Второй этап (XVIII вв.). Эпоха русского Просвещения




Первый этап (Х – XVII вв.)

 

Преобладает христианская (православная) теология

 

Три источника русской теологии:

1. Славянское язычество (несколько тысячелетий).

2. Болгарское православие (миссия Кирилла и Мефодия в IX веке).

3. Византийское православие (с 988 г.)

 

Три направления теологии Древней Руси (Х – XII вв.)

1. Богословское.

2. Монашеское.

3. Философское (политико-государственное)

 

Философия (любомудрие)

 

Богословское.

Митрополит Иларион (1051-1055). «Слово о Законе и Благодати». Противопоставление Ветхого и Нового Заветов. Идея политической независимости.

Митрополиты Кирила Туровский и Климент Смолятич. Гармония разума и веры. Популяризация православия на Руси.

 

Монашеское (исихазм).

Основоположники Киево-Печерской Лавры – святые Антоний и Феодосий Печерские.

 

Философско-государственное.

Даниил Заточник, князья Ярослав Мудрый и Владимир Мономах. Призыв к политическому единению и моральному совершенствованию.

 

Доминирует культ Софии-Премудрости. Строительство храмов Киевская София, Новгородская София, Псковская София и др.

 

В теологии Древней Руси определены темы, которые станут основными для философии России:

 

1. Религиозность, богоискательство.

2. Этика и экзистенциальные вопросы.

3. Социально-политическая философия. Место Руси и России в мировом историческом процессе.

 

Теология Московского царства (ХIV – XVII вв.)

 

Основные темы: идея единства Руси и политической независимости.

Церковь как духовный авторитет и лидер общества.

Центр объединения – Троице-Сергиева Лавра. Основатель – святой Сергий Радонежский (1312/1322 - 1394).

 

XIV – XV вв. – Русское Предвозрождение. Основа – православный исихазм. Культ Святой Троицы как символ единства православного мира

 

Монах Филофей Псковский (1465 - 1542). Автор концепции «Москва – третий Рим и Рим последний». Миссия – хранение православной веры.

Начинает распространяться при царе Василии III – сыне Ивана III и Софьи Палеолог, отце Иоанна Грозного.

 

XVI век – спор «нестяжателей» и «иосифлян»

1. «Нестяжатели» (Нил Сорский). Исихазм. Авторитет Церкви основан на святости. Против богатства монашеского и церковного.

2. «Иосифляне» (Иосиф Волоцкий). Церковь должна быть сильной и богатой, чтобы помогать государству. Монастырское землевладение. Богатые и красивые храмы, украшенные иконами. Монархизм.

 

Иоанн Грозный поддержал иосифлян.

Победа иосифлян - первый церковный раскол.

В XVII веке - второй церковный раскол. Ослабление авторитета русской церкви

 

В XVII веке Малороссия (будущей Украина) оказалась перед выбором:

1. Поддержать культурную политику Речи Посполитой (1569).

2. Противостоять окатоличиванию и ополячиванию, развивать свою национальную культуру.

Выбрали второе направление.

1632 – открыто первое высшее учебное заведение Киево-Могилянская академия.

XVII в. – Малороссия выполняет роль культурного моста между Европой и Великороссией, без которого были бы невозможны реформы Петра Первого (Феофан Прокопович - правая рука Петра в реформах).

 

Второй этап (XVIII вв.). Эпоха русского Просвещения

 

Реформы Петра Первого (сначала опора на украинцев, потом на немцев и голландцев).

Реформы имеют как положительные, так и отрицательные последствия

(+) влияние западноевропейской науки, реформы государства, армии и флота.

(-) сохранение крепостного права, что противоречило духу эпохи Просвещения;

формирование двух культур: элитарной европеизированной культуры дворянства и низшей народной

→ конфликт двух культур привел к революции 1917 г. Подчинение церкви государству (дух обрядоверия, вытеснение исихазма).

Рождение оригинальной русской просветительской философии.

 

Философ-мистик Григорий Сковорода – учение о 2 натурах и 3 мирах, о сущности счастья

Философ-ученый, естествоиспытатель Михаил Ломоносов – физика, химия, география, живопись, геология,металлургия, история, поэзия

 

По инициативе Ломоносова основан Московский государственный университет (1751) – первое высшее учебное заведение России.

 

Исихазм был идеологией русской церкви до 16 века. Центры – Киево-Печерская и Троице-Сергиева лавры. Приобрел авторитет благодаря святым Антонию и Феодосию Печерскому, Сергию Радонежскому.

В 17-18 веках неблагоприятная обстановка в русской церкви. Возрождение исихазма благодаря святым Паисию Величковскому (1722 – 1794) и Серафиму Саровскому (1754-1833).

 

Два новых центра духовной жизни России: Оптина пустынь и Свято-успенская Саровская пустынь.

 

Серафим Саровский

· строгий аскетизм;

· 1000-дневный подвиг столпничества (творение бесконечной молитвы);

· 3-летний обет молчания;

· возвращение в монастырь в 1810 г.;

· дар ясновидения и целительства.

Ко всем приходящим к нему обращался словами «Радость моя!», в любое время года приветствовал словами «Христос воскресе!». Среди посетителей многие знаменитые люди, в том числе и царь Александр I.

 

Третий этап (XIХ в.)

Осознание необходимости реформ в государстве. Рождение двух философских направлений – «славянофилов» и «западников».

 

1. «Славянофилы» (М. Ломоносов, И. Киреевский, А.Хомяков, братья А. и И. Аксаковы, Ф. Тютчев, Ф.Достоевский).

Синтез немецкой философии Гегеля и учения Отцов Церкви. Опора на идею «Москва – третий Рим». «У России свой путь». Община и коллективизм как русский дух. Особые отношения общины с властью. Царь как наставник и друг. Идеал – ограниченная, конституционная монархия.

 

2. «Западники» (П. Чаадаев, А. Герцен, Н. Огарёв, Т. Грановский, И. Тургенев).

У России нет особого пути. Она отстает от Европы. Призыв к реформированию по западноевропейскому образцу. Ранние «западники» были сторонниками эволюционных реформ. Идеал – парламентская республика.

 

Победу одержали «западники», которые трансформировались в русский марксизм.

Первая марксистская группа в России возникла в Киеве в 1893 г. – «Российская группа социал-демократов» (Ювеналия Мельникова).

 

1903 – раскол всех социал-демократов России на меньшевиков и большевиков.

Меньшевизм – интересы крестьян и мелкой буржуазии. Эсеры. Против революции.

Большевизм – интересы пролетариата. Призыв к революции.

 

В 1917 – победа большевизма.

 

Философия СССР (1922-1991) – абсолютное преобладание философии марксизма-ленинизма.

 

1922 г. – организован «философский корабль», на котором из страны высланы все идейные враги марксизма-ленинизма.

 

Марксизм-ленинизм – философия, в которой идеи раннего К. Маркса были переработаны В. И. Лениным. К сожалению, не были учтены идеи позднего Маркса.

 

(–) строительство социализма без экономической базы (хотя К. Маркс предупреждал об опасности таких экспериментов),

однопартийная система как основа для тоталитаризма (хотя мировой опыт показывает, что должны быть, как минимум, 2-3 партии).

(+) идеал справедливого коммунистического общества,

воспитание строителя коммунизма, уважение трудящихся, интернационализм, культурная революция, хорошая система образования.

На основе этих идей необыкновенный творческий подъем СССР и энтузиазм народа. Вера в будущее.

 

Русская религиозная философия – основной вклад России в мировую философию ХХ в.

Предшественники – Г. Сковорода, А.С. Пушкин, «славянофилы».

 

В Российской империи XIХ в. – Философия всеединства Владимира Соловьева, Л. Толстой, Ф. Достоевский, В. Розанов.

В эмиграции ХХ века – Философия духа, свободы, личности и творчества Николая Бердяева, С. Булгаков, С. Франк, Л. Карсавин, Г. Флоровский.

В СССР - П. Флоренский, Д. Андреев, А. Лосев (П. Флоренский был расстрелян в 1937 г., другие – прошли тюрьмы)

 

Русский космизм – течение русской религиозной философии ХХ в.

 

Холистическое мировоззрение, предполагающее телеологическую определенность развития Вселенной. Идея взаимосвязи и взаимообусловленности микрокосмоса и макрокосмоса, поиска места человека в Космосе, пророчество выхода человека в Космос.

Соединяет естественно-научные взгляды с религиозным идеализмом и даже элементы эзотерики и оккультизма

Н. Фёдоров, Н. Умов, В. Вернадский, К. Циолковский, А. Чижевский. В этом философском направлении выражается такая черта русского характера, как всеединство.

 

Современная Россия

После 1991 года философы продолжают работать, творить. Освободившись от жестких рамок официального марксизма они ищут новые пути в теории, открывают для себя и других прежде неведомые пласты бытия, переживания, мышления.

 

1. Русская философия – это живой и динамичный организм. Она имеет сравнительно недолгую историю, но тем не менее, она внесла значительный вклад в сокровищницу мировой философской мысли.

 

2. Русская философия несёт на себе отпечаток национальной культуры, национального характера, национального психологического склада, особого типа мышления и мировоззрения

 

3. Философские концепции отечественной философии всегда были связаны с конкретными социально-политическими обстоятельствами в стране.

 

4. В русской философии никогда не было «голого» копирования западных философских теорий. Русские мыслители как бы отталкивались от чужого учения и предлагали самостоятельные построения.

 

5. Русская философия в своей основе высоконравственна. Нередко нравственный аспект был тем стержнем, вокруг которого строилась вся система.

 

6. Обращение к истории русской философии позволяет всем, независимо от профессии, обогатить свой внутренний мир, расширить мировоззрение, лучше понять свою культуру.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-08-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: