РОДИТЕЛЬСКАЯ ШКОЛА
Консультация для родителей
Тема: «Особенности развития речи детей 6-7 лет»
Форма проведения: очная
Дата проведения: 25.11.2021
Хлебникова Анна Николаевна, учитель-дефектолог
МАДОУ «Детский сад № 77» г. Череповец
г. Череповец
Цель: ознакомление родителей с речевым развитием детей 6-7 лет.
Задачи:
1. Познакомить родителей с особенностями развития речи детей 6-7 лет.
2. Познакомить родителей с возможными отклонениями в речевом развитии ребенка.
3. Предложить рекомендации по развитию речи детей данного возраста.
Содержание консультации
Ребенок 6 лет имеет большой словарный запас, развернуто отвечает на вопросы, логично и последовательно выражает свои желания, переживания, мысли, а также корректно произносит все звуки, использует сложные предложения. Все это необходимо для дальнейшего обучения в школе.
Звукопроизношение. К шести годам звукопроизношение у детей вполне нормализовалось, и работа идет по улучшению дикции, автоматизации звуков в речи. Дети не затрудняются в произнесении слов любой структуры, применяя многосложные слова в предложениях
Интонация: С таршие дошкольники уже должны уметь выражать голосом незаконченные интонации смысловых отрезков распространенного предложения, так как они пользуются в речи не только простыми, но и сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями.
Словарный запас. дети старшего дошкольного возраста 6-7 лет имеют большой запас слов - 3000-3500. Это преимущественно слова, которые наиболее часто употребляются при общении с окружающими.
В этом возрасте дети умеют подобрать антонимы: высокий - низкий, узкий - широкий, толстый - тонкий, острый - тупой. Предлоги времени и пространства используют к месту и правильно: за диваном, из-за дивана, над, на, под, из-под, около, перед, между, после. К 6 годам ребёнок должен хорошо ориентироваться во времени: знать времена года, месяцы, дни недели, части суток.
Грамматический строй речи. К 6 годам дети обычно умеют пользоваться не только простыми, но и сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, пересказывать текст без пропусков и перестановок частей. Дети 6 лет правильно изменяют и согласовывают слова в предложении, могут создавать трудные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. Они самостоятельно образовывают слова, обозначающие человека определенной профессии, детенышей животных, предметы посуды, подбирают однокоренные слова
Связная речь. Дети должны владеть обиходным словарем в полном объеме: знать все обобщающие слова (профессии, транспорт, посуда, инструменты, овощи, фрукты, ягоды, времена года, сутки, одежда, обувь, головные уборы, посуда, мебель, бытовая техника или приборы, домашние и дикие животные и птицы, насекомые).
Дети старшего дошкольного возраста более активно участвуют в беседе или разговоре: спорят, рассуждают, довольно мотивированно отстаивают свое мнение, убеждают товарища. Они уже не ограничиваются называнием предмета или явления и не полной передачей их качеств, а в большинстве случаев вычленяют характерные признаки и свойства, дают более развернутый и достаточно полный анализ предмета или явления.
Нарушения речевого развития детей 6-7 лет.
· Отсутствие большого количества звуков или замена одних звуков другими, может недоставать несколько звуковых групп: свистящих, шипящих, сонорных (р, л);
· Слова из 4–6 слогов произносятся искаженно, в них не хватает звуков и целых слогов, слоги могут переставляться, заменяться другими (молоток — мотолок, простокваша — постоквашина, регулировщик — легуровщик);
· Словарный запас беден, в нём не хватает сложных существительных, очень мало прилагательных, отмечается большое количество замен (чашка — кружка, аист — цапля, клубника — земляника, юбка — платье, лось — олень, готовит — варит, шьёт — вышивает, большой — высокий, широкий — длинный);
· В предложениях часто пропускаются предлоги, высказывания малопонятны, дети не в состоянии озвучить то, что они думают
Основные рекомендации родителям для
развития речи детей 6-7 лет.
1. Тренируйте умения определять и объяснять свой выбор времени года на улице и картинках;
2. Развивайте связную речь детей, пересказывая сказки, содержание мультфильмов;
3. Составляйте рассказы по картинкам и на основе впечатлений, следя за правильным произношением и дикцией ребенка;
4. Проговаривайте с ребенком скороговорки и чистоговорки;
5. Развивать слуховое внимание и восприятие;
6. Учите ребенка правильно называть слова, обозначающие местоположение: впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, под, за, перед;
7. Развивайте у ребенка интерес к общению со сверстниками и взрослыми, умение легко вступать в контакт и находить выход из проблемных ситуаций общения, признавая авторитет взрослых;
8. Учить ребенка принимать учебную задачу, то есть внимательно слушать и понимать задание или, при необходимости, уточнить его;
9. Тренировать ребенка в назывании текущего месяца и последовательности дней недели; · учить, в определенном порядке называть адрес, фамилию, имя, имя, отчество родителей.
10. В общении с ребенком следите за своей речью: говорите с ним не торопясь, при чтении не забывайте о выразительности, объясняйте ребенку непонятные слова, которые встречаются в тексте;
11. Поощряйте малыша, чаще хвалите, радуйтесь его успехам, подбадривайте его, если что-то не получается;
12. Своевременно устраняйте недостатки речи ребенка. Тактично указывайте на неточности и ошибки, встречающиеся в его речи. Если ребенок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему, что говорить надо внятно, чётко и не спеша.