Т, 56. М. Шагал. Роспись плафона в Парижской Гранд Опера.




Основной модуль - радиус плафона.









 


 

61. Мозаичная площадь «Солнечные часы» в парке г. Разда­на. Армения. Архитектор Г. Манукян, художники В. Мошкоз, В. Апинян. Общий вид. Радиально-концентрическая композиция.


['шстом виде, ибо в этом случае изобразительная плоскость иа- ' I мщается очень неравномерно. Обычно мы имеем дело с пре­имущественным диагональным развитием, направленностью, иппжением, часто подкрепленным смысловым содержанием композиции.

Диагональные композиции сочетаются с горизонтальным и 11г|)тикальным строем, а также и с более сложными схемами I иеер»). По принципу дополнительности диагональные струк- суры «останавливаются» в движении пересечением другой диа- тиали, что ведет к образованию правильной крестообразной 1 хгмы, называемой «Андреевский крест». Знаменитая икона ■Георгий, побеждающий змия» —яркий пример крестообраз- ||()|1 структуры.

Лео'нардо да Винчи считается отцом треугольной компози­ции, однако в некоторых его произведениях треугольнику осно- наиия, обычно «наполненному» фигурами, соответствует тре­угольник верхний — пейзажный. Таковы «Мадонна в гроте», ■Поклонение волхвов»: они приобретают крестообразную ком­позицию. Леонардо любил завершенность, равновесие, симмет­рию. «Поклонение» имеет почти квадратный формат, а на пе­ресечении диагоналей крестообразной композиции Леонардо поместил голову Мадонны.

Структура креста получает дальнейшее развитие в разно- ипдности «жук». «Треугольник» тоже имеет развитие: фреска Пьеро делла Франчески «Встреча царицы Савской» в очерта­ниях групп людей отдельно и в сочетании с пирамидальными лгревьями содержит композиционную структуру подобных тре-

у1'0ЛЬНИК0В.

Не менее широко известна схема наложенных клиньев-тре- угольников, функционирующая довольно часто как направлен­ное композиционное развитие или как изображающая столк­новение противоборствующих сил. Это излюбленный прием ре- иессансных художников, например в росписях Франчески, при изображении столкновений групп воинов. В разновидностях перспективных систем схема образуется наличием в картине двух точек схода. Классический пример — «Охотники на сне- |'у» П. Брейгеля, чье композиционное строение исследовали уже не раз.

Родственная разновидность «клиньев» — веерообразная ком­позиция, очень значительная и торжественная, часто применяе­мая в культовых произведениях. Мощный потенциал этого прие­ма используется в тех случаях, когда нужно показать освобож­дение энергии, нечто вроде «взрыва», который может звучать как апофеоз и как трагедия. В монументальном панно (смон­тированном в 1918 г. на Кремлевской стене) С. Коненков раз­местил в виде лучей солнца надпись «Октябрьская революция 1917». Гуттузо применил, эту схему в своей картине «Распятие».

 

Дугообразные композиции необычайно разнообразны


жалуй, наиболее распространены в изобразительном искусстш' Их можно считать не только частью 8-образных структур, по и частью практически любых композиций. Ритмически очс'ш. последовательную дугообразную структуру мы находим в зип менитой фреске Ороско «Объятие». Эти структуры часто сим метричны (но могут быть и асимметричными), всегда мно1'(1 слойны и порой достигают эпического звучания (напримс'|), в «Страшном суде» Микеланджело).

Композиционные круговые разновидности присущи, естс ственно, плафонным росписям и вообще изображениям, за ключенным в форму круга. Существуют схемы центрально осевые («Троица» Рублева), радиальные («Знаки зодиакс1> ОТормана на библиотеке в Мехико), концентрические (чащо всего это орнаментальные композиции), например, декоратим- ные полы в Сикстинской капелле.

Композиции в нескольких кругах встречаются довольн(1 часто в росписях, когда соответствующая архитектурная среда как бы «подсказывает» решение, рождающее замкнутую ком­позицию,— там, где имеются арки, купола и т. д. и т. п. Мы находим это у мексиканцев, так любивших сложные компози­ции. Но следует также упомянуть и большие станковые кар­тины русских художников прошлого века: «Последний день Помпеи» К. Брюллова, «Явление Мессии» А. Иванова, «Запо­рожцы» И. Репина. Эти картины, имея совершенную компози­цию, содержат различные схемы, в том числе и структуры и. разновеликих кругах. Порой круги создают сложные геометри­ческие составные фигуры, пересекаясь и наплывая друг на друга.

Мы имеем и примеры многочисленных частных структур,, иногда очень распространенных у современных монументали­стов: например, «елочка», или «дерево», спираль, зигзаг, кото­рый можно рассматривать в виде схемы 2 как вариации 5-об- разной схемы.

Помимо вышеперечисленных разновидностей существуют сложносоставные структуры, которые всегда можно рассматри­вать как соединение менее сложных составляющих известных: уже разновидностей. Кроме того, широко распространено' сво­бодное заполнение, без видимых особых схем. Тем не менее и здесь изображение организовано, скомпоновано и может быть- определено в качестве композиции со слабо выраженной струк­турой.


Изучение и освоение разнообразных композиционных зако­номерностей в их логической последовательности шлифуют ху­дожественно-композиционное мышление и являются для ху­дожника тем профессиональным началом, каким для поэта служит стихотворный размер, а для музыканта — нотная гра­мота. В этом и заключается определяющее значение принци­пов тектонической выразительности. Об исследовании компо- (Мционных форм как плоскостных, так и 11|)()ст|);

С1 пптмх II. Н. Волков писал: «Я не сомневаюсь и том, что.'итлоиш между знаковыми системами и образной системой искусе I ил может дать интересные результаты. Это анализ нскуеетми е 11(1 ||(и"| стороны».^'' Итак, тектонические элементы — геометрические схсмы, коп струкции, композиционные структуры — способствуют более точному «прочтению» произведения: раскрытию его темы, сю­жета, выявлению главных и второстепенных моментов. Сло­мом, они «работают» на идею произведения. Но тектоника мо­нументального произведения выполняет и еще одну важнейшую- функцию — она «обеспечивает» участие произведения в синтезе искусств. 20 Там же. С. 223—224.. Идея единства в произведении искусства «сть основной закон создания ансамбля. Мы чувствуем сущность и значение этого закона, еще не осознавая его. О. Шуази Глава II! ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: