Отец Деваки по имени Девака, который очень любил свою дочь, дал за нее богатое приданое и подарил молодым сотни украшенных золотом колесниц.




Честно о духовной жизни.

Павана дас 2016

«Зная Павану прабху достаточно давно и хорошо, меня радует, что он так глубоко знакомит не только преданных, но и более широкий круг читателей с практическим применением того, что описывается в первой главе 10 песни “Шримад-Бхагаватам” Шрилы Прабхупада. Очень надеюсь, что с его реализациями сможет познакомиться и извлечь пользу максимальное количество читателей.»

Е.С.Б.Р.Сагара Махарадж

 

"Я считаю, что эта книга поможет преданным превратить кризисы и трудности, которые мы постоянно переживаем в бесценные возможности принятия прибежища у Господа! Она заражает искренностью автора в желании видеть любовь Шри Кришны за всем что с ним происходит и сильно укрепляет веру идущих по духовному пути. "

Е.М.Шри Джишну пр.

 

"Многие люди приходят на духовный путь, однако лишь немногие действительно по нему идут. Зачастую, принимая тот или иной путь духовный жизни, человек лишь надеется изменить свою материальную жизнь к лучшему, используя при этом духовную практику как метод. И когда его ожидания в чём-то не оправдываются, наступает серьезный кризис веры, в результате которого либо произойдет его переход на подлинный духовный путь, либо человек пойдет искать другой способ как стать счастливым в этом материальном мире. Так что же такое этот подлинный духовный путь? Он представляет из себя процесс пробуждения и преображения духовной личности, а внешние обстоятельства становятся лишь вспомогательными факторами для этого внутреннего процесса. Если преданному посчастливится открыть для себя это таинство настоящей духовной жизни и получить вкус подлинного ученичества, тогда его духовная жизнь перестанет быть фикцией, а превратится в живой и интересный процесс. Я благодарен Паване прабху за раскрытие этой темы в данной книге и за его стремление поделиться своим осознанием и живым опытом ученичества с другими преданными. Это та тема, которую важно обсуждать между преданными регулярно - гухйам акхйати приччхати –«поверять свои мысли и спрашивать о сокровенном» (Нектар Наставлений, Текст 4).

Е.С.Бхакти Бхагаватамрита Кешава Свами

 

Предисловие

Эта книга появилась как семинар, поток моего сознания, прочитанный мной после шести месяцев проживания в самом святом месте в Индии, во Вриндаване в 2013 году. Для меня, это нахождение в Индии, было вовсе не духовным паломничеством, со всеми его приятными хлопотами. Нет. Я ехал туда лечиться, с непростой болезнью, в стадии обострения, и меня ждали много месяцев суровой диеты, горьких лекарств, от которых рвало при приёме, сырая холодная зима и восемь литров (это не преувеличении) воды каждый день. Таковы были требования врача. Но громче требований врача был голос жизни и собственного разума: «Так больше жить нельзя! Ты должен что-то поменять в своей жизни!».

Мне было очень тяжело. Был очень сильный и болезненный внутренний кризис. Пожалуй, это был переломный момент в моей жизни, когда я в очередной раз пересмотрел все свои взгляды на жизнь и её глубинный смысл. Такие ключевые моменты в жизни человека, происходят не часто. Все мои жизненные планы рухнули. Страдало моё тело, страдал мой ум и лишь душа, удивлённо взирая на происходящее, порою оставаясь неприличной счастливой, не переставала искать истину и смысл в происходящем.

Человеку всегда больно сталкиваться с реальностью, ибо реальность всегда обязывает нас меняться. Как пошутил один остроумный человек: «Иногда раскопав какую-то истину, хочется закопать её обратно!» В тот момент я увидел реальность собственного сознания и это был как страшный суд. Но, как в любой духовно-драматической истории, была счастливая развязка и удивительные дары, которые я забрал с собой из этого жизненного переживания. Я стал другим человеком, но естественно – не в последний раз.

Приятного вам прочтения и бесповоротных перемен дорогие читатели! Ибо, перерастать самого себя - это единственная достойная жизнь, для каждого человека.

Ваш слуга Павана дас 13.11.2016

Введение

Итак, находясь во Вриндаване, я изучал первую главу десятой песни «Шримад-Бхагаватам». Раньше я неоднократ­но слышал об этой главе и её важности. Первая глава знаменитой «Бхагават-гиты» также очень важна. Обе этих книги – это важнейшие труды в философской и духовной культуре Индии для людей, ищущих высший смысл в своей жизни. Я искал этот смысл и поэтому изучал эти книги. Всё, о чём будет говориться далее, в нашем повествовании, я почерпнул именно из них.

Чем же ценны первые главы этих великих произведений? Ведь человек, как правило, торопиться, в попытках успеть (а не понять) и пропускает начало многих важных книг, чтобы скорее вкусить нектар самого повествования. Они ценны тем, что описывают ситуацию, в которой начинает меняться и реально преображаться каждый человек - кризис. Да, именно так. И они, объясняют нам один фундаментально важный принцип, который мне хочется озвучить сразу: «Если мы совершаем ошибку в первом действии, все последующее, что мы будем делать после этого, будет ошибочным». И очень часто люди совершают ошибку, в своих попытках изменить что-то в своей жизни, именно в самом начале. Человек не хочет меняться, точнее хочет - но не до конца. Он хочет облегчения, а не решения внутренних проблем. Потому что настоящие изменения – это всегда боль. Боль признания того, что я жил неправильно, и нёс эту боль вокруг себя. Интуитивно чувствуя это – человек избегает сложных кризисных ситуаций, в которых всё это обнажиться, но давайте всё по порядку.

Допустим, мы начинали заниматься каким-то саморазвитием или духовной практикой, но при этом реальных преобразований с нами никаких не происходит. Не происходит глубинной трансформации нашей личности. И мы видим это в наших конфликтах, ситуациях серьёзных жизненных потерь и неизбежных кризисах. Нередко мы остаёмся такими же, как и раньше и даже хуже. Не меняется наша внутренняя система ценностей, на основании который мы делаем свой жизненный выбор. Поменялась лишь внешняя форма. Красивый сюжет? Реальность. Почему? Потому что ошибка была совершена нами в самом первом действии.

Что же является тем самым началом реальных перемен в жизни каждого человека? Правильное сознание. Предельная искренность, желание понять и с благодарностью принять всё то, что посылает нам судьба, помогая нам увидеть самих себя. Как говорит об этом знаменитый психолог Виктор Франкл: «Не так важно, что мы хотим от жизни, важнее, что жизнь хочет от нас!» И если человек не включит собственный разум и не сделает этот первый шаг в своих попытках поменяться, весь вектор его перемен в дальнейшем пойдёт на кривую. Вся его жизнь. И в конце концов это разочарует не кого-то, а именно его. Разочарует в себе и его попытках измениться. В геометрии существует этот закон. Если при чертеже мы отклоняемся на один градус, сразу это незаметно. Шла себе красивая такая линия, раз — и отклонилась на один градус. Сразу это незаметно. Но чем дальше, тем она кривее и в другую, чем нам необходимо сторону. Эта наша жизнь. И это, к сожалению, частое описание наших попыток измениться.

Кризис – это всегда изменение представлений о окружающем нас мире, наших отношениях с людьми и самих себе. В эти минуты всё ложное в нас рушится, и мы встречаемся с больной реальностью. Поэтому кризис – это всегда встреча с собственным страхом. Страхом жизненных изменений и потерь. Но, если в этот момент человек смел, и не опускается до обвинений и обид, в адрес «виновных» в его неудачах, то в условиях кризиса он чувствует внутренний призыв измениться именно самому. Этот импульс, буквально приказ нашего собственного разума, невозможно полностью уничтожить в человеке. Так было и будет всегда. Человек значит разум. Разум значит кризис. А кризис - значит внутренняя переоценка ценностей, поиск реальности и неизменного смысла в своей жизни.

Разные люди по-разному решают свои серьёзные жизненные кризисы. Кто-то верит в материальный технический прогресс и достижения человеком славы и бессмертия его тела, на этой бренной земле. Кто-то просто пьёт или убегает от реальности в Интернет, но разумные люди всегда ищут ответы на свои вопросы совсем в другой плоскости. Наше сердце не хочет умирать, наша внутренняя сущность хочет жить вечно и иметь вечное бытие и отношения, поэтому человек издревле стремится к духовной жизни, чтобы найти в ней опору на что-то вечное и неизменное. Это внутренняя потребность каждого думающего человека. И для того, чтобы наша чаяния увенчались успехом, и мы не потерпели в какой-то момент фиаско (и как эта лиса из басни Крылова не сказали: «А виноград-то, видите, зеленый. Поэтому не сладкий и не вкусный!»), для нас очень важно заложить правильный фундамент наших будущих перемен. Понять, в чём он и как он строится. И эта книга об этом. Она раскроет нам главный секрет: преодоления любых жизненных кризисов, взаимоотношений с другими, а главное - с самим собой.

Глава 1

Я назвал эту книгу «Величие Васудевы». Почему? Во первых так зовут главного героя повествования, а во вторых, в БГ есть знаменитая цитата, где употребляется это важное слово: васудевах сарвам ити са махатма су-дурлабхах. Тамговорится, что в какой-то момент человек осознаёт эту глубокую истину: «Источником всего в этом мире является Бог. И за всем происходящем в нашей жизни так же стоит Он, Всепроникающая Личность, Васудева». Он главный режиссёр в творении и наша жизнь в Его руках. Ведическая культура, которую я изучаю много лет, объясняя любую тему, всегда связывает её с Васудевой, единым целым, Верховной Личностью, Абсолютной Истиной, из которой исходит всё. Умалчивать об этом, значит просто делать бизнес на Ведах. Не более того.

Итак, о чем мы говорим? Мы говорим не просто о теории, ни о каком-то интеллектуальном понимании, которое мы взяли из красивых книг, нет, мы говорим о реализации. Об определенном видении мира человеком, о его переживании. Это не такая дешёвая вещь, которая в одночасье проявляется в том, кто прочитал или услышал о том, что Васудева существует везде. В каждом атоме и в каждой ситуации в нашей жизни. И понять, осознали ли мы это очень просто. Достаточно посмотреть, обижаемся ли мы на этот мир и на людей в трудный для нас момент? Если мы обижаемся, значит, мы не понимаем,что за всем стоит Васудева, который управляет всеми и всем желает блага. Что именно Он устраивает все встречи и драмы в нашей жизни, и именно Он стоит за всеми событиями в нашей судьбе. За всеми узорами нашей жизни, которые кажутся нам порою несправедливым, а иногда и жестоким - стоит именно Он, Он, Он. Он всесознающая Верховная Личность и именно Он учитель всего мира. И Он делает это независимо от того нравится нам это или нет.

Кто-нибудь из вас обвинял Бога в жестокости хотя бы один раз? Жизнь щедра на испытания. Но это всего лишь наша слепота, а не Его злоба. Васудева учит нас, но при этом мы говорим, что Он несправедлив и жесток. Но при этом никому из нас в норме, у кого есть дети, не кажется несправедливым то, что в какой то момент отец, воспитывая собственного сына, может вести себя с ними порою очень строго, в глазах его маленького ребёнка. Сын может злиться и желать мести, но только став старше и разумнее ребёнок понимает, что отец любил его и ограничивал его в чём-то лишь для того, чтобы он что-то важное понял и повзрослел.

Итак, эта реализация или переживание, называется васудевах сарвам ити – понимание того, что всё в нашей жизни устраивает именно Всепроникающий Васудева, и Он не наказывает нас, а хочет, чтобы мы стали лучше и чище. Не поняв этого, человека никогда не сможет полностью избавиться от чувства бессмысленности в своей жизни, даже если прочтёт все 23 книги знаменитого психолога Виктора Франкла, чья терапия полностью построена на помощи человеку раскрыть смысл в его жизни. И именно эти непростые уроки, раскрываются в нашей книги. Она описывает сложную жизненную ситуацию, кризис, в который попал Васудева (царь) с его супругой Деваки, и каким образом он достойно вел себя, в частности в отношениях с другими людьми, чтобы научить всех нас, как мы должны проходить подобные испытания в своей собственной жизни.

Знаменитый сейчас во всём мире духовный лидер, Ричард Славин, говорит, что эта история так же описывает состояние сознания человека, при котором в его сердце может проявится сам Бог. Он объясняет: «Недостаточно просто сказать Богу: «Приди в мое сердце!». Сказать можно, а вот придёт Он или нет, решает Он. И прежде чем мы призовем Господа в наше сердце, оно должно стать храмом. И пока наше сердце не чисто, Бог туда никогда не придет». Сами подумайте, ну как чистая любовь может жить в грязном сердце? Это невозможно. Поэтому никакого нектара не будет, пока весь яд не выйдет. И не надо этого бояться — это нормально. Кризис – это очищение, выход нашего яда наружу. Нужно научиться радоваться трудностям и если научиться проживать их правильно, они даруют нам настоящие внутреннее удовлетворение и рост. И если никакого яда не выходит, то значит что-то с нами идёт не так. Значит, никаких реальных изменений в нас нет. Есть фикция. И мы просто избегаем от тех сложных жизненных ситуаций, в которых наш яд выплывет наружу, и мы очистимся, и сделаем, в конце концов, следующий реальный шаг к Богу, к людям вокруг нас, к себе, в конце концов, если позволите.

Почему мы боимся? Потому что мы создали себе некий иллюзорный образ и теперь держимся за него. И боимся не просто его потерять, но главное, разрушить его в глазах других. Есть самое удивительное определение ложного эго, корня проблемы, которым я хотел поделиться с вами: «Ложное эго – это качества, которые мы придумали себе, потому что они ценятся другими». Это – основа нашей трусости. Чрезмерная зависимость от мнения других людей, основанная на внутренней пустоте, как следствии разрыва нашей связи с реальным собой и Богом.

И сейчас я немного объясню главный тезис этой книги: «Меняй других, меняя себя!» Каким образом, меняя себя, мы реально можем изменить других. А на самом деле, что греха таить, мы все хотим изменить других. Кто хочет повлиять на других людей, изменить других? Все хотят. Так или иначе. Кто-то хочет изменить своих детей. Кто-то хочет повлиять на близких в своей семье. Кто-то, человек более широкого масштаба, хочет сделать вклад в широкое общество. Есть люди, которые думают о благе всего мира. И для нас очень важно понимать, какой у нас есть реальный инструмент для изменения других. И в принципе никакого секрета нет.

Как говорят англичане: твои поступки кричат так громко, что я совсем не слышу то, что ты говоришь. То есть, очень часто мы несем красивое послание на уровне слов, но своими поступками мы сообщаем другим совсем другое послание. И поэтому наши слова не проникают в сердца людей, и не производят в них реальных перемен.

Я объясню вам одну важную вещь, на основе БГ, и она может показаться вам в начале немного эзотеричной. Возможно, если мы ее глубоко поймем, то нам раскроется причина большинства наших неудач в попытках прояснить какие-то отношения с другими людьми или как-то повлиять на них.

Итак, есть Бог, Васудева. И это реальность. Как один мудрый человек сказал: «Желания Бога – это факт, а наши не факт». Атеисты всегда сильно обиженны на Того кого нет. Так как постоянно в жизни такого человека получается не так, как хочет он. То есть независимо от того, нравится нам эта идея, или нет, мы можем видеть, что этот мир устроен по определенным законам. Как говорится: «Спокойно, всё под контролем, при том не под нашим контролем». И у нас есть выбор, мы живем или в хаосе или в космосе (гармонии, при том установленной не нами). Я слышал, что в какой-то момент в Америке открыли Институт хаоса. Он просуществовал какое-то время и потом был благополучно закрыт. По какой причине? За неимением результата исследования. Потому-что пытаясь изучать хаос, они пришли к выводу, что никакого хаоса нет. Есть космос. Во всем есть закономерность. Просто какие-то закономерности мы понимаем, а какие-то нет. За всем стоит определенная гармония, за всем стоят определенные законы. И более того, за всем стоит разумная Сознающая Личность, которая поддерживает законы справедливости в этом мире, чтобы каждый из нас получал то, что заслуживает. Васудева, который, поддерживает Вселенский порядок, космос - гармонию. Заметили, что происходит, когда человек пытается вторгнуться в гармонию природы? Где это гармония? Нет ее, этой гармонии. Посмотрите на современную цивилизацию! Вот это наша гармония. Вся планета постепенно превращается в одну большую пластиковую помойку. Мы можем этим гордиться. Мы построили бетонные джунгли (города), отравили воду, отравили воздух, отравили людей. Но зато у нас есть Интернет и большиство нашей жизни теперь проходит там. Очень важное достижение! Но при этом воду чистую мы уже в пластиковых бутылках покупаем за большие деньги. То есть человек в своих попытках улучшить мир - очень часто терпит фиаско. Потому что улучшать надо не мир. Кого надо улучшать? Себя. Это очень важная мысль, которую, к сожалению, люди в наше времячасто не понимают. Современный мир развивает технику. А что развивала Ведическая цивилизация? Человека. И в этом разница. То, что человек в какой-то момент, проникнувшись идеей что-то реально изменить в своей жизни, понимает, что ему надо начинать с себя. И по мере того, как я решу свои внутренние проблемы, по мере того, как я буду обретать чистоту и понимание, я постепенно смогу влиять на окружающих людей и на окружающий мир. И поэтому мы говорим, что главный тезис в этой книге: «Меняй других – меняя себя!». Необходимо понять как именно, что мы должны в себе изменить, каков первый фундаментальный шаг, который мы должны сделать, чтобы все эти перемены стали реально с нами происходить.

Итак, существует Васудева, Сверхдуша, которая находится в сердце каждого. Сознающая Личность, которая говорит с нами изнутри как совесть. Мы, конечно, пытаемся Ее алкоголем заглушить, эту совесть, чтобы Она жить нам спокойно не мешала. Как говорил Зигмунд Фрейд: «Если человек задаётся вопросам о смысле жизни, его следует считать больным». Но так же, в минуты прозрения он говорил: «Голос разума тих, но есть что-то сладкое в этой слабости. И он не успокоится, пока не будет нами услышан». В любом случае Фрейд умер, а интуиция и разум, по прежнему подсказывает человеку, что в его жизни правильно, а что нет. Это очень хорошо понятно на примере детей. Представьте, дети играют в песочке. Кто-нибудь видел такую сцену: сидят два-три карапуза, одному три года, другому — четыре. Он только говорить недавно научился. Говорит: «Это нечестно!» Кто такую ситуацию видел или слышал? Возникает вопрос, откуда этот карапуз знает, что честно, а что нечестно? Откуда он это знает? Потому что есть Бог, Васудева. Эта Сверхдуша находится в сердце каждого, и у мальчика может быть разум еще не сильно развит, но интуитивно его сердце ему уже истину подсказывает. Создаёт изнутри ощущение, что это неправильно, это несправедливо, так не должно быть!

Естественно, по мере того, как мы вырастаем и вырастает наше «достоинство», которое на санскрите называется аханкара - ложное эго, это чувство «несправедливости» обостряется, обостряется, обостряется. И в результате появляется критика и обиды. Мы критикуем, критикуем, критикуем, но мы не растем. Недостатки у других людей есть, но нам это не поможет. Поэтому очень важно научиться отличать голос ложного эго от голоса Сверхдуши, но это уже совсем другая история.

Поэтому, какую мысль я хочу до вас донести? Сверхдуша находится в сердце каждого, и поэтому, если мы хотим, чтобы наши слова и наш пример возымели эффект на других людей, мы должны сами жить правильно и на сто процентов знать, что обмануть невозможно никого. Это невозможно. И не нужно. Мы должны научиться правильно жить, а не говорить. И если мы хотим кого-то обмануть, мы можем сделать это только краткосрочно. Сверхдуша из сердца другого будет говорить: «Не верь!» и наши слова и пример не проникнут в его сердце. И обязательно Сверхдуша сделает так, что возникнет ситуация, когда мы проявим те качества, которые есть в нас на самом деле и это станет очевидно для всех.

Это та причина, по которой мне не нравится многое из современных тренингов по отношениям. Они учит людей техникам. Определенному набору инструментов, с помощью которых они могут влиять на других, достигать от них своих целей. Но это не долгосрочно и обречено на провал. Почему? Потому что техники не меняют наш характер. То, что реально нужно менять, нужно менять свой характер. Нужно менять свои качества. В противном случае потом будет еще хуже. Почему? Потому что мы придем на какой-то новомодный семинар и услышим какую-то технику, как надо действовать в отношениях с людьми, как надо действовать в отношениях на работе и еще что-то. И мы начнем ее применять. Но поскольку эта техника не подтверждена моей внутренней реализацией, переживанием, люди сначала поверят нам, они подумают: «Здорово, человек изменился. Есть реальные перемены, перемены на лицо». Но в какой-то момент обязательно возникнет ситуация, когда люди увидят и поймут, что мы их обманули. И скажите, будет же еще больней? Правда? Чем если бы он просто честно вел бы себя так, какой он есть. Обман – это всегда больно. Обман всегда разрушает доверия в отношениях со всеми. Самое удивительное это то, что в какой-то момент мы сами себе, уже перестанем верить. А это реальная трагедия.

Поэтому первое фундаментальное качество, помогающее нам измениться, это честность. Честный человек очень надежен. Ему можно доверять, на него можно положиться. Потому что, если честность стала для него принципом жизни, то такой человек, даже совершив ошибку, ее признает, извинится, что-то в себе подкорректирует. И мы можем смело идти с ним в поход. Смело идти с ним в плавание. Помните, когда мы были совсем ребятами, увидев, что кто-то проявляет эту нечестность, безответственность, мы говорили: «С тобой в разведку не пойду». Кто-нибудь говорил так? Мы говорили: «С тобой в разведку не пойду», потому что на тебя сложно положиться. Вот и весь секрет любых реальных внутренних перемен, в отношениях с собой, с другими и с Богом – предельная искренность, честность.

Вот поэтому Сверхдуша, Васудева и устраивает таким образом, что если мы реально живем в соответствии с тем, что говорим, если мы реально занимаем внутреннюю честную позицию – это меняет других людей и мир вокруг нас. Честная позиция не означает, что я не ошибаюсь. Честная позиция означает, что я верен идеалу. И если когда-то в какой-то момент я совершил ошибку и перестал соответствовать этому идеалу, я не говорю, что «виноград зеленый». Нет. Я говорю: просто я не смог. И это очень важно. Почему? Потому что в наше время в соответствии с Ведамиесть последняя опора человечности и духовности - правдивость. Их всего четыре: милосердие, аскетизм, чистота и правдивость.

В первой песни ШБ рассказывается, что есть это живое существо, бык, который олицетворяет дхарму - истину. Олицетворенный Кали (порок) перерубил ему три ноги, и он еле-еле стоял на одной. И почему еле-еле? Потому что даже этот принцип (правдивость) становится для нас очень сложным. Но - это последняя и единственная основа, на которой мы можем строить реально свою человеческую жизнь и отношения с другими людьми.

Забегая вперёд – это удивительный пример как Васудева (герой повествования, царь) сдержал свое слово перед его жестоким шурином, Камсой. Хотя Камса был абсолютным негодяем, ужасной личностью. В конце концов Камса убил его детей, Камса хотел убить его жену. Но, тем не менее, Васудева оставался верным чести, он оставался верным слову и долгу. Это крайний вариант применения данного принципа. Нам не нужно это имитировать, но идеал мы должны знать.

Совершая какой-то обман, живя по двойным стандартам лицемерия, мы просто проявляем нашу слабость и нецелостность. Причина? Страх, того что нас не будут любить с теми недостатками, которые у нас есть. Но недостатки — это не проблема, проблема — это гордыня человека, который прячется за ложь и собственную правоту, пытаясь выдать себя идеальным, хотя объективно он таким не является.

И, в конце концов, если человек честен, то он может жить достойно и достойно умереть. Он может умереть, уважая сам себя. Необходимо постоянно отбрасывать этот обман! Мы постоянно хотим обманывать. Более того, часто мы хотим, чтобы нас обманули. Нам нравится обмануться. Обмани меня послаще. То есть это перманентное желание живого существа в этом мире, быть обманутым. Поэтому один из мудрецов Индии часто говорил: «Этот мир — общество обманутых и обманщиков».

Есть замечательное определение обмана. Обман — это когда я что-то хочу для себя. Это суть обмана, это корень обмана. Когда я хочу что-то для себя. И поэтому я всегда буду жить двойными стандартами. Я подхожу к человеку, этот человек сильнее меня, и я буду перед ним выслуживаться. Я подхожу к человеку, который равен мне, и начинаю хвастаться перед ним. Самое сложное общество — это общество равных — место, в котором мы можем свою гордыню проявить. Младших мы будем давить, перед младшими будем власть какую-то утверждать свою, нам будет нравиться, что они по-глупому зависят от нас. Это все проявление обмана. Честный человек остаётся собою всегда, везде и перед всеми.

И когда человек становится честным, в награду он получает удивительное благословение. Какое? Спокойный ум. Потому что ты перестаешь калькулировать. Ой, этому тогда я вот так сказал, а сейчас надо вот так сказать, а надо так сказать, чтобы вот с тем не расходилось. А здесь еще себя надо так повести, а как надо сейчас улыбнуться ему, посмеяться? А как сейчас нужно ему поддакнуть, а как сейчас это надо сделать? Пятое, десятое, то есть постоянно. И все такое сложное, сложное. Столько страха. И такое огромное количество энергии постоянно тратится на все эти вещи.

И этого ни в коем случае не надо делать. Почему? Потому что мы сами усложняем себе жизнь. Для того чтобы жить спокойно, надо выбрать в своей жизни высшие принципы и жить в соответствии с этими высшими принципами, даже если мы сразу и не можем всего. Я строю свою жизнь в соответствии с этими высшими принципами и искренне стараюсь, не отчаиваясь неудачам, и не делаю философии из своих слабостей. И первый, главный, высший принцип жизни, который мы должны принять, это честность. Еще раз, жить честно — это так же дхарма (духовность)в наш Век.

Если мы живем по принципу честности, то мы защищены. Дхарма ракшати ракшитаха. Тот кто защищает дхарму, того защищает дхарма. Если мы постараемся выстроить жизнь на этой платформе, платформе честности, платформе верности высшим принципам, то, вне всякого сомнения, у нас будет огромная внутренняя защита. Кто хочет чувствовать огромную внутреннюю защиту, способность сложности в жизни преодолевать, какие-то препятствия? Но нет дешевых рецептов. Никто вам не обещает, что если вы будете последовательно в жизни честны, жизнь ваша станет легкой. Нет. Она не станет легкой. Но она будет исполнена смысла. И у нас будет внутренняя сила преодолевать любые жизненные сложности.

Потому что, по сути дела, быть честным, означает быть учеником. Это то, для чего человек родился на этот свет. Он родился учиться, принимать на себя ответственность за происходящее и развиваться. Так у нас всегда будет сила, всегда будет убежденность идти вперед и преодолевать все эти вещи. И поэтому, когда человек последовательно честен в своей жизни, в какой-то момент он почувствует внутреннюю защиту. Каждый из нас должен получить этот опыт, что если я остаюсь верен высшим принципам дхармы, честности, прежде всего (первая вещь, на которой фундаментально надо строить основу всей своей жизни), то в какой-то момент я почувствую эту внутреннюю защиту. И это должно стать нашим переживанием, опытом, а не теорией, чтобы мы глубоко поняли это.

Люди хотят быть сильными. Кто-то хочет быть сильным? Все хотят быть сильными. Никто не хочет быть слабым. Но люди пытаются стать сильными, раздувая свое ложное эго. Раздувая его, раздувая, раздувая. Они пытаются таким образом обрести силу. И поэтому люди в современном мире так агрессивны. Потому что для них это способ защиты, но агрессия — это результат той самой внутренней незащищенности. А реальную защиту в жизни дадут нам только две вещи. Только две, к сожалению или к счастью. Но на самом деле целых две:

1. Верность дхарме, чести, долгу — дхарма ракшати ракшитаха. Запомните этот простой афоризм: дхарма ракшати ракшитаха — тот, кто защищает дхарму, того защищает дхарма. Это опыт, который должен получить каждый. Если мы получим его один раз, если мы один раз почувствуем этот вкус на губах, когда ты делаешь не то что хочешь ты и не то что хотя другие, а то как правильно (при этом удобно — неудобно, похвалят — не похвалят, отвергнут — не отвергнут, неважно), ты чувствуешь внутренние счастье и защиту в своём сердце.

2. А второе это Бог. Потому что именно Бог, Васудева в тот момент, когда мы делаем правильный выбор, в частности выбирая Его, та самая, Сверхдуша в сердце каждого, устраивает в нашем сердце праздник и даёт нам чувство этого счастья и защищённости, даже если внешне всё будет не очень сладко.

На самом деле дхарма – это всегда проявление воли той самой Сверхдуши, Васудевы. Просто далеко не всё люди способным сразу понять и принять эти простые и больные вещи. Итак, таково мнение Вед. А чего стоит наше мнение, покажет нам наша жизнь.

Поэтому каждый человек, если он хочет иметь в жизни реальную защиту, должен развивать в себе честность как принцип жизни. И первое реальное прибежище, на самом деле первый реальный живой опыт счастья в человеческой форме жизни можно ощутить, когда я действую в соответствии с дхармой, когда я действую в соответствии с долгом, принципами чести, принципами честности. Только в этот момент я первый раз чувствую в жизни счастье – по человечески. Всё остальное доступно животным так же. Но это удивительный опыт. Превзойти самого себя!

Один такой истинный опыт, переживание — и вся наша жизнь может измениться. Почему? Потому что мы поймем, что мы свободны. Понимаете, мы свободны! Мы не рабы, мы не обязаны рабски зависеть от этого тела. Мы не обязаны рабски зависеть от прихотей этого ума. Что бы ни происходило внешне, как бы ко мне ни относились люди, что бы ни было с моим телом, я могу быть счастлив вне всего этого. Я могу быть сильным, я могу быть удовлетворенным, я могу быть благородным, я могу уважать. Даже если люди плохо со мной поступают, я могу не опускаться на их уровень. И все равно благодарить, отдавать, уважать. Жить на высших принципах в своей жизни. Потому что я свободен, потому что я вне всего этого. И этот опыт доступен каждому. Это не красивая теория. И это и означает осознать себя душой. «Небольшой» бонус, за последовательную верность долгу и честности в своей жизни. Человек получает доступ к собственной душе и становится глубоким.

Но каждому из нас придется чем-то пожертвовать прежде, чем мы получим этот реальный опыт. Потому что дхарма (жизнь по чести)— это постоянные проверки. Почитайте Махабхарату, ШБ или какие-то другие Ведические тексты. Постоянно дхарма людей проверяла. Дхарма – это вселенские законы мироздания, установленные самим Богом, Васудевой. Это не догма, но то, из чего создан сам человек. Закон, по которому он сам и создан. И когда у человека есть эти высшие принципы в жизни, у него всегда будут проверки. Но, если я остаюсь верен этим принципам, у меня появляется огромное чувство собственного достоинства, честь, самоуважение, благородство. И, знаете, иногда можно видеть такого человека, такой человек очень красивый. Красивый именно внутри. Почему? Потому что он живет в соответствии с высшими принципами жизни всегда, в любом месте, в отношениях со всеми.

Поэтому это та платформа или позиция, на которую мы должны встать. И это изменит все в нашей жизни. Это изменит наши отношения с другими людьми, это изменит наше отношение

к миру, это изменит наше отношение к себе и духовной практике и это может каждый — что самое главное. Единственное, что для этого нужно, это первый раз робко это сделать. Первый раз всегда страшно, но потом, как говориться, можно, закрыв глаза, бежать по этому пути. Когда ты убедился в том, что есть твердая почва, на которой ты можешь стоять с убежденностью, по-настоящему. Но за это нужно заплатить определённую цену. Отбросить собственный страх и встретится с реальностью собственного сердца. Многие люди не проходят этих кризисов. Почему? Потому что в их боли всегда виноват кто-то другой, но не они.

Поэтому наша способность влиять на других людей зависит от того, насколько мы сами верны высшим принципам в своей жизни, которые должны ставить в центр. Все остальное временно. Рано или поздно нам придется расстаться с родственниками, рано или поздно внешняя ситуация изменится. Но дхарма последует за нами. Это то, из чего должно быть сделано наше сознание, наше сердце. И когда мы будем говорить, тогда наши слова будут подтверждаться Богом из сердца людей, Сверхдуша будет говорить им: «Да, это истина! Это правда». Именно Бог создает это чувство внутри сердца каждого человека. Человек открывается, и происходит перемена в его сердце. Так мы можем повлиять на других.

Поэтому Махатма Ганди, маленький человек, в полтора метра, изменил всю свою страну. У Махатмы Ганди была знаменитая фраза: «Сам стань той переменой, которую хочешь увидеть в мире». Как, изменив себя, изменить других? Сам стань той переменой, которую хочешь увидеть в мире!

Как Махатма Ганди стал Махатмой Ганди, кто-нибудь знает? То есть, что сделал Махатма Ганди? Махатма Ганди ненасильственным образом освободил Индию. Индия была колонией Британии. Он сказал: «Я ненасильственным образом освобожу её». И в принципе это была очень сложная задача. Но, тем не менее, он добился этого. Благодаря чему? Благодаря тому, что следовал этому принципу: «Сам стань той переменой, которую хочешь увидеть в мире». Если мы хотим повлиять на других людей, прежде всего мы должны влиять на себя. И когда другие люди в какой-то момент увидят, что хотя они поступают неправильно по отношению к нам, мы ведем себя как люди чести, мы ведем себя как благородные, уважительные люди чести, это может полностью перевернуть сознание другого человека. Но далеко не каждый сможем это оценить. Кто-то сочтёт это за трусость и слабость. Его право.

У меня были такие ситуации в жизни, когда на тебя просто «кучу испражнений» выливают, а ты ведешь себя в соответствии с теми высшими принципами, которые установил себе сам, как ось, центр своей жизни. Человек просто преображается, видя это благородство. Это то, что произошло с Камсой. Когда Камса увидел благородство Васудевы, он был тронут. Камса смягчился. Понятно, что потом он опять съехал туда где и был. Поэтому в отношениях с каждым человеком нужно проявлять разум. Очень важно понять, почему Камса и мы деградируем. Это я оставлю на потом. Из-за чего происходит деградация человека. Кратко, одна вещь – дурное общение. Но, тем не менее, на время его сердце изменилось.

Итак, как Махатма Ганди стал Махатмой Ганди. Когда британцы колонизировали Индию, они забрали всю соль себе. Соль — это очень хороший ресурс, потому что на ней надо готовить продукты. Хлеб несоленый не вкусный. Соль — это важно. И Махатма Ганди, как и многие простые люди в Индии, имел семью, имел детей. Мужчины более аскетичны, чем дети и женщины, он как-то легко переживал все эти сложности. Он мог терпеть все это. Но ему было очень больно видеть, как страдают его дети, как страдает его супруга. Он долго смотрел на это, смотрел, мучился. И потом в один из дней он сделал удивительную вещь, он просто взял ведро и пошел за солью. Там было специальное место, где хранилась эта соль, и индусам не разрешали ее брать. Он просто взял ведро и пошел за солью. И когда они туда пришли, в это место, там было тысячи человек. Они просто набрали соль и просто пошли домой. И в этот момент Махатма Ганди понял. Понятно, что он был уполномоченным человеком, самим Богом, чтобы изменить ситуацию в Индии, но тем не менее он са



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: