Специфика подготовки лыжников-спринтеров в подготовительном периоде годичного цикла




 

Для лыжников-гонщиков массовых разрядов нагрузки распределяются в годичном цикле по трём периодам: подготовительный, соревновательный и переходный. В нашем исследовании была выбрана двойная периодизация с большим количеством этапов с целью конкретизации задач для достижения необходимого уровня подготовленности.

Планирование тренировочных и соревновательных нагрузок в подготовительном периоде в экспериментальной группе велось на основе выявленных особенностей применения средств, методов, объёмов, интенсивности нагрузок, направленных на развитие физических качеств. В тренировочном процессе контрольной группы ориентировались на общепринятую методику.

В экспериментальной группе распределение нагрузок по этапам подготовительного периода осуществлялась на основе выявленных взаимосвязей физических, технико-тактических показателей с результативностью соревновательной деятельности в спринте. Распределение нагрузок в мезоциклах весенне-летнего и летне-осеннего этапов решали поставленные нами задачи: создать хорошую общую базу подготовки и сохранить ранее достигнутый уровень тренированности; удержать средний уровень нагрузок с использованием сбалансированного соотношения средств ОФП и СФП; создать «фундамент» специальной физической подготовки, повысить уровень общей и силовой выносливости; повысить уровень специальной физической и функциональной подготовленности, совершенствовать технику имитации лыжных ходов и на лыжероллерах; повысить уровень развития специальной выносливости, скоростно-силовых способностей; совершенствовать технику движений в соответствии с более высоким уровнем СФП; удержать достигнутый уровень специальной физической подготовки с совершенствованием техники передвижения и тактики прохождения соревновательных дистанций.

На весенне-летнем этапе подготовки лыжников-гонщиков экспериментальной группы тренировочные нагрузки существенно отличались от предлагаемых в контрольной по объемам и интенсивности (табл. 5).

Основными задачами осенне-зимнего этапа явились: восстановить технику передвижения на лыжах, адаптировать лыжников-гонщиков к выполнению нагрузок в зимних условиях с последующим приближением функционирования систем организма спортсмена близким к соревновательным условиям; достигнуть наивысшей работоспособности к основным соревнованиям.

Нагрузки, выполненные на осенне-зимнем этапе экспериментальной группой, характеризовались обязательным удержанием скорости на отрезках протяжённостью 1000-1300 м при относительно сниженном объёме общей циклической нагрузки. Продолжали применять специальные тренажёры в режиме круговой тренировки по сериям.

 

Таблица 5. Объёмы выполненной нагрузки экспериментальной группой в подготовительном периоде

Средства, месяцы, периоды V VI VII VIII IX X XI XII подг. период
Кол-во тренировочных дней                  
Количество тренировок                  
Контрольные тренировки и соревнования                  
Бег (км) Слабой интенсивности, чсс 145±10 уд/мин                  
  Средней интенсивности чсс 165±10 уд/мин                  
  Сильной интенсивности чсс 185±10 уд/мин                  
Всего (км)                  
Ходьба темповая (км)                  
Имитация попеременного 2-х шажного хода (км) Слабой интенсивности                  
  Средней интенсивности                  
  Сильной интенсивности                  
Всего (км)                  
Лыжероллеры (км) Слабой интенсивности                  
  Средней интенсивности                  
  Сильной интенсивности                  
Всего (км)                  
Лыжи (км) Слабой интенсивности                  
  Средней интенсивности                  
  Сильной интенсивности                  
  Всего (км)                  
Всего циклической работы (км)                  
ОФП, ОРУ. (час)         9,5   6,5 6,5 63,5
Спортивные игры (час)           1,5     7,5
                           

 

Реализация учебно-тренировочных планов проходила в группе физкультурно-спортивного совершенствования в рамках специализации «Теория и методика лыжного спорта». В качестве критериев эффективности выполнения тренировочных нагрузок были приняты следующие:

спортивно-технические результаты при прохождении спринтерских дистанций лыжниками-гонщиками контрольной и экспериментальной групп, до и после окончания эксперимента;

изменение показателей скоростно-силовых и специальных двигательных качеств по результатам тестирования, проводимого на разных этапах подготовки;

динамика функционального состояния лыжников-гонщиков обеих групп в течение всего периода педагогического эксперимента.

Сравнительный анализ в начале педагогического эксперимента в экспериментальной и контрольной группах не выявил достоверных различий по уровню результативности применяемых двигательных тестов, определяющих успех соревновательной деятельности в спринте (р>0,05). Достоверные и наибольшие улучшения результатов к концу исследования наблюдались в экспериментальной группе. Так, в экспериментальной группе время пробегания кроссовой дистанции 5000 м за период исследования улучшилось на 60 с (5% относительно исходных результатов, р<0,05), средний прирост в тесте «30-ти скок» составил 136 см, (р<0,05). Улучшение среднегрупповых результатов в беге 1500 м по стадиону составило 6 с (р<0,05). Достоверные изменения физической работоспособности лыжников-гонщиков отмечены за период исследования в экспериментальной группе по результатам теста PWC170, (р<0,05). (14)

Сравнительный анализ результатов в начале и в конце эксперимента показал существенный прирост в показателях, характеризующих проявление физической подготовленности. Так в экспериментальной группе среднегрупповой результат в кроссе на 5000 м составлял 1223±30,30 с, а к концу исследования - 1163±29,91 с. В контрольной группе в начале эксперимента - 1258±22,71 с, а к концу - 1194±20,02 с (р>0,1). При этом среднегрупповой результат в 30-скоке в экспериментальной группе в начале исследования был на уровне 75,3±1,28 м, а к концу стал 76,7±1,07 м. В контрольной группе -73,49±1,33 м и 74,06±1,32 м соответственно. Разница составила 2,64 м (р<0,05). При анализе результатов прохождения 1500 м отрезка дистанции в начале эксперимента среднегрупповое время в экспериментальной группе составляло 326±4,53 с, при повторном тестировании 320±5,71 с. В контрольной группе - 339±6,11 с и 332±5,50 с соответственно (р<0,05).

Проведённый эксперимент позволил существенно улучшить спортивные результаты спортсменов экспериментальной группы. Так, среднее время прохождения спринтерской дистанции в конце эксперимента экспериментальной группой составило 261±7,3 с в контрольной - 292±7,3 с. Отличия в группах достоверны при р<0,05.

Установлено, что использование в тренировочном процессе лыжников-гонщиков упражнений скоростно-силового характера разнонаправлено влияет на рост результатов на длинные и короткие дистанции. Исследования показали, что лыжники-гонщики экспериментальной группы значительно превосходят результаты контрольной в соревнованиях на 5 и 10 км, а при увеличении длины дистанции, наоборот, лучшие результаты демонстрируют спортсмены контрольной группы. Превышение оптимального уровня развития силы мышц отрицательно сказывается на росте результатов, прежде всего в гонках на длинные дистанции, а в дальнейшем может привести и к ухудшению результатов в спринте.

 


Заключение

 

В курсовой работе было показана значимость спринта в лыжных гонках, а также и примерную подготовку к этой дисциплине. Ведь подготовка спортсменов представляет собой многокомпонентную систему, все части которой находятся в строгом взаимодействии, в то же время каждый из компонентов решает свой определенный круг задач. Результативность соревновательной деятельности в лыжном спринте во многом зависит от физической, технической, тактической и психологической подготовленности, при этом система такой подготовки формируется до сих пор эмпирически и не имеет необходимого научно-практического обоснования.

Анализ литературных источников и обобщение практического опыта подготовки лыжников-гонщиков массовых разрядов позволили выявить отсутствие научных разработок, касающихся путей и методов подготовки спортсменов данной специализации к соревнованиям на спринтерских дистанциях. Недостаточно исследований, основанных на учёте закономерностей формирования основных сторон подготовленности лыжников-спринтеров, особенно при воспитании физических качеств силы и быстроты.

Одной из главных задач необходимо было показать разносторонность тренировочного процесса и его важность в спортивной деятельности. Именно поиск оптимального сочетания тренировочных занятий на различных этапах подготовительного периода позволит достигнуть высоких результатов в спринтерской гонке, что является весьма важной и актуальной проблемой, которая определяется практическими запросами лыжного спорта.

 


Список литературы

 

1. Каунсилмен Д. Наука о плавании. - М.: 1972

2. Каунсилмен Д. Спортивное плавание. - М.: ФиС, 1982, с. 12

3. Вайдер Д. Система строительства тела. - М.: ФиС, 1991, с - 62

4. Учебник для институтов и техникумов физической культуры «Лыжный спорт». - М.: ФиС, 1989, с 152 - 153

5. Огольцов И. Тренировка лыжника - гонщика. - М.: ФиС, 1971, с 89 - 90. - 6. Якимов А.М. О кризисе «официальной» методики тренировки в циклических видах спорта. // Теория и практика физической культуры, 1990, №2, с 43 -52

7. Якимов А.М., Хломенок П.Н., Хломенок А.П. Современная тренировка бегунов на средние и длинные дистанции (методическое пособие) - М.: Всероссийский методический кабинет, 1987, с. -55

8. Якимов А.М. Основы тренерского мастерства. М.: Терра - спорт, 2003, с. - 29 - 30.

. Авдеев, А.А. Характеристика техники лыжников-гонщиков I и II разрядов, при прохождении спринтерских дистанций / А.А. Авдеев // Человек и вселенная. - СПб., 2006. - №4 (57). - С. 6-9.

. Авдеев, А.А. Морфологические особенности лыжников-гонщиков спринтеров, младших разрядов / А.А. Авдеев // Человек и вселенная. - Санкт-Петербург, 2006. - №4 (57). - С. 10-13.

. Авдеев, А.А. Планирование нагрузок у лыжников-гонщиков старших разрядов с учётом подготовки к спринтерским дистанциям: учеб. пособие. - Великие Луки, 2006. - 57 с.

. Авдеев, А.А. Подготовка лыжников-гонщиков к спринтерским дистанциям в подготовительном периоде / А.А. Авдеев // Совершенствование методики обучения и тренировки лыжников-гонщиков: метод. рек. / отв. ред. Н.А. Багин. - Великие Луки, 2005. - Ч.IV. - С. 3-7.

. Авдеев, А.А. Исследование двигательных способностей лыжников-гонщиков при подготовке к спринтерским дистанциям / А.А. Авдеев, Ю.А. Поварещенкова // Теория и практика физической культуры. - 2006. - №11. - С. 35-36.

. Авдеев, А.А. Морфологические особенности лыжников-гонщиков I, II спортивных разрядов / А.А. Авдеев // Журнал российской ассоциации по спортивной медицине и реабилитации больных и инвалидов. - Москва, 2006. - №3 (20). - С. 12-13.

. Avdeev, A.A. Research of ski-racers motor skills during sprint distances training / A.A. Avdeev, U.A. Povareschenkova // Proceedings of International scientific and practical conference of students and young scientists «HIGHER SCHOOL as the center of integration of science, sports, education and culture». - Moscow, 2007. - P. 4-5.

. С.И. Семёнов, 2003; Г.Г. Хохлов, 2003; Н.П. Лопухов, 2005; T. Stoggl, S. Lindinger, E. Muller, 2006

. В.Л. Сыч, 1995; Л.П. Матвеев, 1997; В.Н. Платонов, 2004

. М.А. Аграновский, 1980; В.Д. Евстратов с соавт., 1988; И.М. Бутин, 2000

лыжник спринтер дистанция тренировочный



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: