Игра «Волшебный мешочек»




Семинар-практикум для педагогов ДОУ

"Развитие у дошкольников познавательных процессов»

Цель: Показать педагогам важность и значимость проблемы развития познавательных процессов у дошкольника.

Задачи:

1. Актуализировать знания педагогов об особенностях формирования познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.

2. Расширить представление о том, что такое познавательные процессы и их качества.

2. Продемонстрировать использование игр в качестве инструмента развития познавательной сферы ребенка.

Оборудование: Презентация, "волшебный мешочек", игра "Танграм", ширма, игрушка для описания.

Ход семинара

Педагог – психолог: Познавательные процессы - психические процессы, обеспечивающие получение, хранение и воспроизведение информации, знаний из окружающей среды.

Познавательные процессы входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность.

Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.

Развитию познавательных процессов у детей способствует постановка развивающей познавательной деятельности дошкольников. В ней у ребенка накапливается жизненный опыт, происходит познание окружающей действительности, усвоение знаний, вырабатываются умения, навыки.

Рассмотрим структуру познавательной деятельности. Структура познавательной деятельности определяется как способ взаимодействия компонентов системы и включает в себя:

1. Цель – получить знания.

2. Мотив – различен в зависимости от ситуации.

3. Способы – познавательные умения, действия.

4. Условия – организованная развивающая среда, способствующая достижению цели.

5. Результат – получение знания.

 

Основные принципы организации успешной среды, подразумевающей познавательное развитие дошкольников, – осознанность и активность ребенка в получении нужного знания. Структура познавательной деятельности должна выстраиваться с учетом этих принципов. Неотъемлемой частью познавательной деятельности дошкольников является познавательный интерес. Такой интерес направлен на материал, связан с положительными впечатлениями и порождает активность детей. Полноценное познавательное развитие дошкольника основывается на организации самостоятельной или совместной деятельности ребенка.

Цель деятельности воспитателя дошкольного образования заключается в стимулировании разных видов активности детей, обеспечивающей оптимальный уровень индивидуального развития, что позволяет ему осваивать разные сферы жизнедеятельности.

Тем самым педагог обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Он постоянно создает ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними все более сложные задачи, развивает волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений.

 

Обязательным элементом образа жизни детей является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей. При этом педагог своим примером побуждает детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы, обращает внимание на новые, необычные черты объекта, строит догадки, обращается к детям за помощью, нацеливает на экспериментирование, рассуждение, предположение.

 

Для эффективного формирования познавательной активности личности детей дошкольного возраста необходимо использовать оптимальные методы, позволяющие стимулировать разные виды активности.
В их числе, прежде всего, следует назвать методы, вызывающие познавательные вопросы детей:

Ø метод неожиданных решений, основанный на том, что педагог предлагает новое нестереотипное решение той или иной задачи, которое противоречит имеющемуся опыту детей;

Ø метод предъявления заданий с неопределенным окончанием, что заставляет детей задавать вопросы, направленные на получение дополнительной информации;

Ø метод, стимулирующий проявление творческой самостоятельности составления аналогичных заданий на новом содержании, поиск аналогов в повседневной жизни);

Ø метод «преднамеренных ошибок» (по Ш. А. Амонашвили), когда педагог избирает неверный путь достижения цели, а дети обнаруживают это и начинают предлагать свои пути и способы решения задачи.

 

Педагог – психолог: А какие же процессы включаются во время познавательной деятельности? (ответы педагогов) (Восприятие, мышление, память, внимание, речь, воображение)

Педагог – психолог: Вы мыслите в правильном направлении, но давайте систематизируем все сказанное и начнем по порядку. Начинаются познавательные процессы с восприятия. Что значит восприятие? (ответы педагогов)

Педагог – психолог: Совершенно верно, воспринимать, значит чувствовать. Восприятие – целенаправленный и активный интеллектуальный процесс по формированию образов окружающего мира с помощью всех анализаторов-зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. Все виды важны, так как чем больше задействовано анализаторов, тем более полна картина мира, и тем лучше и прочнее ребенок усваивает новое.

Педагог – психолог: А сейчас мы поиграем с вами игру на развитие тактильного восприятия «Волшебный мешочек».

Игра «Волшебный мешочек»

Педагог – психолог: А сейчас возвращаемся к психическим процессам. Рассматриваем внимание. Как вы думаете, что это такое и для чего оно нужно?

(ответы)

Педагог – психолог: Хорошо, подытожим. Внимание - это форма организации познавательной деятельности, направленной на выбранный объект. Характеристиками внимания являются:

- концентрация (степень сосредоточения на объекте)

- переключение (способность быстро менять объект)

- распределение (способность удерживать несколько объектов)

- объем (количество объектов).

Внимание бывает произвольным (целенаправленным) и непроизвольным. А теперь я предлагаю вам поиграть в игру на развитие внимания.

Игра «Найди 10 отличий»

Педагог – психолог: Переходим к следующему психическому процессу- память. Кто может сказать, какая бывает память? (ответы)

Педагог – психолог: Отлично. Память можно разделить по органам чувств на зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную и двигательную, по длительность хранения информации на кратковременную и долговременную, по степени осмысленности на механическую и логическую. А теперь с помощью игры выясним, какие есть плюсы и минусы у разных видов памяти.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: