На тему: «Межпредметные связи в обучении»




Доклад

 

 

Выполнила студентка 1 курса

Факультет психологии

Группа ЗП СПС 11-17

Маданиятова Асель

 

 

2018 год

 

(МПС), отражают комплексный подход к воспитанию и обучению, позволяют вычленить как гл. элементысодержания образования, так и взаимосвязи между уч. предметами.

На развитие теории МПС в педагогике повлияли процессы дифференциации и интеграции наук. «Всё, чтонаходится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи», — утверждал Каменский (Избр. пед. соч., 1955, с. 287). Дж. Локк считал, что в процессе обучения один предмет должен наполняться элементамидругого. И. Г. Песталоцци раскрыл многообразие взаимосвязей уч. предметов нач. школы, отмечал опасностьих разрыва. Дифференциация знаний в нач. 19 в. вызвала увеличение числа уч. предметов в шк. обучении ипривела к перегрузке программ. К. Д. Ушинский и др. одну из причин перегрузки видели в отсутствиивзаимосвязи уч. предметов. Он впервые дал наиб. полное психол.-пед. обоснование МПС, утверждая, что«знания и идеи, сообщаемые какими бы то ни было науками, должны органически строиться в светлый и, повозможности, обширный взгляд на мир и его жизнь» (Соч., 1948, т. 3, с. 178). Система знаний, по егоутверждению, позволяет подняться до высоких логич. и филос. отвлечений, а обособленность знанийприводит к омертвлению идей, понятий. Разработкой теории МПС занимались также В. Я. Стоюнин, Н. Ф. Бунаков, В. И. Водовозов и др.

Осуществление МПС на уровне интеграции знаний ярко выразилось в прагма-тич. подходе к обучению втрудах Дж. Дьюи, Г. Киршенштейнера, В. А. Лая.

В сов. школе уже в первые годы МПС использовались для соединения обучения с жизнью, с производит, трудом учащихся. В комплексных программах ГУСа (1923) знания объединялись по трём «колонкам» (разделам): «Природа», «Общество», «Труд», представленным как некая межпредметная система (см. Комплексная система обучения).

Однако универсализация метода привела на практике к лоскутным, отрывочным знаниям, полному отрицаниюуч. предметов. Н. К. Крупская одной из первых подчёркивала необходимость единства знаний на основедиалектич.метода, и подвергала критике комплексные программы, в к-рых отражались не существующие в жизни связи, аискусственные. В нач. 30-х гг. при введении новых программ, построенных на предметной основе, предполагалось устранение «неувязок» между предметами. П. Н. Груздев, П. Н. Шимбирёв, И. Т. Огородников, М. А. Данилов, Б. П. Есипов и др. раскрывали дидактич. аспекты проблемы МПС. В 50-е гг. теория МПСразрабатывалась с позиций активизации уч. деятельности учащихся (Б. Г. Ананьев и др.). Была создана«координационная сетка», в к-рой отразились этапы развития фундамент, понятий по всем программам шк. обучения. Она помогала использовать материал одного предмета при изучении другого. На основе общностиуч.-познават. целей разл. уч. предметов выделяются МПС разных уровней: внутри-предметных, внутрикурсовых, внутри-цикловых, межцикловых. Выявлена, напр., возможность сочетания литерату-роведч., ист., лингвистич. и общество-ведч. понятий в формировании ценностных ориентации личности школьника. Задачи воспитания в процессе обучения могут успешно решаться в условиях сближения предметовгуманитарного и естеств.-матем. циклов. Это наглядно иллюстрируется межпредметным характеромсодержания экологич. образования. Очевидна воспитат. функция МПС в трудовом обучении и воспитании, политехн. подготовке, проф. ориентации учащихся. МГТС выполняют и развивающую функцию. Общемуразвитию личности способствует перестройка логич. структуры методов и приёмов обучения, обеспечивающихперенос знаний из одной предметной области в другую (применение знаний и умений в новых условиях). Учащиеся при этом сталкиваются с проблемой правомерности экстраполяции знаний, что особенно ощутимо вестествознании. Выдвижение перед учащимися познават. задач межпредметного характера значительноактивизирует уч. деятельность (напряжение памяти, мышления, эмоционально-волевых процессов, развитиевоображения и речи). МПС на первонач. этапах их включения в уч. процесс играют роль побуждающегостимула. Знания, полученные учащимися в результате предшествующего опыта усвоения МПС, становятсярегуляторами познават. активности. На любом этапе обучения МПС выполняют детерминирующую функциюблагодаря интеграции знаний, что повышает продуктивность протекающих психич. процессов. Межпредметноезнание выступает как результат обобщающих действий и включается в новый способ действий.

Построение эффективной дидактич. системы МПС исходит из совр. тенденции развития науки — межнауч. името-дологич. синтеза под влиянием её гуманизации. МПС формируют конкретные знания учащихся, раскрывают гносеологич. проблемы, без к-рых невозможно системное усвоение основ наук. МПС выполняютметодологич. функцию, включают учащихся в оперирование познават. методами, имеющими обшенауч. характер (абстрагирование, моделирование, аналогия, обобщение и т. д.) и т. о. расширяют областьпредметного познания. В качестве нового объекта познания рассматриваются связи между отд. элементамизнаний из разл. уч. предметов. Особое значение приобретают раскрытие на базе МПС нравств. аспектовнауки, анализ взаимосвязей «человек — общество- природа», что составляет общую задачу гуманитарно-эстетич., обществ.-ист. и естеств.-науч. циклов предметов, а также трудового и эстетич. воспитания иобучения. Особенно важно развитие умений системного мышления учащихся как метода совр. науч. познания. Формирование обобщённого межпредметного понятия составляет завершающий этап установления МПС. Уучащихся складывается новый способ мышления, умение видеть общее в частном и частное анализировать спозиций общего. Формирование умений комплексного использования знаний, выработка рациональных путейрешения сложных задач, исключающих эклектичность и их узкоэмпирич. направленгость, во многомдостигается с опорой на МПС. Организация уч.-воспитат. процесса на основе МПС может касаться отд. уроков(чаще обобщающих), темы, подчинённой решению межпредметной проблемы, неск. тем разл. курсов целогоцикла уч. предметов или устанавливать взаимосвязь между циклами. Результативность обучения на основеМПС достигается путём развития у учащихся умений самостоятельно решать межпредметные проблемы, осознанностью применения МПС в разл. уч. предметах. Показатель познават. самостоятельности учащихсяпри решении межпредметных проблем — владение системой знаний и способами их переноса в умственнойдеятельности. В целях повышения роли МПС в развитии познават. интересов учащихся необходимо: выделитьуч. проблемы в межпредметном содержании; постепенно наращивать объём и широту МПС, систематическиих использовать, постоянно тренировать учащихся в применении знаний и способов действий из смежныхпредметов; обеспечить системность двустороннего и mhoi осторониего характера связей; согласованность вработе учителей. Системный характер МПС требует привлечения учёных-специалистов по всем уч. предметам(областям общего образования), дидактов, психологов, методистов, учителей для разработки программ иучебников на межпредметной основе. В процессе подготовки и повышения квалификации учителей требуетсяспец. работа, направленная на раскрытие мно-гоаспектности МПС. Актуальными остаются проблемыразработки возрастного и политехн. аспекта МПС, совершенствования процесса обучения на основесочетания МПС с проблемным, программи-ров., дифференциров. обучением, а также разработка средствобучения (особенно технических) на межпредметной основе, взаимосвязи предметов эстетич. цикла и физич. воспитания с др. циклами предметов, эстетич. и трудового обучения. См. также статьи об отд. уч. предметах. Лит.: Антонов Н. С., Слагаемые знания, [Архангельск], 1969; Межпредметные связи в уч. процессе, М., 1974; Зверев И. Д., Взаимная связь уч. предметов, М., 1977; [Новиков П. Н.], Межпредметные связи как средствореализации принципов дидактики в уч. процессе техникумов проф.-тех. образования, М., 1977; Межпредметные связи естеств.-матем. дисциплин, под ред. В. Н. Федоровой, М., 1980; Зверев И. Д., Максимова В. Н., Межпредметные связи в совр. школе, М., 1981; Кулагин П. Г., Межпредметные связи впроцессе обучения, М., 1981; Максимова В. Н., Межпредметные связи и совершенствование процессаобучения, М., 1984. И. Д. Зверев, В. Н. Максимова.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: