Пошаговая инструкция по написанию сочинения




Сочинение 15.1

Абзацы Клише
1. Вступление - Прочитав предложенный текст, я убедился в справедливости слов известного языковеда (лингвиста, учёного, писателя, философа, филолога) (имя, фамилия автора), который утверждал: «…» (цитата из задания)   - Известный писатель (лингвист, учёный и т.п.) (имя, фамилия автора) пишет: «…» (цитата из задания)   - На мой взгляд, лингвист (филолог, учёный, литературовед, писатель) (имя, фамилия автора) был прав, утверждая, что «…» (цитата из задания)   - Нельзя не согласиться с мнением известного учёного (имя, фамилия автора), полагавшего, что «…» (цитата из задания)   - По мнению российского лингвиста (писателя и т.п.), …
2. Основная часть   Переход к рассуждению - Я разделяю точку зрения …   - Я согласен с этим утверждением.   - Поразмышляем над этими словами.   - Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.   - Раскроем смысл данного утверждения, опираясь на текст … (фамилия, имя автора исходного текста)
Введение примеров - Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению … из текста (фамилия, имя автора исходного текста)   - Проиллюстрировать это языковое явление можно на примере предложения … из текста (фамилия, имя автора исходного текста)   - Справедливость этого вывода можно доказать на примере предложения …   - Во-первых, автор пишет … Во-вторых, …   - С одной стороны, … С другой стороны, …   - Например, в предложении …   - Так, в предложении …
3. Вывод - Итак, мы доказали, что…   - В заключение хотелось бы сказать, что приведённые примеры из текста (фамилия, имя автора исходного текста) доказывают справедливость утверждения (фамилия, имя автора цитаты)   Таким образом, …

 

Пошаговая инструкция по написанию сочинения

1. Знакомимся с высказываниемВнимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова.

2. Определяем основную мысль высказывания.

Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.

Примерные ответы:

о богатстве, выразительности, точности русской речи; о средствах выражения мыслей; о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.; о взаимосвязи лексики и грамматики; о роли синтаксиса в человеческом общении;о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.

3.

Оформляем вступление.

Во вступлении необходимо раскрыть смысл высказывания. В этом вам помогут следующие слова и выражения: автор

анализирует

характеризует

рассуждает

отмечает

доказывает

сравнивает

сопоставляет

противопоставляет

называет

описывает

разбирает

подчёркивает

ссылается на...останавливается на...раскрывает содержание

отмечает важность

формулирует

касается

утверждает

считает, что...и т.д.

Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений. Можно применить цитирование, например: К.Г.Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира. Можно обойтись и без цитирования, например: Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания. или: Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя. или: В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека

4. Пишем основную часть.

Основную часть можно начать следующими фразами:

Присмотримся повнимательнее к словам в тексте... (называем фамилию автора текста)Обратимся к тексту русского писателя... (фамилия автора текста)Докажем эту мысль на примерах из текста...Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста... Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения. Внимательно изучите критерии оценивания примеров-аргументов: Таким образом, общие требования к аргументам таковы: примеров должно быть 2;примеры должны быть из указанного текста; приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте. В прошлом году один пример должен был иллюстрировать лексические явления, другой - грамматические. В 2013-2014 году данное требование соблюдать не обязательно.

Например: Аргумент 1. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини (указана роль в тексте).

Аргумент 2. Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.При оформлении примеров можно использовать вводные слова "во-первых", "во-вторых" и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.

5. Пишем заключение

В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного.Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.

Начать вывод можно следующими словами и фразами: Таким образом,... Итак,...Следовательно,...В итоге можно прийти к такому выводу:...В заключение можно сказать, что...Мы убеждаемся в том, что...Обобщая сказанное,...Из этого следует, что...и т.д. Например: Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств. или: Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков мыслей, чувств и оценок автора текста.

Итак, ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую тему таков:

1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).

2. Аргументация: а) аргумент-пример №1; б) аргумент-пример №2.

3. Вывод.

Каждую часть начинаем с красной строки. То есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца. А лучше 4, т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров

За отсутствие абзацев снимают баллы.

План работы составлен, на основе материалов, взятых в сети Интернет



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: