, в том числе в сфере газовой отрасли. Отсюда актуальной проблемой сегодня является и изучение правового положения субъектов естественных монополий в газовой отрасли России.

Цель исследования заключается в изучении теоретических подходов в рамках выявления правового статуса субъектов естественных монополий в газовой отрасли, выявлении проблем в правовом обеспечении договорных отношений по транспортировке и поставке газа, определении специфики государственного регулирования субъектов естественных монополий в газовой отрасли России.

Для реализации поставленной цели на основе изучения имеющегося теоретического и практического материала, решались следующие исследовательские задачи:

- изучить теоретические подходы к изучению понятия «естественная монополия», экономические и правовые условия ее существования;

- выявить правовой статус магистральных газопроводов и особенности правового положения ПАО «Газпром», газораспределительных организаций как субъектов естественной монополии;

- определить возникающие проблемы правового обеспечения договорных отношений по транспортировке и поставке газа;

- анализ специфики государственного регулирования субъектов естественных монополий в газовой отрасли России.

Объектом исследования диссертационной работы являются общественные отношения, складывающиеся в сфере определения правового положения субъектов естественных монополий в газовой отрасли России.

Предметом изучения являются нормы российского законодательства, регулирующие правовое положение субъектов естественных монополий в газовой отрасли России, теоретические разработки в данной области, судебная практика.

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составляют труды в области энергетического права и газоснабжения следующих ученых: А. К. Волкова, О. С. Иоффе, П. Г. Лахно, С. А. Паращука,
А. И. Перчика, В. В. Романовой, С. С. Сержук, А. А. Чиненовой, С. С. Филь,
Н. А. Хренковой и других ученых.

Также исследовались посвященные анализу понятия «естественная монополия», выявлению экономических и правовых условий ее существования работы Р. Г. Буркеевой, А. Н. Малыгина, К. С. Орловой, Я. Ю. Радюковой,
Н. О. Старковой, А. С. Табаковой.

Методологическую базу исследования составили общенаучные методы познания (анализ, синтез, дедукция и индукция) и специальные методы исследования - сравнительно-правовой, системно-структурный, формально-юридический. Также применялись различные виды толкования правовых норм, аргументы и выводы представлялись на примерах из процессуальной практики.

Правовую основу диссертационного исследования составили Гражданский кодекс РФ, Арбитражно-процессуальный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Федеральный закон от 17.08.1995г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», ФЗ от 31.03.1999г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», ФЗ от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и другие нормативно-правовые акты.

Научные исследования отдельных правовых аспектов деятельности субъектов естественных монополий становились предметом изучения ряда ученых. Так определялся правовой режим газопроводов как объектов предпринимательского права (А. С. Лалетина, Москва. 2011.), К. Б. Кузнецов исследовал «Договоры поставки и транспортировки газа через присоединенную сеть» (Екатеринбург. 2012), а С. Н. Чукалова изучала «Государственное регулирование естественных монополий (административно – правовой аспект)» (Москва. 2013). М. М. Бабичева выявила в своей тематике «Условие о цене в договорахпоставки нефте- и газопродуктов трубопроводным транспортом» (Москва. 2015) и К. В. Корепанов в своей диссертации исследовал «Правовое регулирование транспортировки нефти и газа по магистральным трубопроводам» (Москва. 2016.).

Научные труды указанных и других авторов, конечно же, имеют несомненную ценность и важное практическое значение, поскольку учеными внесен существенный вклад в разработку различных аспектов этой проблемы. Научная новизна нашего диссертационного исследования заключается в комплексном осмыслении наиболее актуальных проблем правового положения субъектов естественных монополий в газовой отрасли России.

Диссертация обсуждалась на кафедре «Трудовое и предпринимательское право» ФГБОУ ВО «Тамбовского Государственного Технического Университета». Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в 4 научных публикациях.

Результаты, полученные в диссертации, могут быть использованы при разработке малоизученных вопросов правового положения субъектов естественных монополий в газовой отрасли России, а также при преподавании юридических дисциплин.

Структура работы определяется целью и задачами исследования. Данная диссертационная работа состоит из введения, трех разделов, семи подразделов, заключения, списка использованных источников.

 


 

1 Предмет и особенности определения правового положения субъектов естественных монополий в газовой отрасли

 

1.1 Теоретические подходы к изучению понятия «естественная монополия», экономические и правовые условия ее существования

 

 

Естественные монополии являются неотъемлемым элементом экономической системы любого государства, независимо от его социально-экономического, политического и общественного устройства. Сегодня монополия ассоциируется с солидной организацией или корпорацией промышленников. Изначально понятие «монополия» трактовалось с времен античности и означало - «продаю один». В экономическом аспекте монополия характеризуется как созданная структура рынка с приоритетом на нем единственного продавца или покупателя, предлагающего товар, не имеющего близкого анализа[2].

Разнообразные школы и направления в экономической мысли в рамках трактовки понятия «естественная монополия» можно структурировать по следующим основаниям: по уровню развития производительных сил и производственных отношений, по форме собственности, по способу реализации функций естественных монополий.

С точки зрения первого основания - ортодоксально марксистская школа (Р. Гильфердинг, В.И. Ленин) характеризуя термин «естественная монополия», выявляет у нее повышенный уровень концентрации производства и его разнообразных направлений. К объединению в одно капиталистическое производство способствуют как экономические предпосылки, связанные с нуждой экономии от масштаба и осуществления давления над рынком, так и внеэкономические предпосылки - стремление к увеличению социально-экономического превосходства.

Неоклассическая теория раскрывает содержание понятия «естественная монополия» как фирму, производственная функция которой связывается с максимальной отдачей от масштаба при неограниченном объеме выпуска товара. Критерием в данной теории естественной монополии являются убывающие средние издержки, характерные для так называемых инфраструктурных предприятий[3].

Ученые институционального направления (О. Уильямсон, Р. Коуз) термин «естественная монополия» ассоциируют с договорами и трансакционными издержками. Элементы сетевых структур в естественных монополиях характеризуются высокой специфичностью активов, означающей, что эти активы практически невозможно применить в другой сфере деятельности. Затраты в подобные активы необратимы: их нельзя использовать в другом виде деятельности, и они ничем не компенсируются при выходе фирм из отрасли. На практике, значительная часть предприятий естественных монополий находятся в совместной собственности государства и бизнеса, что говорит о наличии олигополии, то есть формирования государственно - монополистических корпораций. В переводе с латыни термин «corporatia» - означает объединение. В рыночной экономике термин «корпорация» трактуется как объединение собственников капитала. Из истории экономики известно, практически повсеместное появление форм совместной собственности на средства производства началось с ХIХ в., в связи с концентрацией капитала и централизацией производства, и укрупнением его масштабов в эпоху индустриального, а в последствии и постиндустриального развития.

С учетом накопленного опыта, сегодня корпорация обладает характерными для нее чертами: акционерной формой собственности; разделением прерогатив между собственниками (акционерами) и менеджерами, администрацией; предпринимательским характером самой деятельности, направленной на повышение прибыли, рост капитализации компании; необходимой «прозрачностью» финансовой деятельности, структурой собственности, обеспечивающей возможность контроля как со стороны собственников, так и со стороны государства; функционированием на фондовом рынке.

Безусловно, в рамках направленности деятельности корпорация реализует интересы и цели крупного капитала. Значительное увеличение прибыли достигается благодаря двум факторам: снижения издержек производства и максимальной цены на производимый товар. Теоретически приходится иметь в виду, что качественный уровень жизни населения влияет на увеличение потребления товаров. Однако при монопольно высоких ценах потребитель все же вынужден покупать товары для удовлетворения своих естественных потребностей в пище, одежде, жилище и т.д. - которые являются жизненно необходимыми, по монопольно установленным ценам[4]. И в этом случае действия государственного регулирования должны заключаться в активной антимонопольной политике.

С точки зрения представителей Гарвардской школы структура рынка связывается с большим количеством существующих базовых условий, которыми располагает данное хозяйство, как со стороны спроса, так и предложения. Одним из факторов теории естественной монополии является существование серьезных экономических барьеров входа и выхода в отрасль как для фирм, работающих на рынке, так и для возможных участников рынка. В научный оборот понятие «барьер входа» было введено исследователем Д. Бейном. Он же осуществил структурирование отраслевых рынков в зависимости от уровня барьеров входа: легкий, неэффективно и эффективно затрудняемый вход, а также блокированный вход на рынок. Так к примеру, для олигополии, барьеры входа связывают с таким главным критерием как: объем инвестиций, необходимый для создания мощной инфраструктуры – основного монопольного ядра. В рамках электроэнергетики - линии электропередачи, а для нефтегазового комплекса – трубопроводные сети. И в том и в другом случае это системообразующие элементы естественных монополий. Предприятия и организации, относящиеся к естественным монополиям, действуют в наиболее жизненно - важных сферах общества: передача электрической энергии, обеспечение углем и газом, железнодорожные перевозки, обслуживание транспортных терминалов, портов, аэропортов, телекоммуникации. Безусловно, они имеют огромную социальную значимость, оказывая влияние на качественный уровень жизни граждан в рамках территории одного или нескольких государств[5].

В XXI веке значительная роль уделяется вопросу изучения условий существования естественных монополий. И уже существует точка зрения, что монополия в период развития постиндустриального общества, когда особенно остро обсуждаются вопросы свободы и равенства, является пережитком прошлого, с которым нужно бороться с целью развития малого и среднего бизнеса и качественно нового развития экономики страны. Однако вполне аргументированные и теоретически доказанные выводы ученых и специалистов практиков о том, что монополии в настоящее время скорее сдерживают, чем инициируют инновационное развитие экономики, наталкиваются на жизненную практику. Субъекты естественных монополий продолжают функционировать. влияя на экономическую и социальную сферу жизни общества как в России, так и за рубежом. В странах Европы и США существует серьезный накопленный опыт государственного регулирования и реструктуризации деятельности субъектов естественных монополий. Однако в России не думают прибегать к кардинальным переменам в функционировании естественных монополий. У нашего государства свой исторический путь формирования рыночной экономики что, безусловно, влияет на современную ситуацию, в которой монополии подвержены регулированию со стороны государства, но и в тоже время получают существенную поддержку.

Изучение отличительных черт специфики существования монопольных объединений России и зарубежных стран, требуется искать в истории их возникновения. Так, в государствах Европы и Северной Америки большинство предприятий начинали функционировать в период свободной конкуренции, затем посредством слияния и поглощения независимых фирм осуществлялось формирование иностранных монополий. В России наблюдался противоположный процесс появления естественных монополий. У нас определенная отрасль производства начиналась со строительства одного крупного завода или технологического комплекса, где сосредотачивалось большое количество капитала и контролировалось производство товаров данной отрасли. Министр финансов Российской империи С. Ю. Витте обрисовывал историческую ситуацию появления монополий следующим образом: «перед Россией начала XX столетия с целью преодоления экономического отставания от стран Запада, возникла задача быстрого превращения в индустриальную страну». Россия двигалась к указанной цели в основном за счет развития крупных монополий и их деятельности. Между тем в США уже в 1890 году конгрессом был принят первый нормативный акт антитрестового законодательства – Закон Шермана – против монополии в торговле и коммерческой деятельности. На тот период времени в США более 60% промышленности были под контролем 600 крупнейших предприятий и принцип веры американского индивидуализма – равенство возможностей перестал существовать. Россия была и остается огромной по своей территории государством, богатой такими природными ресурсами как: каменный уголь, железная руда, нефть, газ и т.д. По этой причине, государственное регулирование и координацию деятельности промышленных предприятий проще осуществлять, если в стране существует незначительное число крупных предприятий. В связи с этим естественные монополии играли существенную роль в экономике России, обеспечивая целостность и устойчивость ее системы. В СССР в конце 1980-х годов насчитывалось около 1100 предприятий являвшимися субъектами естественных монополий в производстве своего товара. В Российской Федерации субъекты естественных монополий по – прежнему влияют на уровень качественного развития экономики страны. Рыночная власть таких фирм базируется достижением наименьших издержек на единицу выпускаемой продукции при удовлетворении всего отраслевого рыночного спроса[6].

Исследователь экономических отношений деятельности естественных монополий в России – Я.Ю. Радюкова выявляет объективные условия существования естественных монополий, в силу которых данное положение хозяйствующих субъектов является экономически необходимым и эффективным. Данное положение достигается за счет снижения издержек по мере увеличения объемов производства продукции. В результате возникает экономическая прибыль за счет масштабов производства и высоких фиксированных издержек. Конкуренция на данных рынках становится, не эффективна. Роль естественных монополий в жизнедеятельности России подтверждается следующими данными: - на долю естественных монополий приходится порядка 10-13 % ВВП; - большая социальная значимость, что подтверждается данными Росстата. Так, по официальным данным, в сфере естественных монополий занятость составляет более 11% от общего числа трудоспособного населения в России. Предприятия естественных монополий создают свою финансовую систему и инфраструктуру, которая является базой для жизнедеятельности государства. Таким образом, естественные монополии образуют фундамент социальной стабильности общества[7].

Безусловно общественная значимость, требует закрепление должных правовых условий существования естественных монополий в системе права на основе учета той специфической роли, которую они играют в развитии экономики Российского государства.

В современном значении институт естественных монополий является сравнительно новым явлением для законодательства России. Так термин «естественная монополия» впервые появился после принятия постановления Правительства РФ от 09.03.1994 № 191 «О Государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры)» и только позднее появился Федеральный закон «О естественных монополиях»[8].

В соответствии с ФЗ «О естественных монополиях» от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ (далее – Закон о естественных монополиях)[9] под естественными монополиями понимается особое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции. Это достигается в силу технологических особенностей производства, и отсутствия заменителей на производимые естественными монополиями товары. По этой причине, спрос на данном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды изделий.

В соответствии с частью первой ст. 21 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»[10] (далее - Закон о газоснабжении) и ст. 4 Закона о естественных монополиях транспортировка газа по трубопроводам осуществляется в условиях естественной монополии. Естественной монополией в газовой отрасли признаются следующие виды деятельности: во-первых, транспортировка газа по магистральным трубопроводам, во-вторых, транспортировка газа по газораспределительным сетям.

Природный газ – это самая быстро - растущая составляющая в мировом потреблении энергоресурсов. В современности Россия поставляет на экспорт более 30 % всего природного газа в мире, а доля газовой отрасли в ВВП составляет порядка 13 %. На данный момент такой субъект естественной монополии как ПАО «Газпром» является основным налогоплательщиком, который опережает ПАО Сбербанк России. История появления АО «Газпром» относится к 90-е гг. XX века. Спустя четверть века ПАО «Газпром» приобрел черты транснациональной корпорации, и сегодня масштаб мировых конкурентных отношений стал определяющим для выбора организационных форм производства газа. Газовая отрасль, и прежде всего ПАО «Газпром», является одним из крупнейших заказчиков для российской промышленности, а значит, на нем замыкается множество кооперационных цепочек: от металлургии до предприятий по производству высокотехнологичного оборудования [11].

Таким образом, естественная монополия находит свою правовую природу в качестве признанного государством специального права на осуществление деятельности определенного вида в пределах одного товарного рынка. Хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность в рамках естественной монополии, выступает в качестве носителя специального права, предоставленного государством - субъекта естественной монополии.

 

 

1.2 Правовой режим магистральных газопроводов. Правовое положение ПАО «Газпром» как субъекта естественной монополии

 

Специфика правового режима энергетических объектов, то есть объектов, с помощью которых осуществляется добыча, производство, транспортировка и хранение энергетических ресурсов, связана с их непосредственным назначением. В соответствии со специализацией энергетических объектов и принимаются законодательными органами государств международные соглашения, федеральные законы, подзаконные нормативно - правовые акты, а также локальные акты в энергетических компаниях[12].

Содержание понятийного аппарата в отношении энергетических объектов указывается в п. 9 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2011г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса»[13]. В соответствии с вышеуказанным Федеральным законом - под объектами топливно-энергетического комплекса имеются ввиду объекты электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности. Кроме того, объекты нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения.

Как указывает В. В. Романова, специфика правового режима энергетических объектов распространяются на весь их «жизненный цикл», затрагивая стадию от проектирования и строительства, ввода в эксплуатацию, усовершенствования, реконструкции, ремонта, вывода и из эксплуатации[14].

В соответствии с данным аргументом в настоящем подразделе будут рассмотрены особенности правового режима одного из видов энергетических объектов - магистральных трубопроводов как объектов недвижимого имущества и объектов топливно-энергетического комплекса.

Федеральным законом «О газоснабжении в Российской Федерации»[15] (далее - Законе о газоснабжении) вводится содержание понятия «система газоснабжения» - имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа.

В целом правовые основы федеральной политики в отношении трубопроводного транспорта нефти, газа и нефтепродуктов как сферы деятельности субъектов естественных монополий определены Федеральным законом «О естественных монополиях» от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ. А.С. Перчик считает, что цель данного закона заключается в достижении равенства интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающих доступность реализуемого ими товара для юридических и физических лиц, а так же стабильность деятельности субъектов естественных монополий. Исследователь указывает область общественных отношений - товарные рынки России, в которых участвуют субъекты естественных монополий, потребители, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. При этом, указывая, что государственное регулирование функционирования субъектов естественных монополий не может применяться в сферах деятельности, не относящихся к естественным монополиям, кроме тех случаев, которые прописаны федеральными законами.

Так же ученый раскрывает содержание термина – «субъект естественной монополии». Под ним следует понимать хозяйствующий субъект, юридическое лицо, занятое производством товаров или оказанием услуг в условиях естественной монополии. Примером субъектов естественной монополии являются не только мощные компании - Газпром, Транснефть, Транснефтепродукт, но и компании, эксплуатирующие локальные трубопроводы в регионах России: Норильский, Сахалинский и т.д. Определяющим фактором является в данном случае не объем производства, а сам факт деятельности компании на товарном рынке, позволяющего относить данного субъекта к сфере естественной монополии[16].

Для государственного регулирования и функционирования субъектов естественных монополий формируются специальные федеральные органы исполнительной власти. Согласно ст. 4 Закона о естественных монополиях транспортировка газа по магистральным трубопроводам отнесена к сфере деятельности естественных монополий. Однако указанный закон, так же как и Закон о газоснабжении, не содержит определения транспортировки газа. Понятие "услуг по транспортировке газа" приведено в «Соглашении о правилах доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам, включая основы ценообразования и тарифной политики», подписанном в декабре 2010 г. в Москве между правительствами стран Евразийского экономического сообщества (Республика Беларусь, Республика Казахстан и РФ). Согласно ст. 1 данного Соглашения под "услугами по транспортировке газа" подразумевается движение газа по газотранспортным системам. Объекты, связанные с транспортировкой газа, являются частью федеральной системы газоснабжения, а также единой системы газоснабжения (далее - ЕСГ), понятие которой дано в ст. 6 Закона о газоснабжении. ЕСГ является основной системой газоснабжения в РФ (ст. 6 Закона). Собственником ЕСГ, в том числе и транспортных активов, является ПАО "Газпром". Газотранспортные дочерние компании ПАО "Газпром" (около 17) отвечают за движение газа по магистральным трубопроводам и снабжение потребителей газом на соответствующих территориях субъектов РФ[17].

Как указывает К. В. Корепанов при рассмотрении вопросов об отнесении объекта к магистральным трубопроводам также исходят из того, что технологическое различие между магистральными и распределительными газопроводами заключается в уровне давления газа: в магистральном газопроводе давление газа более 1,2 Мпа, в распределительном газопроводе - 1,2 Мпа и менее указанной величины. То есть, под магистральным газопроводом понимается комплекс производственных объектов, обеспечивающих движение природного газа или попутного нефтяного газа, в состав которого входят однониточный газопровод, компрессорные станции, установки дополнительной подготовки газа, участки с лупингами, переходы через водные преграды, запорная арматура, камеры приема и запуска очистных устройств, газораспределительные станции, газоизмерительные станции и станции охлаждения газа. В отношении же распределительного газопровода определяется, что указанный термин вводится с целью указать терминологическое отличие магистрального газопровода от распределительного газопровода, под которым понимается газопровод для подачи газа из магистральных газопроводов в отводы или к отдельным крупным потребителям с уровнем давления газа 1,2 МПа и менее[18].

По - мнению А. С. Лалетиной, определенный государством специальный правовой режим магистральных газопроводов заставляет выработать более ясных правовых критериев отнесения газопроводов к числу магистральных. При этом определение состава вещей, которые образуют газопровод, и связи между ними, не являются правовыми признаками, отличающими магистральный газопровод. В ее исследовании делается вывод о том, что на первый план следует поставить предназначение газопровода. Исходя из данного основания, содержание термина магистральный газопровод следует раскрыть следующим образом. Магистральный газопровод это единый неделимый производственно-хозяйственный комплекс, состоящий из линейных сооружений (наземной, надземной, подземной, подводной части) и связанных с ним иных неотъемлемых технологических объектов инфраструктуры газопровода, предназначенный для безопасной транспортировки газа от границ места его добычи (производства) до места потребления, хранения, переработки, передачи в другие газопроводы, на иной вид транспорта, соответствующий по своим техническим характеристикам требованиям, предъявляемым к магистральным газопроводам[19]. Данное определение термина «магистральный газопровод», на наш взгляд, свидетельствует о наличии неотъемлемого признака - системности в газоснабжении в рамках территории государства, что приводит к необходимости изучения другого термина – «федеральная система газоснабжения».

На основании ст. 5 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» следует, что федеральная система газоснабжения - это совокупность существующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения: Единой системы газоснабжения; региональных систем газоснабжения; газораспределительных систем; независимых организаций. Федеральную систему газоснабжения образуют соответствующие организации: собственники Единой системы газоснабжения; собственники региональных систем газоснабжения; собственники газораспределительных систем; независимые организации. Общим для данных организаций является то, что для них действуют единые правовые основы формирования рынка и ценовой политики, единые требования энергетической, промышленной и экологической безопасности.

Единым условием для первых двух разновидностей собственников выступает то, что в рамках обеспечении качественного газоснабжения на территории России - указывается общий список участков недр федерального значения, которые предоставляются без проведения аукционов для разведки и добычи газа или для геологического изучения недр. В данный список также входит разведка и добыча газа на основе совмещенной лицензии - организации собственнику Единой системы газоснабжения или организации - собственнику региональной системы газоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах[20].

В «Положении об обеспечении доступа независимых организаций к газотранспортной системе ОАО Газпром»[21] определено, что под «газотранспортной системой ОАО «Газпром»» понимается система магистральных газопроводов единой системы газоснабжения ОАО «Газпром», включая газопроводы-отводы. Под Единой системой газоснабжения понимается имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных, и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа. Также раскрывается содержание термина "свободная мощность газотранспортной системы" - это технически допустимая мощность, которая необходима для приема и транспортировки газа, за вычетом объемов поставки газа, необходимой для учреждения ПАО "Газпром" и независимых организаций. Данный вычет осуществляется в соответствии с заключенными в данное время контрактами и решениями Презид



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: