Три характеристики существования




Д з е н – б у д д и з м

 

Дзен-буддизм занят прежде всего тем, чтобы привести к прямому, личному пониманию учения Будды, отдавая предпочтение опыту перед теологией или абстрактной философией. Будду однажды спросили, как нужно относиться к религиозным учениям и духовным учителям. Он ответил: «Вы, следующие за мной, рассмотрите это внимательно. Держите глаза открытыми, искатели Истины. Имейте в виду слухи, привычки, болтовню. Не дайте превосходству в Писаниях ввести вас в обман. Не доверяйтесь слишком логике и рассуждениям, изощрённым доводам, принятым мнениям, правдоподобию идей, уважению к ведущим вас. Только когда вы знаете, и уверены, что вы знаете, — что нечто не хорошо, ошибочно, неприемлемо для понимающего, что оно ведёт к потерям и огорчениям, — только когда вы знаете, вы примете или отвергнете это» (Дхаммапада)[1]

 

«Помни, что идти ты должен один. Будды лишь укажут тебе дорогу» (Шакьямуни Будда в /II/)
История

Буддизм основывается на учении

Сиддхарты Гаутамы, Будды. Слово

«Будда» — не имя, оно означает «зна-

ющий», обладающий определённым

уровнем понимания, достигший полноты человеческого бытия. Будда никогда не претендовал на бытие большим, чем человек: его понимание, достижения были результатом развития его человеческих способностей. Он развил себя до полностью зрелого существа, что представляется столь редким, что выглядит сверхчеловеческим или боговдохновенным. Но центральное представление буддизма состоит в том, что каждый человек обладает природой Будды: потенцией превращения в Будду, способностью развиться в совершенное человеческое существо.

Жизнь Гаутамы записана как буддийская религиозная история: в ней мало свидетельств о точных датах и действиях. Вместе с тем, эта история жизни может служить иллюстрацией буддийских идеалов и принципов.

Гаутама был рождён принцем небольшого королевства Северной Индии в VI в. до н.э. В 16 лет он женился на прекрасной принцессе и жил в своём дворце, окружённый комфортом и роскошью. Прогулки за стенами дворца неожиданно поставили его перед реальностью жизни и страданием человечества. Во время первой прогулки Гаутама встретил старого человека, изнурённого тяжёлым трудом и лишениями. Во время второй он увидел человека, больного тяжёлой болезнью. На третей прогулке он столкнулся с похоронной процессией. Наконец, он встретил аскета, подвергавшего себя традиционной духовной дисциплине индуизма. Он понял, что болезнь, старость и смерть — неизбежный конец самой счастливой и благополучной жизни. Неизбежность человеческих страданий стала фундаментальной проблемой в сердцевине духовных исканий Гаутамы. Он увидел, что жизнь, которой он живёт, не может дать ему ответ на проблему страданий, и решил оставить семью и дворец и искать решения в религиозных учениях.

«В царство смерти человек должен войти один, никто не будет сопровождать его, кроме его собственной хорошей и дурной кармы» (Доген в //II, с. 130/)
В возрасте 29 лет, вскоре после

рождения единственного сына, Гау-

тама покинул своё королевство и

шесть лет учился у двух учителей,

подвергая себя суровой самодисцип-

лине. Однажды он сидел под деревом Боддхи и решил, что он не будет есть и не встанет с места, пока не достигнет просветления, хотя бы даже эта попытка стоила ему смерти. Однако, будучи истощён длительным постом, Гаутама понял, что умерщвление тела не принесёт просветления и принял немного пищи, чтобы получить силу для духовных усилий. Это было первым примером буддийского представления о Срединном Пути: стремление к здоровой и полезной дисциплине, избегание как чувственной распущенности, так и самоумерщвления. После глубокой и длительной медитации Гаутама стал Буддой: он пережил глубокую внутреннюю трансформацию, всё его мироощущение изменилось. Изменился его подход к вопросам болезни, старости и страдания, поскольку изменился он сам.

Будда решил передавать своё понимание другим, и учил в течение сорока четырёх лет, переходя от одного индийского города к другому с растущей группой последователей. Он умер в 483 г. до н.э. в возрасте 80 лет.

В буддизме существуют две основные традиции: Теравада или Хинанна, распространённая преимущественно в Юго-Восточной Азии, на Цейлоне, в Бирме и Таиланде, и Махаяна, распространённая главным образом в Китае, Корее и Японии.

Дзен — одна из больших сект Махаяна. Она была основана в Китае в VI веке н.э. Бодхидармой, индийским буддийским монахом, подчёркивавших важность размышления и личной дисциплины, а не религиозного ритуала. В XI–XII веках японские буддисты отправились в Китай изучать дзен. Возвращаясь в Японию, они основывали монастыри, обучали учеников и распространили дзен-буддизм в Японии.

 

ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

 

Три характеристики существования

Буддизм указывает три основные характеристики существования: непостоянство, отсутствие самости и неудовлетворённость.

 

«Время летит быстрее, чем стрела, и жизнь проходит скорее высыхания росы. Как бы ты ни был искусен, можешь ли ты вернуть хоть один день прошлого?» (Диоген в /II, с. 135/)
Непостоянство

Концепция непостоянства предпола-

гает понимание того, что всё непрерывно

изменяется, нет ничего устойчивого.

Понятно, что ничто физическое не вечно.

Деревья, здания, солнце, луна, звёзды, —

всё это конечно в своём существовании;

более того, всё это текуче в каждый дан-

ный момент. Непостоянство относится также к мыслям и идеям. Представление о непостоянстве подразумевает также, что не может быть абсолютного авторитета и вечной Истины. Есть только уровень понимания, пригодный для определённого времени и места. Поскольку условия изменяются, то, что кажется истинным в одно время, видится как ложное или неподходящее в другое время. Поэтому нельзя сказать, что буддизм располагает определённой доктриной. Если действительно принять концепцию непостоянства, то будет понятно, что ничто не становится полностью Буддой, что даже Будда подвержен изменению и может совершенствоваться, что Будда и есть изменение.

 

Отсутствие самости

Философия индуизма предполагает непостоянство всех вещей кроме Самости или души, которая полагается неизменной и бессмертной. Буддийское представление о непостоянстве не делает из этого исключения. Представление об отсутствии самости отрицает существование бессмертной души или вечной Самости в каждом индивидууме.

Индивидуум понимается как сочетание свойств — интеллекта, эмоций, тела — которые непостоянны и всё время изменяются. Буддийский святой Нагасена так объяснял этот принцип королю Милинде, пользуясь примером королевской колесницы:

— Скажи, о Великий Король, ось — это «колесница»?

— Никоим образом, о Достопочтенный!

— А колёса — это «колесница»?

— Никоим образом, о Достопочтенный!

— А кузов колесницы — это «колесница»?

— Никоим образом, о Достопочтенный!

— А поводья — это «колесница»?

— Никоим образом, о Достопочтенный!

— А кнут — это «колесница»?

— Никоим образом, о Достопочтенный!

— Хорошо, о Великий король! А всё это вместе —ось, дышло, колёса, кузов, поводья, кнут — это «колесница»?

— Нет, о Достопочтенный!

— Хорошо, о Великий король! Может быть, «колесница» — это что-то другое, кроме оси, дышла, колес, кузова, поводьев, кнута?

— Воистину нет, о Достопочтенный!

— Великий король, я спросил тебя обо всём, что только могло придти мне на ум, но я не могу найти «колесницу»! Наверное, «колесница» — это просто звук.

(Король ответил) — Из-за оси, и из-за дышла, и из-за колёс, и из-за кузова, и из-за поводьев, и из-за кнута, и из-за слова, обозначения, стиля и имени употребляется «колесница».

(Нагасена отвечает, что то же относится и к индивидууму: из-за различных органов тела, из-за ощущения, восприятия и сознания) «из-за всего этого, используется слово, обозначение, именование, стиль, имя, — но всего лишь имя, — «Нагасена». В высшем же смысле слова «индивидуум» не предполагается этим существующим. (I, с. 202–204)

Иными словами, наши тела и наши личности составлены на смертных, постоянно изменяющихся компонентов. Индивидуум — не что иное, как эти изменяющиеся составные части. Когда части гибнут, гибнет и индивидуум.

 

Неудовлетворённость

Неудовлетворённость как страдание — третья характеристика существования. Она включает рождение, смерть, угасание, скорбь, боль, отчаяние и само существование. Проблема эта — не внешняя. Она коренится в ограниченном эго — относительном сознании — каждого индивидуума. Буддийское учение создано, чтобы помочь нам изменить или преодолеть наше чувство себялюбия к ограниченности, и таким образом достигнуть чувства относительной удовлетворённости собой и миром.

Если понимать этот принцип так, что страдание — неизбежная часть существования, буддизм покажется крайне негативной и пессимистической религией. Между тем буддийское учение указывает, что источник страдания лежит внутри индивидуума и приходит к оптимистическому выводу, что с этой неудовлетворённостью что-то можно сделать.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: