Проблема анимуса для современных женщин 1 глава




 

Примечание редактора: две лекции Барбары Ханны «Проблема анимуса для современных женщин» (1962) и «Женская психология в литературе» (1957) на девяносто процентов идентичны по своей структуре и изложению. Во избежание повторений, они сведены в одно эссе, в котором объединена вся информация.

Введение
Когда последний раз, девять лет назад, я читала курс по анимусу, меня попросили дать название моей лекции, и я предложила вариант «Анимус-кокон». Это название попадает в самую точку, так как в нём отражены два основных аспекта деятельности анимуса: способ, которым анимус изолирует женщину от её окружения, сплетая сеть своих убеждений между ней и реальностью; и, в случае, если женщина согласилась с ситуацией, то сеть превращается в кокон, из которого куколка женского духа может вылупиться, превратившись в крылатое существо.
На разумных основаниях этот заголовок был отвергнут. Было решено, что для широкой публики он будет совершенно невразумительным. Но мне предложили дать два названия для моего курса: внешнее название будет напечатано на программе, а внутреннее будет существовать уже для самой группы. Анимус-кокон действительно является основной идеей этих лекций, и я хочу, чтоб вы об этом не забывали. Так как я не претендую на чужие лавры, то хочу напомнить, что определение «анимус-кокон» изначально было создано Марией-Луизей Фон Франц.
Несомненно проблема анимуса является задачей, стоящей перед каждой современной женщиной. Этот вопрос, хотя и не так явно, важен и для каждого мужчины, так как понимание этого принципа является ключевым для решения многих загадок, сокрытых в непостижимом поведении их жён (или других женщин).
В этой лекции мы также коснёмся темы анимы, которая является аналогом анимуса. Если в ходе курса я буду использовать одну из книг, а именно The Evil Vineyard, написанную Мари Хэй, то мы столкнёмся с необходимостью рассматривать материал не только с точки зрения анимуса, но и анимы. [1] Важно подчеркнуть, что эти фигуры настолько разные, что никогда не стоит прямо переносить выводы об одной на другую. К примеру, я могу уверенно сказать, как уже сделал Юнг до меня, что главной проблемой современной женщины является анимус, но при этом я не решусь утверждать, что анима является основной проблемой современного мужчины, так как это совершенно запутало бы нас. Вместо этого я скажу, что анимус — это первостепенная по важности проблема для каждой женщины, в то время, как анима, является второстепенной, хотя и жизненно важной, задачей для каждого мужчины.
Причина заключается в том, что на протяжении нескольких поколений женщин было больше (полагаю, что эта ситуация уже начала меняться). Но природа никогда не создаёт ничего бесполезного или бессмысленного. Хорошо известно, что очевидная потеря баланса привела к тому, что огромное количество женщин отошли от многовековой модели, предлагавшей им только роли жён и матерей, они могли быть ещё тётями, но до участия в мужской профессиональной сфере они не допускались.
По этой причине, проблема анимуса стала для женщины основной, наряду с её отношением к мужчине и семье. А что касается мужчин, то их работа всё также остаётся сферой относительно свободной от воздействия анимы. Её роль становится заметной, когда речь заходит об отношении к женщинам. По этой причине мужчины обычно, но конечно не всегда, осознают свою аниму и женского анимуса, в то время, как женщины обыкновенно, и тут снова стоит помнить об исключениях, натыкаются на своего анимуса задолго до того, как начнут осознавать аниму мужчины.
Конечно, анима имеет огромную силу и сильно влияет на жизни мужчин, также, как и анимус на женщин. Сейчас я рассказываю вам о том, как впервые мы начинаем осознавать эти две фигуры. Для современной женщины более заметным является анимус, и тут она оказывается перед лицом огромного количества проблем, которые могут быть решены только внутри неё самой.
Подача материала этой лекции будет немного изменена, я буду меньше говорить о самом анимусе и больше сосредоточусь на женской психологии в целом. В литературном творчестве женщин роль анимуса настолько очевидна, что мне не представляется возможным обойти это стороной, когда речь заходит о женщинах-авторах. О том, насколько это серьёзная проблема, можно судить по тем словам, которые мне однажды сказал Юнг: самое полезное дело для любой женщины является её работа с собственным анимусом. Однако, навряд ли ей это удастся, пока она до определённой степени не справилась с проявлениями своей тени. Масштабы этой задачи ясно обозначены в двух моих снах, которые мне приснились, когда я готовилась к одному из моих ранних семинаров про анимус. Первый из них я увидела сразу же после того, как прочитала курс под названием «Эго и тень».

Я бродила по каким-то зданиям или лабораториям, где, по всей видимости, работала. Это было высотное здание, и в одном месте было большое отверстие в потолке, через которое можно было видеть крышу. Потом я увидела, как все мои вещи переместились в это свободное пространство, которое, очевидно, должно было стать моим новым офисом. Я с возмущением спросила, как такое возможно? Ведь я была вполне счастлива в моём прежнем маленьком квадратном офисе, и у меня не было желания куда-то переезжать. В ответ на это мне было сказано, что, так как моя следующая работа будет об анимусе, мне нельзя оставаться в такой маленькой комнате, потому что в ней недостаточно для него места.

Как вы понимаете, этот сон не сильно ободрил меня. Тогда, впрочем как и сейчас, я ощущала себя совершенно не готовой решать эту задачу. И, как это часто бывает, та же идея вновь ворвалась в мою жизнь в тот момент, когда Юнг сказал в моём присутствии, что часть анимуса, с которой мы можем войти в контакт, является лишь крупицей той фигуры, которая находится далеко-далеко за пределами нашего восприятия. Моё бессознательное уловило это, и в эту ночь мне приснилась мужская фигура человеческого размера, стоявшая перед фигурой гораздо большего размера, за которой в свою очередь находилась фигура ещё крупнее и так до бесконечности, насколько хватало моего взгляда.
Сейчас, конечно, мне всё это уже понятно на интеллектуальном уровне. На своих лекциях я не устаю повторять, что теоретически нет причин, которые мешают нам осознать нашу тень полностью, так как в этой области содержатся персональные переживания человека, которые были подавлены или забыты. Так что, с этим материалом можно вполне работать в маленькой квадратной комнате. При работе с тенью единственной действительно сложной проблемой, за исключением неприятных аспектов личности, является то обстоятельство, что тень смешана с архетипическими фигурами, такими как анима и анимус. И более того, ещё и с коллективной тенью, которую в обществе принято именовать дьяволом. В результате упорной работы эти влияния по большей части можно устранить. Я часто подчёркиваю, что анима и анимус находятся на границе коллективного бессознательного, следовательно у них есть как индивидуальные, так и коллективные аспекты.
Как вы замечали на практике, мы часто слышим о «моём анимусе» и «вашей аниме», но, чтобы быть ближе к сути, правильнее говорить об аниме и анимусе вообще. Так почему же мне приснились эти сны? Очевидно, что я уже осознавала на тот момент то, о чём они мне поведали. Но в жизни так случается редко, сны чаще показывают нечто, чего мы ещё не знаем.
В первом сне мы видим, что принцип работы с анимусом совершенно отличается от работы с тенью. И лекции об анимусе не могут быть подготовлены в небольшом кабинете, для выполнения этой задачи нам необходимо проделать лабораторную работу всем вместе. Мы изучаем практически неизвестный предмет, и нам требуется весь наш опыт, ведь эта тема была открыта совсем недавно.
В своих семинарах «Видения» в 1931 году Юнг говорил о четырёх стадиях развития анимы, предлагая следующие символические образы: Ева (Хава), Елена Троянская, Мария и София; (аналогия для анимуса: Фаллос, Муж, Герой и Психопомп). [2] Эти четыре стадии персонифицированы в образах четырёх известных женщин, в соответствии с гностицизмом. Сводная таблица выглядит так:

АНИМА АНИМУС
4 София Гермес/Психопомп
3 Мария Любовник
2 Елена Муж
1 Хава/Ева Фаллос


Юнг продолжает:

Меня попросили подобным же образом проиллюстрировать развитие анимуса. Видите ли, все эти обломки древней философии, - а философия была тогдашней психологией, - были созданы мужчинами. К примеру, китайская философия, которая в действительности является своего рода психологией, была исключительно мужским изобретением. Ввиду того, что в те времена женщины не имели веса в мире мужчин, они могли оказывать лишь косвенное влияние. В античный период и во всех примитивных сообществах, выражение “cherchez la femme” (ищите женщину) было неизменной истиной, но сама женщина не была признана, и когда мужчины начинали исследовать вопросы психологии, существование женщин совершенно упускалось из виду. Нет ничего удивительного в том, что классификация развития анимы исходит из глубочайшего источника, которому более двух тысяч лет, а что касается анимуса, о нём нам ничего не известно, возможно, мы даже ничего не знаем о его существовании. Мужчины только проклинали женщин, приводя различные аргументы, но им никогда не приходило в голову применить научный подход. Женщин не удостаивали чести стать объектом научных исследований, на них смотрели, как на смесь плохого настроения и невразумительных идей жены профессора, которая не может иметь ничего общего с теми лекциями, которые читает её муж.
Но сейчас мы можем поразмыслить над анимусом и создать для него похожую схему. Однако мы снова сталкиваемся с тем, что эту классификацию сделал мужчина. Я приношу извинения женской части аудитории за то, что вторгаюсь на территорию, которая мне не принадлежит. И у вас есть полное право предложить свою классификацию, так что рассматривайте мою точку зрения всего лишь как предположение, в основе которого лежит определённый опыт, приправленный более или менее доброжелательным отношением. [3]

Далее Юнг продолжает объяснять гностическую классификацию стадий развития анимы, начиная «снизу», то есть с Чаввы, земли. Речь идёт не о физической земле как таковой, образ этот скорее можно сравнить с бороздой в поле, которая нуждается в посеве. Мы рассматриваем, главным образом, символический смысл. В действительности речь здесь идёт о женских половых органах, о йони. Так что, первый уровень можно назвать стадией йони. В определённых гностических текстах её также называют Евой. Вторая стадия — Елена Троянская, третья — Мария, Божья Мать, а четвёртая — София. Существует гностический текст Пистис София, «Гнозис Света». Пистис означает нечто схожее с такими понятиями, как верность, доверие, надежда, приверженность или даже вера. [4] Текст Пистис София был найден на месте коптской церкви в старом Каире. Ссылки на эту книгу, я думаю, что и целые фрагменты, можно найти в работе Мида «Фрагменты забытой веры». [5]
Юнг также пишет, что стадии развития анимуса будут аналогичными, а лучше сказать будут заложены в основу классификации, базирующейся на нашем опыте взаимодействия с анимой. Символом, соответствующим йони, будет фаллос. Почитание фаллоса в примитивных религиях, существующих и в наши дни, представляет собой, главным образом, женский культ плодородия. До сих пор бесплодные женщины умащивают камень-лингам в надежде забеременеть. Обычно для этого используется продолговатый камень красного цвета, его устанавливают на некотором подобии пресса для оливок, в котором есть маленькие каналы для вытекания масла. На индийских рынках для туристов можно встретить подобные камни разных форм, но меньшие по размеру. Лингам также является сакральным символом, который помещают в храм, где его часто умащивают маслом, дабы привлечь изобилие. Это пережиток древнего поклонения фаллосу, почитание генеративной силы. [6]
Вторая стадия, - муж, - идёт сразу же после фаллоса. Третья стадия — любовник, а четвёртую представляет некто вроде Гермеса, психопомпа, проводника или пастыря душ. В Пистис София эта стадия носит название Христос, Совершенный Спаситель.
Прежде, чем завершить рассмотрение идей Юнга, мы ненадолго обратимся к его объяснению четырёх стадий для анимуса. По его предположению, эти четыре стадии, представленные мужскими образами, соответствуют четырём уровням понимания. На самом низком уровне женщина вообще не рассматривает мужчину как личность, он существует ровно настолько, насколько может выполнять репродуктивную функцию. Женщина говорит сама себе: «Я хочу ребёнка, поэтому мне нужен мужчина», это просто способ завести ребёнка. (здесь подойдет любой мужчина). Ввиду того, что он предоставляет оплодотворяющее семя, мужчина функционирует как порождающий фаллос, и больше ничего от него не нужно. Если он предлагает что-то помимо этого, возможно он будет замечен, а может быть и нет, существует своего рода рефлекторное восприятие. Это характерно для женщин некоторых примитивных культур и очень схоже со многими видами животных. [7]
На второй ступени появляется уже, так сказать, человеческий элемент. Мужчина, который породил ребёнка, становится «моим мужчиной», тот, кто с ней шалаше, в жилище или доме, и настроен он более менее дружелюбно, а может и не очень. И это тоже, зачастую, мужчина, который просто оказался рядом. Возможно, он купил корову, и теперь у него есть право приходить в жилище. Это также может быть практически любой мужчина, но так как это именно тот, кто заплатил за корову, возможно, он купит ещё одну, так что... посмотрим. А может она на самом деле выйдет за него замуж, ну и на этом всё. Каким человеком он является это не так уж и важно, достаточно того, что это «мой мужчина». [8]
Юнг отмечает, что Ева/Хава/Земля представляет собой тело и его функции. Подлинное сознательное различение начинается на стадиях Елены и Марии, но тут легко запутаться. Мы должны понять, что это не буквальные имена, а символические названия стадий внутреннего развития. Елена является полигамной стадией в мужчинах, в особенности, если речь идёт о не слишком обременительных отношениях, тогда как женщины предпочитают устойчивые отношения, и по природе в целом им свойственно быть с одним мужчиной, жить в семье, в безопасности и так далее.
Любви мужчин мешает стремление к независимому сексу. Но для женщины препятствием являются материалистический цели, желание безопасности, жизни в роскоши. Таким образом, первые две стадии являются схожими стадиями развития для мужчин и для женщин.
Далее за мужем следует любовник. На стадии мужа уже есть психология, потому что делается определённый выбор, есть исключительность. Теперь ему следует сосредоточиться на женщине, и он для неё очень важен, так как это не просто оплодотворитель и уже не предмет интерьера. Очевидно, что ему нужна она, а он нужен ей, так что это исключительно их выбор, который подводит нас к сути вопроса и приближает к душе женщины. Таким образом мы подготавливаем почву для следующей стадии Гермеса. И вот тут уже появляется бог, предвестником которого был любовник. В тексте по йоге сказано, что из этого низшего центра или с уровня любовника, мы уже направляемся вверх. [9] Находясь на уровне любовника, мы уже видим бога, также, как и будучи на уровне мужа можно увидеть стадию любовника. Вы ещё не находитесь там, но, из этого центра вы можете увидеть стадию бога.
Можно сказать, что эти четыре уровня развития анимуса соответствуют аналогичным стадиям анимы, и без этих соответствий мужчины и женщины просто бы не подходили бы друг другу. Анима мужчина должна в чём-то соответствовать женщине, в противном случае подобная фигура никогда бы не появилась бы в его жизни, а анимус женщины должен, в свою очередь, соответствовать мужчине. Иначе мужчины и женщины никогда бы не смогли бы приспособиться друг к другу.
Каждая стадия предвещает следующую, но каждый раз это свой определённый способ. На стадии любовника женщине нужно прикладывать огромные усилия, так как ради настоящей любви ей необходимо отказаться от своих эгоистичных целей, что и впечатлит мужчину. Муж и любовник свободно перетекают друг в друга, но если на стадии любовника женщина будет настаивать на материальных желаниях, она регрессирует обратно на второй уровень. Соответствия первых нижних стадий увидеть достаточно легко, но следующий уровень, любовника и Марии, понять гораздо сложнее. Любовь является принципом, это милосердие, и мужчина может научиться этому через отношения с Марией. Здесь мы видим религиозный символ, что означает, что в любви и отношениях с Марией секс отсутствует полностью, тогда как стадия любовника для женщины подразумевает отказ от материальных целей. Если вы поразмышляете над тем, что финансовую поддержку проституции обеспечивают женатые мужчины (и государство), тогда вам станет ясно, почему муж соответствует Елене, которую можно разглядеть в этих пленительных дамах, стоящих на улице. Далее Юнг спрашивает:

Существует ли более прекрасная история любви, чем история Марии? Изумительная тайна, божественность, единственная любовная история Бога, известная нам. Он незаконный божественный любовник, в результате союза с которым рождается Искупитель. Так что, между этими двумя стадиями существует несомненная параллель: любовник всегда видит в своей возлюбленной нечто от Божьей Матери, а любящая женщина видит в своём возлюбленном божественного посланника. Стадия Гермеса — совершенная и завершённая божественность, которая находится за пределами человеческого восприятия. На данный момент это моё предположение, и я оставляю за дамами право создать нечто лучшее самим или оспорить эту мою идею. [10]

Юнг бросил этот вызов в 1931 году, и по моему ощущению, с тех пор в этом направлении было сделано не так уж и много. Возможно, во время индивидуального анализа, аналитики, как женщины, так и мужчины, применяют новые наработки, но в любом случае, данных о результатах других людей практически нет. Конечно, для женины достаточно сложно справиться с этой задачей, ввиду того, что Логос не является основным женским принципом, а умение различить стадии, по большей части, относится к сфере действия Логоса. Вероятнее всего она будет в этом проигрывать своему анимусу, так как выдвинутое «предположение» нужно перевести на язык Эроса, но к этому вопросу мы с вами обратимся позже. (Ввиду того, что автором идеи является Логос, нам просто необходимо сотрудничество и помощь мужчин. И здесь они окажут нам бесценную услугу, так как для них естественно рассматривать анимус несколько иначе, а в подобных обстоятельствах нет ничего полезнее обмена мнениями двух сторон).
Как и в случае с анимой, хорошие материалы, описывающие проявлениях анимуса, найти довольное сложно. Когда в 1957 году я читала лекции по теме «Анимус в литературе», я рассмотрела с этой точки зрения огромное количество книг, написанных женщинами. И, должна вам признаться, что собранный урожай чрезвычайно меня расстроил. Персонификации анимуса встречаются крайне редко, в особенности, в женских книгах. Их совсем немного, и ни один из этих образов, к сожалению, не назовёшь действительно первоклассным. А какое место занимал анимус в такой женщине, как Джей Остин? Хотя, он и не предстал во всей красе в её творчестве, ему всё же не удалось полностью остаться вне игры. Когда я готовилась к этому курсу, я наткнулась на один фрагмент в семинарах, проведённых Юнгом в 1932 году, там я и нашла наводку. Он отмечал, что с настоящим анимусом, обладающим героическими, божественными и демоническими качествами, нам приходится иметь дело крайне редко. Искать его придётся долго и упорно, а в обычной жизни мы имеем дело с совершенно ненастоящим анимусом, с некоторой «подменой представлений». [11]
Это натолкнуло меня на мысль о женских книгах, где, возможно, удастся напасть на след анимуса, анализируя его убеждения, лежащие в основе действий и ограничивающие естественное развитие. К счастью, на этом этапе мне удалось обсудить этот вопрос с Юнгом. Он согласился с тем, что за сюжетами женских романов мне может удастся обнаружить направляющий дух или духовного наставника, как его это называл. Он спросил меня: «Как вы считаете, качества анимуса принадлежат мужчинам в книге или самой писательнице»? Я признала, что думала, что это был анимус автора, который и являлся духовным наставником. Юнг согласился с моим мнением.
Для того, чтобы проверить предположение Юнга, нужно будет прочитать гораздо больше, чем одну книгу женщины-автора. На чтение нескольких длинных книг у нас явно нет времени, так что я для начала очень коротко представлю четыре небольших рассказа, написанных Ребеккой Уэст из книги The Harsh Voice, чтобы показать вам, что же я нашла. [12] Мы постараемся не задерживаться слишком долго на рассмотрении этих коротких рассказов, а затем перейдём к The Evil Vineyard Мэри Хей, книге, о которой рассказал мне Юнг, отметив, что считает её лучшим сюжетом женщины-автора из когда-либо встретившихся ему. В этой повести мы очень ясно увидим образ духовного наставника. А потом, если у нас ещё останется время, я бы хотела рассмотреть книги Мэри Уэбб, в особенности Precious Bane, которую, за исключением Wuthering Heights, я считаю лучшей историей об анимусе.
Мне часто задают вопрос, почему я не использую книги мужчин для описания анимуса, и книги женщин-авторов для примеров изображения анимы. Мы можем увидеть прекрасный образ анимуса в некоторых коротких рассказах Д.Г. Лоренса, к примеру в книге “The Lady Bird” (Миссис Сингер), а у Эмили Бронтэ в Wuthering Heights в образе Кэтрин прекрасно изображена анима. Однако, если мы будем тщательно изучать материал, то поймём, что это не работает: в творчестве мужчин не всегда можно увидеть лишь проявление мужской психологии, а у женщин — только лишь женской. Возможно, это из-за того, что женщины и мужчины пишут по-разному. Мужчина использует сознательный ум, он выдерживает линию сюжета, а его анима создаёт атмосферу или настроение книги. В то время, как для женщины чувства являются её естественной средой обитания, она их прекрасно осознаёт, но жизнь книги, сюжета находится в руках её духовного наставника.
Приведу пример, иллюстрирующий на практике мои слова: когда Гёте писал «Страдания юного Вертера», он был совершенно уверен в том, что задуманный им сюжет должен привести Вертера к самоубийству. Но, начав писать эту часть, он впал в эмоциональный кризис из-за этого, и написал в одном письме, что скорее он сам застрелится, чем позволит Вертеру умереть. [13] Полностью отождествившись с Вертером, Гёте переживал очень тяжёлое эмоциональное состояние, он стал одержим настроением своей анимы. В письме он рассказывал, что три дня ходил с пистолетом в кармане, пока этот конфликт был в разгаре. Далее он пишет о том, что испытал облегчение, когда наконец-то смог написать, как Вертер застрелил себя. Ни на одно мгновение сознательный ум Гёте не усомнился в том, что единственным логическим завершением сюжета будет самоубийство. Но его анима вогнала его в такое эмоциональное расстройство, что он почти полностью потерял способность трезво рассуждать и почти утратил свой инстинкт самосохранения.
Сейчас я не могу даже представить женщину в подобной ситуации, чтобы она в течение трёх дней расхаживала с пистолетом в кармане из-за своей неуверенности в том, кто же должен умереть, она сама или её героиня? Отчасти это происходит потому, что она гораздо лучше понимает ценность отношений, чем мужчина. А вторая причина состоит в том, что её сюжетами управляет не сознательный ум, а её духовный наставник. Поэтому её сознательный ум не станет так сильно привязываться к логическому развитию сюжета, как это случилось с Гёте, и когда она начнёт писать, то она не впадёт в эмоциональное расстройство, а в случае сомнений, она скорее будет метаться между разными вариантами развязки её рассказа, в основе которых будет лежать то, что на немецком называют «идеологическими соображениями». [14] Женщина-автор гораздо более склонна к размышлениям, например, если самоубийство допустимо, или не удаётся найти другого финала рассказа, и она также станет кому-то писать письма об этом, то в них она будет обсуждать со своими друзьями разнообразные философские идеи по этому поводу.
Надеюсь, на этом примере я прояснила мою точку зрения. Анимус, духовный наставник, создаёт структуру женского сюжета, тогда как анима, предоставляет эту работу сознательному уму, создавая атмосферу и настроение книги.
Это ярко видно в творчестве Д.Г. Лоренса. В его рассказах всегда присутствуют сильные, не явно выраженные эмоции, создающие атмосферу, что указывает на влияние сильной анимы. Его искусство остаётся в сфере сознания, и я охотно признаю, что его рассказы — это произведения искусства, может даже работы гения с художественной точки зрения, но в них присутствует некоторое отвращение к аниме, и после прочтения у меня всегда остаётся своего рода неприятное послевкусие во рту, как после женских книг, в которых анимусу удалось подавить автора.
Прежде, чем перейти к литературному материалу, я хочу исследовать анимус как таковой, как о нём рассказывал на своих семинарах Юнг, и рассмотреть его влияние на повседневную жизнь, как эмпирическую проблему каждой женщины. Перечитав фрагменты семинаров Юнга, где он говорил об анимусе, я отобрала несколько из них, показавшиеся мне наиболее важными для нашей темы. Я прочитаю вам несколько коротких отрывков и проиллюстрирую некоторые из них примерами из моей личной практики.
Простейшее определение анимуса, с которым мы имеем дело в нашей жизни, снова и снова встречающееся в книгах Юнга и в его семинарах, гласит, что анимус является автором убеждений в женской психике. (А анима создаёт настроения мужчины, примером чему является Вертер Гёте). Эмпирическая разница между анимой и анимусом логически проистекает из их природы. Анимус представляет собой сокрытые мужские черты женщины, а анима — это бессознательные женские характеристики мужчины. Это ясно отражено и в их названиях, ибо анима означает душу, а анимус — это дух. Сферой влияния одной фигуры является отношения и Эрос, другая же правит в области различения и Логоса.
Юнг более чётко описывает разницу:

Сознательный мужчина и анима [могут стать] идентичны. К примеру, если мужчина одержим анимой, он незамедлительно трансформируется в женщину. Также, как и женщина, одержимая анимусом, естественно становится мужчиной... Мужчина, полностью поглощённый своими эмоциями, одержим анимой, когда он думает под влиянием чувств, то делает он это, как женщина. Он говорит точно также, как женщина, и выдаёт такие же рассуждения анимуса. Но женщина достаточно прямолинейно выдаёт во вне порождения своего анимуса... На настроение женщины влияют идеи и убеждения. А в случае мужчин это работает прямо противоположно: сначала он испытывает какое-то настроение, потом у него появляется какое-то мнение. Это можно увидеть на примере: если вы скажете мужчине, что он в плохом настроении, он ответит: «Нет, это не так, решительно не так». А когда вы скажете женщине: «Но у вас же есть какое-то мнение, предубеждение». Она ответит: «Нет». У неё нет никакого мнения. Но, если вы скажете ей, что она испытывает определённое настроение, то это она охотно признает. Как однажды, одному мужчине, рассказывавшему о своих эмоциях, сказали, что он излагает своё мнение по такому-то поводу, он не смог этого увидеть. А что касается женщины, то она не может не замечать эмоций или настроения, так как для неё совершенно ясно, что она переживает определённую эмоцию, а для мужчины это не очевидно, так как он терпеть не может признавать свои эмоции. Конечно, это немного сложно для понимания, но если у вас есть ясное представление о взаимоотношениях эго с анимусом или анимой, то вам будет несложно понять природу мужского или женского образа в их психике. [15]

Юнг часто писал о том, как мужчин раздражают мнения женщин, что они всегда высказываются не по существу, неуместно, что это не оригинальные идеи определённой женщины, а всем известные, общепринятые истины, которые делают бессмысленной конкретную ситуацию, приводя к разрушению отношений. Как будто эти идеи каким-то ветром принесло в голову женщины, а потом она была захвачена ими полностью. Но важно понимать, что всё не так-то просто в том, что касается ума женщины и её анимуса. Фактически Юнг указывает на то, что в определённых условиях, ум и анимус становятся тождественны. Происходит едва заметный сдвиг, и анимус уже в некотором смысле становится её умом. Это также справедливо и для мужчины. Анима управляет его функцией устанавливать связи и Эросом, и становится частью него самого. Когда она его контролирует, а он её нет, мужчина становится одержим анимой, она становится автономной и в определённом смысле управляет ситуацией. Если какой-то психологический комплекс или часть нашей психики получает автономию, то обычно она обретает определённую персонифицированную форму. В действительности, комплексы и другие части нашей психики оформляются в отдельный образ в ситуации, когда они оказываются диссоциированными, то есть становятся сами себе хозяевами. Это хорошо было ранее описано французскими психологами. Юнг обращает на это внимание:

Уму или человеческой психике присуще такое свойство, что каждая его часть является персональной, не в смысле, что это отдельный индивид со своими комплексами, но это по своей природе личность. Это похоже на то, как, если бы вы отрезали мизинец, и он продолжил бы жить совершенно независимо. Тогда бы он обрёл личность мизинца, он был бы женского или мужского рода, он дал бы себе имя и говорил бы лично от самого себя. Если у детей спросить, откуда они что-то знают, они могут ответить, что им об этом рассказал мизинец, как если бы он был отдельной личностью. Таким образом, определённые мысли, ускользнувшие из под контроля и ставшие диссоциированными, немедленно обретают форму эго. [16]

Далее Юнг блестяще описывает архетипические качества, присущие аниме и анимусу:

Невозможно понять архетип до тех пор, пока вы с ним не идентифицируетесь. Если вы хотя бы немного прикоснулись к анимусу или аниме, наиболее общим архетипам из всех, вы стали ими. Человек не сможет понять их до тех пор, пока не окажется полностью в их власти. Ни одна женщина не осознает, что же такое анимус, пока не идентифицируется с ним, и ни одному мужчине не удастся понять, что такое анима, пока она полностью не завладеет его психикой. Рассуждая об этих вещах, я говорю: как если бы. Как если бы каждый из этих архетипов был бы сильнее эго. Они легко поймали бы вас, и вы стали бы одержимы, как будто они львы или медведи, другими словами, первобытные силы, которые совершенно точно сильнее вас. Видите ли, наше предубеждение состоит в том, что мы считаем, что сидим на вершине горы, обладая сознанием и волей, и ничто не может добраться до нас; но потом мы оказываемся пойманными нашим бессознательным изнутри. То, что находится ниже, люди называют «подсознательным», вместо того, чтобы называть это «бессознательным», что звучит гораздо лучше. Подсознание — это подвал, нечто под вашими ногами, а вы — Святой Георгий, стоящий на драконе. Но если вы сойдёте в этот мир, вы встретитесь с фигурой, которая гораздо сильнее, чем ваше эго. Так что, Райдер Хаггард достаточно наивен, когда говорит о «той, которая должна повиноваться». Но другим способом ничего не выйдет, повиноваться придётся вам. Ведь совершенно очевидно, что она является самой сильной частью... Иногда мы можем победить дракона, так что можно предположить, что он не всегда так могущественен. Но существует огромное количество китов-драконов, которые атакуют и побеждают героя, доказывая, что дракон гораздо сильнее, пока герой не нападёт изнутри. [17]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: