Размер (метр), рифма, рифмовка, ассонанс, аллитерация, анжамбеман




АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

История создания стихотворения. Биографический комментарий.

 

Стихотворение («На холмах Грузии лежит ночная мгла») написано (в мае 1829 года) во время (путешествия А.С. Пушкина в Арзрум). Оно посвящено (невесте поэта Наталье Николаевне Гончаровой.)

 

Стихотворение («Родина») написано (К. Симоновым) в (годы Великой Отечественной войны).

 

 

Определение тематики (любовная, философская, гражданская, пейзажная)

Определение жанра (ода, элегия, послание, исповедь, размышление)

 

Стихотворение «Название» принадлежит к (философской, любовной, пейзажной) лирике.
Стихотворение «Название» мы можем отнести к … лирике.

Стихотворение может быть отнесено к … лирике.

Стихотворение представляет собой яркий пример (гражданской, элегической, одической, исповедальной) лирики.

Стихотворение «Название» написано в жанре (оды, элегии, песни).

 

Тема стихотворения

Вопрос, которого касается автор…

Автор развивает традиционную (для романтической поэзии) тему (дружбы, свободы)…

Это стихотворение посвящено (теме поэта и поэзии, теме одиночества)…

Стихотворение можно рассматривать как размышление (рассуждение) о (проблеме времени, о взаимоотношениях поэта и толпы)…

Один из самых ярких примеров (религиозной) темы в творчестве поэта – стихотворение «Название».
Теме (одиночества, Великой Отечественной войны) посвящены многие произведения М.Ю. Лермонтова, А.Т. Твардовского.

Выявление лирического сюжета, переживания лирического героя

 

В основе содержания стихотворения – переживания лирического героя …
Сюжет стихотворения раскрывает (характер взаимоотношений героя с его возлюбленной, внутренний мир героя, глубину переживаний лирического героя).

Изменение состояний героя составляет сюжет произведения.

 

Идея стихотворения

Автор хотел донести до читателя мысль о том…

Этим стихотворением автор хотел сказать, что…

Здесь высказано мнение автора о проблеме…

 

Поэтика названия

Стихотворение названо так потому, что…

Название стихотворения отражает мысль автора о …
Для поэтической манеры (С. Есенина, Б. Пастернака) показательны названия …

 

Эмоциональный фон

В стихотворении четко улавливается настроение (радости, уныния, восторга, надежды).
… звучит мотив грусти…
В (заключительной части) усиливается героический пафос стихотворения.

 

9. Выделение композиционных частей:

Кульминационная часть, отступления, противопоставления частей, кольцевая композиция, симметричная композиция, антитеза.

 

Стихотворение состоит из (количество) строф…
Оно имеет четкую структуру: …
Произведение делится на (две, три) части: …

Композиционно мы можем выделить … части в стихотворении: …

Произведение имеет (кольцевую, «зеркальную», линейную) композицию.
В основе композиции произведения лежит сопоставление… (кого с кем: лирического героя с нищим – в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Нищий»; или чего с чем: человеческого властолюбия с ядовитым соком анчара – в стихотворении А.С. Пушкина «Анчар»).

Стихотворение построено на основе антитезы

Кульминация стихотворения приходится на … строфу (на начало … строфы)

Характеристика образов

В первой строфе возникают образы (существительные: образы вдохновения, истины, свободы)
Во второй строфе автор говорит о…
Облик лирического героя определяется мотивом…

 

Действия и состояния (глаголы-проблемы)

 

Автор использует глаголы, содержание которых отражает затронутые в тексте проблемы
... отмечает (что?)...описывает (что?)...касается (чего?)... обращает внимание (на что?)... напоминает (о чем?)

Средства художественной выразительности.

Для создания этих образов автор использует следующие средства художественной выразительности: …

Своеобразие поэтического стиля автора во многом связано с (песенно-фольклорным началом, особой ритмикой стиха)

12а. Изобразительно-выразительные средства:

Тропы (эпитет, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, символ, аллегория, гротеск, ирония, литота, гипербола).

 

Сквозь строфы тянется цепь тропов…

Характеризуя образ (свободы, возлюбленной), использует такие художественно-выразительные средства как…

Здесь автору помогает использование…

Немаловажную роль играют (метафоры, эпитеты)…
Стихотворение наполнено (метафорами, иронией)…


12б. Стилистический фигуры (лексика, синтаксис):

Сравнение, оксюморон, антитеза, повтор, анафора, эпифора, инверсия, параллелизм, градация, перифраза, риторический вопрос, восклицания, обращения, бессоюзие, многосоюзие (полисиндетон), назывные предложения.

 

Автор использует (высокую, низкую) лексику

С помощью (повтора, анафоры, инверсии) автор усиливает акцент на…

(Риторические вопросы, параллелизм, сравнение) позволяют автору добиться большей эмоциональной выразительности.

Отсутствие союзов придает речи стремительность.
Яркую экспрессивность стихотворению обеспечивают (восклицания, обращения, повторы).

Особыми изобразительными возможностями обладают использованные автором (номинативные предложения, однокоренные члены предложения, повторы).

Сложность переживаний лирического героя отражает синтаксический строй стихотворения: …

 

12в. Ритмико-мелодическая организация поэтической речи:

размер (метр), рифма, рифмовка, ассонанс, аллитерация, анжамбеман

 

Стихотворение написано дактилем (ямбом, хореем, амфибрахием, анапестом).
В основе ритмического рисунка – пятистопный хорей…
Ритм стихотворения создает чередование четырехстопного и трехстопного (ямба, хорея)…

Неспешность размышлений передает размер стихотворения – пятистопный ямб.

Размер стихотворения –...

Специальный подбор созвучных гласных (согласных) усиливает впечатление…

Стихотворение написано с использованием (параллельной, перекрестной, кольцевой) рифмовки…

Строфы имеют (сплетенную) рифмовку…
Стихотворение построено на чередовании (мужской) и (женской) рифмы.

Особую ритмику стихотворения создают анжамбеманы.

На фонетическом уровне находим (аллитерацию, ассонанс).

Пространство

Описание пространства строится (от общего к частному, от частного к общему).

Описание представлено сверху вниз.

Описание пространства дает выход на уровень неба, космоса…
Пейзаж простирается до линии горизонта.

 

Время

Автор в произведении затрагивает временные рамки (прошлое, настоящее, будущее)
Обращение к понятию времени придает лирике (Ф.И. Тютчева, А.С. Пушкина, А.А. Блока) философский характер.

Автор использует различные способы (создания ощущения настоящего, течения времени, остановки времени).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: