Педагогика социального творчества в дополнительном образовании школьников.




В связи с юбилеем уместно вспомнить о социальных инициативах, которые в разные периоды были поддержаны педагогами дополнительного образования. Так исторически сложилось, что в социальной жизни нашего города рождалось много начинаний, которые затем разрастались по всей стране. Даже при наличии противоречий в общественной жизни и формализма в педагогической среде, прорастала государственная поддержка детских социальных инициатив и обновлялись формы разумного педагогического руководства социальным творчеством детей.

В начале ХХ века на Петербургской земле (точнее в г. Павловске) при содействии Императора Николая II и под руководством героя войны О. И. Пантюхова возникла военизированная группа подростков, которая переросла в Российскую организацию скаутов разведчиков. Правда, идеолог демократического крыла скаутского движения И. Н. Жуков утверждал, что «скаут не военный разведчик, а…пионер культуры – разведчик всего хорошего – маленький друг всего мира». Налицо расхождение в ценностных ориентациях, но было и сходство в позициях лидеров. Они выделяли главные педагогические условия для личностного роста скаута — это возможность участия в совершении «малых добрых дел» и освоение разнообразных социальных ролей в общественно значимой деятельности. Так в Петербурге, в Казани, а затем и в других городах возникли объединения «Лесных братьев» — следопытов леса, а в условиях наступившей Гражданской войны скауты помогали разыскивать беспризорных детей, организовывали отряды детской милиции и оказывали посильную помощь нуждающимся. Именно на этих педагогических принципах социально значимой деятельности возрождалось скаутское движение и в постсоветское время, а также сегодня может развиваться связь с другими детскими общественными объединениями.

После первой мировая войны и революции в Петроградском клубе Старой и Молодой гвардии на Театральной площади, дом 14 родились четыре первых пионерских отряда. Развитие пионерского движения также строилось на общественно значимых событиях и «делах государственного значения». Пионеры работали при комсомольских ячейках заводов, фабрик, учреждений, участвовали в субботниках, помогали в борьбе с детской беспризорностью, в ликвидации неграмотности, собирали металлолом, макулатуру, сажали цветы, деревья и выращивали животных. При этом, со стороны вожатых - комсомольцев нагнеталась излишняя политизация жизнедеятельности пионерских отрядов. Чтобы обеспечить педагогически целесообразное руководство и чёткую организацию детско-юношеского общественного движения, государство обеспечило его переход на базу образовательных учреждений. В 30 годы были введены ставки вожатых в школах, а в 50 годы создана ресурсная база для организации полезных занятий детей во внеурочное время. Это целая система внешкольных учреждений, здесь широко разворачивается общественно полезная деятельность школьников, идёт поиск разумного сочетания социальной и педагогической сторон деятельности детского общественного движения.

Так в 1957 году в Ленинградской пионерской газете «Ленинские искры» по инициативе Анны Лазаревны Мойжес родилась акция «Красные следопыты», появился приказ о формировании отрядов красных следопытов, был создан штаб и для связи с отрядами появился газетный герой — Генка ординарец. От его имени члены штаба и журналист Вольт Николаевич Суслов писали приказы, отвечали на письма и сообщения, подводили итоги на разных этапах игры. Городской дворец и все районные дома пионеров взяли на себя поддержку таких отрядов, обучение актива, туристские походы к памятным местам. Опыт Ленинградской пионерской организации был растиражирован средствами массовой информации, так было положено начало Всесоюзному движению Красных следопытов. Их деятельность имела большое общественное значение, так как отряды вели исследования по заданию Института истории, то есть занимались изучением революционных и военных событий, записывали воспоминания живых свидетелей об этих событиях, разыскивали и обозначали неизвестные места захоронений, проводили «тимуровские десанты», проявляли заботу о нуждающихся в помощи ветеранах – всё это укрепляло связь между поколениями, имело большое воспитательное значение.

В 70 годы зародилось Всесоюзное движение «Пионерстрой», в основе которого лежала действенная поддержка государством общественно полезных трудовых инициатив самих пионеров. Так по результатам конкурса рисунков и с помощью пионеров на легендарной «Дороге жизни» был возведён памятник «Цветок жизни», реализован юбилейный проект «Дорога жизни – дорога цветов», когда к 30-летию Победы в Великой отечественной войне украсились цветами все километровые указатели и памятники. В Кировском районе с помощью проектов пионерских отрядов и руками детей под руководством профессиональных строителей сооружён детский городок и высажены деревья в Приморском парке, позже пионеры участвовали в строительстве станции метро «Пионерская», концертного зала «Октябрьский». В городе проходили акции «Птицеград», а в пригородах «Чистый ручей», постоянными были дела по сбору макулатуры и металлолома, и многое - многое другое. Признанием результатов общественной инициативы и активности ленинградских пионеров стало присвоение названия «Улица Пионерстроя» в Красносельском районе нашего города. Без подготовки пионеров – инструкторов и организации массовых событий по всем направлениям деятельности на базе учреждений дополнительного образования ни одна общественно полезная акция не могла бы состояться. Ленинград часто становился центром событий Всесоюзной пионерской организации, когда юные ленинградцы-петербуржцы выступали хозяевами на Всесоюзном слёте пионеров, финале Всесоюзной военно – спортивной игры «Зарница» и принимали у себя в районных домах пионеров гостей из всех 15 республик Советского Союза.

Всё эти явления общественной жизни зарождались как педагогически целесообразная социальная инициатива. На проявлении общей заботы детей и взрослых о своем городе и его жителях складывались традиции в жизни Ленинградской пионерской организации и добрые начинания становились значимыми для всей страны. Таким образом, при выполнении социального заказа государства естественным образом происходило воспитание социальной активности детей. Но, чтобы формы активной деятельности пионеров не превращались в формальность по требованию взрослых, нужны чёткие представления о природе социальной активности и условиях её развития как личностного качества. Когда сами участники детского движения проявляют активность по собственному побуждению, мы говорим о личностной инициативе, даже, если они включаются в дела, предлагаемые взрослыми. Если удаётся втянуть и других ребят в этот поток движения к социально – значимым целям, организовать их работу, тогда можно говорить о социальной (общественной) активности. А если, вследствие этой активности, рождаются новые отношения или новые формы, события социальной жизни, только тогда можем говорить о социальном творчестве.

Как показывает опыт, для развития социальной активности школьников наиболее благоприятные условия возникают в учреждениях дополнительного образования. Например, в 60 годы на базе домов и дворцов пионеров были созданы пионерские и комсомольские штабы школьников, получили распространение школы пионеров – инструкторов, лагеря актива, как средство воспитания лидерских и организаторских качеств у представителей подрастающего поколения. 24 марта 1957 год прошло первое заседание Ленинградского городского пионерского штаба. Как мы установили при переписке с ветеранами из разных городов, он возник первым в Советском Союзе.

«Наш удивительный детский коллектив руководствовался девизом мушкетеров
«Один за всех, и все за одного!». При умном и тонком педагогическом руководстве Аллы Даниловны Борисовой это не было пустыми словами, – рассказывает Мария Иосифовна Басина, член ГПШ 60-х годов, журналист. Обо всех направлениям пионерской работы ребята в штабе знали не понаслышке – сами были активными участниками самых разных дел. А еще – учили других ребят всему тому, что сами узнавали в Городском пионерском штабе. Многие из них стали видными политиками, бизнесменами, руководителями высокого ранга, журналистами. Но научились они первым урокам лидерства, ответственности за общее дело, умению работать в команде, уважению к мнению других людей в Городском пионерском штабе». Мария Богачёва (Зверева), в прошлом член ЛГПШ 70-ых годов, педиатр, теперь педагог дополнительного образования: «Нас приводило в штаб мощное чувство сопричастности к очень важным делам, мне нравилось быть в гуще событий, жить напряженной, полной разных дел, жизнью. Мы базировались в знаменитом Аничковом дворце, впитывая его особенный «дух», участвовали в парадах, всероссийском финале «Зарницы», бывали в «Зеркальном» и «Орленке», встречались с неординарными людьми – это давало чувство избранности, иногда «задирали нос», за что нам частенько попадало от друзей «на сборе-откровенном разговоре». Мне лично штаб помог повысить самооценку, поверить, что я многое могу. Девиз Людмилы Серафимовны «каждое дело творчески – иначе зачем» стал моим жизненным кредо. Я не умею халтурить – делаю или хорошо, или не делаю вовсе».

«Часто размышляю над вопросом: как мы, такие разные с моими подругами, но всю жизнь находимся в одном поле ценностей – размышляет в своём послании руководитель коммерческой организации, Маргарита Чернышева (Сукало). Ценности, которые заложил в нас Штаб: «И вечный бой, покой нам только снится!», «Один за всех и все за одного!» «Забота обо всех и обо всём в нашей общей жизни», но забота о себе, пожалуй, самое трудное. Я убеждена, что необыкновенным образом, следуя науке Штаба, мы «затягиваем» в наше поле и других людей. Или они сами притягиваются, потому что в Штабе нас научили любить людей и жизнь… Мы быстро повзрослели, научились быть дипломатичными, терпеливыми, доброжелательными. Мы очень ценили Коллектив, мы заботились о передаче опыта и традиций следующим поколениям, мы сплотились и сохраняем бережное отношение друг к другу всю жизнь.

В Штабе всегда существовала связь с внешним миром: делались дела, направленные «во вне». Новая информация, и связи, и опыт – как «свежий воздух»! Мы могли «показать себя» и, конечно, старались демонстрировать лучшие качества. При таком подходе выигрывают все и объединяются перед внешними обстоятельствами (со знаком «+» и «-»), значит, дело получается эффективнее и проще. Считаю, что Конкуренция внутри коллектива – просто «не наше» понятие. В коллективе должно работать только соревнование: других посмотреть и себя показать – стимул улучшить что-то в себе. В Штабе идёт также сближением родителей и детей через понимание важности общественной деятельности, как достойного способа выживания и самореализации.»

По общему мнению, «Создать эту прекрасную детскую сплоченность и веру в справедливость руководителям штаба было не так просто, ведь в те годы формализма было не меньше, чем игры и романтики… Эту надежду на прекрасное будущее дарил ребятам Городской Дворец пионеров». Если проанализировать анкеты бывших штабистов, то становится очевидно, что главным средством воспитания социальной активности всегда была сопричастность делу, полезному людям и себе, значимому для общества и государства, это ценностно – личностное единство в дружбе и уважение к товарищу, любовь к жизни и укрепление самооценки, добросовестность и творчество, забота о младших в коллективе и многое другое. Но общественно полезная деятельность пионерской организации становилась всё более заорганизованной и всё больше обрастала формализмом, как ракушником, инициатива погибала как корабль, утративший свободу движения.

Пионерский отряд вынужден был принимать участие во всём большем количестве дел на маршрутах Всероссийского Марша, пионеры в массе своей, не имели свободы выбора и действовали по принуждению взрослых, не осознавая многих лозунгов и устаревших требований. Их не привлекали к участию в планировании жизни и деятельности организации. Шло расслоение в вожатской среде на тех, кто формально исполнял свои обязанности, проводя время на этой должности до перехода в учительскую среду, и тех, кто стремился внести в жизнь организации игру и романтику, свободу выбора и ответственность в делах, смелость и справедливость в решениях. Отчётность в работе всё больше подчинялась количественным показателям, которых требовали руководящие комсомольские органы. В программах обучения старших вожатых и пионерского актива на базе учреждений дополнительного образования наблюдалось расхождение командно-административных требований в управлении организацией и педагогической целесообразности содержания, форм жизни детско-юношеских коллективов.

Вопреки формализму возникали очаги возгорания творческой инициативы. Например, вожатые школ из разных районов города под руководством ленинградского учёного – педагога Игоря Петровича Иванова создали объединение «Союз энтузиастов». Их волновала проблема создания «организации самих детей», решения вопроса: как стать друзьями пионеров, старшими товарищами, которые вместе с пионерами, а не за них, строят жизнь дружины и отряда, то есть вместе планируют, организуют и подводят итоги общих дел.

Они создавали новые формы жизни пионерских коллективов, и щедро делились своим опытом, выступали на семинарах вожатых в Ленинградском городском дворце пионеров им. А. А. Жданова, в Высшей комсомольской школе в Москве, опубликовали нескольких брошюр в НИИ педагогики и Дворце пионеров. Игорь Петрович создаёт программу опытно-экспериментальной работы, утверждённую учёным советом НИИ Педагогики РСФСР. Программа предлагала новую систему подготовки старших пионервожатых, отрядных вожатых-комсомольцев и выборного пионерского актива на основе концепции коллективного творческого воспитания. Базой эксперимента стал Дом пионеров Фрунзенского района. Во главе эксперимента стояли: Иванов И.П.- кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник НИИ педагогики АПН РСФСР; Л. Г. Борисова - завуч ДПШ, организатор опытно-экспериментальной работы; Ф. Я. Шапиро – методист - организатор всей практической и методической работы с активом. Замысел заключался в том, что, создавая общественное объединение актива нового типа, и подростки, и взрослые, вносили идеи пионерии в реальную жизнь, исходя из запросов времени. Новизна опыта заключалась в утверждении идеи общей заботы об улучшении окружающей жизни, построения отношений взаимной заботы друг о друге членов коллектива, товарищеских отношений между старшими и младшими членами организации. Были рождены новые формы организации пионерской жизни: коллективные творческие дела, соревнования, игры и праздники, когда каждый принимал участие в планировании, подготовке, проведении и подведении итогов общей деятельности и личных достижений. Возникли и формы творческих занятий, конкурсов, где пионеры делились знаниями, необходимыми для предстоящих дел, совершенствовали способности к самостоятельной деятельности и развивали организаторские умения. Для осуществления этих дел и событий родилась целая система коллективной организаторской деятельности органов самоуправления, когда каждый мог стать организатором больших и малых групп, дежурным командиром, членом и председателем совета дела, совета коллектива.

Предложения Игоря Петровича увлекли ребят и вожатых, их убедил энтузиазм предшественников, которые уже имели опыт самостоятельной и творческой жизни, когда сами ребята были главными хозяевами своей организации, а взрослые вместе с ними строили её жизнь. В результате возникла «Пионерская Коммуна Юных Фрунзенцев» как содружество вожатых, пионеров, студентов музыкантов, художников и других интересных людей. Она стала образцом творческого коллектива для школьных организаций, в которых возникали Спутники коммуны.

Как пример результата коллективной работы, может послужить отрывок из текста «Наказ-эстафета коммунарам и спутниковцам 1963 года. Мы, коммунары— участники 4-го летнего лагерного сбора Пионерской Коммуны Юных Фрунзенцев… обращаемся к вам… с призывом сделать лагерный сбор Спутников и лагерный сбор Коммуны настоящей боевой школой пионерского актива, пионерских вожаков, для этого:

· учиться всем славным традициям и обычаям пионерской организации (пионерский строй, песни, речевки, линейки, почет знамени, горны и барабаны);

· учиться быть хозяевами своей организации (общий сбор — высший орган, пионерская разведка, коллективное планирование и обсуждение своих дел, работа патруля дежурного отряда по проверке выполнения решений общего сбора и совета);

· учиться организовывать соревнование между отрядами, придумывать увлекательные формы обмена опытом, поощрения, критики отстающих и избегать конкуренции;

· учиться проведению творческих дел пионеров, таких, как тимуровские рейды, десанты, коммунистические субботники, митинги, пресс-конференции, диспуты, творческие «суды», смотры строя и песен, вечера разгаданных и неразгаданных тайн, конкурсы драматизированных песен и стихотворений, вечера веселых затей, антирелигиозные вечера, пионерский цирк, устные и живые газеты, зеленые спартакиады, военные игры, вечера новостей науки и техники и др….

Дорогие друзья! Желаем вам напряженной, кипучей творческой работы!»

Свои впечатления после знакомства с членами коммуны описал журналист Всесоюзной газеты «Комсомольская правда» Симон Львович Соловейчик: «Когда я впервые встретился с Фрунзенской коммуной, я уже восемь лет проработал в пионерских лагерях и мог увидеть разительное отличие нового явления от всего того, что видел и знал ранее. Я впервые увидел свободных детей и свободное воспитание в самой полной сути его - не по форме, форма оставалась прежней, и риторика была прежней, и слова все те же, обычные, - но содержание, но дух, но свободомыслие!»

Так предстаёт перед нами один из фактов истории борьбы за педагогику социального творчества, по выражению Антона Семёновича Макаренко «за педагогику будущего в настоящем» —выражение устремлённости к новым перспективам в воспитании пионеров и вожатых было путеводной звездой для создателей КЮФа. Социальное творчество проявлялось в новых формах жизни пионерского актива и в личностных качествах общественника и организатора: от исполнительской к творческой активности, от личной самостоятельности к ответственности за общее дело, от осознанной дисциплины к бескорыстной заботе во имя высоких жизненных ценностей, чести и красоты коллектива.

В 60–ые годы через смены Всероссийского лагеря «Орлёнок», где работали КЮФовцы и «Клуб юных коммунаров», созданный при газете «Комсомольская правда» в рубрике «Алый парус», из Ленинграда по всему Советскому Союзу распространилось Коммунарское движение. Оно возникло как инициатива молодых, как средство развития идей старшего поколения, но и как средство преодоления формализма, альтернатива застывшим формам организации общественной жизни. Коммунарские коллективы базировалось в клубах по месту жительства или в Домах пионеров. Это движение было носителем созвучных официальному курсу идей и культурных ценностей, но оно выносило на поверхность именно гуманно-демократическую сущность коммунистической идеологии и демонстрировало формы социального творчества, поэтому, не вписывалось в нормы партийно-авторитарного руководства детским и молодёжным движением.

В 1991 году в силу обстоятельств вместо единой комсомольско - пионерской организации возникло множество разнообразных детских и молодёжных общественных объединений, которые создавали взрослые для развития общественной деятельности детей в новых условиях. Детские объединения вошли в состав детских региональных и общероссийских движений, организаций, которые получали государственную поддержку через учреждения дополнительного образования и Комитеты по молодёжной политике. Опыт некоторых из детских общественных объединений жив до сих пор, благодаря педагогической целеустремлённости и здоровому социальному консерватизму педагогов. В это смутное время они не позволили втянуть подростков и юношей в политические распри, сумели занять активных детей полезным общением и, таким образом, оградить от агрессивной, а подчас и криминализированной среды. В 2013 году было зарегистрировано 35 общественных объединений в Санкт-Петербургском городском Реестре. В их числе, Санкт-Петербургское культурно - патриотическое молодежное общественное движение «Юные за возрождение Петербурга» и созданная в 90-ые годы, как правопреемник Всесоюзной пионерской организации, Межрегиональная детская общественная организация Санкт-Петербурга и Ленинградской области «Ю – Питер, Региональная общественная организация «Дружина скаутов-разведчиков «Санкт-Петербург» и Региональная детская общественная организация «Ассоциация юных лидеров Санкт-Петербурга». Детская палата Регионального детско-юношеского гражданско-патриотического общественного движения «Союз юных петербуржцев» при ГДТЮ и сегодня состоит из представителей детских объединений города и организует общественно полезную работу по Комплексной программе «Наследники – хранители - творцы», которая включает проекты: экспедиция «Память сердца», «Объект детской заботы», «Детский информационный центр», «Как вести за собой», «Игра «Наследники-хранители».

Таким образом, можно утверждать, что в нашем городе накоплен богатый опыт по созданию культурно приемлемых форм социального творчества, форм общественной жизни, в которой дети и молодёжь имеют возможность проявить социальную инициативу и гражданскую заботу о своём городе и его жителях. Действительно, можно доказать, что понимание социальной значимости российского детского общественного движения во все времена никогда не исчезало, но в определённые периоды на первый план выступали наиболее актуальные приоритеты в ценностных ориентирах и соответствующие формы организации. В каждый период своего развития детское движение отражало характер социальной жизни общества и только разумное педагогическое руководство могло обеспечить благоприятные условия для социализации личности.

Сегодня же, как подтверждает социологическое исследование А. Г. Асмолова, становится все более влиятельным сетевое сообщество «рунета». Новое измерение ценностей современной социальной жизни выдвигает приоритет сетевого сообщества над живым общением, стираются границы общественного положения людей, «ценностный диссонанс» приводит к разрыву поколений, обостряется «дружба против», произрастает «групповой нарциссизм» и «буллинг», а в целом происходит перезагрузка виртуальной и реальной жизни. Образ цифровой личности конкурирует или стирает черты живой индивидуальности, влипание в социальную истерию и в роль жертвы, «селфи» на краю жизни и смерти – всё это драмы цифрового времени.

И в это самое время забота государства о подрастающем поколении выливается в мощную поддержку детского и молодёжного общественного движения. Например, создаётся Детско-юношеская государственно – общественная организация Российское Движение Школьников. Она выдвигается как ресурс консолидации общественных сил вокруг воспитания подрастающего поколения; как инструмент поддержки детских социальных инициатив; как среда для личностного становления человека на основе российских ценностей: патриотизма, высокой нравственности и деловой успешности. Под эгидой РДШ постепенно собираются все детские общественные объединения, чтобы наполнить жизнь школьников социальным творчеством, помочь им реализовать личные интересы и найти своё место в детском сообществе. Это совсем не обязательная организация для детей и педагогов, включение в конкурсы и акции добровольное. Это детско-юношеское общественное движение создаётся, как самодеятельное объединение, где есть возможность свободы выбора и участия в любой деятельности каждого желающего, создаются условия для инициативного поведения участников, для пробы возможностей любого уровня, применяются и новые формы жизни сетевого сообщества. При этом, воспитание протекает естественно, его эффективность зависит от активности участников, детей и взрослых. В то же время – это государственно - общественная организация, где есть общая цель, нужна строгая структура самоуправления, фиксированное членство и целенаправленное решение педагогических задач по освоению традиций созидательной деятельности и отношений преемственности поколений, обучение организаторов коллективной жизни и формирование личностной готовности к участию в событиях по направлениям деятельности РДШ.

В социальном плане РДШ уже заняла свою нишу в общественной жизни страны и нашего города, в настоящее время созданы Координационные советы взрослых на российском и региональном уровне, идёт формирование Штабов и Детских советов, растёт количество первичных отделений. Но с педагогической стороны уже прорастает проблемный вопрос как строить новую систему самоуправления, чтобы осуществлять истинное содружество детей и взрослых, учитывая свободолюбивый характер современных активистов – подростков, усталость опытных педагогов от борьбы с формализмом в предшествующей истории и отсутствие опыта общественной жизни у молодых руководителей. Другая группа проблем — это «эпидемия лидеромании», тренинговой практики и командная система организации проектной деятельности, которые направлены на интенсивное взаимодействие для получения высокого результата в короткий период. Но процесс создания, жизни детского общественного объединения и воспитательный процесс, протекающий в нём, строятся на других закономерностях: преемственности в делах и развития устойчивых контактов в отношениях, воспитания каждого участника как общественника и организатора и др. Учитывая традиции детского движения и развития педагогики социального творчества в нашем городе, мы видим возможное решение этой проблемы в творческом содружестве поколений участников детского движения, в коллективной творческой деятельности и построении самоуправления на основе коллективной организаторской деятельности. Но решение принимают люди, а для этого надо много размышлять и учиться друг у друга.

Не случайно, видимо, именно в Петербурге ежегодно проходит всероссийский семинар для педагогов РДШ из разных уголков страны. Руководители детских объединений озвучивают эти и другие проблемы, когда идёт совместный плодотворный поиск на базе школьных первичных отделений и районных образовательных организаций. Ведь ещё до возникновения РДШ в районных Центрах дополнительного образования были созданы специальные подразделения по поддержке детских социальных инициатив, где методисты и педагоги – организаторы занимаются обучением актива и работают районные методические объединения, в Адмиралтейском районе действует ресурсный центр по подготовке руководителей детских общественных объединений. На базе Аничкова Дворца и «Академии талантов» работает актив городских штабов по направлениям деятельности РДШ, проходит обучение кураторов и вожатых РДШ, а также создана творческая общественная лаборатория при Центре развития социального творчества и детского общественного движения.

Таким образом, можно выразить уверенность, что в ответ на вызовы времени и в настоящем найдутся люди, готовые принимать решения и вести за собой детское общественное движение. Поиск увенчается успехом, если мы найдём актуальные и продуктивные пути движения к общей цели, правильно определим педагогические векторы развития детского социального творчества и объединим вокруг воспитания детей усилия современной общественности.

Кандидат педагогических наук, доцент Нагавкина Людмила Серафимовна.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: