Введение.
Метод проектов был разработан во второй половине ХIХ века Дж. Дьюи – это новый дидактический метод, который предусматривает определенную последовательность в организации обучения детей, состоящую из трех этапов:
1 этап - педагог изучает возможности, потребности и прошлый опыт воспитанников;
2 этап - педагог вносит предложение, которое является отправной идеей для совместного обсуждения с детьми, в результате разрабатывается план работы, а затем проект как последовательность действий;
3 этап - реализация проекта детьми при необходимой помощи педагога в соответствии с намеченным планом.
Я считаю, что в современном образовании метод проектов является наиболее эффективным способом полностью раскрыть ту или иную тему, донести информацию до воспитанников, и получить предполагаемые результаты.
Тему проекта, которую я выбрала, я считаю актуальной в любое время, так как, дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, об условиях необходимых для их роста.
Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях. Научившись понимать состояние растений, ребенок будет видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет, ребенок может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально - личностного, эстетического развития ребенка.
Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Полное название проекта: Экологический проект на тему «Огород на подоконнике».
Автор проекта: Карамышева Юлия Андреевна.
Продолжительность проекта: краткосрочный (февраль-апрель)
Тип проекта: познавательный, информационно-творческий, совместный.
Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, родители воспитанников, педагоги группы.
Возраст детей: 3- 4 года.
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: недостаточное представление детей о растениях, об условиях необходимых для их роста, низкий словарный запас у детей по данной теме, незаинтересованность родителей в совместной игре с детьми.
Цель проекта: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
Задачи проекта для детей:
1. Расширить знания детей о росте растений в комнатных условиях.
2. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
3. Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
4. Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.
5. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков).
6. Продолжать развивать наблюдательность - умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
7. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
8. Развивать познавательные и творческие способности.
Задачи проекта для педагогов:
1. Оказывать детям помощь в выявлении проблемы, в поиске ее решения, в оформлении рисунков и работ, в организации выставки совместных поделок.
2. Составить план проекта и осуществлять его реализацию в разных видах детской деятельности.
3. Привлечь внимание родителей к данной проблеме и участью в проекте.
4. Активизировать творческий потенциал педагогов.
5. Активизировать педагогические умения родителей в жизни детского сада.
Задачи проекта для родителей:
1. Ознакомить родителей с темой, целями, задачами и актуальностью данного проекта.
2. Мотивировать к ресурсному обеспечению проекта (материалы для консультаций, материалы для детской деятельности).
3. Побуждать к совместной деятельности с детьми по теме проекта.
4. Привлечь в помощи к оформлению выставки.
Форма проведения итогового мероприятия проекта: выставка поделок, рисунков, открытое занятие - презентация «Огород на подоконнике».
Название итогового мероприятия проекта: Открытое занятие - презентация «Огород на подоконнике».