ТЕМА ТВОРЧЕСТВА в ЛИРИКЕ




А.С.Пушкин (XIX век) М.Ю.Лермонтов (XIX век) В.Брюсов (XX век) А.А.Блок В.В.Маяковский (XX век) Б.Пастернак (XX век) А.А.Ахматова (XX век)
Стих-е «Разговор книгопродавца с поэтом» Стихотворение «Я жить хочу! хочу печали…» Стихотворение «Творчество» Стихотворение «Земное сердце стынет вновь…» Стихотворение «Поэзия» Стихотворение «Определение поэзии» Стихотворения «Творчество», «Про это» и др.
В стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» мы видим попытку реалистически осмыслить результаты поэтических трудов, перенести на бумагу образ самого вдохновения, а не только его результаты: Какой-то демон обладал Моими играми, досугом, За мной повсюду он летал, Мне звуки дивные шептал… Тема творчества – одна из центральных в лирике М.Ю.Лермонтова. Герой уже ранних стихотворений размышлял о смысле жизни, о назначении поэта и поэзии. Путь поэта в ранних стихах – путь сильной, но обреченной личности. В стихотворении «Я жить хочу! хочу печали…» поэт осознает неразрешимое противоречие между своими героическими порывами и их невостребованностью в окружающем мире. По Лермонтову, жить полноценно – значит страдать, жертвовать собой: Что без страданий жизнь поэта? И что без бури океан?   Программным эстетическим манифестом начинающего поэта стало стихотворение «Творчество». Субъективная произвольность образов, рисующих творческий акт, преображение реальности передаются автором в подчеркнуто демонстративном, символистском плане: Звуки реют полусонно, Звуки ластятся ко мне. Тайны созданных созданий С лаской ластятся ко мне, И трепещет тень латаний На эмалевой стене. Пускай зовут: Забудь, поэт! Вернись в красивые уюты! Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой! Уюта - нет. Покоя - нет. Маяковский считает, что поэт должен быть не похожим ни на кого. Он не должен повторять то, что сделано до него. По его мнению, творчество – это колоссальный труд: Поэзия – та же добыча радия. В грамм добыча, В год труды. Изводишь единого слова ради Тысячи тонн словесной руды. Для Бориса Пастернака поэзия – это что-то стихийное, близкое к природе, может быть, сама природа: Это – круто налившийся свист, Это – щёлканье сдавленных льдинок, Это – ночь, леденящая лист, Это – двух соловьев поединок. Это процесс, захватывающий целиком, не оставляющий пути к отступлению, огромная ответственность решившего обнародовать свои чувства и мысли: О, знал бы я, что так бывает, Когда пускался на дебют, Что строчки с кровью – убивают, Нахлынут горлом и убьют! Поэт творит кровью сердца, и каждое слово, отданное людям, - это его детище. . У Ахматовой есть цикл стихов «Тайны ремесла», в котором она размышляет о поэтическом тв-ве. Рождение стиха происходит не по повелению свыше, из каких-то заоблачных высот, а осущ-ется здесь, на земле; и рождение это обыденно, нужно только почувствовать его: Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда, Как желтый одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда. Сердитый окрик, дегтя запах свежий, Таинственная плесень на стене… И стих уже звучит, задорен, нежен, На радость вам и мне. Поэзия рождается из всего, что существует вокруг: из звуков и запахов леса, молчания сосен, «дымовой завесы тумана», «ночной тишины»: Это – выжимки бессонниц, Это – свеч кривых нагар, Это – сотен белых звонниц, Первый утренний удар… В стих-и «Творчество» стихи рождаются из некоего хаоса, и в этом напоминают Вселенную: Бывает так: какая-то истома; В ушах не умолкает бой часов; Вдали раскат стихающего грома. Неузнанных и пленных голосов Мне чудятся и жалобы и стоны, Сужается какой-то тайный круг, Но в этой бездне шепотов и звонов Встает один все победивший звук. Так вкруг него непоправимо тихо, Что слышно, как в лесу растет трава, Как по земле идет с котомкой лихо. Но вот уже послышались слова И легких рифм сигнальные звоночки, — Тогда я начинаю понимать, И просто продиктованные строчки Ложатся в белоснежную тетрадь.

ТЕМА ТВОРЧЕСТВА в ПРОЗЕ

Н.В.Гоголь Н.В.Гоголь И.Шпилёв М.Булгаков
Повесть «Портрет» (XIX век) Поэма «Мёртвые души» (лирическое отступление о роли писателя) (XIX век) Повесть «Неупиваемая чаша» (XX век) Роман «Мастер и Маргарита» (XX век)
Портрет ростовщика сыграл роковую роль в судьбе его героев-художников, судьбы которых сопоставлены в двух частях повести Художник, прикоснувшийся к злу, написавший глаза ростовщика, которые «глядели демонски-сокрушительно», уже не может писать добро, кистью его водит «нечистое чувство», и в картине, предназначенной для храма, «нет святости в лицах». Все люди, связанные с ростовщиком в реальной жизни, гибнут, изменив лучшим свойствам своей натуры. Художник, который воспроизвел зло, расширил его влияние. Увидев в лавке странный портрет старика с пронзительными глазами, Чартков готов отдать за него последний двугривенный. Нищета не отняла у него, а, возможно, дала способность видеть красоту жизни и с увлечением работать над своими этюдами. Он тянется к свету и не хочет превращать искусство в анатомический театр, обнажать ножом-кистью «отвратительного человека». Но как только деньги, чудом выпавшие из рамы портрета, дают Чарткову возможность вести такую заманчивую светскую жизнь и наслаждаться благополучием; богатство и слава, а не искусство, становятся его кумирами. Н. В. Гоголь своей повестью утверждает, что искусство несет не только добро, но и зло. Но в то же время он говорит о том, что нести искусство должно так же, как и талант, исключительно добро. Только в этом случае оно истинное, талант подлинный и, следовательно, душа чиста. В начале седьмой и конце одиннадцатой глав поэмы лирические отступления раскрывают творческие задачи автора, его судьбу как писателя. Гоголь размышляет о двух разных уделах, ожидающих писателя, создающего "возвеличенные образы", и писателя-реалиста, сатирика. В этом лирическом отступлении, полном глубоких мыслей и ярких обобщений, отразились не только взгляды писателя на искусство, но и его отношение к господствующим верхам общества, к народу. Эта удивительная повесть о талантливом крепостном художнике Илье Шаронове, о духовной радости, о преодолении греха светом. Барин Ляпунов, узнав о таланте холопа своего, послал его учиться в обитель живописцев — Вечный город Рим. Много новых имён узнал Илья: Тициана и Рубенса, Рафаэля и Тинторетто — великих художников Возрождения. Многому научился он в Ватиканской мастерской Терминелли. Написал по заказу кардинала церковную картину — лик святой Цецилии — не хуже именитых ватиканских мастеров. Пришла пора возвращаться, уговаривает его мастер остаться: “Велико твоё дарование, стань вольным в вольной стране”. Не мог принять Илья предложение учителя, потому что обещал народу своему вернуться в родные места и послужить ему верой и правдой. Вернувшись, написал два портрета: один Анастасии Ляпуновой в образе земной женщины, другой — в образе Девы Пречистой с нимбом на голове. Принял монастырь икону, названную «Неупиваемая чаша», и обладала она чудотворной силой — исцеляла больных и убогих. Сбылось напутствие русского рисовальщика Ивана Михайлова: “Помни, Илья: народ породил тебя — народу и послужить должен!” Таков был свободный выбор “несвободного” талантливого художника, крепостного Ильи Шаронова. Булгаков с самых первых страниц романа медленно подводит нас к одному из главных конфликтов произведения: проблеме истинного и ложного творчества. Для автора эта проблема была особо болезненна, и не случайно многие литературоведы угадывают под маской Мастера самого Булгакова. Для раскрытия темы творчества автор показывает нам членов МАССОЛИТа, жалких графоманов, заботящихся только лишь о набивании своего желудка. И именно они должны владеть умами целых поколений! И уже не смешна нам булгаковская сатира, от нее становится страшно, горько. Но вот на страницах произведения появляется Мастер. Это истинный творец, настоящий художник. И, к сожалению, вполне естественно, что он не может выжить в подобном обществе. Однако творчество не должно быть ограничено боязнью оказаться непринятым, непонятым. Писатель, художник слова, должен иметь право на свое мировоззрение, миропонимание. Так считал Булгаков.

ТЕМА ТРУДА

И.А. Гончаров П. П. Бажов А.И. Солженицын В.А. Ситников В.Н. Крупин Л.М. Лубнин А.П.Платонов
Роман «Обломов» Сказ "Живинка в деле" Рассказ “Матрёнин двор” Повесть «Русская печь» Повесть «Боковой ветер» Повесть «Районная тёща» Рассказ «В прекрасном и яростном мире»
Герой произведения «Обломов» Андрей Штольц видит смысл жизни не в результате труда, а в самом процессе. Бажов рассказывает, как старый мастер дед Нефед обучал своего ученика Тимоху Малоручко угольному делу. Вскоре Тимоха перенял науку, «поймал живинку» и сам стал удивляться, почему не мог сделать этого раньше — так вроде все просто. «А потому, — объясняет ему дед Нефед, — что ты книзу глядел, на то, значит, что сделано, а как кверху поглядел, как лучше делать надо, — тут живинка тебя и подцепила. Она, понимаешь, во всяком деле есть, впереди мастерства бежит и человека за собой тянет». Матрёна, главная героиня рассказа, не воспринимает принудительный труд как наказание, кару. Работа для неё – это вся её жизнь… На просьбу родственницы помочь ей, старый дедушка не думая согласился, будучи физически слабым. Ему на помощь пришла вся деревня: женщины, старики, ребятишки. Люди пришли, оставив свои дела, чтобы бескорыстно сделать важную работу. Труд объединяет людей. Автор рассказывает о том, что в детстве он брался за любые дела, с охотой помогал родителям. Он честно зарабатывал свой хлеб, боясь лишь одного: вдруг завтра не возьмут на работу. Повесть о рабочем человеке Климентии Землеройке, занимавшимся странным, но увлекательным делом. Он разыскивал под землёй хорошую воду и потом копал колодцы. Он любил эту работу, был мастером своего дела. Климентий любил говорить: «Воду найти – всё одно что клад открыть. Вода чистоту даёт – чистоту и любит… Только чистому человеку она открывается». Главный герой произведения – машинист Александр Васильевич Мальцев. Он гений в своем деле, потому что умел «чувствовать» и машину, и дорогу одновременно. Лишь этому машинисту поручали самые сложные и ответственные выезды, лишь он мог выручить и нагнать упущенное другим машинистом время, лишь он мог проехать по самому опасному участку пути. Для него работа – это вся жизнь

ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ

В русской литературе мы встречаем разные образы учителей – от смешных и нелепых (вспомним комедию Д.И.Фонвизина «Недоросль» до героических (образ учителя Алеся Ивановича Мороза в повести В.Быкова «Обелиск»)
А.П.Чехов А.Платонов Ч.Айтматов В.Распутин В.Астафьев
Рассказ «Человек в футляре» Рассказ «Песчаная учительница» Повесть «Первый учитель» Рассказ «Уроки французского» Повесть «Последний поклон»
А.П.Чехов знакомит нас с учителем дореволюционной России - Беликовым, учителем греческого языка. «Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник». Не случайно Чехов уделяет особое внимание портрету героя. При помощи характеристики быта, костюма Беликова автор показывает его истинное лицо, раскрывает его душу, внутренний мир. Футляр обволакивает мозг, контролирует его мысли, подавляет его положительные начала. Это уже не человек, а механизм.   В рассказе А.Платонова – другой учитель, любящий своё дело. Читатель узнаёт о жизни Марии Нарышкиной, которая назначена учительницей в дальнее село Хошутово – «на границе с мёртвой среднеазиатской пустыней». Платонов пишет о том, что пустыня стала её родиной. Увидев жалкое Хошутово, занесённое сугробами песка, познавшая «тяжкий и почти ненужный труд» людей, пытавшихся расчищать песчаные завалы, Мария решает начать борьбу с пустыней. Через три года Хощутово преобразилось. Зазеленели посадки. Школа «была полна не только детьми, но и взрослыми, которые слушали чтение учительницы про мудрость жить в песчаной степи».   В условиях и обстоятельствах, в которых пришлось работать Дюйшену, молодому учителю, его труд – подвиг. События переносят читателя в маленький глухой аул Киргизии, где сложились вековые традиции тьмы и отсталости. Бывшая ученица Дюйшена Алтынай поняла «ради чего этот молодой парень, который ничем не хуже и не глупее других, ради чего он, терпя трудности и лишения, снося насмешки и оскорбления, учит детей». «Я думаю устроить школу – с вашей, конечно, помощью – вон в той старой конюшне, что стоит на бугре»,- предлагает Дюйшен дехканам. Нелегкая судьба и голод заставляют ребенка связаться с местными подростками, которые играют «на деньги». Его обманывают, унижают, обижают, он не хочет мириться с обманом и несправедливостью детей, но приходится играть – ему просто нечего есть, он голодает. Выигранные деньги тратит на хлеб и молоко. Другого выхода у него нет. Узнав об этом, учительница французского языка Лидия Михайловна пришла к нему на помощь. Под видом необходимости дополнительно заняться французским языком, учительница приглашает ученика домой. В доме Лидии Михайловны ему было комфортно и уютно. Герой проникается доверием к своей учительнице. Через некоторое время женщина предлагает мальчику сыграть «в пристенок» на деньги. «Что Вас побудило? Вот именно, что побудило?» - спрашивает Лидию Михайловну директор школы, когда узнает об этом. Учительница повела себя мужественно и благородно, взяв всю вину на себя и дав мальчику возможность учиться дальше. Из школы ее уволили, так и не поняв, что ее побудило играть на деньги с учеником. В повести рассказывается история, которая произошла с учителем. Однажды ребята пошли на гору за цветами и саженцами для школьного двора. Вскоре присели на каменья отдохнуть и вдруг увидели змею. Школьники ещё и «подумать ничего не успели, как учитель оттолкнул их, а сам схватил палку и принялся молотить по змее». - Не бейте через плечо!– кричали школьники, но учитель не слышал. Он бил и бил змею, потом обернулся, и ребята увидели, что он дрожал. Когда они возвращались, он шёл за детьми и всё оглядывался, готовый оборонять их снова и снова. Учитель очень удивился, что палкой можно закинуть змею на шею. Оказывается, он рос в таком месте, где змей не было. Ребята были поражены. Прошли годы. В.Астафьев таким вот и помнит деревенского учителя – «с чуть виноватой улыбкой, вежливого, застенчивого, но всегда готового броситься вперёд и оборонить своих учеников, помочь им в беде, облегчить и улучшить людскую жизнь». Писатель считает, что «фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово «учитель».


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: