Циркуляция питательных веществ и трансформация дхату




РАСА (плазма) поддерживает функции менструации (артава) в матке, лактацию (станоя) в грудных железах.

РАКТА (ткань крови или красные кровяные тельца) поддерживает мышцы сухожилий (кандара) и кровеносные сосуды (сира).

МАМСА (мышечная ткань) поддерживает натяжение мышц (снайю) и кожи (тваша).

МЕДА (жировая ткань) поддерживает подкожный жир (васа) и функции пота (сведа).

АСТХИ (костная ткань) поддерживает зубы (данта), ногти (накха) и волосы (хеша).

МАДЖА (костный мозг, нервная ткань) поддерживает функцию слезовыделения (акшивит снеха).

ШУКРА (семя, органы воспроизведения) поддерживает функции мозга.

Когда в балансе вата-питта-капха есть нарушение, это непосредственно отразится на дхату. Нарушение доша (вата, питта или капха) и дефект дхату всегда влекут за собой болезненный процесс.

Здоровое состояние дхату может быть сохранено мерами по поддержанию баланса вата-питта-капха путем соответствующей диеты, упражнений и осуществления восстановительной программы.


Глава 5. Качества


Аюрведа представляет из себя тонкую медицинскую науку о свойствах или качествах. Эти качества еще называются гуны. Великий аюрведический врач Чарак обнаружил, что все органические и неорганические субстанции также, как и все мысли и действия, обладают определенными качествами.

Эти качества содержат потенциальную энергию, действия которой выражаются кинетической энергией. Качества и действия тесно связаны между собой, так как потенциальная энергия качеств со временем становится действием или кинетической энергией.

Согласно Аюрведе, существуют двадцать основных качеств. Прилагаемая таблица показывает эти двадцать качеств и их действия.

После тщательного наблюдения за вселенной и человеком, Чарак распределил двадцать основных качеств на десять противоположных пар (например, тепло — холод, медленно — быстро, тупой — острый, влажно — сухо). Эти противоположные силы функционируют вместе.

Вселенная в целом есть проявление двух основных противоположностей — мужской и женской энергий. Итак, возможно понимание Вселенной, как взаимодействия противоположных сил, которые проявляют себя в основных качествах.

Вата, питта и капха обладают своими собственными качествами, и субстанции, имеющие аналогичные качества, будут стремиться ухудшить связанные с телом свойства по закону «подобное стремится к подобному».

Например, в летний сезон качества аналогичные качествам питта — жар, сухость, легкость, подвижность и проникновение. Естественно, летом питта в теле будет ухудшаться.

Вата — легка, суха, подвижна, груба и холодна; значит в осенний сезон, имеющий те же качества, вата в конституции человека будет стремиться к ухудшению.

Наконец, капха — жидкая, тяжелая, холодная и мутная; значит зимой, когда эти свойства преобладают во внешней среде, внутренняя капха будет стремиться к ухудшению.

Если человек постоянно принимает вещи с качествами, противоположными качествам его тела, то эти противоположные качества извне могут стать доминирующими и привести к беспорядку в теле. Например, вата-индивидуум, естественно, имеет излишек легких качеств.

Если такой человек постоянно поглощает тяжелые капха продукты, которые сдерживают легкие качества тела, то через некоторое время его индивидуальные качества вата (легкий) переменятся на капха (тяжелый). Таким образом, качества тела могут измениться вопреки естественным, присущим конституции склонностям.

Чтобы понять и оценить аюрведическую концепцию качеств, необходимо углубленно медитировать на них. Исследование качеств — очень тонкое искусство, и оно требует постоянного осознания.

Если, например, человек ест горячий пряный перец, как отреагируют его чувства? Он немедленно почувствует жар, потение и жжение во рту из-за остроты и проникающего влияния этой пищи. А на следующий день моча и кал могут иметь качество жжения.

Аюрведическая концепция фармакологии, терапии и приготовления пищи основана на действии и взаимном противодействии этих двадцати качеств. Поняв эти качества, можно поддерживать баланс в тридоша.


 

Двадцать качеств (гун) и их действия


1. ТЯЖЕЛЫЙ (гуру) — увеличивает капха, уменьшает вата и питта. Увеличивает объем питания, депрессию, создает тупость, летаргию.

2. ЛЕГКИЙ (лагху) — увеличивает вата, питта и агни, уменьшает капха, способствует пищеварению, уменьшает объем, очищает, создает свежесть, поверхностность.

3. МЕДЛЕННЫЙ (манда) — увеличивает капха, уменьшает вата и питта. Создает леность, замедленность действий, расслабление, тупость.

4. ОСТРЫЙ (тикшна) — увеличивает вата и питта, уменьшает капха. Создает язвы, воздействует на тело незамедлительно, способствует остроте, быстрому восприятию (пониманию).

5. ХОЛОД (шита) — увеличивает вата и капха, уменьшает питта. Создает оцепенение, бессознательное состояние, страх, бесчувствие.

6. ЖАР (ушна) — увеличивает питта и агни, уменьшает вата и капха. Способствует теплу, пищеварению, очищению, расширению, воспалению, гневу, ненависти.

7. МАСЛЯНЫЙ (снигдха) — увеличивает питта и капха, уменьшает вата и агни. Создает маслянистость, влажность, смазывает, создает энергию. Способствует состраданию, любви.

8. СУХОЙ (рукша) — увеличивает вата и агни, уменьшает питта и капха. Создает сухость, поглощение, запор, нервозность.

9. КРОТКИЙ (слакшна) — увеличивает питта и капха, уменьшает вата и агни. Уменьшает грубость, увеличивает спокойствие, любовь, заботливость.

10. РЕЗКИЙ (кхара) — увеличивает вата и агни, уменьшает питта и капха. Вызывает трещины на коже, в костях, порождает легкомысленность, жестокость.

11. ГУСТОЙ (сандра) — увеличивает капха, уменьшает питта и агни. Способствует основательности, тупости, силе.

12. ЖИДКИЙ (драва) — увеличивает питта и капха, уменьшает вата и агни. Растворяет, разжижает. Способствует слюнотечению, состраданию, связыванию.

13. МЯГКИЙ (мруду) — увеличивает питта и капха, уменьшает вата и агни. Создает мягкость, деликатность, расслабление, нежность, любовь, заботливость.

14. ЖЕСТКИЙ (катхина) — увеличивает вата и капха, уменьшает питта и агни. Увеличивает жесткость, суровость, силу, себялюбие, бессердечность, бесчувствие.

15. НЕПОДВИЖНЫЙ (отхира) — увеличивает капха, уменьшает вата, питта и агни. Способствует стабильности, создает препятствия, поддержку, запоры, способствует вере.

16. ПОДВИЖНЫЙ (чхала) — увеличивает вата, питта и агни, уменьшает капха. Способствует движению, шаткости, беспокойству, недостатку веры.

17. ТОНКИЙ (сукшка) — увеличивает вата, питта и агни, уменьшает капха. Пронзительный. Проникает в тонкие капилляры. Увеличивает эмоции, чувствительность.

18. ГРУБЫЙ (стхула) — увеличивает капха, уменьшает вата, питта и агни. Является причиной препятствий, ожирения.

19. МУТНЫЙ (авила) — увеличивает капха, уменьшает вата, питта и агни. Вызывает головную боль, загрязнение, слабое восприятие.

20. ЯСНЫЙ (вишада) — увеличивает вата, питта и агни, уменьшает капха. Умиротворяет. Является причиной изоляции, отвлечения.


Таблица 4.

Качества тридоши

ВАТА ПИТТА КАПХА
сухой маслянистый тяжелый
легкий проникающий медленный
холодный горячий холодный
резкий легкий маслянистый
тонкий подвижный густой
подвижный жидкий мягкий
ясный кислый неподвижный
рассеивающий    
СТИХИИ ТРИДОШИ
ВАТА — воздух + эфир ПИТТА — огонь + вода КАПХА — земля + вода

Глава 6. Диагностика


На Западе под словом «диагностика» обычно подразумевают опознание болезни после ее проявления. В Аюрведе, однако, под диагностикой понимается постоянное, шаг за шагом, наблюдение за взаимодействием между порядком (здоровьем) и беспорядком (болезнью), происходящим в организме.

Процесс болезни — это взаимодействие между тканями тела и его свойствами. Симптомы болезни всегда связаны с нарушением баланса в тридоша. Раз поняв природу этого дисбаланса, можно лечением восстановить баланс в тридоша.

Аюрведа учит очень точным методам выявления болезненного процесса перед тем, как проявятся какие-либо внешние признаки заболевания. Обнаружив ранние симптомы дисбаланса и болезненных реакций в организме, можно определить природу будущих реакций организма.

Ежедневное наблюдение за пульсом, языком, лицом, глазами, ногтями и губами даст изучающему Аюрведу тонкие индикаторы, по которым он может узнать, какие патологические процессы происходят в теле, какие органы и доша повреждены и где скапливаются токсины.

Таким образом, регулярной проверкой индикаторов, патологические симптомы могут быть определены заранее, и можно принять предохранительные меры.

Аюрведа учит, что пациент — это живая книга, и для понимания его физического благополучия следует читать эту книгу ежедневно.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: