Содержание второй главы
Методика формирования коммуникативно-речевых умений младших школьников в процессе изучения текста и их критерии
2.1 Целевой компонент
2.2. Организационно-содержательный компонент
2.3 Результативный компонент
2.4Психолого-педагогические условия формирования умений
Содержание третьей главы
3. Содержание опытно-экспериментальной работы
3.1 Констатирующий этап
3.2Формирующий этап
3.3 Контрольный этап
Методика формирования коммуникативно-речевых умений младших школьников в процессе изучения текста и их критерии
Целевой компонент
Цель данной опытно-экспериментальной работы: формирование и усовершенствование коммуникативно-речевых умений младших школьников.
Данная программа эксперимента была построена на следующих принципах: системности и обьективности (были учтены возрастные особенности младших школьников и соблюдены все требования), последовательности (на констатирующем этапе проведена была диагностика уровня сформированности коммуникативно-речевых умений и работа над ошибками, затем, при помощи комплекса упражнений происходило закрепление умений и на контрольном этапе – был проведёна повторная диагностика для выявления динамики уровня сформированности умений), развивающего обучения и сознательности (самостоятельность учащихся в выполнении заданий), активности (посредством выполнения работы на уроке русского языка), доступности (материал соотнесен по сложности, во-первых, с возрастом учащихся и во-вторых, с учётом индивидуальных особенностей учащихся) и наглядности(продемонстрированы таблицы с правилами, изображения для составления рассказа, проведена работа по написанию изложения с использованием материала учебника русского языка В.П. Канакиной за 4 класс по программе «Школа России»).
В ходе организации, содержания и проведения занятий на этапах эксперимента были выдвинуты особые требования: учёт особенностей развития младших школьников, доступный материал, внимательность и сосредоточенность со стороны учащихся
Организационно-содержательный компонент
Была разработана и внедрена психолого-педагогическая программа по формированию коммуникативно-речевых умений.
Основными условиями формирования данных умений младших школьников в рамках этой программы выступили следующие условия:
-формирование эмоционального самоконтроля и адекватности реагирования в ситуациях взаимодействия;
- формирование адекватного целостного отношения к себе и к миру;
- развитие рефлексии;
-развитие вербальных и невербальных способов общения;
-снятие эмоционального напряжения;
-развитие симпатии
Программа была апробирована на экспериментальной группе. Все условия были соблюдены. Группа была проинформирована в ходе зачтения инструктажа по предстоящей работе. Подтверждение гипотезы в экспериментальном режиме проводилось с помощью статистических методов.
Базой исследования являлось - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 им. М.И.Калинина» г. Белореченска, Краснодарского края.
Проведение эксперимента проходило с группой учащихся 4 «А» класса в составе 20 человек, в возрасте 9-10 лет.
Данные занятия проходили в течение первой четверти на уроках русского языка.
Целью данного эксперимента являлось формирование и совершенствование коммуникативно-речевых умений младших школьников в процессе изучения текста.
На констатирующем этапе была проведена диагностика уровня сформированности коммуникативно-речквых умений, в ходе которой были использованы определенный ряд заданий (методика «Рукавички» и написание изложения по тексту из учебника В.П.Канакиной за 4 класс Е.Пермяка «Первая вахта»). Эти задания были проведены для того, чтобы выявить уровень сформированности определённых коммуникативно-речевыхумений младших школьников: умение ориентироваться в ситуации общения, умение раскрывать тему и основную мысль высказывания и умение выражать свои мысли. Затем был проведён анализ.
На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы был проведён комплекс упражнений с целью формирования и совершенствования коммуникативно-речевых умений младших школьников: задания на внимательность (найди отличия, найди слова на предполагаемую тему и запоминание словарных слов при помощи ассоциаций); работа с пословицами и составлением небольшого рассказа по иллюстрации; написание сочинения по картине И.И. Левитана «Золотая осень».
На контрольном этапе была проведена повторная диагностика и анализ в целях определения динамики уровня сформированности коммуникативно-речевых умений младших школьников.