Успешный опыт укрупнения грузовых мест до 30 т (контейнеры 40 футов) показал желательность дальнейшего укрупнения, но этому препятствовали проходные размеры шоссейных и железных дорог. Поэтому были разработаны плавучие контейнеры – баржи (лихтера), размеры которых значительно больше обычных контейнеров. Ввиду малой осадки лихтеров их можно с помощью буксиров доставлять в мелководные речные и морские необорудованные порты и к причалам производителей или потребителей груза.
Особенностью всех типов лихтеровозных систем является то, что размерения лихтеров соответствуют размерениям типичных барж в обслуживаемых районах.
Разработаны и построены специализированные суда для перевозки лихтеров – лихтеровозы. В зависимости от способа погрузки и выгрузки лихтеров различают три основных типа лихтеровозов. Наиболее распространены лихтеровозы типа ―ЛЭШ (LASH – lighter aboard the ship).
Это крупные суда, которые способны перевозить 40 – 90лихтеров, грузоподъемностью до 370 т со скоростью 18 – 22 узла. Лихтеровозы ЛЭШ (рисунок 2.11) двухвинтовые со среднеоборотными главными двигателями или паровыми турбинами (для уменьшения объема МО). Суда, как правило, с избыточным надводным бортом, однопалубные. Надстройка и рубка расположены в носу. Лихтеровозы ЛЭШ имеют две консоли в корме, образующие нишу, в которую лихтер заводится буксиром. Мощный козловой кран г/п 500 т выкатывается на консоли, поднимает лихтер и транспортирует его вдоль судна до соответствующего трюма, лихтеры грузят в несколько ярусов в трюме и на палубу. Буксиры обычно являются принадлежностью судна и находятся на судне в рейсе.
В настоящее время на верхней палубе этих судов часто перевозятся контейнеры 20' и 40' футов и поэтому на них дополнительно устанавливают более легкий кран для этих контейнеров.
Лихтеровозы типа Си-Би(Sea Bea) (рисунок 2.12) предназначены для перевозки более тяжелых лихтеров с большими размерами. Это крупные многопалубные суда, без поперечных переборок в грузовых помещениях, которые вмещают 26 – 38 барж-лихтеров водоизмещением по 1300 т.
Рисунок 2.11 - а – лихтеровоз типа ЛЭШ; б – лихтер:
1 – пост управления краном, 2 - катучий мостовой кран грузоподъемностью 500 т, 3 – лихтеры (плавучие контейнеры), 4 – рулевая рубка, 5 – лихтер, 6 – буксир толкач подводит баржу в нищу для ее подъема краном.
Рисунок 2.12 - Лихтеровоз типа Си-Би:
а – буксировка лихтеров, б – лихтеровоз, в - лихтер
Эти суда также имеют в корме две консоли, образующие нишу, в которой размещается синхролифт и куда заводятся лихтера.
Синхролифт одновременно поднимает две баржи до нужной грузовой палубы. После этого лихтеры пересаживаются на тележки, с помощью которых они транспортируются вдоль по палубе судна.
Третий тип лихтеровозов – суда докового типа. На время грузовых операций трюм заполняется водой и в него через ворота вводятся лихтеры. Затем после центровки лихтеров над местами установки закрывают ворота и откачивают воду из трюма и балластных отсеков.
К такому типу судов относятся лихтеровозы: типа Бако (Barge conteiner) дедвейтом 21000 т; типа Бакат (Barge aboard catamaran) - погрузка докованием и подъемником г/п 400 т; ФЛЭШ (Fider lash) -фидерныйлихтеровоз для перевозки маломореходных лихтеров между базовым портом и другими портами бассейна (до 12 лихтеров ЛЭШ или 6-лихтеровСи-Би).
В заключение следует отметить, что лихтеровозы – сложные и дорогие суда, эксплуатация которых может быть эффективна только при устойчивом грузопотоке высокотарифных грузов и надежной загрузке судна этими грузами.