Хронология всемирной истории на первых этапах совпадает с родословием «сынов Божьих» (Быт. 6:2), которые происходили от Адама и Сифа.




Хронология

 

Адам родил Сифа, когда ему было 230 лет. Это первая дата в хронологии библейской мировой истории. Писание учит, что время всемирной истории не измеряется только по движению астрономических объектов: сами годы группируются вокруг какого-то лица. Время Священной Истории происходит только в образе Божьем, который есть человек [1].

И пожил Адам двести тридцать лет и родил [сына]… и назвал имя ему Сиф. И были дни Адама по рождении им Сифа семьсот лет, и родил сынов и дочерей. И были все дни Адама, которые он пожил, девятьсот тридцать лет, и он умер.

Быт. 5:3–5

Хронология всемирной истории на первых этапах совпадает с родословием «сынов Божьих» (Быт. 6:2), которые происходили от Адама и Сифа.

В Церкви человек может изнутри знать течение исторического времени – в какой мировой эпохе он живет. Для любого времени истории Св. Писание может дать ответ о том, каков смысл происходящих в нем событий. Первый этап мировой истории – до Боговоплощения, это пророчество о Мессии, череда суббот и жертвоприношений. Мы знаем, чему кланяемся и откуда спасение, – мог сказать человек Ветхого Завета (см. Ин. 4:22). Христос пришел в мир, закончилась череда суббот, нет больше кровавых жертвоприношений, «теперь все новое», – говорит человек Нового Завета (2 Кор. 5:17). Когда время мировой истории будет в последней фазе, явятся признаки последнего времени по Книге Апокалипсис, один из центральных – мировая цивилизация Вавилон…

Умение определить свое «местоположение на карте» мировой истории – великое преимущество сынов Божиих, потому что для каждого «времени» есть свои особенные угрозы и творческие задания.

Сравнительно с переводом LXX, Масоретский текст представляет иную хронологию всемирной истории, поскольку она дается по родословию сынов Божиих. Согласно ТМ, Адаму, когда он родил сына, было не 230, а 130 лет, и Сифу, когда он родил сына, было не 205, а 105 лет … Общая продолжительность жизни патриархов (Адама – 930, Сифа – 912 лет) в ТМ сохраняется за счет соответственного увеличения срока жизни патриархов после рождения сына (Адама – до 800 лет, Сифа – до 807 лет). Подобное изменение хронологии в ТМ будет продолжаться до конца родословия.

На этом отрезке Масоретский текст предъявляет себя, что он иной текст, нежели тот, с которого делали перевод на греческий язык 70 еврейских книжников. В библейской текстологии высказывался взгляд, что на некотором раннем этапе существовали разные первичные тексты Библии, которые не происходили один от другого (P. Kahle)[2].

Исключить такую возможность нельзя. Однако можно поставить вопрос иначе. Был ли у тех, кто осуществлял «последнюю редакцию» Масоретского текста [3] стимул, чтобы внести коррективы в хронологию Книги Бытия? Может быть, какая-то важная мысль заключалась в том обозначении числа лет, когда патриарх родил сына-преемника. Именно от этого числа лет (Адама – 230, Сифа – 205) исчисляется хронология допотопной эпохи.

Зафиксируем, что в текстах Книги Бытия содержатся две хронологические системы. Их различие становится особенно явным, когда речь заходит о родословии сынов Божиих – глава 5 и глава 11 Книги Бытия. Различие в хронологических системах Книги Бытия между Масоретским текстом и переводом LXX принадлежат к тому роду, который в науке называется «крупномасштабные различия между библейскими текстами» [4].

В еврейском тексте родословных записей (и в иудаизме) мы имеем одну хронологию, в греческом тексте (и христианской традиции) – другую. Масоретский текст – это редакция христианского времени и в ней обнаруживаются следы полемики с христианством. Перевод на греческий был сделан в дохристианской древности, у авторов перевода не было нужды сознательно изменять текст, в данном случае – даты в родословии Адама и Сима..

Нужно иметь в виду, что хронология Книги Бытия несет в себе содержание отнюдь не безразличное к основам иудаизма и христианства.

В мире человеческой истории самое общее противопоставление духовных начал – это «Каин», или «путь Каина» (Иуд. 1:11), и «сыны Божии», которые возводят свое родословие к Сифу и Авелю: имя «Сиф» означает, что он был рожден от Бога в возмещение Авеля (Быт. 4:25). Это противопоставление: «Каин – Авель » пронизывает все Писание Ветхого и Нового Завета. На него указывает Христос и апостолы. Как в мире человеческой и ангельской свободы есть неизменный ориентир, относительно которого определяется конечное состояние духа, – небо (где верх, где низ, где Бог, где дьявол), так и в мире человеческой истории, которая протекает на земле есть путеводные столбы: пойдешь в одну сторону, там «Каин», пойдешь в противоположную, там Христос. В полемике с христианством иудаизм пошел «путем Каина». Те, кто вносили последние изменения в Масоретский текст, симпатически отнеслись к «Каину» и антипатически к «сынам Божиим».

Если спросить, какой смысл было изменять хронологию в родословии патриарха Сима (Бытие, 11 глава), то можно указать конкретную причину. Это – загадка Мелхиседека.

Аврааму на его жизненном пути была дана встреча со священником Мелхиседеком (Быт. 14:18). У всех на слуху были слова Псалма 109: «Сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня... Ты священник во век по чину Мелхиседека» (Пс. 110/109:1, 4). Мелхиседек указывал на Мессию, происхождение его божественно. Филон Александрийский (он жил на рубеже Христианской эры) считал, что Мелхиседек – «второй Бог», Логос воплощенный (точнее, proforikТj – произнесенный), «первородный сын», первосвященник космоса, глава ангелов и многое другое. В кумранских текстах достоинство Мелхиседека возводят к Богу и он даже именуется «Элохим»...

Словом, фигура Мелхиседека была в высшей степени загадочна... Пришел Христос и разрешил загадку: это Он иерей по чину Мелхиседека, это Его именем благословил Мелхиседек Авраама. Апостол Павел подробно истолковал встречу Авраама с Мелхиседеком как указание на перемену священства, которая произошла в Новом Завете.

Явление Мелхиседека в Книге Бытия – прямой указатель на Новый Завет.

В иудаизме фигура Мелхиседека (Малки-Цéдека) указывает в прошлое. Считают, что Мелхиседек – это Сим, праотец семитов, сын Ноя. Мелхиседека, так сказать, резко приземлили... Но как может быть, что Мелхиседек – это Сим? Если Авраам – десятое (в Масоретском тексте – девятое) поколение от Сима, как он мог повстречаться с Симом?

Согласно греческому тексту, Сим умер за 500 с лишним лет до рождения Авраама, и Мелхиседек не мог быть живым Симом [5]. Иная картина в Масоретском тексте: согласно хронологической системе Масор ы, Симу было больше 200 лет, когда родился Авраам, до смерти Симу оставалась еще почти 300 лет, Сим даже пережил Авраама, Сим – мог быть Мелхиседек.

В христианстве Мелхиседек сразу стал сильным аргументом в пользу того, что Иисус был Христос (Мессия). Хронологическая система Масоретского текста позволяла нейтрализовать этот опасный аргумент враждебного иудаизму вероучения. Хронология Книги Бытия несет на себе предельную идеологическую нагрузку.

В иудейской традиции (и иудейском толковании Масоретского текста) можно проследить тенденцию – симпатическую к каинитянам (тем, кто по духу «Каин»). Приведем один и самый яркий пример. Проклятие Каина в том, что он стал на ва-над – «шатающийся (шаткий») и «сетующий» (с покачиванием головы), в LXX: «стенающий и трясущийся» (Быт. 4:12). Проклятие Каина в иудаизме интерпретируют как «изгнанник и скиталец»[6]. В такой интерпретации Каин – страдательная сторона (как будто Бог принудил Каина к изгнанию и скитальчеству), Каин – возвышенный образ: в богоборческую эпоху возможна его романтическая идеализация [7].

Первое человечество – потомки Адама – было разделено на два «рода»: один происходил от Каина, это каиниты; другой род происходил от Сифа, это «сыны Божии» (Быт. 6:2).

Тот «род», что от Каина, создал могучую дифференцированную единственную земную цивилизацию… Все изобретения в эпоху до Потопа принадлежали Каину и его потомкам (Быт. 4:17-24). Силы каинитов были по видимости неисчерпаемы, их цивилизация могла стать глобальной, а где-то поблизости жили люди другого «рода», которые «ничего-то не сделали на земле»… Потомки Сифа – это, вообще, какая-то «не прогрессивная часть человечества». Там, где они засели, тишь и «никакого движения мысли»... И при этом отсчет лет земной жизни всего человечества в Писании ведется по родословию именно этого «рода».

Отношение тех, кто от Каина, к сынам Божьим вписывается в формулу: «Пусть их будет царство небесное, земная жизнь наша!» Отношение к земной жизни очень много определяет в иудаизме. Если в Масоретском тексте действительно есть тенденция симпатическая к каинитянам, то у «последних редакторов» этого текста были основания вносить коррективы в хронологию.

Умонастроение «Пусть их будет царство небесное, земная жизнь наша!» иногда встречает неожиданную поддержку от… христиан, примерно в такой трактовке: «Церковь не от мира сего, наше – вечная жизнь, а земное пусть остается князю мира сего». Это не христианское умонастроение, и не библейское. Не имеет настоящей надежды на спасение тот, кто не держит вражды со «змеем» (Быт. 3:15) и отдает землю «врагу человека» диаволу (Мф. 13:28).

В христианской жизни есть эта опасность – «изъятия Церкви из истории и ее развоплощения» [8]. Время земной жизни принадлежит сынам Божьим, и течет в них, и измеряется по ним.

Новый Завет утверждает мысль, которая прямо выражена в первой хронологии Св. Писания:не только жизнь будущего века принадлежит сынам Божьим, но, говорит апостол Павел, и эта, земная жизнь – мир [9] и историческое время, прошлое, настоящее и будущее, – «все ваше».

Или мир (космос), или жизнь, или смерть, или настоящее, илибудущее, все ваше; вы же – Христовы, Христос – Божий.

1 Кор. 3:22, 23

Это библейское мировоззрение – не уступать земную жизнь тем, кто именуется в Писании «семя змея» (Быт. 3:15). Это не значит просто крепиться: человеку после грехопадения была дана способность жить в истории.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: