Подготовка детей-сирот к самостоятельной жизни после выпуска из интернатного учреждения




Целенаправленная работа по подготовке детей-сирот к дальнейшей жизни в обществе, преодолению так называемого "кризиса выпуска", связанного с переходом выпускников учреждений для детей-сирот от регламентированной жизни в учреждении к самостоятельному выбору и принятию решений, должна начинаться с момента поступления таких детей в интернатное учреждение.

Эта работа включает в себя, в том числе:

создание в учреждении условий, приближенных к условиям семейного воспитания (включая формирование разновозрастных "семейных групп", наличие постоянных воспитателей в группах);

разработку и реализацию программ воспитания, реабилитации и социальной адаптации воспитанников, обеспечивающих их комплексное индивидуально ориентированное психолого-медико-педагогическое и социальное сопровождение и содержащих маршруты постинтернатной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот, основанные на оценке их реальных потребностей и возможностей;

обеспечение качественного образования воспитанников, организацию работы по их профессиональному самоопределению и поиску для них конкурентоспособных профессий;

формирование законопослушного поведения воспитанников.

Положительную роль в системе поддержки воспитанников и выпускников учреждений для детей-сирот может сыграть обеспечение так называемого "наставничества", предполагающего наличие у каждого из них в предвыпускном и выпускном периоде значимого взрослого. В качестве таких взрослых, в частности, могут выступать родственники или знакомые воспитанников (выпускников), работники учреждения для детей-сирот или работники другой организации, занимающейся решением вопросов социальной адаптации детей этой категории (учреждения профессионального образования, предприятия, центра постинтернатной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот, общественной организации), волонтеры.

В соответствии со статьями 155.2, 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации в период пребывания детей-сирот в учреждении администрация учреждения обязана также принять все необходимые меры по защите имущественных прав воспитанников. Особое внимание при этом необходимо уделять жилищным правам детей, включая сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, в установленных законом случаях, право на получение жилого помещения. Как показывает практика, отсутствие жилого помещения является одним из наиболее существенных факторов риска дезадаптации выпускника учреждения для детей-сирот.

В соответствии с пунктом 4 статьи 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации по завершении пребывания ребенка в образовательной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения им возраста восемнадцати лет исполнение обязанностей опекуна или попечителя этого ребенка возлагается на органы опеки и попечительства по месту его жительства (пребывания).

В то же время, учитывая практическую сложность реализации указанного положения Семейного кодекса Российской Федерации, органам опеки и попечительства рекомендуется решать вопрос о назначении выпускникам учреждений для детей-сирот в возрасте до 18 лет попечителей, в том числе на возмездной основе.

Данная проблема может быть решена, в том числе, в рамках введения такой формы сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот как постинтернатный патронат (постинтернатное сопровождение). В настоящее время в целях обеспечения эффективности мер поддержки выпускников учреждений для детей-сирот в ряде субъектов Российской Федерации (в том числе, в Республике Адыгея, Алтайском, Краснодарском, Пермском краях, Владимирской, Иркутской, Калужской, Московской, Мурманской, Рязанской, Тверской, Томской, Ярославской областях, городе Москве, Чукотском автономном округе) приняты законы или нормативные правовые акты, регламентирующие организацию работы по постинтернатному патронату (постинтернатному сопровождению).

Постинтернатный патронат (постинтернатное сопровождение) устанавливается над выпускниками учреждений для детей-сирот на основании договора о постинтернатном патронате (постинтернатном сопровождении), который предусматривает различные формы оказания помощи в социальной адаптации лиц указанной категории как в возрасте до 18 лет, так и в возрасте от 18 лет и старше, подготовке их к самостоятельной жизни, меры по защите их прав. Помимо содействия в реализации прав выпускников учреждений для детей-сирот на территории субъекта Российской Федерации, постинтернатный патронат позволяет продолжить работу по формированию у детей-сирот социальной компетентности, развитию навыков самостоятельной жизни, что, в свою очередь, способствует сохранению получаемого детьми-сиротами жилья, закреплению на работе при первичном трудоустройстве, созданию и сохранению семьи, профилактике вторичного сиротства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: