Пункт 1. Цель освоения дисциплины «Социальная философия Платона и Аристотеля»
В соответствии с общими целями ОПП ВиСПО главной целью преподавания дисциплины (спецкурса) «Социальная философия Платона и Аристотеля» является подготовка студентов бакалавриата философского отделения к преподаванию основ «Философии социальных и гуманитарных наук» посредством восхождения к первоосновам используемых в этих науках понятий и концептуально-методологического инструментария. Конкретизация этой цели состоит в уяснении 1) мотивов, которые побуждали Платона к созданию софократической модели государства, и 2) того, как в споре со своим учителем Аристотель разрабатывал и аргументировал концепцию «среднего класса» и «среднего государства», оказавшуюся востребованной в последующие времена вплоть до наших дней.
Пункт 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Согласно учебному плану философского отделения дисциплина (спецкурс) «Социальная философия Платона и Аристотеля» предназначена для студентов 3-его курса бакалавриата. Проблематика дисциплины раскрывается в лекциях и активно осваивается студентами на семинарских занятиях, а также во время самостоятельной работы при написании рефератов и подготовке докладов для участия в работе студенческой «Недели науки». Материал дисциплины преподается и усваивается с опорой на знания, уже полученные студентами по дисциплине «Социальная философия». Студентам указывается на актуальность знаний, которые они приобретают при активном освоении проблематики спецкурса.
Пункт 3. Компетенции обучающихся, формируемые в результате освоения дисциплины
Преподавание дисциплины участвует в выработке следующих общекультурных и профессиональных компетенций: ОК-4, ОК-6, ОК-16, ПК-3, ПК-8, ПК-11, ПК-16.
Студенты бакалавриата приобретают компетенцию в знании исторических истоков понятийного, концептуального и методологического оснащения современных социальных и гуманитарных наук. Обучающиеся формируют умения осознанно и критически оценивать предлагаемые в настоящее время проекты реформирования и развития общества и государства. Студенты овладевают навыком активно участвовать в преобразовании всех сторон своей личной и общественной жизни.
Пункт 4. Структура и содержание дисциплины (спецкурса) «Социальная философия Платона и Аристотеля»
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зачётных единицы 108 часов.
4.1.Учебно-тематический план дисциплины
№ | Разделы и подразделы дисциплины | Се- местр | Нед. сем. | Лек. | Сем. | СРС | Все- го | Формы Текущего контроля (по неделям) и промеж. аттестации (за семестр) |
1. | Кризис древнегреческого полиса и реформы Солона и Клисфена | Доклады, рефераты, эссе | ||||||
1.1. | Становление в Аттике демократической формы полиса | |||||||
2. | Критика Платоном пяти видов полиса в обосновании им «софократической» модели государства | 2-3 | Доклады, рефераты, эссе | |||||
2.1. | Учреждение Платоном философии и разделение людей на «философов» и «филодоксов» | |||||||
2.2. | Выведение Платоном пяти видов полиса из свойств человеческой души | |||||||
3. | Платон о разделении труда как основе государства | 4-5 | Доклады, рефераты, эссе | |||||
3.1. | Общество и государство возникают из того, что «каждый занимается своим и только своим делом» | |||||||
3.2. | Каждый из видов труда – следствие доминирования одного из свойств души | |||||||
4. | Миф об «Атлантиде» | Доклады, рефераты, эссе | ||||||
4.1. | Платон об устройстве государства на Атлантиде | |||||||
5. | Возвышение Македонии и снижение роли Афин в объединении полисов | 7-8 | Доклады, рефераты, эссе | |||||
5.1. | Победа македонцев в битве при Херонее | |||||||
5.2. | Походы Александра Македонского – ученика Аристотеля, желавшего стать богом при жизни | |||||||
6. | Обобщение Аристотелем истории греческих полисов | 9-11 | Доклады, рефераты, эссе | |||||
6.1. | «Афинская полития» Аристотеля | |||||||
6.2. | Формы полисов и их конституции | |||||||
6.3. | Сравнение Аристотелем законов и судейских практик полисов | |||||||
7. | Аристотелевская концепция генезиса и структуры государства | 12-14 | Доклады, рефераты, эссе | |||||
7.1. | Спор с Платоном | |||||||
7.2. | Аристотелевская версия генезиса государства | |||||||
7.3 | Аристотель о «ветвях власти» и их соотношении | |||||||
8. | Аристотелевский проект идеального государства | 15-18 | Доклады, рефераты, эссе | |||||
8.1. | «Арэте» как цель «деятельностного образа жизни» гражданина полиса | |||||||
8.2. | Признаки наилучшего государственного устройства | |||||||
8.3. | Образ «среднего класса» и «среднего государства» - несбывшаяся мечта Аристотеля | |||||||
8.4. | Идея «просвещённой монархии» от Гомера через Аристотеля к Гегелю до Проханова | |||||||
Итоговый контроль | зачёт | |||||||
Всего часов: |
Семестровый курс предполагает 36 часов аудиторной работы, из которых все 36 часов отведены на лекции, форма итогового контроля – зачет, 72 часа отведено на самостоятельную работу студентов.