Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Буланашская школа-интернат»
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЁТ
За межаттестационный период
С 2005 по 2010 годы
Составитель:
Кокшарова Наталья Алексеевна
Должность:
Директор
Специальность:
Педагог-психолог
- Артёмовский, 2010 г. –
Содержание
Стр.
Введение………………………………………………………………………... 3
1. Аналитическая часть……………………………………………………….. 6
1.1. Анализ результатов деятельности в межаттестационный период……... 6
1.2.Создание психологического пространства в школе-интернат…………..
1.3. Блок диагностических методик …………………………………….……. 7
1.4. Мониторинг развития учащихся в условиях школьного обучения……. 10
1.5. Организация психокоррекционной и развивающей работы
с учащимися……………………………………………………………………. 12-15
1.6. Сопровождение социально-значимых проектов учреждения…………. 15
1.7. Анализ результатов………………………………………………………… 15
2. Проектная часть……………………………………………………………... 16
3. Заключение…………………………………………………………………... 17
4. Литература…………………………………………………………………… 18-19
Приложения
Введение.
Стоит лишь верить в человека больше,
чем это обыкновенно бывает,
чтобы вызвать наружу
все лучшие стороны его характера.
С. Смайлс.
Понимание школьной психологической деятельности начинается с ответа на важнейший вопрос: в чём заключается суть работы школьного психолога, а самое главное психолога в учреждении для детей-сирот? Психологическая служба – самая молодая из структурных подразделений школы. В России она получила широкое распространение только в начале 90-х годов ХХ века. Сейчас она убедительно доказала свою необходимость, однако в понимании её цели до сих пор нет единства. Кто-то полагает, что таковой можно считать психологическое сопровождение ребёнка в процессе обучения в школе, кто-то акцентирует необходимость содействия адаптации учащихся. Есть и другие точки зрения.
Я считаю, что целью школьной психологической службы является создание условий для гармоничного развития детей и подростков в процессе школьного обучения. В этом определении принципиальным является слово «условия». Я полагаю, что можно говорить только о создании условий, поскольку на развитие, помимо школы, влияют семья из которой ребенка изъяли и социальное окружение, и если на семью в какой-то мере можно воздействовать (работа социальных служб, личностное желание матери вернуть ребенка и др.), то влияние экономических и культурных условий жизни детей можно только учитывать в процессе работы.
Какого человека можно считать гармонично развивающимся? Я считаю, что это человек, который в целом удовлетворён собой и своим окружением (главное чтобы оно было позитивным). Встречающиеся жизненные трудности он умеет преодолевать без психологических травм, используя их как опыт в последующей жизни. Его развитие не останавливается с прекращением школьного обучения и осуществляется до последних дней жизни в рамках, принятых данной культурой и обществом. И конечно, такой человек сможет успешно выполнять соответствующие его возрасту и внешним условиям социальные и семейные функции. Исходя из всего этого, можно сказать, что гармоничное развитие – это:
· наличие гармонии (согласованности) как внутренней, так и внешней;
· возможность преодолевать жизненные трудности и использовать их для своего развития;
· наличие предпосылок последующего развития в процессе жизнедеятельности;
· сформированность основных возрастных новообразований;
· возможность полноценного функционирования.
Соответственно динамическую совокупность психических свойств, обеспечивающих гармоничное развитие, можно назвать психологическим здоровьем. Это и является ключевым понятием в работе школьного психолога.
В качестве главных критериев психологического здоровья можно выделить следующие:
· позитивное самоощущение (позитивный основной эмоциональный фон настроения), позитивное восприятие окружающего мира;
· высокий уровень развития рефлексии;
· наличие стремления улучшать качество основных видов деятельности;
· успешное прохождение возрастных кризисов;
· адаптированность к социуму, умение выполнять основные социальные и семейные роли.
Понятно, что представленный образ психологического здоровья человека следует рассматривать как идеальный, как эталон. В большинстве своём дети имеют те или иные отклонения от него, и это нормально. Но нередко встречаются существенные нарушения психологического здоровья.
Исходя из всего вышесказанного, я определила для себя в межаттестационный период (с 2005 по 2010 г.г.) ряд задач:
· создание условий для организации психологической службы в школе;
· изучение и внедрение в практику новых диагностических методик;
· систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса
ребенка и динамики его психического развития;
· создание социально-психологических условий для развития личности
детей и их успешного обучения и воспитания;
· создание специальных социально-психологических условий для
оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом
развитии.
Цель аналитического отчёта: самоанализ и самооценка результатов деятельности за период с 2005 по 2010 годы, а также условий, при которых были получены результаты.
Задачи отчёта:
1. Выделение основных направлений моей деятельности.
2. Анализ полученных результатов.
3. Установление причинно-следственных связей между результатами и условиями их получения.
4. Выявление противоречий.
5. Проектирование путей решения этих противоречий в будущем.
6. Самооценка эффективности собственной деятельности.
Аналитическая часть.
Анализ результатов деятельности в межаттестационный период.
Основными направлениями моей деятельности в межаттестационный период с 2005 по 2010 годы были:
1. Диагностические и исследовательские мероприятия, ориентированные на модули (или составляющие) учебного и воспитательного процесса.
2. Разработка и осуществление коррекционных и развивающих программ с учётом индивидуальных особенностей детей.
3. Индивидуальные и групповые консультации детей по вопросам обучения, развития, самоопределения, самовоспитания.
4. Проведение психопрофилактической работы с детьми по разным видам психологических нарушений.
5. Консультирование педагогов по психологическим проблемам обучения и воспитания детей.
6. Повышение психологической культуры педагогов.
7. Индивидуальные и групповые консультации для родителей и родственников, граждан желающих восстановиться в правах или взять ребенка под опеку.
Сообщаю о себе следующие сведения:
· Образование – высшее, в 2000 году окончила УГППУ Социальный институт по специальностям педагог- психолог, социальный педагог; защитила на «отлично» дипломный проект.
· Педагогический стаж работы – 20 лет, по должности педагог-психолог – 10 лет, имею первую квалификационную категорию по специальностям директор и педагог-психолог.
· В октябре 2005 г.- приняла участие во Второй Всероссийской неделе школьной психологии в ВДЦ «Орленок», прошла обучение на курсах в Межотраслевом региональном центре повышения квалификации специалистов по теме «Перспективные направления деятельности психолога образования и их технологическое обеспечение»;
· С сентября 2003 г. по август 2006 г. работала педагогом-психологом в МОУ СОШ № 12;
· С сентября 2006 г.по настоящее время работаю директором и педагогом-психологом в ГОУ СО «Буланашская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
· В 2005 г. награждена Почётной грамотой Главы МО «Артёмовский район»;
· В октябре 2007 г. – Благодарственным письмом Председателя Думы Артёмовского городского округа;
· В 2007 году стала Дипломантом школьного конкурса «Учитель года» в номинации «Опыт и мастерство»;
1 .2. Создание психологического пространства в школе-интернат.
Сенсорная комната– это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы.
«Комната-доктор» помогает в решении многих проблем эмоционального характера и трудностей волевого самоконтроля воспитанников.
Она оборудована в помощь педагогам-психологам, осуществляющим профилактическую, коррекционную и развивающую работу с детьми, и используется как дополнительный инструментарий терапии и повышает эффективность любых мероприятий, направленных на улучшение психологического и физического здоровья.
Предназначена для решения следующих задач:
· обучение на основе сенсорной стимуляции;
· психотерапия;
· социальная адаптация.