Создание условий для получения выпускниками учреждений для детей-сирот профессионального образования




Значимым условием полноценной интеграции выпускников учреждений для детей-сирот в общество является их последующее трудоустройство, возможности которого напрямую зависят от наличия у них профессии. Для содействия профессиональному самоопределению и профессиональной подготовке воспитанников учреждений для детей-сирот необходимо обеспечить дальнейшее расширение перечня профессий, которым обучаются воспитанники этих учреждений, перспективных с точки зрения возможностей их дальнейшего трудоустройства на территории субъекта Российской Федерации, развитие материально-технической базы учреждений для организации трудового обучения и профессиональной подготовки воспитанников, взаимодействие учреждений [7]для детей-сирот в этих целях с образовательными учреждениями профессионального образования, предприятиями, организациями.[8]

Эффективным инструментом социализации выпускников учреждений для детей- сирот являются вузовские (университетские) комплексы, имеющие в своем составе школы-интернаты для детей-сирот. Успешный опыт создания таких комплексов имеется в ряде субъектов Российской Федерации (в том числе, Республике Мордовия, Кировской, Орловской, Пензенской, Тульской областях).

Университетские комплексы позволяют обеспечить решение таких задач как повышение качества образования воспитанников учреждений для детей-сирот; обеспечение их профессиональной ориентации на основе углубленного изучения необходимых предметов по учебным программам; расширение возможностей получения выпускниками учреждений для детей-сирот дальнейшего профессионального образования по специальности, избранной по профилю, через развитие вариативных интеграционных форм сотрудничества учреждений для детей-сирот с образовательными учреждениями высшего профессионального образования.

Основным показателем качества работы университетских комплексов является доля выпускников учреждений для детей-сирот, поступающих в высшие и средние специальные учебные заведения, которая составляет в среднем 70% (для сравнения - в целом в России поступает в учреждения высшего и среднего профессионального образования не более 25-30% выпускников учреждений для детей-сирот).

Так, в Киреевской школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, входящей в состав университетского комплекса Тульского государственного педагогического университета, доля поступающих в высшие учебные заведения выпускников после создания указанного комплекса увеличилась с 10% до 77%.

Широкими возможностями для организации профессионального обучения выпускников учреждений для детей-сирот, содействия их социальной адаптации располагают учреждения начального профессионального образования. В этих учреждениях дети-сироты, лица из их числа могут получить начальное профессиональное образование, а также профессиональную подготовку, что, в частности, чрезвычайно актуально для лиц, не имеющих основного общего образования, прежде всего, выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов) VIII вида. В период обучения в учреждениях начального профессионального образования дети-сироты, лица из их числа находятся на полном государственном обеспечении, а также имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и принятыми в соответствии с ним законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Следует также учитывать, что в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и лица из числа детей-сирот имеют право на получение второго начального профессионального образования без взимания платы. При этом размер и порядок возмещения расходов образовательных учреждений начального профессионального образования на обучение детей-сирот, лиц из числа детей-сирот должны быть установлены нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Важную роль в решении вопросов образования и социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот играют средние специальные учебные заведения, в которых дети-сироты и лица из их числа, помимо среднего профессионального образования, также [9]могут получить начальное профессиональное образование и профессиональную подготовку. Дети-сироты, лица из их числа, обучающиеся в средних специальных учебных заведениях, также пользуются правом на полное государственное обеспечение и дополнительные меры по социальной поддержке.

На основании пункта 1 статьи 6 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты, лица из числа детей-сирот, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания платы. Размер и порядок возмещения расходов курсов по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования на обучение детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Для реализации права детей-сирот, лиц из их числа на получение начального профессионального и среднего профессионального образования и профессиональной подготовки в соответствии с их способностями и интересами необходимо обеспечить расширение перечня находящихся на территории субъекта Российской Федерации учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, принимающих на обучение детей-сирот, в том числе, предоставляющих общежитие для обучающихся этой категории.

Особое внимание следует уделять подготовке персонала образовательных учреждений профессионального образования, включая высшие учебные заведения, к работе со специфическим контингентом обучающихся и студентов из числа выпускников учреждений для детей-сирот.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: