Ранняя профориентация старших дошкольников




Проект

"Парк профессий"

Цель Обеспечить развивающую и образовательную среду в дошкольном учреждении для ранней профориентации дошкольников, способствующей формированию познавательного интереса, расширение кругозора в области атласа профессий.
Задачи Сформировать у дошкольников представления о мире труда и профессий. Умения отражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления и знания; - Вовлечь родителей, социальных партнеров к участию в реализации проекта; - Создать условия в образовательном учреждении материально - технических условий необходимых для реализации проекта (создание мобильной РППС); - Повысить профессиональный уровень педагогов по данной проблематике.
Гипотеза. Планирование и проведение различных мероприятий с участниками образовательного процесса по данной теме создает условия для всестороннего развития детей Недостаточная информированность детей о разнообразии профессий.
Актуальность Профессиональная ориентация детей– это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике; сложная и многогранная проблема по масштабам- государственная, экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам. Так как профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. ДОУ является первой ступенью в формировании базовых знаний о профессиях и начинает формировать предпринимательские навыки в разных профессиях. Поэтому ранняя дошкольная профориентация - это система мероприятий, направленных на прогнозирование личностного роста ребенка, выявление его способности, наклонности, определенной потребности в той или иной деятельности. Она преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы). О необходимости профориентации детей дошкольного возраста отмечали в своих исследованиях Н.Н. Захаров, С.Н. Чистякова, Е.А. Климов, В.И. Логинова, Л.А. Мишарина и др. отмечают, что детям доступна система элементарных представлений, базирующаяся на ключевом, стержневом понятии, вокруг которого и выстраивается информация. Мир, в котором мы сейчас живем, существенно изменился и продолжает интенсивно меняться по сравнению с предыдущими годами. Сегодня на первом месте для многих людей стоит ценность получения благ и удовольствий от жизни. Молодое поколение рассматривают профессиональный труд в большем случае как средство и источник получения возможностей (денег) для реализации потребительских ценностей и желаний. Формирование системных знаний о труде взрослых начинает уже в дошкольном возрасте и предполагает знакомство дошкольников с конкретными трудовыми процессами, раскрытие центральной, системообразующей связи понятия о том, что сущности труд в каждом конкретном процессе достигается продуктом деятельности, который имеет ценностную значимость - удовлетворять ту или иную потребность. Другими словами, происходит связь преобразования человеком предмета труда (исходного материала) в продукт (результат труда), удовлетворяющий потребности человека. Освоение знаний о результатах труда, представленных вещественным продуктом является важным для формирования интереса к труду, бережного отношения к его результатам. Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий, формирование предпринимательских навыков представляет собой необходимый процесс.
Планируемые результаты У детей: - Образовательные: формировать знания детей с видами профессий, показывать значение трудовой деятельности в жизни человека; уточнять, обобщать и расширять знания детей об особенностях некоторых профессий; - Способствовать выработке положительного отношения и уважения к труду и начальной профориентации. - Воспитательные: создавать условия для воспитания уважительного и доброго отношения к людям разных профессий; способствовать воспитанию умения работать в коллективе; развивать эмоциональную сферу детей и психологический комфорт; стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей. У педагога: - повысится профессиональная компетентность по вопросам организации ранней профориентации, по использованию инновационных образовательных технологий и т.п.; активизируются умения использования форм и методов работы, способствующих привлечению родителей (законных представителей) к сотрудничеству в процессе реализации целей и задач образовательной программы; систематизируется опыт работы по направлению ранней профориентации; У родителей: - повысится компетентность по вопросам ранней профориентационной работы, в соответствии с индивидуальными, возрастными особенностями детей; сформируются партнерские взаимоотношения с участниками образовательных отношений; расширятся формы взаимодействия с педагогами ДОУ; будет развиваться способность определить интересы, способности своего ребенка Для ДОУ/группы: - будет составлена методическая копилка «Профессии», включающая 5 профессий. Многофункциональная дидактическая игра – кейс «Изучаем профессии» - обогатится предметно-развивающаяся образовательная среда, позволяющую решать различные задачи ранней профориентации
   
Продукты педагогической деятельности в рамках проекта по теме -Выставки творческих работ детей, рассматривание иллюстраций. -Буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей по теме «Формирование ранней профориентации у детей дошкольного возраста -Выставка творческих работ родителей и выставка совместных творческих работ детей с родителями. -Личное участие в творческих конкурсах на разных уровнях; -выступление на фестивалях и конференциях, педсоветах и родительских собраниях, показ открытых Од и размещения своих методических разработок в Интернет- сообщества
Перспективы при продолжении работы на следующий год Продолжить работу по теме «Формирование ранней профориентации у детей дошкольного возраста» Продолжить подборку картотеки по данной теме; -Продолжать пополнять многофункциональную дидактическую игру «Узнаем профессии направленную на формирование ранней профориентации у детей дошкольного возраста» Изучить новинки методической литературы; В работе с родителями включать анкеты, беседы, организацию совместных выставок творческих работ
Срок реализации программы С октябрь 2019г по май 2020г.
   

 

Этап работы над проектом Цель Форма работы Сроки Практические выводы
  Подготовительный этап- информационно-аналитический, организационный подготовку практического материала. Определить формы предоставления результатов работы. Анализ ситуации по выбранной проблеме. Знакомство с теоретическими знаниями о формировании ранней профориентации у детей дошкольного возраста Изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала. Октябрь 2019г Список нормативных документов, психолого-педагогических, научно- методической литературы
Анализ ситуации по выбранной проблеме. Изучение теоретических основ развития речи дошкольников, на основе методических разработок авторов Результат мониторинг
Изучение вопросов организации и проведения НОД, составление консультаций, рекомендация, брошюр, памяток на тему «Формирование ранней профориентации у детей дошкольного возраста» консультации, рекомендации, брошюры, памятки -конспекты НОД
Составление перспективного плана работы с детьми и родителями перспективный план работы с детьми и родителями
  Основной этап Практико- ориентированный (внедрение в работу подготовленного материала). Ноябрь 2019г. – Март 2020г. Апробация различных педагогический технологий и методик организации работы с дошкольниками Внедрить в работу подготовленный материал, организовать работу по проведению с детьми ОД,сюжетно – ролевые игры, дидактические и т.д. по формированию ранней профориентации у детей дошкольного возраста» Ноябрь 2019- март 2020г. Распространение материала на уровне ДОУ, в интернете.
- Разработка и апробирование многофункциональной дидактической игры –кейс «Узнаем профессии направленную на формирование ранней профориентации у детей дошкольного возраста» и подбор методов, приемов для формирования у детей ранней профориентации многофункциональная дидактическая игра-кейс «Узнаем профессии направленную на формирование ранней профориентации у детей дошкольного возраста
Формирование и оформление методической копилки Подборка практической работы по данной теме: 1.Картотека профессий: чтение художественной литературы (загадки, пословицы и поговорки, стихи, рассказы, сказки) по каждой профессии. 2.Технологические карты 3.Презентации 4. Дидактические игры
Участие педагога в проекте внутри ДОУ Проект ранняя профориентация старших дошкольников "Парк профессий" Оформление профессиональных зон входящих в проект, подготовка методической копилки
Обогащение ПРС в группе ДОУ (по теме) Пополнение предметно-развивающей среды группы (фотоотчет)
Участие педагога, воспитанников, родителей совместно с детьми в различных творческих конкурсах ДПТ Фотовыставки, выставки творческих работ, альбом «Наши достижения»
      Тематические экскурсии в пожарную часть, магазин, детскую поликлинику, парикмахерскую, на почту.   Знакомство с профессиями пожарный, диспетчер, врач, парикмахер, почтальон, продавец.
  Рефлексивно – обобщающий (результативный) заключительный – Апрель 2020г.) Диагностика. Мониторинг. Обобщить опыт работы по теме ранняя профориентация старших дошкольников "Парк профессий" Апрель 2020г. Мониторинг Презентация «Отчет о работе по ПРОЕКТУ
Описание образовательной практики в заочно -практических конференциях, май 2020г. -Предоставления опыта работы на муниципальных мероприятия, октябрь 2020г. -Публикации на сайте Департамента образования Надымского района (декабрь 2019г, февраль 2020г.) -Статья в газете "Рабочий Надым" Доклад, статья
Мастер класс – как одна из форм в работе педагога с воспитанниками в проекте «ранняя профориентация старших дошкольников "Парк профессий" Конспект мастер-класса
Выставки работ педагогов и детей, родителей и детей по теме проекта. Фотоотчет


План работы с детьми и родителями в рамках проекта

№ п/п Период Содержание работы Цель Результат
Работа с детьми
  Октябрь Проведение наблюдения и выявление уровня знаний ранней профориентации у детей дошкольного возраста   Выявление уровня овладения детьми изобразительной деятельностью по разным направлениям на начало года Мониторинг Заполнение таблицы наблюдения за детьми
Провести беседы с детьми о профессиях и орудиях труда родителей. Повышение знаний детей о профессиях своих родителей. Планы бесед по вопросу о профессиях и орудиях труда
Беседа с детьми «Для чего нужно человеку работать?» Формировать знания детей финансовой грамотности, повышать познавательную активность, внимание, память, мышления Муляжи банкнот денег и мелких монет, План-конспект беседы  
Игровая деятельность: Дидактическая игра «Какая это профессия?» Развивать творческое воображение, мелкую моторику; формировать раннюю профориентацию детей дошкольного возраста Дидактическая игра «Какая это профессия?»
    Ноябрь Профессии МЧС Просмотр видео, мультимедийные ролики о профессиях МЧС включающий ряд близких профессий (полицейский, пожарный, врач скорой помощи).   Формирование ранней профориентации у детей дошкольного возраста, ознакомление с профессией спасателя и орудиями труда Видео, мультимедийные ролики о профессиях МЧС (полицейский, пожарный, врач скорой помощи).
Беседа, чтение стихов, загадок о профессии спасатель. Расширять кругозор и познавательный интерес детей к профессиям; способствовать развитию связной речи, логического мышления; развивать внимание, память, сообразительность. Картотека художественной литературы по данной тематике
Просмотр презентации «Пожарные»   Формирование ранней профориентации у детей дошкольного возраста, ознакомление с профессией спасателя и орудиями труда Оформление презентации
Дидактические игры: «Какая это профессия?», Собери из частей», «Восстанови и расскажи историю», «Найди дорогу пожарному», «Что лишнее», «Машины спасатели»     Расширять кругозор и познавательный интерес детей к профессиям; способствовать развитию связной речи, логического мышления; развивать внимание, память, сообразительность. Знакомить детей с различными профессиями: их названиями, назначением, с характерными особенностями внешнего вида, предметами и техникой, необходимыми для работы.   Изготовление настольно –печатных и словесных игр.
Тематическая экскурсия с детьми в пожарную часть. Познакомить детей с опасной и интересной профессией пожарного. Конспект тематической экскурсии
Итоговая беседа «Что такое МЧС, и кто там работает?» Формирование ранней профориентации у детей дошкольного возраста Изготовление альбома-книжки «Кто такие спасатели»
Рассматривание картин и составление рассказа Формирование умения связно, последовательно составлять рассказ по картине или серии сюжетных картин. Сюжетные картины и составление рассказов по ним детьми.
Сюжетно-ролевая игра "Спасение людей из опасной ситуации".   Формирование ранней профориентации у детей дошкольного возраста»», закреплять знания детей о профессиях людей, работающих в МЧС и орудиях труда Технологическая карта НОД с переходом в Сюжетно-ролевую игру «Спасение людей из опасной ситуации». Атрибуты игры.
    Продуктивная деятельность Лепка «Орудия труда пожарного». Развивать творческое воображение, координацию движений, мускулатуру рук, механизмы мышления (синтез, анализ, умение сравнивать). Макет пожарный щит
  Декабрь Знакомство с профессией «Врач» Беседа, чтение стихов, загадок о профессии врач. Закреплять знания о профессии Врач. Повышать познавательную активность, внимание, память, мышления Картотека художественной литературы по данной тематике
Просмотр презентации «Врач- педиатр» или «Экскурсия в поликлинику». Познакомить с профессией «Врач», формировать раннюю профориентацию   Презентация «Врач- педиатр» или «Экскурсия в поликлинику».
Сюжетно – ролевая игра «Оказание первой медицинской помощи" Формирование ранней профориентации у детей дошкольного возраста»», закреплять знания детей о профессиях людей, работающих в поликлинике и орудиях труда Сценарий Сюжетно – ролевой игры «Оказание первой медицинской помощи». Атрибуты игры  
Дидактические игры: «Домино» настольно –печатная игра, Собери по частям», «Соотнеси картинку со стихотворением», «Что лишнее», «Угадай, что нужно доктору» Расширять кругозор и познавательный интерес детей к профессиям; способствовать развитию связной речи, логического мышления; развивать внимание, память, сообразительность. Знакомить детей с различными профессиями: их названиями, назначением, с характерными особенностями внешнего вида, предметами и техникой, необходимыми для работы.   Изготовление настольно –печатных и словесных игр
Тематическая экскурсия с детьми в поликлинику Ознакомление с трудом взрослых, с профессиональной деятельностью врачей и медицинских работников; расширение кругозора детей. Конспект тематической экскурсии
Продуктивная деятельность 1.Лепка, рисование, аппликация по профессии врач. 2. Оформление фотовыставки «Мы и спорт». Развивать творческое воображение, координацию движений, мускулатуру рук, механизмы мышления (синтез, анализ, умение сравнивать). Работы детей в презентации проекта;   Стенгазета «Мы и спорт»
4. Январь Знакомство с профессией продавец Беседа, чтение стихов, загадок о профессии продавец. Закреплять знания о профессии продавец. Повышать познавательную активность, внимание, память, мышления Картотека художественной литературы по данной тематике
Тематическая экскурсия с детьми в магазин. Познакомить детей с трудом работников магазина – продавцом, кассиром. Конспект тематической экскурсии
Сюжетно- ролевая игра "С мамой за покупками" Формирование ранней профориентации у детей дошкольного возраста»», закреплять знания детей о профессиях людей, работающих в магазине и орудиях труда. Сценарий сюжетно-ролевой игры "С мамой за покупками", Атрибуты игры.
Коллективная работа Совместная творческая деятельность педагога и детей Оформление альбома «Профессии мам и пап» Закреплять умение работать в коллективе, развитие творческого воображения, закрепление знаний о мужских и женских профессиях. Создание эмоционального фона детей,психологического комфорта. Презентация альбома «Профессии мам и пап»
5. Февраль Знакомство с профессией парикмахер Стихи, загадки о профессиях Беседа «Кто такой парикмахер?» Закреплять знания о профессии Парикмахер. Повышать познавательную активность, внимание, память, мышления Картотека художественной литературы по данной тематике
Просмотр презентации «Парикмахер» Познакомить с профессией «Парикмахер», формировать раннюю профориентацию Презентация «Парикмахер»
Дидактические игры «Что нужно для работы парикмахеру?», «Что сначала, что потом», «Собери целое», пособие «Заплети косичку» Расширять кругозор и познавательный интерес детей к профессиям; способствовать развитию связной речи, логического мышления; развивать внимание, память, сообразительность. Знакомить детей с различными профессиями: их названиями, назначением, с характерными особенностями внешнего вида, предметами и техникой, необходимыми для работы. Изготовление настольно –печатных и словесных игр; пособие «Заплети косичку».
Сюжетно-ролевая игра "Салон красоты» Формирование ранней профориентации у детей дошкольного возраста»», закреплять знания детей о профессиях людей, работающих в парикмахерской и орудиях труда. Сценарий сюжетно-ролевой игры «Салон красоты». Атрибуты игры  
Рассматривание картин, и составление рассказов Формирование умения связно, последовательно составлять рассказ по картине или серии сюжетных картин. Рассказы детей
    Экскурсия в парикмахерскую   · Познакомить детей с профессиями работников парикмахерской, их трудовыми действиями, обобщить знания детей о назначении парикмахерской. Конспект тематической экскурсии
    Продуктивная деятельность Объемная аппликация «Сделай прическу» Развивать творческое воображение, координацию движений, мускулатуру рук, механизмы мышления (синтез, анализ, умение сравнивать). Работы детей в презентации
  Март Знакомство с профессией почтальон Беседа, чтение стихов, загадок о профессии почтальон. Закреплять знания о почтальон. Повышать познавательную активность, внимание, память, мышления Картотека художественной литературы по данной тематике
Просмотр презентации «Почтальон» Познакомить с профессией «Почтальон», формировать раннюю профориентацию Презентация «Почтальон»
Сюжетно-ролевая игра "Письмо бабушке "   Формирование ранней профориентации у детей дошкольного возраста», закреплять знания детей о профессиях людей, работающих на почте и орудиях труда. Сценарий сюжетно-ролевой игры "Письмо бабушке ". Атрибуты игры  
Экскурсия на почту   Активизировать словарь и систематизировать знания детей о труде работников почты. Конспект тематической экскурсии
    Презентация- отчет по участию детей в проекте по ранней профориентации старших дошкольников "Парк профессий".   Создание эмоционального фона в группе Отчет по проекту, фото и видео отчет
    Игровая театрализованная деятельность: Дидактическая игра - настольный театр «Профессии» Закрепить знания о профессиях. Развивать эмоциональный фон, активизировать словарный запас; развивать воображение, мышление, навыки словообразования, осознавать значимость любой профессии Дидактическая игра - настольный театр «Профессии»
  Апрель Проведение наблюдения и выявление уровня овладения детьми знаний о профессия и о орудиях труда в той или иной профессии. Выявление уровня овладения детьми изобразительной деятельностью по разным направлениям на конец года Мониторинг Заполнение таблицы наблюдения за детьми
  В течение года. Использовать в работе с детьми многофункциональную дидактическую игру –кейс «Узнаем профессии». Формировать раннюю профориентацию и предпринимательские навыки у детей дошкольного возраста. Многофункциональная дидактическая игра –кейс «Узнаем профессии».
Работа с родителями
  Октябрь 2019г. Анкетирование родителей «Ранняя профориентация у детей дошкольного возраста» Составление анкет для проведения анкетирования на тему «Ранней профориентации детей дошкольного возраста»   Выявление уровня сформированности у родителей знаний о ранней профориентации детей дошкольного возраста Анализ анкетирования родителей по проблеме ранней профориентации детей дошкольного возраста
  Ноябрь 2019г Презентация родителям многофункциональной дидактической игры –кейс «Узнаем профессии Формирование интереса родителей к ранней профориентации и предпринимательских навыков у детей дошкольного возраста многофункциональная дидактическая игра –кейс «Узнаем профессии»»
  Ноябрь 2019г. Консультация для родителей «Ранняя профориентация дошкольников» Повышение знаний родителей по ранней профориентации у детей дошкольного возраста. Консультация для родителей
4. Декабрь 2019г. Буклет родителям Формирование ранней профориентации Повышение знаний родителей по ранней профориентации у детей дошкольного возраста. Буклет
  Январь 2020г. Совместное мероприятие с детьми «Оформление альбома «Профессии мам и пап» Создание эмоционального фона детей, психологического комфорта, всех участников образовательного процесса Презентация фотоальбома «Профессии родителей»
  Февраль 2020г. Картотека дидактических игр направленной на раннюю профориентацию детей Повысить знания родителей через знакомство вариантов работы с дидактическими играми. Значение,которыхспособствует усвоению, закреплению у ребенка знаний, умений, ведет к развитию умственных способностей. Оформление картотеки
  Март 2020г. Памятка для родителей «Знакомим детей с профессиями» Привлечь внимание родителей к вопросам трудового воспитания дошкольников. Рассказать родителям как познакомить ребенка с профессией через сюжетно – ролевую игру и беседу. Презентация на сайт для родителей
  Апрель 2020г. Рекомендация для родителей: «Организация самостоятельной деятельности детей, направленной на раннюю профориентацию детей»     Повышение знаний родителей по проблеме самостоятельной игры, направленной на раннюю профориентацию детей Рекомендация для родителей
    Консультация для родителей «Психология и творчество» Повышение знаний родителей о влиянии творческой деятельности на психологическое развитие детей Конспект для родителей
  Май 2020г. Презентация- отчет по участие детей в инновационном проекте «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста «   Отчет по проекту, фото и видео отчет
  В течение года. Изготовление и пополнение ПРС группы материалами для работы по данной теме и для работы с детьми Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста, через раннюю профориентацию Пополнения ПРС группы материалами
  В течение года. Выставка совместных с детьми творческих работ, а также отдельно творческих работ родителей Повышение знаний родителей о нетрадиционных техниках рисования, развитие ПРС Пополнения ПРС группы материалами
  В течение года. Участие в конкурсах и размещение на сайты совместных с детьми творческих работ, а также отдельно творческих работ родителей. Формирование эмоционального фона закреплять взаимоотношения всех участников образовательного процесса. Выставки творческих работ, фотоотчеты
  В течение года. Презентация альбома «Наши достижения» Обобщение опыта работы по формированию ранней профориентация детей дошкольного возраста Оформление альбома Дипломы, сертификаты за участие в конкурсах

Список литературы

1. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. - М.: Знание, 1991.

2. Буре Р. С. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. – М.: «Просвещение», 1987 г.

3. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании. - М.: Инноватор, 1997.

4. Игумнова, Е. Банкир, фермер иль портной… кто же я буду такой? [Текст]: учебное пособие для преподавателей / Е. Игумнова. - Новосибирск, 1994

5. Климов Е.А. Путь в профессионализм. - М.: Флинта, 2003.

6. Нефёдова К. П. Инструменты. Какие они? – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005г

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: