Показатели, характеризующие обслуживание государственного внешнего долга




    1994 г.   1995 г.   1996 г.  
График платежей по внешнему долгу, млрд долл. США   20,2   20,2   18,1  
Фактическое погашение внешнего долга, млрд долл. США   4,6   7,1   7,1  
Экспорт товаров и нефакторных услуг, млрд долл. США   75,3   91,6   99,1  
Коэффициент обслуживания внешнего долга, проц.   26,8   22,1   18,3  
Коэффициент фактического обслужива­ния внешнего долга, проц. 6,1   7,8   7,2  

 

Достигнутые ныне соглашения о реструктуризации на 25 лет
внешнего долга в рамках Парижского и Лондонского клубов на
время уменьшают в определенной мере нагрузку на государственный бюджет, связанную с обслуживанием этого долга. Тем не менее ежегодные процентные выплаты по обслуживанию внешней задолженности возрастут до 10 млрд. долл., что соста­вит около 10% федерального бюджета.

Концепции и модели регулирования платежного баланса. Про­блемы платежного баланса занимают видное место в экономи­ческой литературе Запада. Целью теории платежного баланса является разработка методов регулирования внешних расчетов

Теория автоматического саморегулирования платежного ба­ланса господствовала почти в течение 200 лет до 30-х гг. XX в. Ее разработали в XVIII в. Д. Юм и Д. Рикардо. Согласно этой теории, при пассивном платежном балансе, например Франции по отношению к Англии, в результате оттока золота в Англию уменьшалось количество золотых денег в обращении и снижа­лись цены во Франции, что способствовало повышению конку­рентоспособности французских товаров, увеличению их экспорта и тем самым активизации баланса международных расчетов стра­ны. Одновременно происходил обратный процесс выравнивания активного платежного баланса Англии. Прилив золота в страну увеличивал денежную массу в обращении, что, по мнению сторонников количественной теории денег, приводило к росту цен и стимулировало импорт более Дешевых иностранных товаров. В результате стихийного перемещения золота и изменений цен активный платежный баланс становился пассивным.

Кейнсианские теории регулирования платежного баланса. Дж.М. Кейнс рекомендовал уравновешивать платежный баланс государственным регулированием. Кейнсианцы ввели такое поня­тие, как хроническая неуравновешенность платежных балансов, которая, по их мнению, не может быть автоматически скорректи­рована с помощью свободной игры рыночных сил, а требует ак­тивного государственного регулирования различными методами.

Теория внутреннего и внешнего равновесия разработана Р. Харродом, Т. Сцитовским, Р. Манделем и др. Под внутренним равнове­сием подразумевается такое состояние экономики, когда полная занятость сочетается со стабильными ценами, под внешним — ус­тойчивое долговременное равновесие платежного баланса. Сто­ронники данной концепции стремились выработать методы дос­тижения этого равновесия при помощи экономических моделей.

Инструментарно-целевой метод регулирования платежного балан­са. Представители этой концепции Дж. Мид, Я. Тинберген и др. предполагали разрабатывать эконометрические модели регулиро­вания платежного баланса путем условного деления показателей на инструменты и цели государственной экономической полити­ки. Они ограничили анализ поиском причинных взаимосвязей между неуравновешенностью международных расчетов страны и изменением соответствующих методов денежно-кредитного, бюд­жетного и валютного регулирования. Обнаруженная при этом взаимосвязь рассматривается ими как причинно-следственная.

Инструментарно-целевой метод анализа платежного баланса вступает в противоречие с другими мерами государственного регулирования экономики, что сужает возможности его прак­тического применения. Например, меры по стимулированию экономического роста обычно отрицательно воздействуют на платежный баланс, использование политики «дорогих денег», в частности, повышение учетной ставки для улучшения состоя­ния платежного баланса отрицательно влияет на внутреннее производство и занятость при прочих равных условиях.

Рекомендуемый инструмент регулирования платежного баланса ограничен социальными, экономическим, техническими предела­ми. Так, повышение процентной ставки не всегда привлекает иностранные капиталы, а ответное повышение процентных ставок в других странах может нейтрализовать эффект такой политики.

Теория нормативного регулирования платежного баланса, пред­ставителями которой являются Дж. Вильяме, Р. Миллер и др., предполагает следующее: объединение антициклического и антиинфляционного регулирования с регулированием международных расчетов; введение в исследование проблемы инфляции, ее влия­ния на платежный баланс; необходимость межгосударственного регулирования платежного баланса и инфляции.

Монетаристские теории регулирования платежного баланса получили развитие в 70—80-е гг. Монетаризм рассматривает пла­тежный баланс как результат диспропорций всего денежного хо­зяйства, искажающих структуру внутренних цен и препятствую­щих установлению равновесия между спросом и предложением. Его стабилизация рассматривается как кратковременный процесс, направленный на выравнивание неравновесий в денежной сфере страны. Идеал монетаристской концепции платежного баланса — «открытая» экономика, минимальное ограничение движения това­ров, рабочей силы, капиталов, обеспечение свободы действий рыночному механизму в национальной и мировой экономике.

Теории межгосударственного регулирования платежного балан­са, основанные на сочетании кейнсианства, неокейнсианства и монетаризма, были использованы в проектах реформы мировой валютной системы, разработанных в годы Второй мировой войны Дж. Кейнсом и Г. Уайтом. В них большое значение при­дается коллективному регулированию платежного баланса, что нашло отражение в Уставе МВФ. В рамках Бреттон-Вудской системы.был предусмотрен принцип симметричного (сбалан­сированного) регулирования платежного баланса странами как с активным, так и с пассивным сальдо, но в разных направле­ниях, путем воздействия на внутренний спрос, движение капи­талов и кредитов, а также на курс национальной валюты.

Ямайская валютная реформа возрождает принцип симмет­ричного выравнивания платежного баланса странами как с пас­сивным, так и с активным сальдо и намечает принципы его межгосударственного регулирования. Они включают: критерии несбалансированности платежного баланса и методы его вы­равнивания, регулирование платежного баланса санкции про­тив нарушений международного соглашения.

В соответствии с господствующими монетаристскими концеп­циями платежного баланса МВФ разрабатывает стандартные про­граммы «стабилизации» в виде макроэкономических агрегатов, ко­личественных ориентиров с поквартальной разбивкой. С 70-х гг. «стабилизационные» программы МВФ по аналогии с программами МБРР стали включать меры воздействия не только на спрос, но и на предложение. Расширение набора методов регулирования пла­тежного баланса, рекомендуемых МВФ, привело к улучшению его сотрудничества с МБРР. Новый подход МВФ к регулированию платежного баланса отвечает интересам банков-кредиторов, кото­рые видят в этом гарантию укрепления платежеспособности раз­вивающихся стран-должников и снижение риска их кредитования.

Обновленные «стабилизационные» программы МВФ свиде­тельствуют о тенденции к усилению межгосударственного регу­лирования платежного баланса.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: