ГЛАВА 2. РЕКОНСТРУКЦИЯ ВЕРТЕПНОГО ДЕЙСТВА




Процесс реконструкции вертепного спектакля мы начали с анализа всех источников и выбора приемлемого для нас варианта.

Как было сказано выше, принимая во внимание сценический формат нашего показа, мы решили использовать разновидность живого вертепа, то есть разыграть вертепное действо силами живых актёров. А небольшая стационарная вертепная композиция присутствовала на сцене в качестве передвижной декорации на протяжении всего эпизода показа.

После сравнительного анализа нескольких источников за основу сценария реконструкции вертепного спектакля был взят аутентичный текст, который был записан Н.Н. Виноградовым в начале XX века в районе Нижнего Новгорода. Спектакль носил название «Смерть царя Ирода. Представление для публики с пением и рассказами» и был создан для кукольного вертепного театра. Однако, в оригинальном варианте такой спектакль можно показывать только для искушённых профессионалов. Наша же реконструкция задумывалась как представление, адаптированное для современной и, что немаловажно, разновозрастной аудитории. Поэтому решено было бытовую часть вертепного театра удалить совсем, отчасти из цензурных соображений. Собственно мистериальную часть пришлось сократить, сделав текст более ёмким и динамичным, но сохранив все архаизмы и стилистические особенности.

Претерпел изменение и состав действующих лиц. В варианте нашей реконструкции он выглядит следующим образом:

Царь Ирод

Три Царя

Воин

Рахиль

Смерть

Черт

Образы всех персонажей очень гротескные, отличающиеся лубочной яркостью и традиционностью средств выразительности

Вообще, образ – характерный признак любого искусства, в том числе и театрального. Но в фольклорном же театре это, как правило, образ-маска, т.е. традиционный, каноничный образ того или иного фольклорного персонажа, обозначаемый определенными деталями костюма, грима, реквизита. Создание такого образа не нуждается в индивидуализации черт его характера, наоборот, здесь следует соблюдать традиционность исполнения. Это существенная черта фольклорной художественности. Показательно, что костюмы, бутафория и реквизит персонажей вертепного действа также остались традиционными. Так, например, в нашем варианте спектакля использованы неизменные атрибуты христославления: украшенные ленточками «гильца – тройчатки», вертепный ящик – композиция, а так же настоящая вертепная звезда, специально реконструированная для вертепного действа. Эта звезда уникальна, сделана по старым образцам с использованием старинных технологий. Её смастерил для нас информатор – уроженец Западной Украины, в юности сам участвовавший в святочных поздравительных обходах.

 

Костюмы также максимально приближены к описаниям исследователей и современников:

Царь Ирод: (фигура его выше всех остальных), в красной, либо золотой мантии; на голове - корона, грудь в крестах и медалях,.

Три Царя: на голове короны из серебряной бумаги, в серебряных плащах.

Воин: в кирасе, через плечо - полоска золоченой бумаги в виде орденской ленты,в руке обнаженный меч

Рахиль: одета в рубище; в руках - спеленатый ребенок.

Смерть: в чёрном саване, с косой в руках.

Черт: (весь обшит черной овчиной; с рогами,с хвостом и трезубцем).

 

В отличии от действенности театрального спектакля, в обрядовой действенности нет драматизма, нет драматической борьбы, нет конфликта.

Но вертепное действо в этом смысле является исключением - в нём присутствует и идея (неизбежное торжество добра и посрамление зла) и о сновной конфликт между главными персонажами постановки, отличающиеся особым напряжением и драматизмом от зарождения противоборства до его логического завершения и обобщения.

Однако мизансценическое, композиционное решение спектакля продиктовано условностью народного спектакля и подчинено законам обрядового действа.

Так, например, композиционное решение спектакля предельно просто. Всё действо состоит из трёх явлений с прологом и эпилогом. Именно в прологе и эпилоге сконцентрирован основной песенный материал. Кульминацией спектакля является эпизод наказания злодея и всеобщего ликования по случаю рождения младенца Иисуса, а так же поздравление хозяина дома и пожелание ему всякого благополучия.

Центростремительный симметричный принцип построения мизансцен первого плана предполагает концентрацию внимания зрителя на фигуре главного отрицательного персонажа – Царя Ирода.

А построение мизансцен второго плана (полукруг, хоровая) продиктовано законами вокально- хорового искусства, так как одним из основных средств выразительности спектакля является всё же музыка.

Мы допустили единственное отступление от традиции, применив иносказательный или знаковый принцип построения, связанный с символом, знаком, метафорой креста при первом появлении на сцене христославщиков и исполнении рождественского тропаря.

Основу аудиоряда спектакля составляют три песни: «Рождественский Тропарь», христославление «Нэбо и зэмле», и «Многолетие».

В рамках данной работы мы рассмотрим две из них – «Тропарь» и «Многолетие». Обе эти песни абсолютно аутентичны и записаны в хуторе Солёном Мостовского района Краснодарского края (информаторы – известные песенницы, хранители народного творчества, сёстры Рассказины).

Эти песни являются своеобразным и очень интересным народным переложением канонических церковных распевов. Изначально записанные как двухголосные, эти песни были аранжированы для смешанного состава хора в соответствии с составом и количеством наших исполнителей. Примечательно, что Тропарь видоизменился в соответствии с законами народной песни – в нём присутствует характерный для фольклорных образцов сольный запев. Многолетие же более канонично и традиционно, однако оно отличается от общепринятого распева динамикой и настроением - не столько торжественным, сколько весёлым и озорным. Исполнять его следует очень экспрессивно, в быстром темпе (allegro, allegro agitato, либо allegro vivace) Наличие медленной вставки «Во здравие и во спасение» также не является традиционным, но придаёт этому варианту «многолетия» неповторимую оригинальность.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: