У детей дошкольного возраста с ОНР»




Под связной речью принято понимать такие развернутые высказывания, которые позволяют человеку четко и последовательно излагать свои мысли. Без свободного владения связной речью процесс школьного обучения, даже в плане обычных ответов на уроке, просто немыслим, поэтому о ее развитии у ребенка необходимо беспокоиться уже в дошкольном возрасте. Один из этапов развития связной речи- развитие фразы.

Тема является актуальной, потому что для всестороннего развития ребенка, для его успешного обучения в школе является умение общаться со взрослыми и сверстниками

Л.Н. Ефименковой систематизированы приемы по формированию фразовой речи у детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. Коррекционная работа в соответствии с уровнями речевого развития детей делится на три этапа. На каждом этапе проводится работа по расширению словаря и формированию фразовой речи.

Основная работа первого этапа - формирование пассивного и активного словаря. На втором этапе главное - формирование фразовой речи. Ведущим в работе третьего этапа является формирование связной речи.

Формирование фразовой речи, следует начинать с самого простого: накопления слов в пассивный и активный словарь ребенка. Для занятий имею альбом, в котором картинки, соответствующие предметному словарю каждой темы. Такие картинки помогают ребенку накапливать пассивный словарь и использовать его в речи.

Занятия начинаю с того, что сначала обучаю ребенка понимать слово – называю предмет с тем, чтобы он указал на него. Затем произносим это слово, добиваясь, чтобы ребенок повторил его.
Слова должны быть доступными для произнесения. Развитие пассивного словаря идет в основном за счет широкого знакомства с предметами, которые окружают ребенка, рассматривания доступных по содержанию картинок. Ребенок на втором году жизни усваивает и названия действий. Выполняем такие задания. 1.Научить детей узнавать предметы по их назначению.
Образец. «Покажи то, чем ты будешь кушать», «Покажи, что ты наденешь на голову, когда пойдешь гулять», «Покажи, чем ты будешь чистить зубы?», «Покажи, чем ты нарисуешь домик?» и т.д.

2. Научить детей узнавать демонстрируемые игрушки (предметы или животных) по их описанию. На столе стоят игрушки: шарик, кошка, птичка. Логопед предлагает угадать, о ком это он сейчас говорит: «У нее пушистый хвост, мягкая шерсть и длинные усы», или: «Он круглый, красный, деревянный» и т. д.

Активный словарный запас ребенка играет решающее значение в овладении фразовой речью. Фразы возникают лишь тогда, когда активный словарь достигает определенного количества слов (40-60). Особенно быстро пополняется словарь в последние месяцы второго года жизни.

Выполняя действия с предметами, дети оречевляют их: пью молоко, наливаю молоко в бутылку, дую на молоко и т.д. У них вырабатывается умение отвечать на вопросы и задавать их, придумывать предложения по слову, опорным словам, по серии картинок, составлять загадки о предметах.
Одной из форм словарной работы – является игра в картинное лото. Играть можно по-разному. Если слова детям знакомы, я молча вынимаю картинки и показывает их детям, а ребенок, имеющий на своей игральной карте соответствующий рисунок, должен громко его назвать, например, «кошка», или если это возможно: «У меня кошка».

Важную роль играет умение малыша не только назвать предмет, который он видит или который ему показывают, но и указать, как называется действие, которое выполняет тот или иной предмет.

Глаголы в повелительном наклонении, «дай, отойди, пошли» начинают активно появляться в речи ребенка с существительными и в сочетании они начинают составлять первые фразы ребенка.

На основе сказки «Репка» в театрализованной деятельности познакомила с глаголом иди.

Дети отвечали на мои вопросы по сказке:

-Что посадил дед? (- Репку)

- Кто тянул репку с дедом? (-Бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка.)

-Как звал дед бабку?

Детям предлагала позвать бабку тихо, затем громко: «Баба, иди!»

-Внучка, иди!

-Жучка, иди!

-Мурка, иди!

- Мышка, иди!

-Как мяукала кошка?

-Как лаяла собака Жучка?

- Как пищала мышка? (

Если у ребенка не активизировать словарь действий, это отрицательно скажется на развитии его коммуникативных способностей: умении отвечать на вопросы, составлять простые предложения или небольшие рассказы. Решая задачу обогащения словаря действий ребенка, я использую картинный материал, речевые задания и игры, на материале которых формируются и закрепляются различные речевые навыки, прежде всего связанные с употреблением глаголов в разных временных категориях: хожу- ходил; прыгаю- прыгал; умываюсь - буду умываться.Такие игры способствуют закреплению у дошкольников представлений о времени: действие происходит сегодня, сейчас; оно происходило вчера, неделю назад; оно произойдет.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: