Создание Единого Свода Законов Русских




 

К началу XIX в. в России накопился огромный законодательный, нормативный материал, никак не систематизированный. Общая кодификация не проводилась со времени издания Соборного уложения 1649 г. Законодательный и иной нормативный материал находился в крайне хаотичном, запущенном состоянии.

Отсталость и запутанность законодательства были так велики, что не только влияли на положение низших слоёв общества, но и противоречили интересам привилегированных сословий.

В 1801 г. была создана новая кодификационная комиссия, которую возглавил П. В. Завадовский. В 1803 г. комиссию передали в министерство юстиции и главным исполнителем работ по кодификации стал Г. А. Розенкампф. Однако комиссия не добилась положительных результатов.[7] В 1808 г. кодификационные работы возглавил М. М. Сперанский, и уже к 1812 г. были закончены отдельные части гражданского и уголовного уложения.[8] Но созданные комиссией проекты уложений не получили утверждения.

Проект уголовного уложения определял важнейшие институты уголовного права (понятие преступления, формы вины, стадии совершения преступления, обстоятельства, устранявшие наступление уголовной ответственности, в том числе необходимую оборону с указанием её пределов) в соответствии с принципами буржуазного уголовного права. Был сформулирован принцип индивидуальной ответственности, соразмерности наказания тяжести содеянного.[9] Несмотря на то что этот проект не получил утверждения, он оказал влияние на последующую кодификацию уголовного законодательства.

Проект гражданского уложения подвергся жёсткой критике. В нём увидели перевод Кодекса Наполеона 1804 г. или существенные заимствования из него. Так, М. Ф. Владимирский-Буданов писал о проекте, что «он есть переделка французского code civile как по системе, так и по некоторым подробностям»[10].

М. Сперанским и Г. Батеньковым были созданы «Учреждение о сибирских губерниях», девять уставов и положений по различным вопросам управления и статуса населения – местных жителей, казаков, ссыльных. В 1821 г. эти акты были утверждены Сибирским комитетом и стали первым опытом создания кодексов для управления обширнейшими зауральскими территориями России. При систематизации законодательства в 1830-е годы сибирские кодексы вошли в Свод законов Российской империи.[11]

Проходившая в 1823-1847 гг. деятельность по подготовке «Свода степных законов кочевых инородцев Восточной Сибири» и «Сборника обычного права сибирских инородцев Западной Сибири» М. М. Сперанским была прекращена с распространением на восточные районы положений общеимперского Свода законов. Тем не менее, собранные материалы использовались при рассмотрении судами уголовных и гражданских дел, в обычное право вносились коррективы путём признания силы обычных норм, а также введения запретов на нормы, явно противоречащие российскому законодательству.[12]

В 1826 г. кодификационная комиссия была преобразована во Второе отделение Собственной его императорского величества канцелярии, работы поручили М. М. Сперанскому. Он предложил три этапа систематизации законодательства: 1) составление Полного собрания законов; 2) составление Свода законов; 3) составление уложений (кодексов). Полное собрание законов, по мнению Сперанского, должно было стать основой Свода действующих законов.

Кодификационная комиссия составила первое Полное собрание законов Российской империи, начиная с Соборно уложения 1649 г. и кончая Манифестом 12 декабря 1825 г. о восшествии на престол Николая I.

Работа завершилась в 1830 г. Собрание состояло из 40 томов, содержащих 30 920 отдельных актов и 6 томов приложений (хронологический указатель, алфавитно-предметный указатель, штаты и тарифы, чертежи и рисунки). Одновременно составлялось второе Полное собрание законов (с 12 декабря 1825 г.). Издаваемые после этой даты нормативные акты ежегодно объединялись в сборники – тома второго Полного собрания (ПСЗ-2).[13] В Полное собрание законов должны были войти все исходящие от верховной власти или от учреждений, ею созданных, постановления, причём как действовавшие, так и отменённые. Нормативные акты включались в хронологической последовательности. В Полное собрание вошли и некоторые судебные решения, имевшие значение судебного прецедента, а также акты толкования закона, например разъяснения Сената как высшего судебного органа России.

Вторым этапом систематизации законодательства явилось составление Свода законов Российской империи. Он был составлен в 1832 г. и в том же году издан. Свод состоял из 15 томов и включал в себя законы и иные нормативные акты, действующие на 1 января 1832 г. В январе 1833 г. его рассмотрел Государственный совет. Утверждён он был императором и введён в действие с 1 января 1835 г.

Свод законов содержал около 36 тыс. статей и 6 тыс. приложений. Он представлял собой новую форму действовавших ко времени его составления законов и имел силу лишь при условии соответствия его статей законам, включённым в Полное собрание законов.

Вопрос о юридической природе Свода законов не был решён достаточно определённо. В Манифесте от 31 января 1833 г. говорилось, что «Свод законов ничего не меняет в силе и действии их (законов), но приводит их только в однообразие и порядок».[14] В научных исследованиях юристов и практической деятельности сложилось мнение о нём как о новом законе, имеющем силу, однако, лишь при условии соответствия его содержания тем включённым в Полное собрание законам, на которых он был основан. М. Ф. Владимирский-Буданов приводит принятое 19 января 1833 г. Государственным советом решение, в котором Свод законов признавался «законом, коим должно руководствоваться исключительно».[15]

И. П. Загоскин писал, что Соборное уложение «в качестве законодательства действующего напечатано во главе Полного собрания законов Российской империи; отсюда отдельными статьями своими…оно рассеяно по различным томам Свода законов».[16]

По общему правилу, вступление в действие вновь издаваемых законов определялось временем их обнародования. Обнародованием законно считалось: 1) «припечатание» его Правительствующим сенатом в издаваемом им Собрании Узаконений и Распоряжений Правительства и 2) получение соответствующего номера этого издания в том или другом правительственном месте. Без этих двух условий обнародование не имело места, и законодательные акты вступить в действие не могли.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: