Подготовка Хранителя Дней




ОГЛАВЛЕНИЕ

 


Вместо предисловия. Интервью Кеннета Джонсона журналу «Нью уорлдз оф майнд энд спирит», 1997 г.... 7

1. Мир древних майя 10

2. Вселенная майя 18

Сотворение мира Священная геомантия Внутреннее Древо Мир в равновесии

3. Мир Четырех Направлений 34

Подготовка Хранителя Дней Жизнь в Центре Мира Сооружение алтаря Земной Отец Озеро душ

Празднование Дней Мертвых

4. Священный календарь 53

Структура календаря Волна времени Правители года Значение календаря Происхождение календаря Жизнь по календарю

5. Книга Дней 74

6. Майянская астрология 116

7. Майянские методы прорицания 163

Процедура майянского прорицания Значения дней-знаков в прорицании

8. Исторические пророчества майя

Долгий Счет Цикл катуна Коней Великого Цикла

Приложение. Календарь майя для двадцатого века

Как пользоваться календарем

Словарь

Терминология майя Термины языка науатль Календарная терминология

Библиография Книги издательства «София»

Вместо предисловия


 

«Дон Алехандро, Хранитель Дней из племени киче, часто говорил мне: “Не беспокойся о прошлом. Если хочешь узнать наши пути — учись тому, как мы делаем это сейчас”».

Кеннет Джонсон

 

Интервью Кеннета Джонсона журналу «Нью уорлдз оф майнд энд спирит», 1991 г.

«Нью уорлдз»: Что такое майянский календарь и как он связан с вселенной?

 

 

КЕННЕТ ДЖОНСОН: Календарь майя работает на многих уровнях — он охватывает человеческий цикл беременности, планетарные и другие космические циклы, а также циклы истории. И все эти циклы переплетаются; они протекают совместно и взаимодействуют. Наша же роль — танцевать во времени под эти вселенские ритмы и делать это, по возможности, красиво и радостно.

Это, конечно, нельзя назвать чем-то уникально майянским. Это то, чем должна, по идее, быть наша западная астрология (если взять лишь один пример). Я думаю, что это относится ко всем различным формам астрологии. Уникален во всем этом лишь майянский символический язык. В календаре майя двадцать дневных знаков связаны с животными

— Ягуаром, Змеем, Ящерицей и так далее — или с силами природы, вроде Ветра и Воды, Г розы и Землетрясения. Несмотря на всю сложность и глубину, это явно очень древний вид символического языка.

«Нью уорлдз»: Насколько майянские воззрения на время и вселенную отличаются от тех, которые приняты в нашей культуре?

КЕННЕТ ДЖОНСОН: Каждый раз, когда мы соприкасаемся с мировоззрением другой культуры, это все равно что услышать другой язык или взглянуть на жизнь совершенно с другой точки зрения. Майянская концепция времени радикально отличается от нашей, как и их представления о жизни. Жизнь — это ритуал, долгий и медленный, который происходит в соответствии с таинственными ритмами и циклами. Все, что мы можем делать, — это течь вместе с жизнью и наслаждаться этим.

Майя, как и многие другие традиционные народы, видят у времени как бы два измерения: обычное и сакральное время.Та линейная реальность, которая придает форму и направление нашей жизни, — это обычное время. Сакральное время —это основа ритма и движения, тот клей, который склеивает всю вселенную; э го космический порядок, который приходит на смену изначальному хаосу. Календарь майя — это священная мандала, в которой обычное и сакральное время образуют единую ткань.

Ну и кроме этого, есть глубокое чувство всеобщей взаимосвязанности и родства, чудесное ощущение того, что ты живешь в гармонии со временем и его циклами. Цель этих ритмов и циклов — скорее коллективная, чем индивидуальная; тут нет абсолютно никакого фокусирования на том, что мы называем «внутренним ростом», — нет этой эгоцентрической поглощенности своими личными проблемами. Вам не нужно беспокоиться о том, правильно ли себя вели ваши мама и папа, или о том, как себя чувствует ваш «внутренний ребенок». Служи своей общине, своим друзьям, родственникам, детям и в конечном итоге всему миру — вот что стоит на первом месте.

«Нью уорядз»: Можете ли вы описать свои переживания при изучении Мудрости Ягуара?

КЕННЕТ ДЖОНСОН: Я вообще-то не сразу решился написать эту книгу; она, можно сказать, сама собой выросла за многие годы. В 1987 году меня, как астролога, попросили прочесть лекцию о предстоявшей тогда «Гармонической Конвергенции»[1] — которая, как считалось, была основана на календаре майя. Как и многие другие западные астрологи, я не видел в тогдашнем расположении светил ничего особенно примечательного, поэтому я прочел лекцию о майянском календаре вообще, об общей майянской концепции времени. До того я действительно мало что знал об этом, но меня заинтриговали двадцать дневных знаков. Они были в некотором смысле похожи на западные солнечные знаки или на китайские животные знаки; это было нечто очень фундаментальное. Но казалось, что никто не знает ничего конкретного об их значениях. И я начал собирать заметки. За годы заметок накопилось так много, что они стали сами проситься в книгу.

Как только я начал ее писать, начались «случайные» — назовем это так — встречи с разными людьми. Я познакомился с Мартином Пречте- лом, инициированным календарным прорицателем, в одном ресторане в Санта-Фе. Потом мне случайно попались майянские гороскопы, начерченные на клочках бумаги одним очень высоким адептом Календаря, чье имя мне не разрешено называть. И так далее, и тому подобное. Но я думаю, что самые памятные переживания были, когда я приехал в Юкатан с туристической группой под руководством астролога Алана Окена и прочел лекцию с демонстрацией Священного Календаря прямо там, в сердце древней страны майя, в Ушмале.

«Нью уорлдз»: И все-таки: зачем вы написали эту книгу?

КЕННЕТ ДЖОНСОН: Этот вопрос мне постоянно задают. Понимаете, я пишу о самых разных вещах: об астрологии, кельтской мифологии, судах над ведьмами, календаре майя, а следующая книга будет о моих личных встречах с чудом сохранившимися шаманами и земными магами Восточной Европы. Мне трудно сказать, зачем я все это делаю. У каждой книги — свое происхождение, свое развитие, и обычно тут больше интуиции и творческого порыва — обычно все происходит скорее по воле «случая», чем по какому-то сознательному плану.

У каждой культуры есть свои собственные богатые, красивые отношения с Другим Миром, который окружает нас со всех сторон, который просто находится за пределами нашего повседневного разума. Мне кажется, что я просто пытаюсь понять универсальный смысл того чуда, которое стоит за всеми этими мистическими переживаниями, вот и все.

Перевод с англ. Л. Костенко

Мир древних майя

Высокоразвитые цивилизации, которые сформировались на территории Мексики и Центральной Америки, уже давно вызывают глубокий интерес у ученых, оккультистов и любителей разного рода сенсационных гипотез. Майя и ацтеки строили большие города со сложной планировкой, украшенные храмовыми пирамидами, но при этом не знали о возможности использования колеса — разве что в качестве детской игрушки. Все их архитектурные успехи были достигнуты без использования металла — здания строились из’ камня, мечи делались из обсидиана (вулканического стекла), а вся «металлургия» сводилась к изготовлению прекрасных ювелирных изделий. Несмотря на отсутствие основных признаков «цивилизации» по западным критериям, индейцы Северной и Южной Америки были математическими философами высочайшего уровня, о чем свидетельствует система зарубок и узлов у инков, которая называлась кипу, и великий Календарь Долгого Счета майя классического периода.

Влияние месоамериканской цивилизации распространялось к северу на обширные географические территории. Образцы ее храмовой архитектуры вдохновляли «строителей курганов» Юго-Востока нынешних США, в мифологии которых прослеживается много общего с мексиканской и центральноамериканской мифологиа'1. Присутствие месо- американских религиозных идей заметно у анасази (Юго-Запад США), равно как и у современных потомков пузбло.

Проблема происхождения цивилизации майя до сих пор вызывает самые жаркие споры. Оккультисты и сторонники существования «допотопных» континентов верят, что месоамериканская культура, особенно представленная классическими майя, ведет свое происхождение из глубокой древности и обязана своим возникновением колонистам из

Атлантиды (а то и с Плеяд).* Археологи относят появление майя к первым нескольким векам до нашей эры, а вообще возникновение ме- соамериканской цивилизации — примерно к тринадцатому веку до нашей эры.

Согласно общепринятой археологической модели, примерно за шесть тысяч лет до нашей эры в Оахаке люди начали выращивать маис, однако развитие сельского хозяйства не вызвало «революционного взрыва», как это случилось в Старом Свете. Пока происходил медленный и бескровный переход к земледельческому образу жизни, люди по-прежнему продолжали жить в маленьких деревушках. Затем, словно из-под земли, неожиданно возникла настоящая цивилизация. Около 1200 г. до н. э. вдоль побережья Мексиканского залива, где ныне находится южная часть штата Веракрус, начали возводиться величественные культовые центры. В джунглях поднимались храмы из камня и кирпича, и именно в этих древних культовых зонах впервые зародились многие основные элементы культуры, остававшиеся неизменными на протяжении всей истории древней Мексики. Ритуальная игра в ручной мяч, имевшая важное значение для ацтеков и майя, впервые появилась в этих древних центрах; здесь же поклонялись ягуару и змее, двум главным культовым животным для всех народов Месоамерики. Сохранились их изображения, вырезанные из серпентинита и нефрита.

Нам неизвестно, как называли себя жители этих первых городов. Мы называем их олъметми, хотя это довольно неудачный термин, означающий «каучуковые люди». В изобилии добывавшийся в тропических лесах, где жили ольмеки, каучук широко применялся при изготовлении резиновых мячей. Однако не этот материал служил визитной карточкой ольмекской цивилизации, —такая честь принадлежала нефриту. Кем бы ни были ольмеки, прежде всего они являлись торговцами нефритом и добирались до самого нынешнего Белиза на побережье Карибского моря в поисках драгоценного зеленого камня. Нефрит для ольмеков значил то же, что золото для европейских завоевателей и алхимиков; он ценился и как материальная ценность, и как духовное богатство. Почтение к нефриту передалось всей месоамериканской цивилизации по наследству от ольмекской культуры, а ацтекские поэты даже через две с половиной тысячи лет, уже на пороге испанского завоевания, возносили хвалу этому камню.

См., например, Древний континент Му: прародина человечества — К.: «София», 1997; Кеннет Медоуз. Магия североамериканских индейцев. — К.: «София», 1997. — Здесь и далее прим. ред., если не указано иначе.

Громадные храмы и городские культовые комплексы, змея и ягуар, ритуальная игра в ручной мяч и любовь к нефриту — все эти основные элементы месоамериканской цивилизации обнаружены у ольмеков, которые, по общепринятому мнению, являются «отцами» культуры Ме- соамерики. Влияние ольмекской цивилизации распространялось на запад, в нагорья центральной Мексики. Там, на заре нашей эры, поднялся город Теотиуакан, «Обитель Богов». Влияние и могущесгво Теотиуака- на постоянно возрастало. К 500 г. н. э. этот город господствовал в центральной Мексике. В течение того же периода майя установили контроль над южными территориями.

Хотя до недавнего времени считалось, что начало расцвета цивилизации майя пришлось на 300 г. н. э., сейчас совершенно ясно, что это произошло гораздо раньше. Действительно, первый подъем цивилизации майя наблюдался в таких культовых центрах, как Эль-Мирадор, еще в III веке до н. э. По причинам, которых мы пока не знаем, жители покинули эти древние города незадолго до начала нашей эры. Затем, спустя примерно столетие, взошло новое созвездие городских религиозных центров, ознаменовав начало классического периода майя — эпохи, длившейся примерно до 900 г. н. э.

Сегодня мы читаем историю майя классического периода» описанную их собственными словами. Начиная с 1841 года, когда американский путешественник Джон Ллойд Стивенс привлек внимание мировой общественности к руинам древних городов майя, стало ясно, что древние майя были образованными людьми. Стены их громадных сооружений испещрены иероглифическими надписями, как и одиноко возвышающиеся среди руин каменные монументы, или стелы. В течение последних нескольких столетий обнаружены книги древних майя, написанные на скрепленных листах древесной бумаги и получившие название «кодексов». Но, пока не было ключа к шифру майя, исследователи могли только догадываться, какой была эта культура, изучая дошедшие до нас материальные свидетельства ее существования — и давая волю своему воображению. Стивенс, восхищенный царственным величием руин, представлял себе страну майя как Египет Нового Света, великую империю, увековечившую в величественных монументальных строениях свои победоносные войны.

Других исследователей привлекала мистическая сторона цивилизации майя. Уже в конце девятнадцатого века мистики и оккультисты разбивали лагеря в джунглях Юкатана, чтобы в «великолепном уединении» созерцать руины. Самым известным среди такого родапутешес- твенников был француз Огюст Ле Плонжо.* Помимо того, что он одним из первых начал распространять мистические домыслы по поводу цивилизации майя, Ле Плонжо был первоклассным фотографом и архивариусом. Пылкий француз не сомневался — правда, основываясь только на интуитивном убеждении, — что сумеет расшифровать иероглифы майя. Его теория предполагала, что в них содержатся исторические сведения о миграции народа Атлантиды в Египет, а оттуда — в Новый Свет.

Со временем ученые начали расшифровывать по фрагментам загадочную письменность майя. Становилось все очевиднее, что, по крайней мере, в ряде иероглифов, покрывавших майянские стелы и храмы, зашифрованы даты, причем дат было так много, что ученые начали относиться к майя как к империи философов и жрецов, абстрактных мыслителей, которых больше интересовали проблемы времени и математики, чем войн и династий. В частности, майянист Дж. Эрик С. Томпсон не сомневался, что истинными правителями майя были жрецы- математики.

Величайший прорыв в расшифровке письменности майя был совершен в самой неожиданной стране — в Советской России. Во время Второй мировой войны молодой русский артиллерист Юрий Кнорозов принимал участие в штурме Берлина. Когда пламя охватило стены Национальной Библиотеки, Кнорозов ворвался в горевшее здание, схватил первую попавшуюся книгу и вынес ее из огня. Спустя некоторое время он обнаружил, что том, вроде бы случайно попавший в его руки, является не чем иным, как репринтным изданием древних «кодексов» майя, записанных на бумаге из древесной коры. Кнорозов после войны изучал лингвистику и освоил множество языков, но не терял острого интереса к народу из джунглей Нового Света, чьи книги буквально свалились ему в руки при столь необычных обстоятельствах. Наконец в 1952 году Кнорозов сумел доказать, что иероглифы майя содержат как слоговой, так и идеографический компоненты: если бы имелась возможность установить звучание фонетических знаков, рукописи могли бы быть прочитаны на истинном языке майя1.

Блестящая догадка Кнорозова оставалась неизвестной всему остальному миру, поскольку он писал свои научные труды*4 на русском языке, которым владели считанные единицы среди американских и

* См. о нем в книге: Древний континент Му: прародина человечеапва — К.:

«София», 1997.

мексиканских археологов. Тем не менее нашелся один человек, сумевший прочитать его работу. Им оказалась молодая русская эмигрантка Татьяна Проскурякова. В качестве художника-зарисовщика она сопровождала археологическую экспедицию института Карнеги в страну майя. В 1960 году ей удалось заметить связь между датами в гватемальском Пьедрас-Неграсе и хронологией событий царских семей, историей их правления и именами этих царей2. Сейчас ее считают первопроходцем в области расшифровки текстов майя классического периода.

Ныне можно прочесть почти все иероглифы майя. Майя перестали считаться «доисторической» цивилизацией; они вошли в список исторических культур, оставивших о себе письменные свидетельства. Благодаря усилиям многих ученых, сыгравших заметную роль в расшифровке письменности майя, мы понимаем, что были два уникальных фактора, продвигавшие этот народ по духовному и интеллектуальному пути. Одним из них являлся институт священного монаршества; другим — Календарь Долгого Счета.

Правители городов-государств майя были не просто правителями; они являлись «священными царями». Как и египетских фараонов, их считали земными воплощениями богов; и, опять-таки, как фараоны, цари майя были верховными жрецами, монархами и божеством в одном лице.

Божественные, или священные цари правили во многих древних жреческих цивилизациях Старого Света, в том числе в Вавилоне, Японии и Китае. В каждой из этих цивилизаций существовал сильный класс жрецов, или религиозных советников, которые консультировали царя и управляли его ритуальными действиями. Эти советники изучали звезды и знамения, синхронизируя циклы реального и священного времени, что сулило процветание и изобилие царю и его народу. Большинство известных нам фактов наводит на мысль, что в среде майя эти религиозные, или шаманские функции непосредственно возлагались на царские семьи, а не на особый класс жрецов, которые регулировали бы эту деятельность царей. Скажем, искусство украшения керамических погребальных сосудов было исполнено огромного духовного значения и насыщено мифологическими сюжетами. На этих сосудах случайно выявили подписи художников, и, по общему мнению, все они происходили из царского рода. Более того, слово дзиб на языке майя означает как «живопись», так и «письменность», заставляя предположить, что одни и те же люди отвечали за культовое искусство и иероглифические тексты, равно как и за календарные надписи майя. Они были одновременно жрецами, художниками и литераторами'.

Когда майя установили институт священного царства, их мир переживал гигантский подъем. При этом мы не знаем, как майя называли своих священных царей. Майянисты Линда Скил и Дэвид Фрейдел выдвинули гипотезу, что это было слово ахауоб (множественное число от майянского слова ахау, означающего «повелитель»). Ахауоб появились у майя примерно за двести лет до наступления нашей эры, что совпало по времени с сооружением первых культовых зданий и храмовых пирамид. Каждый город майя являлся центром небольшого государства, которым правила собственная династия ахауоб. Ахау являлся первой и главной культовой фигурой. Как зримые символы духовного могущества, священные цари майя отвечали за укрепление жизненного духа своей земли и народа. Храмовые пирамиды были сценой, на которой они исполняли свои ритуалы.

Другим фактором, определившим подъем государства майя, стала разработка Календаря Долгого Счета, нового способа вычисления циклов времени, который позволял майя «прощупывать» тайны истории более сложным способом (см. главу 8). Концепция космического времени, представленная системой Долгого Счета, строилась на старинном способе расчета времени, Священном Календаре, общем для всех народов древней Месоамерики: ольмеков, толтеков, ацтеков и майя. Священный Календарь играл настолько важную роль в жизни народов Мексики, что фактически мог бы быть символом всей месоамериканс- кой цивилизации. Именно этот великий свод знаний, —который является не только системой счисления времени, но и магической системой,

— принято называть Календарем Майя. Большая часть данной книги посвящена исследованию способов применения Священного Календаря.

Зримым воплощением этой новой религиозной концепции истории как последовательности магических циклов, которые можно понять при помощи космической математики, был ахау. Вероятно, ахау был титулованным главой жречества и, вместе с тем, главным действующим лицом в ритуалах центрирования мира и обновления мира, основывавшихся на системе Долгого Счета. Специалисты предполагают, что Долгий Счет не только представлял собой сложный «инструмент» для созерцания времени и истории, но и использовался в культе предков (которые, как и цари, звались ахауоб) и ведении хронологии царского рода5.

Хотя расшифровка иероглифов майя расширила наши знания о майя классического периода, до сих пор остается неясным, почему их цивилизация пришла в упадок. Хотя в одном мы можем быть уверены: ахауоб утратили свою власть. Народ перестал верить в божесгвенное

происхождение царей. Неужели элита майя разложилась и лишилась доверия? Или майя разорили себя бесконечными междоусобными войнами? А может быть, их цивилизация просто-напросто пала под натиском более сильного и воинственного народа с севера —людей, которые, будучи этническими майя, попали под сильное влияние динамичных культур Центральной Мексики?

Ответа на эти вопросы у нас нет. В самом зените славы майя словно намеренно от нее бежали, вернувшись к более традиционному, племенному образу жизни. Они возвратились в джунгли.

По крайней мере, именно так произошло в Гватемале и Южной Мексике, хотя и не в Юкатане. Примерно в то время, когда такие великие центры майя, как Тикаль и Паленке, были покинуты жителями, на полуостров Юкатан устремился молодой и агрессивный народ, называвший себя ица. Прежние исследователи культуры майя полагали, что народ ица происходил из Центральной Мексики; в еще более ранних книгах о цивилизации майя упоминался «толтекский период» или «тол- теки-майя». В настоящее время считается, что ица были этническими майя, населявшими южное побережье Мексиканского залива. У них действительно были прочные связи с Центральной Мексикой; судя по всему, они были торговцами и прибыли в Юкатан на громадных морских каноэ. К 867 году они основали город Чичен-Ица, который в течение трех столетий господствовал в Месоамерике. Однако к 900 г. н. э. в Чичен-Ице искусство иероглифической письменности уже исчезло, II мир майя лишился Календаря Долгого Счета. Обширная империя, управлявшаяся повелителями Юкатана, больше напоминала Теопгуакан или империю ацтеков, чем города-государства ранних классических майя. Около 1200 года нашей эры Чичен-Ица была покинута. Ее сменила другая конфедерация на территории Юкатана, майяпанская*, просуществовавшая с 1250 до 1451 гг. К тому времени, как в 1502 году Христофор Колумб встретил в Гондурасском заливе морское каноэ, на борту которого находились майянские купцы, от цивилизации майя осталась только тень былого величия. Испанское завоевание Юкатана началось в 1526 году, а последнее независимое царство майя просуществовало до 1697 года.

Духовная традиция майя продолжает жить и в наши дни. Религиозные верования майя в какой-то степени видоизменились; был достигнут компромисс с католическим христианством (что далось нелегко), однако прежние обычаи, не утратившие своей первоначальной силы,

Майяпан — город-государство, где правила династия Кокомов, по происхождению толтекскал. — Прим. перее.

остались по-прежнему неизменными. Великое множество современных духовных и магических практик имеет крепкие корни в.мировоззрении древних. Давайте исследуем вселенную так, как ее понимали классические майя.

Примечания автора

1. Michael D. Сое, Breaking the Maya Code (New York: Thames and Hudson, 1992), 145—66.

2. Tatiana Proskouriakoff, «Historical Implications of a Pattern of Dates atPiedras Negras, Guatemala». American Antiquity 25:454—475.

3. Coe, Breaking the Maya Code, 245—52.

4. Linda Scheie and David Friedel, A Forest of Kings: The Untold Story of the Ancient Maya (New York, William Morrow and Co., 1990), 419, n.l.

5. David Carrasco, Religions of Mesoamerica: Cosmovision and Ceremonial Centers (San Francisco: Harper and Row, 1990), 39.

Вселенная майя

Согласно мировоззрению майя, мир неоднократно создавался и разрушался. Каждый раз боги творили мир с надеждой, что люди будут должным образом им, богам, поклоняться. Но обычно богов ждало разочарование. Их постоянные попытки сотворить совершенное существо, которое имело бы почтение к сакральному, лежат в основе эволюции. Индейцы хопи из Аризоны, испытавшие глубокое духовное влияние Месоамерики, считают, что человечество последовательно «эволюционировало» в четырех различных мирах. Индейцы зуни из Нью-Мексико, имеющие сходную мифологию, говорят, что человек был создан в Преисподней и вначале походил на ящерицу, но с того времени претерпел эволюцию, пройдя сквозь четыре мира. Идея о духовной эволюции человечества заложена в сердцевине истории космоса, как ее понимали майя.

Сотворение мира

Нынешний мир, самый новый в последовательности миров, был создан парой богов —мужского и женского пола, —которые считаются аспектами единого божества. Самая древняя из известных майянских версий творения открылась нам лишь недавно при расшифровке иероглифов майя. Этот текст вырезан на стенах трех различных храмов в Паленке и датируется периодом правления Чан-Балума (684— 702 гг.), сына Пака- ля Великого.

Сотворение нового мира началось в день 4 Ахау, 8 Кумку, в 3114 году до н. э. по нашему летосчислению. Первый Отец и Первая Мать уже существовали, так как были рождены в предыдущем мире; они-то и выполнили созидательную работу в начале нового цикла, сотворив тот мир, в которым мы сейчас живем. Первый Отец придал вселенной форму и воздвиг великое дерево в центре мира. Как мы увидим, это дерево находится повсюду, даже в нас самих; в космических терминах это —Млечный Путь. Небесные помощники Первого Отца выложили из трех священных камней очаг — звезды, которые западные люди называют Поясом Ориона. В честь этого события майя продолжают выкладывать очаг из трех камней, считая его фундаментом своего дома. Тем временем Первая Мать родила трех древних богов: Бога Четырех Сторон Света, Ночного Солнечного Ягуара и Змееногого Бога.

Космос майя

Итак, в первой легенде рассказывается о том, как появился наш нынешний.мир. Далее источники сообщают нам о природе этой вселенной, созданной Первой Матерью и Первым Отцом. Вселенная была разделена натри части: Небеса, Землю и Преисподнюю. Небеса, обитель богов, состояли из тринадцати ярусов, оформленных в виде пирамиды. Каждый из тринадцати небесных ярусов — или ступеней космической пирамиды — управлялся одним из богов.


 

Небеса представлялись в форме пирамиды, и такую же форму имела Преисподняя. Ее изображали в виде перевернутой пирамиды с девятью ступенями или ярусами. Итак, майянская вселенная состояла из двух пирамид: верхней и нижней (рис. I). Мрачной страной Преисподней под названием Шибальба («жуткое место») правили боги смерти.

Девять богов майянской Преисподней в виде похожих друг на друга скелетов с огромными дымящимися сигарами — поисгине впечатляющее зрелище. Костлявые фигуры, которые «председательствуют» на мексиканском национальном празднике «Дни Мертвых» или ездят на «похоронных телегах» секты Пенитенте в Нью-Мексико, возможно, в такой же мере обязаны своими символическими атрибутами владыкам Шибальбы, как и старухе-смерти с косой из европейского фольклора, «завезенного>> испанцами.

Между Небесами и Преисподней расположены Земля и Небо, мир людей. Земля представлялась как плоский участок суши, который покоится на спине гигантского крокодила, или каймана, плавающего в гигантском тропическому пруду с водяными лилиями. Эту концепцию разделяли все народы Месоамерики. Кроме того, майя верили в великого Небесного Змея или Космического Дракона, чьей сферой правления являлось небо. У Небесного Змея было две головы и две пасти. Одна открывалась на Небесах, а другая — в Преисподней. Тот полюс Космического Змея, который связан с Преисподней, подобен, а возможно и тождественен, образу крокодила, который держит на своей спине мир.

Итак, сразу под поверхностью земной тверди слит гигантская рептилия — символ производящей силы, скрытой за поверхностью сущего. Из тела крокодила растет Мировое Древо, великое древо вселенной, чьи корни уходят в глубины Преисподней, а ветви задевают Небеса.

В 1773 году брат Рамон де Ордоньес-и-Агилар стал первым европейцем, посетившим развалины Паленке. Его ошеломил и потряс вид барельефов на стенах сооружений, ныне известных как Храм Креста и Храм Лиственного Креста (двух из трех храмов, излагающих «паленк- скую» историю творения). Святой отец принял увиденные изображения за образы Креста Господня, вследствие чего храмы и получили свои названия (рис. 2). Размышляя над гем, как этот символ христианской религии мог оказаться у «невежественных язычников» Мексики задолго до прибытия Колумба, Ордоньес и его современники выдвинули теорию о возможных путешест виях в Новый Свет потерянных колен Израиля, апостола Фомы и других.

В действительности то, что увидел брат Ордоньес в этих храмах, было Древом Жизни, осью месоамериканской вселенной. Приняв Древо Жизни за христианский крест, святой отец стоял ближе к истине и вместе с тем дальше от нее, чем думал. Ибо, хотя его домыслы о потерянных племенах и кругосветных странствиях апостолов оказались не более чем безвредными фантазиями, кресг и Мировое Древо —:>то действительно один и тот же символ.

Древо Жизни — это один из нескольких символов, которые не знают культурных или этнических границ. Это дерево, по которому взбираются сибирские шаманы, навещая страну духов; это дерево Иг- гдрасиль, центральный столп вселенной викингов, на котором висел Один (еще один великий шаман), принося себя в жертву в поиске мудрости. Это то дерево, которое росло в центре Эдемского сада и вошло в древнееврейский миф из более древних вавилонских преданий. Крест, на котором был распят Христос, — не что иное, как еще одно Мировое Древо; в одной из средневековых легенд даже рассказывается, что этот крест был вырезан из «потомка» Древа Жизни, которое стояло в Эдемском саду. Порой Мировое Древо воспринимается как Мировая Гора — например, гора Меру в ведической мифологии. Народы древней Мексики почитали оба символа Центра — как Древо, так и Гору. При описании любого события Древо Жизни представляет центр вселенной, ось, вокруг которой вращается весь остальной мир. Пирамиды Теотиу- кана и Чичен-Ицы — в первую очередь это образы Мирового Древа и Мировой Горы.

Древо Жизни часто представлялось в виде буквы Т, при зтом все равно вызывая у испанских священников ассоциации с крестом. Т — это не только символ дерева, но и символ содержащейся в нем живительной энергии. Мировое Древо росло из спины крокодила, державшего на себе мир, и восходило к Небесам. Центр всего сущего; оно служило артерией между земным и небесным мирами: души мертвых поднимались по нему в мир богов. Млечный Путь, зримый символ Мирового Древа, иногда назывался Сак Бе, или «Белой Дорогой», а порой — Шибальба Бе, или «Дорогой в Шибальбу». Когда Млечный Путь протягивался над страной майя, над ним виднелся черный участок неба, который называли Эк Ве, или «Черным местом снов»*. В этой черной дыре исчезали души при переходе в потусторонний мир.

Мировое Древо было центром, а мир, созданный Первым Отцом и Первой Матерью, состоял из четырех частей и был ориентирован по четырем основным сторонам света.

Многие из нас знакомы с ролью Четырех Направлений (Восток, Север, Запад и Юг) в мировоззрении американских индейцев, поскольку они служат основой для формирования Магического Колеса* среди племен Великих равнин[2]. Четыре Направления лежат в основе боль-

* См.: Кеннет Медоуз. Магия североамериканских индейцев. — К.: «София», 1997.


 

шинства духовных традиций индейцев, причем не только Месоамери- ки, и есть различные варианты цветовых соответствий и значений, приписываемых каждому из направлений. Поскольку данная книга посвящена майя, краткие сведения, излагаемые ниже, взяты из майянских источников. Хотя существуют различия между классической и современными майянскими концепциями Четырех Сторон Света, этой символической системе свойственно внутреннее единство. Приводимые ниже сведения основываются как на старой, так и на новых концепциях.

 

Восток


 

Восток — это направление восхода солнца и весны. Это символ начала, энергии, которая рождает действие и мысль точно так же, как энергия, скрытая под зеленеющим покровом земли, дает рождение весенним цветам, а первые лучи восходящего солнца приводят к рождению нового дня. Восток — это космический лик Небесного Змея, и с восточной стороной света ассоциируется красный цвет. Когда шаман майя следует своему пути, он обращен лицом к Востоку; он вглядывается в свое будущее — как в духовном, так и в материальном смысле. Поэтому он связывает как свою судьбу, так и своих «физических» детей с Востоком.

 

Запад


 

Запад —это сторона заката солнца, владения осени. На Западе обретает конец все сущее; живые существа погибают подобно тому, как еженощно умирает солнце, заходя за западный горизонт, или мертвеютгонимые ветром осенние листья. Но то, что кажется концом, на самом деле является всего;шшь этапом в бесконечном процессе. Души перевоплощаются на Небесах, как возрождается весной земля. Действие или мысль, рожденные на Востоке, опускаются ниже уровня символического западного горизонта и некоторое время пребывают в Преисподней, чтобы снова оттуда воскреснуть, получая новое рождение. Поэтому Запад — это место трансформации, подземный лик Небесного Змея. Поскольку лиио шамана майя, как правило, обращено к Востоку, Запад остается у него за спиной. Э го место предков, тех, кто приходил на землю до него и стоит за ним, чтобы оказать ему поддержку.

С Западом ассоциируются два цвета; черный и синий. В ацтекской лирике мегафора «красное и черное» выражает представление о полноте, завершенности. Она символизирует полярность Запада и Востока, и следовательно, процесс рождения, трансформации и перерождения. На кресте четырех сторон света полярность Восток — Запад формирует горизонтальную ось. Эквивалентом этой горизонтальной оси креста в Магическом Колесе племен североамериканских индейцев является Магический Путь, или «Добрая Красная Дорога». Это дорога, которая ведет нас от рождения к духовной трансформации, Дорога Жизни.

 

Север


 

Другая ось креста Четырех Направлений тянется с Севера на Юг. В классические времена Север считался эквивалентом «верха», места, где солнце пребывает в зените. Как и Запад, он ассоциировался с родовыми предками, покинувшими этот мир. Дорога в Преисподнюю — это дорога на север неба. Итак, Север символизирует мудрость, приобретаемую нами от предков. Ему соответствует белый цвет.

Когда шаман майя стоит лицом на Восток, Север находится от него слева. Как и в других мистических системах мира, у майя левая сторона тоже считается женской. Поэтому для современного шамана эта сторона света олицетворяет женщин, родственные отношения и брак.

 

Юг


 

В классические времена Юг считался эквивалентом «низа». Он символизировал таинственную производящую силу, которая выходит из-под земли и заставляет растения давать побеги и расцветать. Его цвет — желтый, это цвет спелого маиса. Юг символизирует производящую силу, которая дает жизнь всему сущему. Это сторона света, где всегда изобилие. Согласно Священному Календарю, каждым годом правит одна из сторон света. Годы, в которые правит Юг, считаются наиболее благоприятными для сельского хозяйства. Глядя на Восток, шаман оставляет Юг справа от себя. Поэтому Юг символизирует мужскую энергию, силу и плодовитость семейного рода.

Центр



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: