Основной модуль - радиус плафона.
61. Мозаичная площадь «Солнечные часы» в парке г. Раздана. Армения. Архитектор Г. Манукян, художники В. Мошкоз, В. Апинян. Общий вид. Радиально-концентрическая композиция.
['шстом виде, ибо в этом случае изобразительная плоскость иа- ' I мщается очень неравномерно. Обычно мы имеем дело с преимущественным диагональным развитием, направленностью, иппжением, часто подкрепленным смысловым содержанием композиции.
Диагональные композиции сочетаются с горизонтальным и 11г|)тикальным строем, а также и с более сложными схемами I иеер»). По принципу дополнительности диагональные струк- суры «останавливаются» в движении пересечением другой диа- тиали, что ведет к образованию правильной крестообразной 1 хгмы, называемой «Андреевский крест». Знаменитая икона ■Георгий, побеждающий змия» —яркий пример крестообраз- ||()|1 структуры.
Лео'нардо да Винчи считается отцом треугольной композиции, однако в некоторых его произведениях треугольнику осно- наиия, обычно «наполненному» фигурами, соответствует треугольник верхний — пейзажный. Таковы «Мадонна в гроте», ■Поклонение волхвов»: они приобретают крестообразную композицию. Леонардо любил завершенность, равновесие, симметрию. «Поклонение» имеет почти квадратный формат, а на пересечении диагоналей крестообразной композиции Леонардо поместил голову Мадонны.
Структура креста получает дальнейшее развитие в разно- ипдности «жук». «Треугольник» тоже имеет развитие: фреска Пьеро делла Франчески «Встреча царицы Савской» в очертаниях групп людей отдельно и в сочетании с пирамидальными лгревьями содержит композиционную структуру подобных тре-
у1'0ЛЬНИК0В.
Не менее широко известна схема наложенных клиньев-тре- угольников, функционирующая довольно часто как направленное композиционное развитие или как изображающая столкновение противоборствующих сил. Это излюбленный прием ре- иессансных художников, например в росписях Франчески, при изображении столкновений групп воинов. В разновидностях перспективных систем схема образуется наличием в картине двух точек схода. Классический пример — «Охотники на сне- |'у» П. Брейгеля, чье композиционное строение исследовали уже не раз.
Родственная разновидность «клиньев» — веерообразная композиция, очень значительная и торжественная, часто применяемая в культовых произведениях. Мощный потенциал этого приема используется в тех случаях, когда нужно показать освобождение энергии, нечто вроде «взрыва», который может звучать как апофеоз и как трагедия. В монументальном панно (смонтированном в 1918 г. на Кремлевской стене) С. Коненков разместил в виде лучей солнца надпись «Октябрьская революция 1917». Гуттузо применил, эту схему в своей картине «Распятие».
Дугообразные композиции необычайно разнообразны
жалуй, наиболее распространены в изобразительном искусстш' Их можно считать не только частью 8-образных структур, по и частью практически любых композиций. Ритмически очс'ш. последовательную дугообразную структуру мы находим в зип менитой фреске Ороско «Объятие». Эти структуры часто сим метричны (но могут быть и асимметричными), всегда мно1'(1 слойны и порой достигают эпического звучания (напримс'|), в «Страшном суде» Микеланджело).
Композиционные круговые разновидности присущи, естс ственно, плафонным росписям и вообще изображениям, за ключенным в форму круга. Существуют схемы центрально осевые («Троица» Рублева), радиальные («Знаки зодиакс1> ОТормана на библиотеке в Мехико), концентрические (чащо всего это орнаментальные композиции), например, декоратим- ные полы в Сикстинской капелле.
Композиции в нескольких кругах встречаются довольн(1 часто в росписях, когда соответствующая архитектурная среда как бы «подсказывает» решение, рождающее замкнутую композицию,— там, где имеются арки, купола и т. д. и т. п. Мы находим это у мексиканцев, так любивших сложные композиции. Но следует также упомянуть и большие станковые картины русских художников прошлого века: «Последний день Помпеи» К. Брюллова, «Явление Мессии» А. Иванова, «Запорожцы» И. Репина. Эти картины, имея совершенную композицию, содержат различные схемы, в том числе и структуры и. разновеликих кругах. Порой круги создают сложные геометрические составные фигуры, пересекаясь и наплывая друг на друга.
Мы имеем и примеры многочисленных частных структур,, иногда очень распространенных у современных монументалистов: например, «елочка», или «дерево», спираль, зигзаг, который можно рассматривать в виде схемы 2 как вариации 5-об- разной схемы.
Помимо вышеперечисленных разновидностей существуют сложносоставные структуры, которые всегда можно рассматривать как соединение менее сложных составляющих известных: уже разновидностей. Кроме того, широко распространено' свободное заполнение, без видимых особых схем. Тем не менее и здесь изображение организовано, скомпоновано и может быть- определено в качестве композиции со слабо выраженной структурой.
Изучение и освоение разнообразных композиционных закономерностей в их логической последовательности шлифуют художественно-композиционное мышление и являются для художника тем профессиональным началом, каким для поэта служит стихотворный размер, а для музыканта — нотная грамота. В этом и заключается определяющее значение принципов тектонической выразительности. Об исследовании компо- (Мционных форм как плоскостных, так и 11|)()ст|);
С1 пптмх II. Н. Волков писал: «Я не сомневаюсь и том, что.'итлоиш между знаковыми системами и образной системой искусе I ил может дать интересные результаты. Это анализ нскуеетми е 11(1 ||(и"| стороны».^'' Итак, тектонические элементы — геометрические схсмы, коп струкции, композиционные структуры — способствуют более точному «прочтению» произведения: раскрытию его темы, сюжета, выявлению главных и второстепенных моментов. Сломом, они «работают» на идею произведения. Но тектоника монументального произведения выполняет и еще одну важнейшую- функцию — она «обеспечивает» участие произведения в синтезе искусств. 20 Там же. С. 223—224.. Идея единства в произведении искусства «сть основной закон создания ансамбля. Мы чувствуем сущность и значение этого закона, еще не осознавая его. О. Шуази Глава II! ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ