внутренних дел Российской Федерации




КОДЕКС

Этики и служебного поведения сотрудников органов

внутренних дел Российской Федерации

I. Общие положения

 

1. Настоящий Кодекс разработан на основе положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 30 ноября 2011 г.
№ 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[2], Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренного на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря
2010 г. (протокол № 21).

2. Настоящий Кодекс определяет этические нормы и отдельные требования к служебному поведению[3] сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации[4] при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время.

3. Этические нормы и требования основываются на общепринятых
в российском обществе нравственных принципах и ценностях.

4. Настоящий Кодекс подлежит изучению сотрудниками и гражданами, поступающими на службу в органы внутренних дел Российской Федерации[5].

II. Общие этические нормы и требования

 

5. При осуществлении служебной деятельности сотруднику, исходя
из стоящих перед ним задач, следует:

5.1. Придерживаться делового стиля поведения, основанного
на самодисциплине и выражающегося в профессиональной компетентности, обязательности, аккуратности, точности и внимательности.

5.2. Соблюдать функциональность, скромность и чувство меры
при оформлении служебного кабинета, избегать использования предметов роскоши.

5.3. Сохранять выдержку и достоинство, контролировать свое эмоциональное состояние, своим видом и действиями демонстрировать уверенность и спокойствие, в том числе при провоцировании правонарушителями конфликтной ситуации.

5.4. Давать разъяснения правонарушителю о неправомерности
его действий без нравоучений, доброжелательно, убедительно и ясно,
со ссылкой на соответствующие нормативные правовые акты.

5.5. Воздерживаться от жестких действий и резких высказываний
по отношению к правонарушителю в присутствии детей, женщин, людей преклонного возраста.

5.6. Стремиться свести к минимуму моральный вред при проведении следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.

5.7. При проведении осмотра, обыска, выемки не допускать небрежного отношения к предметам и личным вещам, имеющим значимость или ценность для граждан.

5.8. При проведении допроса сохранять спокойствие и уверенность, проявлять сочувствие к потерпевшему, непредвзятость к правонарушителю, уважение к личности допрашиваемого.

5.9. При выполнении служебных обязанностей в период действия военного положения или чрезвычайного положения, в период проведения контртеррористической операции, в условиях вооруженного конфликта,
при ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций:

5.9.1. Проявлять готовность к оказанию помощи пострадавшим.

5.9.2. Быть нетерпимым к утрате бдительности, несоблюдению правил безопасности.

5.10. При осуществлении инспектирований, контрольных проверок
и целевых выездов:

5.10.1. Справедливо, объективно и компетентно оценивать деятельность проверяемого органа внутренних дел, исключая влияние предвзятых мнений и суждений.

5.10.2. Воздерживаться от угощений, подарков, предлагаемых в ходе проверки, недопустимых знаков внимания.

6. Этические нормы и требования предписывают сотруднику
при осуществлении служебной деятельности и во внеслужебное время:

6.1. Признавать приоритет государственных и служебных интересов
над личными.

6.2. Служить примером высокого уровня правосознания
и законопослушности.

6.3. Быть нетерпимым к нарушениям законности и служебной дисциплины.

6.4. Соблюдать беспристрастность.

6.5. Не допускать использования своего служебного положения
для оказания влияния на деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц и граждан в личных целях.

6.6. Уважать и учитывать правила общежития, национальные обычаи
и традиции, религиозные чувства граждан, культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп.

6.7. Вести себя достойно, вежливо и доброжелательно, вызывая доверие и уважение граждан к органам внутренних дел и готовность оказывать им содействие.

6.8. Проявлять чуткость и внимание к гражданам, особенно к лицам преклонного возраста, женщинам, детям, инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.

6.9. Относиться нетерпимо к любым действиям, представляющим собой жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение, причиняющим физическую боль или нравственные страдания.

6.10. Быть мужественным и решительным, не допускать страха и паники перед лицом опасности при пресечении правонарушений, защите граждан от преступных посягательств, а также в любой обстановке, требующей спасения жизни или сохранения здоровья граждан.

6.11. Соблюдать культуру речи, уметь грамотно, доходчиво и точно передавать мысли, придерживаться принятых речевых норм, воздерживаться от нецензурной брани и жаргона.

6.12. Проявлять уважение и доброжелательность по отношению
к коллегам, не допускать пренебрежительных отзывов об их служебной деятельности.

6.13. Строить взаимоотношения с коллегами на принципах товарищеского партнерства, взаимопомощи и взаимовыручки.

6.14. Избегать проявления излишнего интереса к работе коллег, вежливо, но твердо не допускать их вмешательства в свою служебную деятельность.

6.15. Уважать старших по замещаемой должности, специальному званию или возрасту.

6.16. Хранить и приумножать профессиональные традиции органов внутренних дел, передавать свой служебный опыт молодым сотрудникам.

6.17. При управлении автомобилем или иным транспортным средством быть образцом соблюдения правил дорожного движения и водительской вежливости.

6.18. Воздерживаться от публичного участия в азартных играх, исключать употребление наркотических средств и психотропных веществ
в немедицинских целях, алкогольных напитков накануне и во время выполнения служебных обязанностей, курение табака в запрещенных местах.

7. Для сотрудника недопустимы:

7.1. Поспешность в принятии решений, пренебрежение общепринятыми нравственными нормами.

7.2. Равнодушие, бездеятельность и пассивность в предупреждении
и пресечении правонарушений.

7.3. Избирательный подход при рассмотрении вопроса о применении
к правонарушителям мер государственного принуждения и привлечения
их к ответственности.

7.4. Любые действия, связанные со склонением, побуждением в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий.

7.5. Разглашение сведений о частной жизни, ставших известными в ходе служебной деятельности.

7.6. Совершение поступков, дающих основание сомневаться
в его честности, порядочности или несовместимых со статусом сотрудника.

8. Возникновение обстоятельств для прохождения сотрудником службы в органах внутренних дел в особых условиях не может служить оправданием для нарушений им этических норм и требований, служебной дисциплины и законности.

 

III. Отдельные этические нормы и требования к сотрудникам, замещающим должности руководителей (начальников)

9. Сотрудник, замещающий должность руководителя (начальника), помимо соблюдения иных этических норм и требований, содержащихся
в настоящем Кодексе, должен:

9.1. Быть примером профессионализма, образцового выполнения служебных обязанностей, соблюдения этических норм и требований, служебной дисциплины и законности.

9.2. Проявлять высокую требовательность и принципиальность
по отношению к подчиненным в сочетании с уважением их личного достоинства, права на личное мнение.

9.3. Объективно оценивать результаты служебной деятельности подчиненных, не допускать протекционизма и избирательности при принятии решений по вопросам прохождения службы.

9.4. Равномерно распределять служебную нагрузку, учитывая квалификацию и опыт подчиненных, обеспечивать надлежащие организационно-технические и санитарно-гигиенические условия службы сотрудников с учетом особенностей службы в органах внутренних дел, организацию их отдыха.

9.5. Побуждать подчиненных к совершенствованию личностных и деловых качеств, доброжелательно и умело мотивировать их к добросовестному осуществлению служебной деятельности.

9.6. Способствовать формированию в служебном коллективе благоприятного социально-психологического климата, предотвращать конфликты.

9.7. Вникать в нужды и проблемы подчиненных, обеспечивать оказание им необходимой социальной и правовой помощи, содействие в защите их чести и достоинства.

 

IV. Отдельные этические нормы и требования по поддержанию внешнего вида и ношению форменной одежды

 

10. Достойный внешний вид сотрудника подчеркивает его отношение к государственной службе, формирует уважительное отношение к нему граждан и коллег, оказывает влияние на оценку его личностных и деловых качеств руководителями (начальниками) и самооценку.

11. Сотруднику следует носить форменную одежду в соответствии
с установленными требованиями[6], чистой и аккуратной, хорошо подогнанной и отглаженной; быть подтянутым, соблюдать правила личной гигиены.

12. Сотруднику в форменной одежде не рекомендуется посещать рынки, рестораны, казино и увеселительные заведения, если это не связано
с выполнением служебных обязанностей.

13. Сотруднику не следует держать руки в карманах форменной одежды, ходить в нечищеной и стоптанной обуви, а также в форменной одежде, утратившей надлежащий вид.

14. В случае выполнения служебных обязанностей в гражданской одежде допускается ношение костюма (платья) и обуви строгого делового стиля, неяркого цвета, соответствующих статусу государственного служащего, если иное не определено характером выполняемых служебных обязанностей.

15. При выполнении служебных обязанностей:

15.1. Сотрудник мужского пола должен быть всегда коротко подстрижен, тщательно выбрит, а в случае ношения усов и бороды следить за их аккуратным видом.

15.2. Сотруднику мужского пола не рекомендуется носить ювелирные украшения за исключением обручального кольца, чрезмерно использовать парфюмерию.

15.3. Сотруднику женского пола следует соблюдать скромность и разумную достаточность в использовании косметики и ношении ювелирных украшений.

 

V. Отдельные этические нормы и требования при обращении со служебной и личной информацией

 

16. Сотрудник должен принимать меры по обеспечению безопасности и конфиденциальности информации, ставшей известной ему в связи с выполнением служебных обязанностей.

17. Служебная информация должна предоставляться сотрудником иным лицам в установленном порядке и в соответствии с его должностными обязанностями.

18. Публично размещенная сотрудником информация, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не должна содержать высказываний, суждений и оценок в отношении государственных органов, должностных лиц, политических партий, других общественных объединений, религиозных и иных организаций, профессиональных или социальных групп, граждан, за исключением случаев, когда это входит в должностные обязанности сотрудника.

19. Сотруднику не рекомендуется размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на личных страницах, страницах в социальных сетях и других ресурсах:

19.1. Информацию, в том числе фотографии и видеозаписи, позволяющую определить его персональные данные, принадлежность
к органам внутренних дел, если это не связано с выполнением им служебных обязанностей.

19.2. Информацию, которая может вызвать негативную реакцию
в обществе.

19.3. Материалы, дискредитирующие образ сотрудника, умаляющие либо наносящие ущерб авторитету и деловой репутации органов внутренних дел.

 


[1] Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 49, ст. 7020; 2019, № 31, ст. 4477.

[2] Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 49, ст. 7020; 2019, № 51, ст. 7484.

[3] Далее – «требования».

[4] Далее – «сотрудники».

[5] Далее – «органы внутренних дел».

[6] Приказ МВД России от 26 июня 2013 г. № 575 «Об утверждении Правил ношения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации форменной одежды, знаков различия и ведомственных знаков отличия» (зарегистрирован в Минюсте России 10 сентября 2013 г., регистрационный № 29930), с изменениями, внесенными приказами МВД России
от 20 июля 2015 г. № 771 (зарегистрирован в Минюсте России 18 августа 2015 года, регистрационный № 38570), от 24 ноября 2015 г. № 1121 (зарегистрирован в Минюсте России 29 декабря 2015 года, регистрационный № 40332) и от 18 сентября 2017 г. № 722 (зарегистрирован в Минюсте России 12 октября 2017 г., регистрационный № 48524).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: