Устранение зажатости мышц 7 глава




♦ Затем пусть ребенок слегка приоткроет рот и произносит серию сло­гов: [ТА-ТА-ТА]. Когда он начнет произносить, осторожно нажимайте шпателем на кончик его языка и отодвигайте его вглубь рта. Сначала послышатся слоги со смягченным и не очень четким звуком [Т'] ([ТЯ- ТЯ-ТЯ]); потом слоги |КЯ-КЯ-КЯ| (также не слишком внятные); на­конец, слоги [КА-КА-КА]. Как только услышите их, слегка отодвиньте шпатель, скажите, что это именно тот звук, который вы хотели полу­чить. Объясните ребенку, что он выговаривает его в самом горле. Если он начнет смягчать звук, снова нажимайте шпателем на язык. Затем пусть ребенок сам отодвинет язык в горло и скажет: [КА-КА-КА]. Если нужно, помогайте ему шпателем. В дальнейшем пусть произносит слоги [КО-КО-КО| (как кудахчет курочка); [КУ-КУ] (как кукует ку­кушка).

♦ Чтобы произнести звук [Г], пусть ребенок говорит серию слогов: [КА- КА-КА]. Скажите ему, чтобы он добавил голос, говорил звучно, чтобы получилось, как гогочет гусь: [ГА-ГА-ГА].

♦ Звук [X]. Ребенку нужно тянуть звук [К], не отрывая языка от горла. Пусть послушает, какой звук идет следом за [К] ([КХ-Х-Х|). Пусть по­вторяет этот второй звук ([Х-Х-Х]). Если не получится сразу, пусть опять длительно произнесет |К]. Скажите, что после [К] слышится звук, напоминающий смех: [Х-Х-ХА-ХА-ХА]. Пусть посмеется с вами. Потом пусть смеется: [ХО-ХО-ХО], [ХЭ-ХЭ-ХЭ].

♦ Устранение смягчения согласных звуков. Для получения твердых зву­ков ребенок должен произносить их, вытягивая вперед губы (от это­го и губы, и язык будут становиться тверже). Пусть ребенок, вытянув губы (как при произнесении звука [У]), повторяет за вами слоги: [ТА- ТА-ТА]. Покажите, как это сделать. У него выйдет твердый [Т] (язык будет слегка высовываться между зубами, [А] будет звучать искажен­но, как что-то среднее между [А] и [О]). Таким же образом пусть по­вторяет слоги с согласными [Д] и [Н]. Слоги с губными согласными ([МА], [ПА], [БА]) нужно произносить, также вытянув губы в трубоч­ку. Немного сложнее вытягивать губы при произнесении слогов со звуками [В] и [Ф] ([ВА], [ФА]). Предложите ребенку произносить их, наморщив губы, словно заяц (пусть посмотрит в зеркале, какая у него выходит смешная «заячья» физиономия).

Смягчение звуков можно устранить другим способом. Скажите ребен­ку, что он выговаривает звуки [П], [Б], [В], [Ф], (М] слишком «мяг­кими» губами. Звуки (Н), (T), [Д] он произносит «мягким» языком; когда он выговаривает звуки [К|, [Г], [X], у него чересчур «мягкий» язык в горле. Звуки разбирайте по одному. Покажите, что такое «мяг­кие» губы, — расплющьте их, пощупайте пальцами. Затем покажите, как сделать их «твердыми»: наморщив, сомкните их. Пусть ребенок потрогает их и убедится, что они стали упругими и неподатливыми. Все ваши движения ребенок должен повторять, глядя в зеркало. За­тем пусть «твердыми» губами повторяет звуки [П], [Б], [М], [В], [Ф]. Вслед за этим покажите ребенку, какой у него «мягкий» язык, — рас­пластайте его во рту. Потом покажите, как сделать его «твердым»: чуть высуньте язык, округлите его или сделайте остреньким. Ребенку нуж­но повторять за вами. Затем пусть произнесет «твердым» языком зву­ки (H), (Т), [Д]. Можно слегка высовывать язык между зубами, но по­том нужно будет убрать его в рот. В дальнейшем пусть ребенок сделает «твердым» язык в горле и таким языком говорит звуки [К], [Г], [X].

 

Вы можете попытаться подтолкнуть у ребенка формирование звуков [С], [Ш], [Р], [Л]. Специально ставить их рано, так что если звуки не получают­ся, — это не страшно.

♦ Звук [С]. Покажите, как жестом попросить кого-нибудь, чтобы он вел себя тише: вертикально прижмите указательный палец к губам и очень тихо скажите [ТС-С-С-С]. Пусть ребенок повторит за вами. Если по­сле [Т] у него послышится [С], обратите на этот звук его внимание. Скажите, что вы слышите такой звук, словно свистит комар. Снова прижмите палец к губам и произнесите [ТС-С-С], делая короткие пау­зы между звуками [С]. Пусть ребенок повторит. Когда это станет полу­чаться у него устойчиво, предложите ему сразу посвистеть, как комар.

♦ Звук (Ш). Ребенку нужно «щупать» кончиком языка альвеолы и одно­временно дуть на язык. Если послышится звук, близкий к (Ш), ска­жите ребенку, что у него получается так, будто шипит змея. Пусть «шипит» потише, погромче. Затем округлите ему губы «рупором» — для этого нажмите пальцами на углы его губ и выдвиньте их вперед. У ребенка может выйти полноценный звук (Ш). В дальнейшем пусть сам выставляет вперед губы, глядя в зеркало, и шипит, как змея.

♦ Звук [P). Можно попытаться вызвать у ребенка вибрацию языка ис­кусственным образом. Для этого пусть ребенок произносит серию очень резких, отрывистых звуков (Д): [Д-Д-Д-Д], касаясь языком аль­веол. Звуки нужно произносить с голосом, скажите, что так строчит пулемет. Пока он будет произносить, подсуньте ему под язык какой- нибудь продолговатый предмет с гладким, округлым кончиком. При­касайтесь им к нижней поверхности языка (где-то посередине) и со­вершайте быстрые движения справа налево и обратно (движения должны быть широкими). Будет слышаться грубоватый раскатистый звук |Р|. Для вызывания вибрации языка можно воспользоваться собственным пальцем ребенка (только подпилите ему ноготь пилоч­кой). Сначала сами совершайте движения его кистью (палец должен быть абсолютно прямым), в дальнейшем ребенок может действовать самостоятельно (пo-прежнему следите, чтобы палец был прямым). Как только у ребенка получится раскатистый звук (Р), скажите, какой звук он выговаривает. Упражнение можно назвать «Заведем мотор».

♦ Звук [Л]. Предложите ребенку «попеть». Пусть откроет рот, положит на нижние зубы язык и тянет гласный [А]. В это время пусть «шлепа­ет» по языку верхними зубами, как бы «жует» его (не прекращая тянуть звук [А]). У него будет получаться: [А-ЛА-ЛА-ЛА]. Рот при этом нуж­но открывать резко, иначе звук [Л] будет вялым. Если [Л] будет вы­ходить смягченным, попросите ребенка сделать твердый язык. После этого пусть продолжает «петь», постепенно убирая язык за зубы. Затем пусть «поет», вообще не высовывая язык изо рта. Когда это получится, попросите его «петь»: ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ

 

Примерный речевой материал для закрепления звуков

[Ф|: фон, факел, фанера, фара, фартук, фура, фазан, фамилия, фантик, фут­бол, футболист, Фома, форточка, форма, фото, фуражка, фабрика, Фаина, фунт, факир, фуфайка, фонарь, фокус.

[В|: вата, вода, вой, война, Ваня, ваза, воз, воротник, вожжи, вокзал, волк, вол, волосы, восток, Валя, водитель, воробей, выдра, высота, выпь, Вова, варежки, варенье, вагон, Валера, ворота, ворона.

[К]: Коля, конь, Катя, каток, король, корова, корыто, корабль, кора, кот, ком, кофта, коза, коса, кубик, куст, кузов, кулак, конюх, капля, колос, куртка, каша, кашель, кофе, колесо, копыто, конфета, котик.

[Г]: Гоша, гости, гусь, голова, горло, гамак, галстук, гам, газета, голос, гора, Галя, гудок, гусли, газон, газ, гонки, голод, город, губа, гол, гараж, гарь, гармонь, галоп, говор.

[X]: холод, халат, хорек, хурма, холм, хор, хохот, хобот, холст, хутор, хан, ход, ходок, художник, хата, халва, хоровод, хоромы, хулиган, хомяк, халиф, холо­дильник, хомут.

1С]: сад, сок, соль, сумка, сын, сыр, сахар, сухарь, салат, сало, сова, суп, сук, самовар, самокат, сурок, собака, сани, сарафан, совок, сутки, сапог, садовник, соловей, сарай, сон, самолет.

[III]: шуба, шутка, шапка, Шура, шина, шепот, шорох, шар, шорты, шахматы, шашка, шелк, шерсть, шип, шило, шатер, шалаш, шаг, шум, шуруп, шест, шах­тер, шарф, шаль.

[Р|: рыба, рак, рука, рама, радуга, радость, рысь, рынок, ров, рубашка, рукав, рыбак, рысак, руда, рога, род, Рома, рост, родинка, радио, ручка, рывок, работа, робот, рана, ракета, роза, рулет.

[Л]: лапа, луна, лыжи, лук, ласты, лоб, лужок, лак, лупа, лодка, ложка, лом, лакомка, лужа, ломоть, локоть, лампа, лавка, лыжник, лыко, Лада, лопата, лото, латка, ладонь.

Для закрепления звуков, которые ребенок произносил смягченно, не исполь­зуйте слов, включающих в себя мягкие звуки.[Т]: тапок, торт, тын, тонна, топор, ток, танк, таран, таракан, туша, ту­ман, турок, тумак, талант, табун, табор, Тула, тыква, таз, Тамара, топот. [Д]: дом, дуло, душ, дыра, дуб, Дон, Даша, дорога, дубрава, дар, док, доктор, дума, дуга, давка, дупло, дубок, дым.

[Н|: Ната, ноты, нос, нога, нырок, нары, нора, нож, ножны, Нонна, нарды, на­род, наган, набор, набат, носок, норка.

[М|: мама. Маша, мак, мука, муха, макароны, молоко, масло, марка, мурка, мыло, мода, моток, морс, морковка, мурава, музыка, марш, морж, мороз. [Б]: бабушка, банка, бал, будка, бук, бука, бак, баркас, барабан, баран, буран, булка, бумага, букашка, базар, банан, булавка, банк, Барбос, барс, балкон, бал­ка, башмак.

(П): папа, пол, полка, пума, пара, поток, патока, потолок, пугало, панама, пушка, пушок, Паша, полк, парта, панорама, Полкан, парк, паром, пароход, паровоз, паук, парад, палка.

Правила занятий с детьми

□ Освоение произношения звуков — чрезвычайно сложная для ребенка за­дача (особенно в этом возрасте). Так что, если возникнут трудности, мож­но отложить их постановку на более поздний период — ближе к четырем годам. Если, несмотря на ваши старания, звуки у ребенка не появятся, уже после четырех с половиной лет желательно показать его логопеду. Как только вы поставили ребенку звук, его нужно ввести в речь ребен­ка. Сначала пусть ребенок повторяет за вами открытые слоги с этим звуком (ФА, ФО, ФУ, ФЫ, ФЭ). Затем — закрытые (АФ, ОФ, УФ. ЫФ, ЭФ). Затем пусть повторяет простые слова, начинающиеся с по­ставленного звука. После согласного должен идти гласный звук, на­пример: фон, фанера.

□ Если ребенок в речи будет продолжать смягчать звуки, напоминайте ему, чтобы он выговаривал их «твердыми» губами и «твердым» язы­ком.

□ Когда ребенок будет употреблять в речи прежний неправильный звук, исправляйте его. Четко и внятно произносите все слово и просите по­вторить его.

□ Если у вас получится вызвать у ребенка звук [Р], вводить его в речь можно только после того, как ребенок научится произносить его са­мостоятельно (без «заведения мотора» пальцем).

Связная речь

Связная речь — не то же самое, что фразовая. Когда говорят, что у ребенка есть фразовая речь, имеют в виду, что он использует в своей речи предложения (хотя бы и очень короткие), а не только отдельные разрозненные слова.

Когда же говорят, что у ребенка есть связная речь, подразумевают две вещи:

□ Способность ребенка говорить грамотно распространенными, внутри себя связанными, логически построенными предложениями, которые включают в себя разнообразные части речи, а также предложные и со­юзные конструкции. j Умение ребенка самостоятельно объединять предложения в проду­манный связный текст.

□ В возрасте между тремя и четырьмя годами у ребенка преимуществен­но формируется именно способность к связной речи.

Распространение предложений

Цель упражнений — дать ребенку образцы того, как можно развивать короткие предложения, используя различные части речи, а также предлоги и некоторые союзы. Усвоив эти образцы, ребенок сможет самостоятельно распространять и делать более содержательными свои высказывания.

Часть упражнений удобнее всего выполнять на основе простых предметных и сюжетных картинок.

Сначала нужно научить ребенка распространять словосочетания. Для этого давайте ему задания на подробное описание предметов. Заодно он научится внимательно рассматривать и изучать их. Этот навык необходим для формирования связной речи, а также мышления.

♦ За обедом можно попросить ребенка хорошенько рассмотреть чашку, из которой он пьет. Задавайте вопросы: Из чего ты пьешь чай? Из чаш­ки. Чашка какая? Синяя. А еще она какая? Уточните, если ребенок не догадается, что сказать: Большая или маленькая?Большая. А из чего она сделана? Из глины (фарфора). Значит, она какая? Глиняная (фарфо­ровая). А донышко у нее какое? Белое. А теперь подробно расскажи про чашку, какая она? Чашка — синяя, большая, глиняная, с белым доныш­ком. Подсказывайте, если ребенок что-то упустит.

♦ Пусть ребенок описывает по картинкам предметы. Мяч какой? Кру­глый, футбольный, большой. Задавайте вопросы по поводу того, ка­ким еще может быть предмет (и чего нельзя определить по картинке). Как ты думаешь, мяч новый или старый? Он мягкий или твердый? Он легкий или тяжелый?

Примерный речевой материал

Стол — круглый, квадратный, обеденный, кухонный, деревянный, высокий, на четырех ножках, со скатертью.

Цветок — красивый, красный, душистый, пахучий, маленький, на тонком сте­бле, с зелеными листиками.

Диван — зеленый, мягкий, широкий, бархатный, с подлокотниками, с подушка­ми, с пуфиком.

Комната — квадратная, большая, светлая, чистая, с окном, с мебелью, с теле­визором, ковром, зеркалом.

Дом — большой, серый, многоэтажный, с лифтом, с балконами.

Чай — горячий, теплый, зеленый, сладкий, смятой, с молоком.

♦ Произносите предложения (можно с опорой на картинки), которые ребенку нужно «переделать» в «предложения наоборот», употребив слово-антоним. Дайте ему образец построения таких предложений: Суп очень горячий. Как сказать это предложение наоборот? Суп очень холодный. Дождь закончился давно. Дождь закончился недавно. Пусть ребенок повторяет предложения, заменяя в них подлежащее. Например: Цветок очень хорошо пахнет. Как сказать то же самое про духи? Духи очень хорошо пахнут. Как сказать то же самое про розу? Роза очень хорошо пахнет. Как сказать то же самое про воздух? Воздух очень хорошо пахнет.

♦ Нужно повторять предложения, заменяя в них дополнения: Строители построили башню. Что вместо башни построили строители? Строители и построили дом. Что еще построит строители? Строители построили гараж.

♦ Пусть ребенок заменяет в предложении сказуемое на глагол-синоним: Машина быстро едет. Как по-другому можно сказать то же самое? Машина быстро мчится. Как еще по-другому можно сказать? Машина быстро несется. Подсказывайте слова-синонимы: Слово «едет» можно заменить на «мчится».

♦ Пусть ребенок заканчивает по картинке предложение — произносит все более и более длинную концовку. В нужном месте делайте паузу: Кошка бежит... за мышкой. Черная кошка... бежит за мышкой. Черная... кошка бежит за мышкой. Пушистая... черная кошка бежит за мышкой. Обучайте ребенка задавать вопросы. Описывайте конкретную ситуацию (можно по картинке). Например: Мальчик заблудился в лесу и встретил лесника. Что он должен спросить у него? Ребенок: Как выйти из леса? Правильно. Как еще по-другому он может спросить? Как мне найти дорогу из леса? Правильно. Как еще можно спросить? Как мне найти дорогу домой?

Задания для использования в предложениях союзов.

♦ Водите карандашом по бумаге, чтобы ребенок не видел, что вы делаете. Спросите: Как ты думаешь, я пишу или рисую? Спроси у меня об этом. Ребенку нужно спросить: Ты пишешь или рисуешь? Можно подсказать ему вопрос.

♦ Поставьте на стол два предмета. Спросите: Что стоит на столе? Ваза. А еще что? Чашка. Так что же стоит на столе? Ваза и чашка. Если ребенок не догадается использовать союз и, сами произнесите конечное предложение и затем задавайте вопросы по поводу следую­щих пар предметов.

♦ Ребенку нужно освоить сложный союз: потому, что. Произносите предложения, в которых рассказывается о конкретных событиях, а потом спрашивайте у ребенка, почему это произошло: Мальчик упал. Как ты думаешь, почему? Он упал потому, что споткнулся. Чашка раз­билась. Почему? Потому, что упала.

♦ Покажите сюжетную картинку и попросите сказать, что на ней изоб­ражено (например, едущая по дороге к дому машина). Ребенок скажет: машина. Спросите: Машина что делает? Машина едет. Затем задавайте вопросы так, чтобы ребенку приходилось уточнять и развивать пред­ложение. Машина какая: грузовая или легковая? Легковая. Значит, какая машина едет? Легковая машина едет. Какого цвета машина? Красная. Значит, какая машина едет? Красная легковая машина едет. По направ­лению к чему едет машина? Машина едет к дому. А какая машина едет к дому? Красная легковая машина едет к дому. Как ты думаешь, она быстро едет или медленно? Быстро. Значит, красная легковая машина... (сделайте паузу и дайте ребенку возможность закончить предложение) быстро едет к дому. Она очень быстро едет? Очень. Так, значит, крас­ная легковая машина... (опять сделайте паузу) очень быстро едет к дому. Переспросите: Что у нас получилось? Красная легковая машина очень быстро едет к дому.

Примерный речевой материал

Предложения наоборот» со словами-антонимами (наречиями и прилагательными): Машина едет быстро (медленно); я пью теплое (холодное) молоко; музыка играет громко (тихо); у дома растет высокое (низкое) дерево; я принесла тяжелую (легкую) сумку; ты пьешь сладкий (несладкий) чай; мяч упал далеко (близко).

Предложения для замены подлежащего: птица (самолет, орел, коршун) летит высоко в небе; дельфин (рыба, утка) плещется в воде; пароход (лодка, катер) плывет по реке; поезд (трамвай) едет по рельсам; густые тучи (облака) закрыли I солнце; мальчик (девочка) играет в мяч; бабушка (мама) сварила вкусный обед. Предложения для замены дополнения: с яблони падают листья (яблоки); по синему небу летят журавли (птицы); собака гонится за лисицей (кошкой); большой грузовик привез бревна (кирпичи); за окном идет сильный снег (дождь); папа внимательно читает газету (книгу).

Предложения для замены сказуемого: бабочка порхает (летает) по саду; камень упал (свалился) с крыши; собака громко гавкает (лает); поезд летит (мчится) на всех парах; мальчик больно ударил (ушиб) локоть; мама встала (поднялась) с кресла; бабушка задремала (уснула) у телевизора.

Предложения с союзом -- потому, что: На улице стемнело. Почему? Потому, что зашло солнце. В комнате темно — потому, что не горит свет. Мальчик проголодался — потому, что давно не ел. Окно чистое — потому, что его вымыли. У машины прокололось колесо — потому, что она наехала на гвоздь. Ботинки жмут — потому, что они малы. Деревья качаются — потому, что дует ветер. Снег стаял — потому, что пригрело солнце. Каша пригорела — потому, что про нее забыли.

Развитие самостоятельной речи

♦ Совершайте действия (связные, а не хаотичные), ребенку нужно по­дробно комментировать их. Например: подойдите к столу, возьмите вазу с цветами, выньте из нее цветы, положите на стол, пойдите в ван­ную, вылейте из вазы воду, открутите кран, наберите воды, вернитесь в комнату, поставьте цветы в свежую воду. Именно так подробно ре­бенок должен рассказывать обо всех ваших шагах, не упуская ни ма­лейшей детали. Если он что-то пропустит, спрашивайте: А что я делаю сейчас? Договоритесь, что вы таким образом играете. Правило игры такое: он должен все заметить и ничего не пропустить.

♦ «Играйте наоборот». Ребенок совершает цепочку действий, а вы комментируете их. Нарочно пропускайте некоторые моменты, что­бы ребенок мог сказать, что вы не назвали какое-то из его действий.


Спрашивайте: А что же я пропустила, не заметила? Ты не заметила, как я вынул из шкафа куртку, взял конфетку.

♦ Пусть ребенок рисует и рассказывает вам, что он делает. Задавайте во­просы: Что ты сейчас будешь делать? Рисовать. Что ты взял? Я взял бумагу. А теперь? Я взял карандаш. Какого цвета? Желтого цвета. По­чему? Потому, что я буду рисовать солнышко. А сейчас что ты рисуешь? Лес. Каким карандашом ты рисуешь в лесу листики? Я рисую зеленым. Так, значит, в лесу будет осень или лето? В лесу будет лето.

♦ Это же задание выполняйте иначе — чтобы ребенок учился с помощью речи заранее планировать действия. Прежде чем он начнет ри­совать, расспросите, что он задумал. Что ты собираешься рисовать? Домик. Домик будет городской или дачный? Дачный. Значит, он будет маленький? А, он будет маленький. Одноэтажный? А. А крыша какая будет? Крыша будет треугольная. А что ты нарисуешь возле дома?Boзле дома будет дерево. А вокруг дома что-нибудь будешь рисовать? А, нари­сую заборчик. А в какой цвет ты его покрасишь? Покрашу в коричневый. А садик вокруг дома будешь рисовать? Буду. А что будет расти в саду? Цветы будут. А еще что? Травка. Травка какая будет? Травка будет зе­леная. А цветочки? Цветочки будут разных цветов.

♦ Планирующую и регулирующую функцию речи у ребенка развивай­те также при выполнении бытовых действий. Например, вы собирае­тесь гулять: Что надевать будем? Не знаю. На улице тепло или холодно? Не знаю. Так выйди на балкон, посмотри. Ребенок вышел на балкон, от­вечает: На улице тепло. Вы: Солнце светит ярко? Да, ярко. А посмотри, туч нигде не видно? Не видно. Значит, зонт можно не брать? Можно не брать. А ветер не дует? Дует немного. Так что, теплые кофточки для тебя и для меня на всякий случай прихватим? Надо взять.

♦ Когда ребенок играет с игрушками, поинтересуйтесь, что происходит А что у тебя сейчас делает мишка? Что делает котик? Если ребенок охотно отвечает, продолжайте расспросы. Если же он не расположен к беседе, не принуждайте его. Детские игры часто имеют свои сокро­венные «тайны», о которых дети не любят распространяться.

♦ Рассматривайте сюжетные картинки. Сначала пусть ребенок назовет все предметы, изображенные на картинке. Спрашивайте: Что (кто) это? А еще что нарисовано на картинке? Затем просите ребенка рассказать про тот или иной предмет: Котик что делает? Умывается. А он сидит или сто­ит на лапах? Он сидит. На чем он сидит? На полу. А посмотри, что у него с хвостиком? Хвостик лежит вокруг лапок. А на полу есть что-нибудь? Да, ко­вер. Так котик где сидит? На ковре. А рядом с котиком кто-то есть? Да, ле­жит щенок. Он спит? Нет. Почему ты так думаешь? У него глаза открыты.

♦ Читайте сказки, иллюстрированные сюжетными картинками. Прочи­тав фрагмент, рассмотрите иллюстрацию. Спросите у ребенка: Как ты думаешь, к какому месту в сказке относится картинка? Про что она Про то, как Иван-царевич вышел из леса и увидел волка. И что ему сказал волк? Здравствуй, Иван-царевич, куда путь держишь? А Иван- царевич что ответил? и т.д. Затем спросите: А что было до того, как Иван-царевич встретил волка.

♦ Разучивайте короткие несложные стихотворения. Объясняйте ребенку их содержание (пересказывайте в прозе). Стихотворная речь образна, иногда слишком свернута и не всегда может быть до конца понятна ребенку.

♦ Играйте в игру: «Какой предмет я задумала?» Вы задумываете какую- нибудь вещь, находящуюся в поле зрения ребенка, и подробно ее описываете. Ребенок должен отгадать, что это. Например: Предмет, который я задумала, — мягкий, пушистый, кругленький, разноцветный, теплый, сделан из шерсти, лежит возле дивана (коврик).

♦ Меняйтесь ролями. Пусть ребенок задумывает предмет и описыва­ет его. Делайте вид, что не можете угадать. Пусть ребенок еще что- нибудь скажет про задуманный предмет (как его используют, что с ним делают).

♦ Играйте в игру «Угадай, что я сейчас сделаю». Возьмите в руки какой- нибудь предмет; ребенку нужно угадать, что вы хотите с ним сделать. Например, возьмите мяч. Пусть ребенок строит предположения: Ты бросишь его? Нет. Ты дашь его мне? Нет. Ты подбросишь его вверх? Нет. Ты положишь его куда-нибудь? Да. Куда? Ты положишь его под стол? Нет — и т.п. История может непредсказуемо завершиться тем, что вы скажете ребенку, что выбросите мяч в окно.

Правила занятий с детьми

□ Когда ребенок описывает предмет, просите его рассмотреть его, ощу­пать, взвесить на руке, понюхать, чтобы он мог выяснить дополни­тельные качества предмета и назвать их.

□ Если ребенок высказывается односложно, не говорите ему, что он от­ветил не так, а просто сами подробно развивайте его предложение. В итоге он научится отвечать развернутой фразой.

□ Всегда рассказывайте ребенку, что с вами произошло, особенно если случилось что-то смешное или забавное. Расскажите, что случилось на работе, на даче, как вы сходили в магазин, что купили, какую сценку наблюдали на улице. Советуйтесь с ним, какое вам надеть платье, ка­кую сделать прическу, что приготовить гостям на праздничный ужин. Желательно, чтобы все домашние вели себя таким же образом. Ребен­ку очень интересно все, что происходит в доме и с его обитателями. В ответ он будет делиться своими мыслями, желаниями, рассказывать о себе, о том, что с ним произошло (например, в детском саду), кто его обидел и т. п. Это будет способствовать созданию искренних, дове­рительных отношений с ребенком и стимулировать развитие его речи.

□ Абсолютно все речевые задания, которые вы даете ребенку, должны отталкиваться от конкретной ситуации: описывать ее или предвосхи­щать. Ребенок может рассказывать, что произошло в ваше отсутствие, когда он гулял, ходил куда-нибудь с папой или бабушкой, что он со­бирается сделать.

□ Не поощряйте в ребенке бесплодного фантазирования. Оно нисколь­ко не способствует развитию творческого воображения, а, напротив, препятствует этому. Воображение всегда опирается на конкретную реальность, как-то домысливает и реконструирует ее. Воображение может отталкиваться и от «сказочной реальности», которая для ребенка полностью несомненна, он может на ее основе придумывать свой сказочный сюжет. Пустое же фантазирование — это нечто совсем иное! Оно строится на голом месте из ничего, путем нанизывания одной бессодержательной фразы на другую. При этом ребенок и не пытается действительно о чем-то высказаться, а больше заинтересован в том, чтобы своей речью произвести впечатление на слушателей. Такой тип избыточной и ни о чем не говорящей речи формируется у детей тогда, когда взрослые постоянно восхищаются их витиеватыми, развернутыми фразами, совершенно не обращая внимания, что слова в этих фразах ничего не выражают и даже плохо согласуются друг с другом по смыслу, что речь ребенка нелогична и одно предложение не вытекает другого. Приучайте ребенка говорить по существу и о реальных вещах. Если ребенок робок, застенчив и легко волнуется, ему нельзя выступать перед публикой. Подобные выступления могут сорвать ему речи (а заодно и нервную систему). Не заставляйте его читать стихи перед гостями. Если он ходит в детский сад, попросите воспитателя при проведении утренников привлекать его к общим неречевым выступлениям (танцевать, участвовать в спортивных играх).

□ Если речь ребенка хорошо развита и он склонен общаться длинными предложениями, перегруженными словами, просите его высказываться более кратко. Делайте по поводу его высказываний конкретные уточнения, чтобы он был вынужден делить свои предложения на короткие фразы. Это связано с тем, что речь ребенка пока еще не может угнаться за его мыслью. Пытаясь много сказать, он будет спешить, глотать» слова, запинаться, ему будет трудно замечать возникающие в речи ошибки, он будет терять мысль и легко впадать в пустословие.

Занятия с детьми при отклонениях в речевом развитии

Между тремя и четырьмя годами у детей могут выявиться некоторые речевые проблемы:

□ Ребенок говорит неразборчиво. Нечленораздельно (и даже неряшливо во) произносит звуки. У такого ребенка можно предположить дизартрию.

□ Ребенок не выговаривает звуков, требующих подъема языка вверх (шипящих, (Р), (Л)). У него может быть укорочена уздечка языка. Если ее вовремя не вытянуть, полноценное произношение звуков не появится.

□ После трех лет у ребенка может возникнуть заикание.

□ У ребенка может быть алалия — полное (или почти полное) отсутствие речи.

Во всех этих случаях желательно обратиться к логопеду, специализирующемуся на той речевой проблеме, что есть у ребенка. При отсутствии такой возможности очень многое вы можете сделать и сами. Об этом читайте в следующих главах книги. Заключительный раздел пособия целиком посвящен занятиям с детьми с общим недоразвитием речи, или алалией.

Дизартрия

При дизартрии ребенок не может освоить произношение звуков из-за параличей и парезов мышц речевых органов. Если речь ребенка непонятна носит неряшливый оттенок, необходимо проверить степень подвижности его речевых органов.

Обследование ребенка

Задания

♦ Ребенок должен открывать и закрывать рот, «шлепая» при этом губами.

♦ Попеременно высовывать изо рта язык и убирать его обратно. Ниж­няя челюсть неподвижна.

♦ Ребенку нужно приоткрыть рот, положить широкий, распластанный язык на нижние зубы и удерживать его около 5—6 секунд в таком по­ложении в спокойном состоянии.

♦ Нужно поочередно улыбаться и вытягивать губы в трубочку (зубы должны быть сомкнуты, а подбородок неподвижен).

♦ Ребенку нужно открыть рот, «шлепнув» губами, закрыть его, затем вы- I тянуть губы в трубочку и повторить эти действия в той же последова­тельности.

♦ Рот открыт. Язык ребенка должен свободно подниматься и опускаться

♦ к верхним и нижним зубам. В этом же положении язык должен свободно подниматься к альвео­лам (бугоркам за верхними зубами) и опускаться к нижним зубам у их оснований.

♦ Губы — в улыбке. Ребенку нужно поочередно доставать языком до углов рта.

♦ Правила выполнения заданий

♦ Упражнения нужно делать перед зеркалом: вы показываете ребенку движение, он, глядя в зеркало, повторяет за вами.

♦ Каждое движение нужно совершать многократно, так как детям бывает трудно с первого раза выполнить новое двигательное задание.

♦ При выполнении заданий рот ребенка должен быть приоткрыт на ши­рину, необходимую для произнесения достаточно открытого звука (Э)(не шире).

♦ Движения, рассчитанные на проверку подвижности языка, должны совершаться одним только языком без участия нижней челюсти и губ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: